НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Основные положения нормативно-правовой базы энергопотребления и энергосбережения

В Республики Беларусь отсутствуют значимые запасы нефти и газа. Торф, бурые угли, сланцы – не могут быть широко использованы по экологическим и экономическим причинам. Национальная политика республики диктует требования по обеспечению энергетической безопасности страны. Республика Беларусь не может находиться в топливно-энергетической зависимости от стран обладающих большими запасами ТЭР. За основу своей энергетической политики необходимо брать пример стран Европы, Японии, США, которые широко внедряют в свою экономику нетрадиционные и альтернативные источники энергии. В этих странах разработаны и выполняются программы по отказу от использования нефти и газа к 2015 – 2020 г.г. Франция предложила программу по превращению пустыни Сахары в развитую сельско-хозяйственную территорию путем установки на всей ее площади солнечных электростанций. Часть полученной энергии планируется использовать для обводнения Сахары, другая часть будет передаваться по проводам в Евросоюз. Япония планирует к 2020 г. получать электрическую энергию из космоса, используя космические станции преобразующие солнечный свет в сверх частотное излучение, которое будет направлено на приемные станции Земли. США приняло программу по отказу от нефтепродуктов и по переводу экономики на нетрадиционные и альтернативные источники энергии.

Республика Беларусь, в соответствии с программой по энергосбережению энергично вводит в свою экономику «местные» энергетические ресурсы. Современное положение в обеспечении республики топливно-энергетическими ресурсами потребовало разработку законодательных актов Республики Беларусь по вопросам энергосбережения.

Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения

1. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З).

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137 «О Республиканской программе энергосбережения на 2006 — 2010 годы».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2006 г. № 255 «О мероприятиях по выполнению в 2006 году государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г. № 1290 «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г. № 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережения» (в ред. постановлений Совмина от 17.03.2004 № 302, от 16.03.2006 № 353).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. № 1301 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы».

8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680 «Об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года».

10. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»

11. Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 утверждена Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь

12. Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 утверждена Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года.

Стандарты в области энергосбережения

В соответствии с Республиканской программой энергосбережения на 2006–2010 гг. научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) разработаны стандарты в области энергосбережения:

  • СТБ 1770 – 2007 Термины и определения;
  • СТБ 1771 – 2010 Энергопотребляющее оборудование;
  • СТБ 1772 – 2010 Методы подтверждения соответствия показателей энергоэффективности;
  • СТБ 1773 – 2010 Показатели энергоэффективности;
  • СТБ 1774 – 2010 Энергетический паспорт потребителя ТЭР;
  • СТБ 1775 – 2010 Классификация показателей;
  • СТБ 1776 – 2010 Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов;
  • СТБ 1777 – 2010 Системы управления энергосбережением. Требования.

Стандарты предназначены организациям (СТБ 1770 – СТБ 1775) для создания системы управления энергосбережением (СТБ 1777 – 2010), а также, для энерго-аудиторов, проводящих энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов (СТБ 1776 – 2010).

Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь

Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.

Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

  • добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;
  • производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.
  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;
  • реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;
  • информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;
  • разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.
Читайте также  Что такое аис в декларации по энергосбережению

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:

  • осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
  • разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  • приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
  • создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР;
  • вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  • повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;
  • осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  • создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
  • реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  • информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  • обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  • создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:

  • республиканского и местного бюджетов;
  • республиканского фонда энергосбережения;
  • юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;
  • инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
  • инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
  • льготные кредиты;
  • инвестиции по линии Всемирного банка;
  • другие источники.

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.

Подведены итоги реализации Республиканской программы энергосбережения за 2006–2010 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 г. № 137. Достижение установленных в ней показателей планируется обеспечить за счет выполнения высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий, в том числе:

  • развития на предприятиях современной энергетики с реконструкцией котельных в ТЭЦ, на основе внедрения когенерационного оборудования (газопоршневых и газотурбинных установок), позволяющего обеспечить выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива 150 – 170 г/кВт•ч и заместить выработку электроэнергии на Лукомльской и Березовской ГРЭС с удельным расходом свыше 320 г/кВт•ч, при этом практически исключаются потери на транспорт электроэнергии в электрических сетях;
  • внедрения новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики, позволяющих в отдельных случаях на порядок снизить удельный расход энергоресурсов на выпуск единицы продукции;
  • утилизации тепловых и горючих вторичных энергоресурсов, прежде всего в организациях нефтехимической отрасли, для последующего их использования в технологических процессах и для производства тепловой энергии, что позволяет значительно снизить долю энергоресурсов в себестоимости продукции;
  • оптимизации схем теплоснабжения и передачи тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ для увеличения объема выработки электрической энергии на тепловом потреблении;
  • децентрализации теплоснабжения в сельской местности с ликвидацией длинных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, что позволяет исключить потери тепловой энергии в теплосетях, сопоставимые и даже превышающие объем потребления тепла у конечного потребителя;
  • внедрения регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой, обеспечивающего экономию 25-40 % потребления и, следовательно, снижение выработки электроэнергии на конденсационных электростанциях, двукратную экономию денежных средств у потребителей,
  • и других мероприятий.

Низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (далее – ТЭР), доминирующая доля одного вида топлива в топливно-энергетическом балансе – природного газа, импорт ТЭР преимущественно из одной страны стали дестабилизирующими факторами, ослабляющими энергетическую безопасность республики. Прирост производства валового внутреннего продукта с относительно высокой его энергоемкостью, а также уменьшение добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствовало возрастанию зависимости республики от поставок топлива из-за пределов страны. Увеличение использования местных ТЭР в определенной степени нейтрализует все перечисленные факторы.

Основной целью утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 года № 399 Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах (далее – Государственная программа) является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения при соблюдении экологических требований и, в конечном итоге, обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь.

Достижение поставленной цели базируется на реализации комплекса мероприятий, включающих:

  • — централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей;
  • — государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на топливо;
  • — сбалансированную модернизацию и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы;
  • — изменение динамики возрастной структуры основных фондов Белорусской энергосистемы на первом этапе в сторону стабилизации достигнутого уровня, а на втором — постоянного их омоложения;
  • — разработку и жесткий контроль реализации республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и в социальной сфере;
  • — снижение затрат на производство (добычу, заготовку), транспортировку и потребление всех видов топлива, тепловой и электрической энергии;
  • — постепенную диверсификацию поставщиков различных видов топлива в республику;
  • — максимальное вовлечение в топливный баланс экономически оправданных объемов местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Во исполнение пятилетних республиканских программ энергосбережения ежегодно формируются региональные и отраслевые программы энергосбережения, а также программы предприятий, в результате выполнения которых в народном хозяйстве республики внедряются конкретные энергоэффективные технологии и оборудование, обеспечивающие энергосберегающий эффект.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Основу законодательства Республики Беларусь в об­ласти охраны окружающей среды и природопользования составляют:

• Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);

• Кодексы Республики Беларусь: о земле, о недрах, водный, лесной и др.;

• Законы Республики Беларусь «Об охране окружа­ющей среды», «О государственной экологической экспер­тизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обращении с отходами», «О животном мире», «О рас­тительном мире», «Об охране озонового слоя», «Об охра­не атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности населения», «О питьевом водоснабжении», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и др.;

• «Налоговый кодекс Республики Беларусь. Гл. 19. Особенная часть»;

• Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;

Читайте также  Приложение N 1. Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

• Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

• Концепция энергетической безопасности Республи­ки Беларусь;

• Концепция развития теплоснабжения в Республи­ке Беларусь на период до 2020 года,;

• Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на пери­од до 2020 г;

• Стратегия развития энергетического потенциала Рес­публики Беларусь и др.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций регулиру­ют законы «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера»,

image062

«О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», «О перевозке опасных грузов».

Систему экологического законодательства консоли­дирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружаю­щей среды».

Задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются обеспечение безо­пасного для жизни и здоровья людей состояния окружаю­щей среды; регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; сохранение природных ресурсов, генетического фонда жи­вой природы; охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.

Объектами природы, подлежащими охране, являются как вовлеченные, так и неиспользуемые напрямую либо в данный промежуток времени виды природных ресур­сов, к которым относятся климатические ресурсы, атмо­сфера (включая озоновый слой); земля и ее недра, почва; воды (поверхностные, подземные, почвенная влага); рас­тительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания; типичные и редкие ландшафты, а также иные природные объекты — как компоненты экологических систем в биосфере.

Законодательство в области охраны окружающей сре­ды определяет права и обязанности организаций, учреж­дений, общественных объединений и граждан по обеспе­чению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; компетенцию специально уполномо­ченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; лимиты на пользование природными ресурсами; платежи за пользование природными ресур­сами; экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, а также ответственность при­
родопользователей за нарушение природоохранного зако­нодательства.

За нарушение законодательства об охране природы предусмотрена уголовная, административная, имуществен­ная и дисциплинарная ответственность. К нарушителям могут применяться различные санкции: лишение свобо­ды, штраф, возмещение причиненного вреда, прекраще­ние права пользования природными ресурсами и др.

Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, при­чиненный окружающей среде и здоровью человека.

Основным законом в области рационального исполь­зования ТЭР является Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». Настоящим законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юри­дических и физических лиц, в сфере энергосбережения и устанавливаются их правовые основы. В законе, кроме того, отражены основные направления энергосбереже­ния, а также определяются мероприятия по его проведе­нию, предусматривается экономическое стимулирование этой деятельности.

Закон устанавливает также ответственность за нару­шение законодательства об энергосбережении.

Закон Республики Беларусь «О возобновляемых ис­точниках энергии» регулирует отношения, связанные с использованием возобновляемых источников энергии для получения электрической энергии, ее дальнейшим по­треблением, а также с производством установок по ис­пользованию возобновляемых источников энергии.

В законе закреплен перечень полномочий государ­ственных органов в сфере использования возобновляе­мых источников энергии. Определены права и обязан­ности производителей данного вида энергии.

Регламентирован порядок установления цен на воз­обновляемые источники энергии и тарифов на энергию, производимую из таких источников.

Предусмотрен ряд мер экономического стимулирова­ния для производителей возобновляемой энергии. В част­ности, в сфере ценообразования — применение дифферен­цированных повышающих коэффициентов к тарифам на энергию, приобретаемую государственными энергоснаб­жающими организациями.

Кроме стимулирования мер в области повышения энергоэффективности, законодательством предусмотре­ны и меры административного воздействия. Например, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях определены штрафы, налагаемые на должностных лиц:

• за нарушение правил рационального использова­ния ТЭР при проектировании, строительстве новых, рас­ширении, реконструкции, техническом перевооружении, модернизации существующих предприятий, зданий и со­оружений; при создании и модернизации оборудования, транспортных средств, машин и механизмов; при внедре­нии в производство новых технологий, оборудования и материалов (ст. 91);

• нерациональное использование ТЭР, выразившееся в их перерасходе относительно нормативного (ст. 92).

Важным направляющим документом в области эф­фективного использования энергоресурсов и энергосбере­жения явилась Директива Президента Республики Бе­ларусь «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Для реализа­ции основных задач Директивы разработан План меро­приятий, в соответствии с которым энергоемкость ВВП должна снизиться к 2010 г. на 31 %, к 2015 г. — на 50 % и к 2020 г. — на 60 %. Планируется к 2012 г. использо­вать 25 % местных видов топлива в общем энергетиче­ском балансе страны.

В развитие этих основополагающих документов прини­маются соответствующие постановления Совета Министров

Республики Беларусь, государственные, отраслевые про­граммы по охране окружающей среды, энергосбережению и эффективному использованию ТЭР.

Постановлением Совета Министров Республики Бела­русь № 248 от 22.02.2010 утверждены меры по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 г. Среди этих мероприятий следует отметить следующие:

— повсеместное внедрение энерготехнологических уста­новок на энергоемких производствах страны;

— введение в эксплуатацию энергоисточников, рабо­тающих на местных видах топлива, суммарной тепловой мощностью 569,5 МВт;

— замена 2 220 км тепловых сетей в однотрубном ис­числении, из них 370 км сетей горячего водоснабжения;

— замена и установка ежегодно не менее 3 000 единиц рабочего насосного оборудования, частотно-регулируемых электроприводов;

— к 2013 г. полное оснащение мест общего пользо­вания жилищного фонда устройствами автоматического управления освещением;

— выпуск не менее 1 млн энергосберегающих ламп в год с техническими характеристиками, обеспечивающи­ми их работоспособность не менее года.

Кроме того, основные направления охраны окружаю­щей среды и энергосбережения регламентируются между­народными, межгосударственными и государственными нормативными правовыми актами, техническими норма­тивными правовыми актами (ТИПА), утвержденными спе­циально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, а также отраслевыми и локальными ТИПА.

К ТИПА в области природопользования, охраны окру­жающей среды и энергосбережения относятся техниче­ские регламенты, технические кодексы установившейся

практики (ТКП), государственные, межгосударственные и международные стандарты, строительные нормы и пра­вила (СНиП), строительные нормы Беларуси (СНБ), са­нитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нор­мативы (ГН), руководящие документы (РД), правила, инст­рукции и др. Например, в 2010 г. на территории республики начал действовать новый стандарт СТБ 1770-2009 «Энергосбере­жение. Основные термины и определения», который обе­спечит применение единых терминов и их однозначное толкование. В целом в Беларуси разработано 129 ТИПА, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к ТЭР, энергопотребляющей продукции, те­плоизоляции зданий и сооружений, материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства, вторичных и возобновляемых источников энергии. Более 80 из этих документов гармонизированы с международ­ными и европейскими требованиями. 6.4. УПРАВЛЕНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В области охраны окружающей среды осуществляет­ся государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Государственное управление в области охраны окру­жающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Ми­нистерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными ор­ганами, иными специально уполномоченными республи­канскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депу­татов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Читайте также  Региональный центре энергоэффективночти

Президент Республики Беларусь, являясь главой го­сударства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряже­ния по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непо­средственно или через создаваемые им органы осущест­вляет контроль за соблюдением природоохранного зако­нодательства.

Правительство — Совет Министров Республики Бела­русь — осуществляет исполнительную власть в Республи­ке Беларусь, реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных эко­логических программ и крупных природоохранных ме­роприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управ­ления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Местные исполнительные и распорядительные орга­ны — областные, районные, городские, поселковые, сель­ские исполнительные комитеты — несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологиче­ских программ и иных природоохранных мероприятий; разрабатывают и утверждают местные программы охра­ны природы, организуют их выполнение, обеспечивают их материально-техническое снабжение.

Общий государственный надзор за соблюдением зако­нодательства осуществляется Прокуратурами Республи­ки Беларусь. Споры, возникающие при рассмотрении дел по нарушению законодательства, разрешаются судами в установленном законодательством порядке.

Республиканским органом государственного управле­ния и контроля является Министерство природных ре­сурсов и охраны окружающей среды. Главные его задачи

определены Положением о министерстве, которое утверж­дено Советом Министров Республики Беларусь:

• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов;

• комплексное управление природоохранной деятель­ностью в республике, координация работы в этом направ­лении других республиканских органов государственно­го управления и юридических лиц;

• организация государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

• осуществление международного сотрудничества.

К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контро­ля за состоянием окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:

• Министерство по чрезвычайным ситуациям;

• Министерство лесного хозяйства;

• Министерство внутренних дел;

• Управление делами Президента Республики Бела­русь;

• Государственный таможенный комитет;

• Департамент по гидрометеорологии Минприроды;

• Комитет по земельным ресурсам, геодезии и карто­графии.

Основная роль в организации энергосбережения и энер­гоэффективности принадлежит государственным струк­турам управления.

Структура управления энергосбережением в республи­ке включает:

• Департамент по энергоэффективности Государствен­ного комитета по стандартизации;

• областные и Минское городское управления по над­зору за рациональным использованием ТЭР;

• Координационный межведомственный совет по энер­госбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;

• Экспертный совет при Департаменте по энергоэф­фективности;

• Государственные предприятия Белэнергосбережение и Белинвестэнергосбережение;

• Отделы по энергосбережению или ответственные за энергосбережение в местных исполнительных и распоря­дительных органах власти, министерствах и ведомствах.

Департамент по энергоэффективности Государствен­ного комитета по стандартизации Республики Беларусь — это государственный орган по надзору и контролю за обе­спечением соблюдения законодательства по рациональ­ному использованию топлива, электрической и тепловой энергии. Его основными задачами являются:

• проведение государственной политики в сфере энер­госбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР на пред­приятиях и в организациях республики;

• осуществление государственного надзора за рацио­нальным использованием топлива, электрической и те­пловой энергии организациями независимо от собствен­ности и подчиненности.

В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организовывает разработку и реа­лизацию мер по энергосбережению, участвует в реализа­ции инвестиционной политики исходя из приоритетных направлений экономики страны. Он также разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне, принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территори­альных топливно-энергетических балансов, осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.

Основополагающим правовым документом для реа­лизации политики энергосбережения в стране является Закон «Об энергосбережении», который устанавливает правовые основы отношений юридических и физических лиц в этой сфере. В соответствии с этим законом источ­никами финансирования мероприятий по энергосбере­жению являются средства республиканского и местных бюджетов, республиканских фондов энергосбережения, юридических и физических лиц, инновационных фондов министерств и ведомств, кредиты.

6.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Правовое обеспечение энергосбережения

ТЭК включает системы добычи, транспортировки, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей (газа, нефти, продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии).

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь

Виды и характеристика топлива

Восполняемые ресурсы – это ресурсы, запасы которых либо восстанавливаются быстрее, чем используются или не зависят от того, используются они или нет.

Восполняемые и невосполняемые энергетические ресурсы

Виды возобновляемых (восполняемых) ресурсов:

Энергия СолнцаПри нынешнем состоянии науки и техники, солнечная электростанция может быть рентабельна, если число солнечных часов за год составляет не менее 1900 часов. В Республике Беларусь она не рентабельна, так как количество солнечных часов в год – 1200-1300. Это наиболее материалоемкий вид производства энергии. Япония в настоящее время разрабатывает проект перекачки энергии Солнца на Землю. Предполагается, что это произойдет к 2040 году.
Энергия водыИсточник водной энергии – это приливы и отливы, гидроэлектростанции, океанские течения.
Энергия ветраПрименяется более в чем 30 странах. Возможна в тех местах, где средняя скорость ветра на протяжении года находится в пределах 4 м/с или 14 км/ч и более. В Республике Беларусь рентабельность относительна, так как скорость ветра 6-7 км/ч. Лидерами по развитию данного направления энергетики являются Дания и Швеция.
Геотермальные ресурсыГеотермальные ресурсы можно разделить на несколько видов по потенциалу использования: Ø Низкопотенциальные(от 20°С до 100°С): используются для теплотехнических нужд; Ø Среднепотенциальные(от 100°С до 150°С): используются для теплоснабжения; Ø Высокопотенциальные(более 150°С): используются для выработки электроэнергии. Лидером по развитию данного направления энергетики является Исландия.
Возобновляемые биологические источникиК таковым относят рапс, сахарный тростник, из которых вырабатывается биотопливо. Лидер – США.

Топливо можно подразделить на 4 группы:

Твердое топливоВиды твердого топлива: древесина, уголь, торф, горючие сланцы.
Жидкое топливоВиды жидкого топлива получаются путем переработки нефти. Сырую нефть нагревают до 300-350°С, после чего полученные пары разделяют на фракции, конденсирующиеся при различной температуре. У основания остается мазут. ü Первая фракция заполняется дизельным топливом; ü Вторая фракция заполняется керосином; ü Третья фракция заполняется бензином. Глубина переработки нефти связана с тем, какое количество остается именно в верхних фракциях.
Газообразное топливоПриродный газ. Основным компонентом природного газа является метан (CH4).
Ядерное топливоПолучают из урана (U).

Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами:

1.Производит 24% промышленной продукции страны;

2.Осваивает ¼ часть всех инвестиций основной промышленности;

3.В нем сосредоточено около 23% промышленных … государства, занято около 5% промышленно-производственного персонала.

В ТЭК Республики Беларусь выделяют:

Ø Топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную);

Источник https://myshanka.schools.by/pages/osnovnye-polozhenija-normativno-pravovoj-bazy-energopotreblenija-i-energosberezhenija

Источник https://poisk-ru.ru/s12860t12.html

Источник https://studopedia.ru/2_68286_pravovoe-obespechenie-energosberezheniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: