Энергосбережение как государственная задача

 

О Государственной политике Республики Беларусь в сфере энергосбережения

Приоритеты государственной энергетической политики в Республике Беларусь. Основные задачи Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ. Оценка общего потенциала энергосбережения. Объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.05.2018
Размер файла 20,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О Государственной политике Республики Беларусь в сфере энергосбережения

Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа. энергетический комитет государственный

Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:

— проведение государственной политики в сфере энергосбережения;

— осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР,что может быть достигнуто за счет:

— повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;

— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;

— оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

* осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

* разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;

* приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

* создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

* повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

* осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

* создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

* реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

* информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области, включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров;

* обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;

* создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Экономические показатели развития Республики Беларусь последних лет не только подтверждают правильность выбранной правительством политики в отношении эффективного использования энергоресурсов, но и убеждают, что альтернативы ей нет.

Эффективность проводимой государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается тем фактом, что с 1996 года прирост валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается практически без увеличения энергопотребления, за последние 9 лет значение показателя энергоемкости ВВП снижено более чем в 1,75 раза.

Справочно: в 2004 году темп роста валового внутреннего продукта составил 177,0% к уровню 1995 года, в то же время темп роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов составил 99,6%, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта составило 43,7%, в том числе в 2004 году 7,5 процента.

Несмотря на то, что энергоемкость ВВП в Беларуси ниже, чем в соседних бывших советских республиках, ее значение по-прежнему достаточно высоко в сравнении с развитыми странами Европы и Америки.

Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30 процентов валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30 процентов), научно-технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20 процентов).

Программными документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в Республике Беларусь, являются Республиканские программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно определяются приоритетные направления в сфере энергосбережения на текущий момент и ближайшую перспективу, разрабатываются и выполняются региональные и отраслевые программы мероприятий по энергосбережению. В результате выполнения этих программ конкретные энергосберегающие технологии и оборудование внедряются в народном хозяйстве республики и обеспечивают энергосберегающий эффект.

К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:

— повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;

— модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР, оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;

— внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;

— снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

— создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;

Читайте также  Что такое драйвер для led-светильников, как подобрать и проверить это устройство?

— создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;

— наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);

— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;

— внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

— разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;

— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;

— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;

— разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

— разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;

— внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;

— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;

— техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;

— разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;

— разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;

— децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;

— максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;

— совершенствование технологии брикетирования торфа.

В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет:

— собственных средств предприятий;

— средств целевого фонда энергосбережения;

— средств инновационных фондов министерств и ведомств;

— средств республиканского и местных бюджетов;

— средств кредитов банков, в том числе льготных;

— средств международных финансовых организаций.

Реализации государственной политики в сфере энергосбережения в республике способствует развитая нормативная правовая база:

— Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07.1898 № 190-3З;

— более 20 постановлений Правительства Республики Беларусь;

— ведомственные нормативно-правовые акты, методики и рекомендации;

В продолжение проделанной работы подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии».

Указанными нормативно-правовыми актами, среди прочих, установлен порядок экономического стимулирования энергосбережения для организаций социальной сферы и реального сектора экономики, которым разрешено полученную денежную экономию от внедрения энергосберегающих мероприятий использовать на премирование работников и дальнейшее внедрение энергосберегающих мероприятий.

В целях предупреждения нерационального использования ТЭР в настоящее время организовывается работа по проведению государственной энергетической экспертизы проектных решений.

Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой зарубежный опыт эффективного использования ТЭР и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ.

В республике функционирует система подготовки кадров в сфере энергосбережения: три ведущих вуза страны готовят инженеров-энергоменеджеров, кроме того, применяется практика проведения отраслевых и региональных тематических семинаров.

В республике осуществляется широкая пропаганда энергосбережения: в средствах массовой информации публикуются статьи по наиболее актуальным вопросам энергосбережения в жизни населения, по радио и телевидению организуются пресс-конференции и интервью с ведущими специалистами в области энергосбережения, в дошкольных и школьных учреждениях образования проводятся тематические занятия по энергосбережению. С 1997 года в республике издается ежемесячный научно-практический журнал «Энергоэффективность», распространяемый также за пределами Республики Беларусь, в котором публикуются статьи по наиболее актуальным проблемам энергосбережения, обмену опытом по внедрению в производстве новых энергоэффективных технологий, а также сводный каталог энергосберегающего оборудования и организаций-производителей.

Вопросы развития использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии являются весьма актуальными для Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680 утверждена Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Указанная программа определяет комплексное развитие, использование и максимальное вовлечение в энергетический баланс возобновляемых источников энергии, в том числе древесного топлива, диверсификацию видов энергоресурсов и их поставщиков, модернизацию и развитие основных фондов топливно-энергетического комплекса республики.

В программе определены потенциал и объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов в отраслях, объемы и источники финансирования, направления совершенствования законодательной базы, стимулирующей увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов, экологические аспекты использования таких ресурсов.

Реализация программы предусматривает:

— значительное увеличение древесной биомассы на топливные нужды и подготовку ее к использованию, в том числе в твердотопливных котлах, газогенераторах, а также на мини-ТЭЦ;

— строительство каскадов ГЭС на реках Днепр, Неман, Западная Двина, восстановление мини- и микроГЭС;

— разработку технологий выращивания, подготовки и сжигания фитомассы быстрорастущих пород древесины (канадская ива, дальневосточная гречиха);

— внедрение биогазовых установок для получения горючего газа из отходов животноводства и растениеводства, с последующим сжиганием в котельных агрегатах и когенерационных установках;

— сжигание в энергетических целях отходов сельскохозяйственного растениеводства (солома, льняная костра) и коммунальных отходов;

— внедрение технологий получения топливного этанола из древесины и биодизельного топлива из рапса;

— исследование возможности использования геотермальных энергоресурсов;

— в перспективе рассматривается разработка и использование в энергетических целях залежей бурого угля и сланцев на территории Республики Беларусь

Энергетическое обследование промышленных предприятий

В июле 1998 года был принят закон “Об энергосбережении”, 16 октября 1998 г. — постановление Совете Министров РБ “О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций”, затем, в соответствии с постановлением, Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору РБ разработан проект “ Положения об энергетическом обследовании предприятий, учреждений и организаций”.

Читайте также  Программа энергосбережения на 2021 – 2023 годы

В республике, в силу недостаточности собственных источников энергии, особое значение придается эффективному использованию имеющихся энергоресурсов. Вспомогательным фактором в деле по рациональному потреблению энергии должен стать энергетический аудит.

Основными направлениями в сфере энергосбережения являются надзор за эффективным использованием ТЭР, осуществление пользователями мер по экономии ТЭР, реализация норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии. Закон “Об энергосбережении” предусматривает разработку и финансирование научно-технических отраслевых и региональных программ по энергосбережению, приведение нормативных документов, принятых ранее, в соответствие с требованиями снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта, создание системы финансирования и механизмов, обеспечивающих экономическую стимуляцию внедрения энергосберегающих технологий, стимулирование применения возобновляемых источников энергии в республике, повышение уровня самообеспечения республики местными видами топлива и др. Закон также предусматривает государственную экспертизу технологий с точки зрения энергосбережения.

Государственная экспертиза технологий с точки зрения энергосбережения проводится специалистами ГП “Белэнергосбережение” и представляет собой энергетический аудит предприятий, организаций и учреждений. Энергетическое обследование позволяет предприятию оценить свои возможности в экономии энергоресурсов.

По результатам аудита составляется технический отчет, утверждаемый руководителем предприятия. Выводы по проведенному аудиту включают: резервы экономии энергоресурсов, сроки и этапы их реализации, первоочередные меры и необходимые объемы затрат.

— Энергетический аудит позволяет определить резервы экономии для каждого конкретного предприятия.

— Целью энергетического обследования предприятия является выбор оптимального режима потребления ТЭР.

Задача организаций, проводящих энергетический аудит — сделать долю энергетических затрат в себестоимости продукции разумной. По подсчетам специалистов,можно как минимум на 10% снизить потребление ТЭР.

Энергетический аудит целесообразно проводить, начиная с изучения технологического процесса. Для этого необходимо:

а) составить схему распределения энергетических потоков по технологическим установкам и цехам;

б) определить состав энергоносителей, который участвует в технологическом процессе;

в) определить потенциал этого энергоносителя. Вышесказанное является той необходимой базой, с которой надо начинать проведение энергетического аудита.

Те схемы, которые будут составлены по результатам энергетического обследования предприятий, в дальнейшем должны превратиться в оперативные действия, по которым руководитель сможет определять необходимость подключения и отключения энергетических потоков.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ экономики интеллектуальных продуктов. Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы, ее реализация в крупных и малых городах. Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь.

курсовая работа [481,2 K], добавлен 22.10.2014

Органы общей и специальной компетенции управления лесами и землями лесного фонда. Задачи правительства Беларуси в этой сфере. Основные функции и полномочия Комитета лесного хозяйства при Совете Министров. Пути повышения продуктивности и качества лесов.

реферат [12,9 K], добавлен 22.01.2009

Правительство как коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь. Его место в системе органов государственной власти. Взаимодействие с иными органами государственного управления. Структура и компетенция Совета Министров.

курсовая работа [26,7 K], добавлен 15.04.2009

Экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь. Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь. Пути реформирования предприятий агропромышленного комплекса с учетом сохранения специализации.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 15.11.2010

Понятие государственного управления и политической деятельности. Основные приоритеты политики. Полномочия Президента Республики Беларусь, его основные задачи и функции в сфере государственного управления. Формы работы Президента Республики Беларусь.

Утверждена Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы

%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

24 февраля 2021 г. Правительством Республики Беларусь утверждена (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2021 №103) Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы (далее – Госпрограмма).

Госпрограмма разработана с целью обеспечения сдерживания роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), сближения энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь со среднемировым значением этого показателя, а также максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

В рамках Госпрограммы будет осуществлена работа по снижению энергоемкости ВВП и увеличению объема производства энергии из возобновляемых источников энергии, что в полной мере соответствует показателям Целей устойчивого развития (далее – ЦУР), а именно ЦУР 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».

Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 г. будут являться:

– снижение энергоемкости (ВВП) к 2026 г. не менее чем на 7 % к уровню 2020 г. при темпах роста ВВП в период 2021 – 2025 годы 121,5 %;

– достижение к 2026 г. доли местных ТЭР к валовому потреблению ТЭР не менее 16,5 %, что способствует наряду с использованием атомной энергии достижению нормативного уровня энергетической самостоятельности страны.

В соответствии с поставленными целями Госпрограмма содержит две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии», основными задачами которых определены получение экономии ТЭР в объеме 2,5 – 3 млн тонн условного топлива и достижение доли ВИЭ не менее 8 % в 2025 г.

Основными мерами по достижению поставленных целей и задач Госпрограммы является реализация комплекса мероприятий по энергосбережению органами госуправления и регионами, в том числе в рамках международных проектов, строительству энергоисточников на местных видах топлива, включая ВИЭ, внедрение системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.

Дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться в первую очередь за счет реализации следующих основных направлений энергосбережения:

– осуществление дальнейшей модернизации и технического перевооружения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в том числе повышение эффективности технологических процессов с углублением автоматизации и электрификации промышленного производства;

– внедрение организационных и технических энергосберегающих мероприятий, направленных на увеличение потребления электрической энергии с уменьшением потребления первичного углеводородного топлива;

– максимальное увеличение использования низкопотенциальных вторичных энергетических ресурсов, в том числе за счет внедрения абсорбционных бромисто-литиевых тепловых насосов в промышленном и энергетическом секторах, компрессионных электрических для нужд отопления и горячего водоснабжения;

– повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей на основе использования инновационных энергоэффективных технологий с выводом из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования с обязательным внедрением, с учетом технической и экономической целесообразности, систем утилизации теплоты уходящих дымовых газов;

Читайте также  Разработка программы инновационного развития в области энергосбережения

– повышение эффективности теплоснабжения путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов с ликвидацией неэффективных теплоисточников или децентрализацией теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных паро – и теплотрасс, возможного внедрения, с учетом технической и экономической целесообразности, локальных современных автоматизированных электрических источников тепловой энергии, в том числе тепловых насосов, для нужд отопления и горячего водоснабжения;

– оптимизация потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда с привлечением средств собственников жилья;

– развитие производства электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него;

– развитие сегмента электромобилей, гибридных автомобилей и зарядной сети, электрификация городского пассажирского транспорта с целью замещения использования углеводородного топлива;

– активное информационное обеспечение реализации Государственной программы и пропаганды энергосбережения;

– максимально возможное вовлечение в топливно-энергетический баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии и др..

В 2021 – 2025 годах в рамках реализации Госпрограммы предусматривается ввод в эксплуатацию порядка 650 МВт энергомощностей на древесном топливе, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на порядка 180,3 тыс. тонн условного топлива и, соответсвенно, снизить потребление импортируемого природного газа на 156,8 млн куб м.

Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь

В современном мире условием сохранения и развития цивилизации на земле стало обеспечение человечества достаточным количеством топлива и энергии при все возрастающих материальных и духовных потребностях людей, сложности экологических проблем. Ограниченность запасов традиционных топливно-энергетических ресурсов заставило обратиться к энергосбережению как к одному из основных элементов современной концепции развития мировой энергетики.

Энергосбережение означает переход к энерго-эффективным технологи­ям во всех отраслях экономики, включая топливно-энергетический комплекс и, прежде всего, энергоемкие отрасли, а также коммунально-бытовой сектор. Энергосбережение является рациональным энергопользованием во всех звеньях преобразования энергии — от добычи первичных энергоресурсов до потребления всех видов энергии конечными пользователями.Проблемы энергосбережения актуальны и решаются во всех странах. Но при общем содержании конкретные способы и пути решения диктуются национальными, социально-экономическими особенностями и условиями каждой страны.

В Республике Беларусь, одной из первых бывших республик Советского Союза, была осознана необходимость энергосбережения, что было возведено в ранг государственной политики. Для разработки комплексной системы энергосбережения при государственной поддержке были задействованы лучшие силы инженерно-технического потенциала, учтены зарубежный опыт и местные усло­вия, а также найдены действенные социально-экономические и психологические рычаги и стимулы рационального расходования энергоресурсов как на предпри­ятиях, учреждениях, так и на бытовом уровне.

В обозримой перспективе не ожидается кардинальных изменений в способах получения и преобразования энергии. Рост энергопотребления в основном будет удовлетворяться за счет традиционных энергоисточников. По-прежнему будет сжигаться органическое топливо: нефть, газ, уголь, древесина, использо­ваться ядерное топливо, что оказывает свое отрицательное воздействие на эко­логическое состояние окружающей природной среды. Поэтому экология предъявляет жесткие требования к темпам развития традиционной энергетики. В этих условиях единственный путь развития человечества — это гармоничное сочета­ние его экологических и материальных потребностей, стремления сохранить ок­ружающую среду для будущих поколений и желания получить сегодня все блага промышленной цивилизации. Основой такой гармонии является в настоящее время рациональное энергообеспечение общественного развития на основе со­поставления принятых обществом показателей качества жизни и экологических издержек, неизбежных при достижении этих целей.

Как известно, Республика Беларусь относится к числу государств, которые не­достаточно обеспечены собственными топливно-энергетическими ресурсами. Поэтому республика вынуждена импортировать 85% потребляемых энергоресурсов. Наши белорусские ученые подсчитали, что без существенных капиталовло­жений в настоящее время можно экономить до 30-40% используемых ресурсов. Говоря другими словами, это равнозначно производству дополнительно около 40% топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время на каждый доллар произведенной продукции в Беларусии расходуется 1,4 кг. условного топлива, в странах Европейского экономического сообщества 0,8 кг. Кроме того, внедрение внутрен­них энергоэффективных технологий позволят резко поднять качество выпускае­мой продукции, снизить энергетическую составляющую ее себестоимости, что будет содействовать конкурентоспособности белорусской продукции на миро­вом рынке. Поэтому энергосбережение является одним из кардинальных усло­вий становления Беларуси как независимого индустриального и аграрно разви­того государства.

Несколько слов о правовом регулировании энергосбережения. Напомним, что под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, закон «Об энергосбережении», республиканские, отраслевые и ре­гиональные программы энергосбережения, а также указы Президента, постанов­ления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных ор­ганов по конкретным вопросам координации энергосберегающей политики.

Рассмотрим более подробно закон «Об энергосбережении». Он был принят Палатой Представителей и вступил в силу в 1998 году. Этим законом регулируются отношения возникающие в процессе деятельности юридических и фи­зических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности ис­пользования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений.

Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

Подробно говорить о структуре данного закона мы не будем, но прокомментируем некоторые его положения. Согласно закона пользователями топлив­но-энергетических ресурсов являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заклю­чать хозяйственные договоры, и граждане пользующиеся топливно-энергетическими ресурсами.

Субъекты хозяйственной деятельности для которой любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в Республике Беларусь, являются товарной продукцией, согласно закона называются производителями топливно-энергетических ресурсов. Две вышеназванные категории лиц являются субъек­тами отношений в сфере энергосбережения.

Рассмотрим основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения. Ими являются:

■ осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, а также разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и ре­гиональных программ энергосбережения и их финансирование;

■ приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемко­сти материального производства, сферы услуг и быта;

■ создание системы финансово-экономических механизмов, обес­печивающих экономическую заинтересованность производителей и пользовате­лей в эффективном использовании топливноэнергетических ресурсов, вовлече­нии в топливно-энергетических баланс нетрадиционных и возобновляемых ис­точников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие ме­роприятия;

■ принцип повышения уровня самообеспе­чения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

■ принцип осуществления государственной экспертизы энер­гетической эффективности проектных решений;

■ создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресур­сов, а также реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

■ принцип информационного обес­печения деятельности по энергосбережению и пропаганде передового отечест­венного и зарубежного опыта в энергосберегающей области;

■ обучение производствен­ного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

■ создание экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергоснабжения.

Источник https://revolution.allbest.ru/law/00947485_0.html

Источник https://gosstandart.gov.by/approved-state-program-energy-saving-for-2021-2025-years

Источник https://infopedia.su/13xbc82.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: