ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Основные источники финансирования энергосбережения в Республике Беларусь

Понятие и значение источников финансирования в энергетике. Проекты сотрудничества и инвестиции в области энергосбережения Республики Беларусь с международными организациями. Объемы и источники финансирования мероприятий и программ по энергосбережению.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.12.2011
Размер файла26,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

ТЕМА: Основные источники финансирования энергосбережения

в Республике Беларусь

Выполнила: студентка 1 курса

Группы РФН-2 ФФБД

Белоцкая Ирина Владимировна

Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства“ одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.

В рамках энергетической стратегии разработана республиканская программа «Энергосбережение», содержащая комплекс наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР и приоритеты последующего обновления технологий. Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить 4 — 6,9 млрд. дол. США, еще 3 — 3,6 млрд. дол. США — на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США — в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки — на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США — на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива.

Инвестиционная политика ставит целью создание условий для привлечения, эффективного распределения и использования денежных средств, для обеспечения устойчивого развития ТЭК.

В качестве основных источников финансирования в энергетике рассматриваются:

* собственные средства предприятий ТЭК, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли;

* отраслевые инвестиционные фонды, формируемые из поступлений от продажи топлива, электроэнергии и тепла; средства инновационного фонда концерна «Белэнерго»;

* кредиты, займы и привлеченные средства из внешних источников: международных фондов и финансовых организаций, отечественных и зарубежных банков, частных компаний, частных лиц;

* средства целевого бюджетного фонда «Энергосбережение»;

* средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;

* республиканский и местный бюджет;

Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определяются постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год.

С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

Наряду с вышеперечисленными источниками финансирования систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики можно дополнить следующими формами и источниками финансирования:

* фонды «Энергосбережение» в бюджетной сфере;

* займы международных финансовых институтов.

Акционерные инвестиции. Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть — передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены банками в качестве кредита, которые также могут кредитовать и закупку оборудования. Часть работ (проектирование, конструкторская документация) может быть выполнена за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования, и это сочетание зависит от конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане.

В качестве учредителе ЭСКО могут выступать следующие участники:

* зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять в качестве инвестиций в уставной капитал прямые вложения в денежной форме;

* облисполкомы и Мингорисполком;

* зарубежные и отечественные производители оборудования, которые могут предоставлять это оборудование в качестве уставного капитала;

Лизинг. Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования, как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и погашение кредита, и погашение кредита и процентов по нему производится также не из прибыли, как при обычном кредите. Это играет чрезвычайно важную роль, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование, переданное по лизингу, представляет собой особую форму залога. В случае возникновения кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга, как сублизинг.

Проектное финансирование. Так как, основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и, очевидно, в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Это метод финансирования наиболее действенен, прежде всего, для капиталоемких отраслей промышленности (топливно-энергетический комплекс и другие отрасли с энергоемким производство).

Фонды «Энергосбережение» в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике приходится на социальную и бюджетную сферу (около 9-10%), необходимо внедрить в ней механизм стимулирования энергосбережения при помощи создания фондов «Энергосбережение». Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и т.д.).

Читайте также  Окна с энергосберегающим стеклопакетом

Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансирования ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложен Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.

На сегодняшний день Республика Беларусь активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Белорусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини-ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект — поставщик древесного топлива.

В настоящее время осуществляется реализация проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого — уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению, со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.

В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы.

Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).

Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.

В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».

В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но, и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.

В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

Развитие сотрудничества с ГЭФ/ПРООН и ЕЭК ООН:

* реализация проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» — 2,129 млн. долл. США;

* реализация проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» — 1,4 млн. долл. США;

* подготовка нового проекта «Повышение энергоэффективности новых жилых зданий в Республике Беларусь» — 4,5 млн. долл. США;

* подготовка нового проекта «Развитие ветроэнергетики в Республике Беларусь» — около 3,5 млн. долл. США.

Объемы и источники финансирования мероприятий и программ по энергосбережению определены республиканской программой энергосбережения на 2011-2015 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882). Прогнозная стоимость на реализацию которой эквивалентна 8662,5 млн. долларов США. Объемы финансирования мероприятий Республиканской программы уточняются при разработке годовых отраслевых и региональных программ энергосбережения. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения.

Финансирование мероприятий программ энергосбережения на 2011-2015 годы будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее — отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011 — 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива в объеме 8,66 млрд. долларов США (приложение 4).

Приложение 4 к Республиканской программе энергосбережения на 2011 — 2015 годы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Финансирование федеральных и региональных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться за счет:

  • • средств федерального бюджета;
  • • средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • • средств российских и иностранных инвесторов;
  • • внебюджетных источников.

Основными внебюджетными источниками формирования средств для внедрения энергосберегающих мероприятий являются:

  • • собственные средства организаций и предприятий, участвующих в реализации программ энергосбережения;
  • • средства, образуемые за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов организациями в результате выполнения инвестиционных энергосберегающих проектов;
  • • средства, образуемые в результате регулирования тарифов для потребителей на электрическую и тепловую энергию;
  • • средства, образуемые у организаций за счет кредитных ресурсов и проведения лизинговых операций при выполнении программных инвестиционных энергосберегающих мероприятий;
  • • финансовые ресурсы, полученные при реализации международных и межрегиональных энергетических и экологических программ и проектов, обеспечивающих повышение энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов;
  • • внешние инвестиции;
  • • иные внебюджетные источники, не запрещенные федеральным законодательством и законодательством субъектов.

При определении потребности в бюджетных средствах для финансирования энергосберегающего проекта отдельно должен учитываться объем бюджетных средств, необходимых для реализации проекта, и объем средств, требуемых для возврата кредитных ресурсов.

В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, занимающихся регулируемыми видами деятельности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о государственном регулировании цен (тарифов). Регулирование преимущественно осуществляется в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности этих организаций, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала. Цены (тарифы) на товары и услуги могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг. В целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими функции в области регулирования цен (тарифов), и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, заключается соглашение, определяющее права и обязанности сторон. Установление долгосрочных тарифов и динамики их изменений может осуществляться с учетом неравномерности темпов изменения отдельных показателей, оказывающих влияние на размер необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, при условии достижения такой организацией совокупного размера необходимой валовой выручки за весь период, на который установлены долгосрочные тарифы.

Читайте также  Контрагент СПБГБУ ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в подлежащую учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче соответствующих энергетических ресурсов необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче. При этом учитываются затраты не более чем за пять лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсен в сопоставимых условиях.

При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при выполнении следующих условий:

  • • затраты на проведение мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги организаций;
  • • мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, не менее чем на пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов.

При установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов.

Основные источники финансирования энергосбережения в Республике Беларусь

Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства“ одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.

В рамках энергетической стратегии разработана республиканская программа «Энергосбережение», содержащая комплекс наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР и приоритеты последующего обновления технологий. Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить 4 — 6,9 млрд. дол. США, еще 3 — 3,6 млрд. дол. США — на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США — в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки — на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США — на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива.

Инвестиционная политика ставит целью создание условий для привлечения, эффективного распределения и использования денежных средств, для обеспечения устойчивого развития ТЭК.

В качестве основных источников финансирования в энергетике рассматриваются:

  • * собственные средства предприятий ТЭК, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли;
  • * отраслевые инвестиционные фонды, формируемые из поступлений от продажи топлива, электроэнергии и тепла; средства инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
  • * кредиты, займы и привлеченные средства из внешних источников: международных фондов и финансовых организаций, отечественных и зарубежных банков, частных компаний, частных лиц;
  • * средства целевого бюджетного фонда «Энергосбережение»;
  • * средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;
  • * республиканский и местный бюджет;

Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определяются постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год.

С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

Наряду с вышеперечисленными источниками финансирования систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики можно дополнить следующими формами и источниками финансирования:

  • * акционерные инвестиции;
  • * лизинговое финансирование;
  • * проектное финансирование;
  • * фонды «Энергосбережение» в бюджетной сфере;
  • * займы международных финансовых институтов.

Акционерные инвестиции. Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть — передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены банками в качестве кредита, которые также могут кредитовать и закупку оборудования. Часть работ (проектирование, конструкторская документация) может быть выполнена за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования, и это сочетание зависит от конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане.

Читайте также  Как реализуются программы энергосбережения

В качестве учредителе ЭСКО могут выступать следующие участники:

  • * зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять в качестве инвестиций в уставной капитал прямые вложения в денежной форме;
  • * облисполкомы и Мингорисполком;
  • * зарубежные и отечественные производители оборудования, которые могут предоставлять это оборудование в качестве уставного капитала;
  • * физические лица.

Лизинг. Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования, как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и погашение кредита, и погашение кредита и процентов по нему производится также не из прибыли, как при обычном кредите. Это играет чрезвычайно важную роль, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование, переданное по лизингу, представляет собой особую форму залога. В случае возникновения кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга, как сублизинг.

Проектное финансирование. Так как, основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и, очевидно, в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Это метод финансирования наиболее действенен, прежде всего, для капиталоемких отраслей промышленности (топливно-энергетический комплекс и другие отрасли с энергоемким производство).

Фонды «Энергосбережение» в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике приходится на социальную и бюджетную сферу (около 9-10%), необходимо внедрить в ней механизм стимулирования энергосбережения при помощи создания фондов «Энергосбережение». Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и т.д.).

Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансирования ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложен Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.

На сегодняшний день Республика Беларусь активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Белорусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини-ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект — поставщик древесного топлива.

В настоящее время осуществляется реализация проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого — уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению, со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.

В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы.

Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).

Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.

В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».

В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но, и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.

В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

Развитие сотрудничества с ГЭФ/ПРООН и ЕЭК ООН:

  • * реализация проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» — 2,129 млн. долл. США;
  • * реализация проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» — 1,4 млн. долл. США;
  • * подготовка нового проекта «Повышение энергоэффективности новых жилых зданий в Республике Беларусь» — 4,5 млн. долл. США;
  • * подготовка нового проекта «Развитие ветроэнергетики в Республике Беларусь» — около 3,5 млн. долл. США.

Объемы и источники финансирования мероприятий и программ по энергосбережению определены республиканской программой энергосбережения на 2011-2015 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882). Прогнозная стоимость на реализацию которой эквивалентна 8662,5 млн. долларов США. Объемы финансирования мероприятий Республиканской программы уточняются при разработке годовых отраслевых и региональных программ энергосбережения. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения.

Финансирование мероприятий программ энергосбережения на 2011-2015 годы будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее — отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011 — 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива в объеме 8,66 млрд. долларов США (приложение 4).

Приложение 4 к Республиканской программе энергосбережения на 2011 — 2015 годы

Источник https://otherreferats.allbest.ru/finance/00156718_0.html

Источник https://studref.com/330558/stroitelstvo/ekonomicheskie_mehanizmy_energosberezheniya

Источник https://vuzlit.com/743599/osnovnye_istochniki_finansirovaniya_energosberezheniya_v_respublike_belarus

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: