Составление программ по энергосбережению
Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения разраба-тываются на 1 год и до 20 апреля года, предшествующего году начала их реализации, представляются на согласование в Департамент по энергоэф-фективности.
Согласно закона №239-з от 08.01.2015 «Об энергосбережении»: Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении За нарушение законодательства об энергосбережении юридические и физиче-ские лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответ-ственность в соответствии с законодательными актами.
В целом, личную ответственность за выполнение целевого показателя по энергосбережению несет руководитель организации. В контракте с руко-водителем государственной организации должно быть предусмотрено уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности также за невыполнение целевого показа-теля по энергосбережению, показателя по экономии ресурсов, зада-ний по увеличению объемов использования местных видов топлива, нетра-диционных и вторичных энергоресурсов и снижению энергоемкости про-дукции (подп.8.8.1 п.8 Положения о порядке и условиях заключения кон-трактов с руководителями государственных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604).
Самые популярные услуги
Разработка и расчет нормы расхода ТЭР
Разработка норм расхода ТЭР основана на «Положения о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов», утвержденного Постановлением Совета Мини-стров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216 и закона №239-з от 08.01.2015 «Об энергосбережении».
Составление программ по энергосбережению
Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения разрабатываются на 1 год и до 20 апреля года, предшествующего году начала их реализации, представляются на согласование в Департамент по энергоэффективности.
Разработка энергетического паспорта потребителя ТЭР
В соответствии с СТБ 1774 – 2010 СТБ 1774-2010 «Энергосбережение. Энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов. Общие требования» разрабатывается энергетический паспорт потребителя ТЭР с целью определения фактического топливно-энергетического баланса, оценки показателей энергетической эффективности и формирования мероприятий по энергосбережению.
Динамично развивающаяся организация, обладающая полным необходимым научно-техническим потенциалом, материально-технической базой, сертифицированными экспертами в области энергосбережения с многолетним опытом работы.
Постановление СМ РБ от 24.02.2021 № 103 «О Государственной программе ”Энергосбережение“ на 2021 – 2025 годы»
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Государственную программу ”Энергосбережение“ на 2021 – 2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).
2. Заказчикам Государственной программы представлять в Государственный комитет по стандартизации информацию о ходе выполнения:
целевых показателей энергосбережения, показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе и по доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе по итогам за квартал – до 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год – до 29 января следующего за отчетным года;
показателей по экономии светлых нефтепродуктов по итогам за квартал – до 18-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год – до 25 февраля следующего за отчетным года.
3. Государственному комитету по стандартизации представлять в Совет Министров Республики Беларусь аналитическую информацию о ходе выполнения:
целевых показателей энергосбережения, показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе и по доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе – ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
показателей по экономии светлых нефтепродуктов – ежеквартально до 27-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
4. Возложить персональную ответственность за выполнение целевых показателей, своевременную и качественную реализацию мероприятий, целевое и эффективное использование предусмотренных на их реализацию финансовых средств на руководителей государственных органов, являющихся заказчиками Государственной программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Утверждена Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы
24 февраля 2021 г. Правительством Республики Беларусь утверждена (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2021 №103) Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы (далее – Госпрограмма).
Госпрограмма разработана с целью обеспечения сдерживания роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), сближения энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь со среднемировым значением этого показателя, а также максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
В рамках Госпрограммы будет осуществлена работа по снижению энергоемкости ВВП и увеличению объема производства энергии из возобновляемых источников энергии, что в полной мере соответствует показателям Целей устойчивого развития (далее – ЦУР), а именно ЦУР 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».
Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 г. будут являться:
– снижение энергоемкости (ВВП) к 2026 г. не менее чем на 7 % к уровню 2020 г. при темпах роста ВВП в период 2021 – 2025 годы 121,5 %;
– достижение к 2026 г. доли местных ТЭР к валовому потреблению ТЭР не менее 16,5 %, что способствует наряду с использованием атомной энергии достижению нормативного уровня энергетической самостоятельности страны.
В соответствии с поставленными целями Госпрограмма содержит две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии», основными задачами которых определены получение экономии ТЭР в объеме 2,5 – 3 млн тонн условного топлива и достижение доли ВИЭ не менее 8 % в 2025 г.
Основными мерами по достижению поставленных целей и задач Госпрограммы является реализация комплекса мероприятий по энергосбережению органами госуправления и регионами, в том числе в рамках международных проектов, строительству энергоисточников на местных видах топлива, включая ВИЭ, внедрение системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.
Дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться в первую очередь за счет реализации следующих основных направлений энергосбережения:
– осуществление дальнейшей модернизации и технического перевооружения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в том числе повышение эффективности технологических процессов с углублением автоматизации и электрификации промышленного производства;
– внедрение организационных и технических энергосберегающих мероприятий, направленных на увеличение потребления электрической энергии с уменьшением потребления первичного углеводородного топлива;
– максимальное увеличение использования низкопотенциальных вторичных энергетических ресурсов, в том числе за счет внедрения абсорбционных бромисто-литиевых тепловых насосов в промышленном и энергетическом секторах, компрессионных электрических для нужд отопления и горячего водоснабжения;
– повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей на основе использования инновационных энергоэффективных технологий с выводом из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования с обязательным внедрением, с учетом технической и экономической целесообразности, систем утилизации теплоты уходящих дымовых газов;
– повышение эффективности теплоснабжения путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов с ликвидацией неэффективных теплоисточников или децентрализацией теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных паро – и теплотрасс, возможного внедрения, с учетом технической и экономической целесообразности, локальных современных автоматизированных электрических источников тепловой энергии, в том числе тепловых насосов, для нужд отопления и горячего водоснабжения;
– оптимизация потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда с привлечением средств собственников жилья;
– развитие производства электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него;
– развитие сегмента электромобилей, гибридных автомобилей и зарядной сети, электрификация городского пассажирского транспорта с целью замещения использования углеводородного топлива;
– активное информационное обеспечение реализации Государственной программы и пропаганды энергосбережения;
– максимально возможное вовлечение в топливно-энергетический баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии и др..
В 2021 – 2025 годах в рамках реализации Госпрограммы предусматривается ввод в эксплуатацию порядка 650 МВт энергомощностей на древесном топливе, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на порядка 180,3 тыс. тонн условного топлива и, соответсвенно, снизить потребление импортируемого природного газа на 156,8 млн куб м.
Источник https://mavitek.by/uslugi/analitycs/sostavlenie-programm-po-energosberezheniyu
Источник https://energoeffect.gov.by/laws/resolution/20210224_psm_103
Источник https://gosstandart.gov.by/approved-state-program-energy-saving-for-2021-2025-years