Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

 

Содержание

Купил квартиру в новостройке без счетчиков тепла

У вас на сайте есть статья «За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет». Там написано, что это решение касается «только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года. В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить».

Я получил квартиру в новостройке 2017 года, а теплосчетчиков в квартирах не было, только общий теплосчетчик на дом.

Получается, что застройщик нарушил закон? Что в этом случае можно сделать, чтобы установить теплосчетчики в квартирах и платить по приборам учета? Нам надо проводить общее собрание собственников?

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Евгений, вы совершенно верно все поняли. Дом, построенный в 2017 году, обязательно должен иметь приборы учета тепловой энергии. Сдать дом без них — незаконно.

Никакое общее собрание проводить не требуется, потому что вам не нужно ничего согласовывать. Все должен был сделать сам застройщик еще до того, как вы въехали в дом.

Объясню, как доказать, что вы правы.

Как написано в законе

В этом законе четко написано: нельзя вводить в эксплуатацию дома, которые не соответствуют требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета.

Все новые дома, которые вводят в эксплуатацию после 1 января 2012 года, должны быть оснащены индивидуальными счетчиками тепла. Счетчики должны быть опломбированы теми, кто их устанавливает.

О том, кто должен установить эти счетчики и за чей счет, говорит другой закон. В соответствии с ФЗ № 190- ФЗ «О теплоснабжении» застройщик должен установить за свой счет приборы учета в многоквартирных домах еще до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Единственное исключение — это если дом отапливается индивидуальной автономной котельной и не подключен к сетям централизованного теплоснабжения. Тогда приборы учета застройщику устанавливать необязательно.

За отсутствие счетчиков застройщика можно привлечь к административной ответственности. Штраф немаленький: от 500 до 600 тысяч рублей для юридических лиц.

Как добиться установки счетчиков

Жильцам дома следует обратиться к застройщику или управляющей компании.

В первую очередь, конечно, нужно обратиться напрямую к застройщику с требованием установить приборы учета. Лучше всего подать коллективную жалобу от нескольких жильцов. Можно объединиться с соседями хотя бы по подъезду.

Закон о долевом участии в строительстве говорит, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, «качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям».

Назовите ваше обращение претензией. Претензию составляют в свободной форме. Потребуйте незамедлительно устранить недостатки за счет застройщика: установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии. Сошлитесь на указанные мной законы. Укажите ваши контактные данные, адрес проживания, адрес квартиры или дома, где нет приборов учета. Укажите реквизиты договора, по которому вы покупали квартиру у застройщика: номер, дату его подписания, дату государственной регистрации. Добавьте дату подписания акта приема-передачи квартиры. Если вы подаете претензию от нескольких жильцов, указывайте номера всех договоров.

Напомните застройщику о его административной ответственности за неустановленные теплосчетчики. Напишите, что в случае отказа обратитесь в прокуратуру и суд.

Отправьте претензию ценным письмом с описью вложения или отнесите в офис застройщика под подпись ответственного лица. Письмом лучше, потому что проверить полномочия ответственного лица не всегда возможно. Застройщик обязан устранить недостатки незамедлительно, но в любом случае не позднее 45 дней с момента получения претензии.

Что может ответить застройщик

Скорее всего, застройщик будет ссылаться на то, что вы подписали акт приема-передачи, где указано, что у вас нет никаких претензий и в доме все хорошо. Не верьте ему.

Подписание акта приема-передачи не означает безусловный отказ от всех возможных претензий, а отказ от права на защиту своих интересов — незаконен. Вы можете предъявить претензии в рамках гарантийного срока — в течение пяти лет.

Обратиться в управляющую компанию

Еще один вариант решения проблемы — подать жалобу на управляющую компанию через сервис ГИС ЖКХ в разделе «Жалобы и обращения». Это можно сделать вместе с обращением к застройщику или вместо него. Лучше вместе.

Управляющая компания, как и покупатели квартир, принимает жилой дом у застройщика и проверяет его на соответствие требованиям закона. При заключении договора между УК и застройщиком стороны подписывают акт приема-передачи общего имущества многоквартирного дома в управление УК . Приборы учета входят в общее имущество жилого дома. УК заинтересована в том, чтобы застройщик поставил все счетчики в доме по закону.

Управляющая компания не может не знать, что дом должны были сдать со счетчиками. Поэтому это и их вина тоже. В идеальном мире УК не примет у застройщика дом на обслуживание без счетчиков, а сначала заставит их установить.

Когда вы подадите жалобу, УК в течение 30 дней должна будет дать ответ, как так вышло, что она приняла дом без счетчиков. Можно ожидать, что УК обратится с претензией к застройщику за вас, так как с них за отсутствие ответа тоже спросят вышестоящие надзорные органы.

Я, например, так и сделал. У меня была такая же ситуация. Написал жалобу через ГИС ЖКХ на управляющую компанию. Через две недели мне позвонили представители застройщика и УК и пообещали установить прибор учета в обмен на отзыв жалобы. Они, видимо, полагают, что, кроме меня, никто не догадается так сделать.

Обратиться в прокуратуру

Если на ваши жалобы не реагирует ни застройщик, ни УК , жалуйтесь в прокуратуру. Пишите все то же самое, что и застройщику с УК , только в обращение добавьте информацию о том, что вы уже жаловались застройщику и УК и не получили ответа. Приложите копии писем, копии описей вложения, копии почтовых отчетов об отслеживании — это доказательство того, что застройщик и УК получили ваши претензии.

Обратиться в прокуратуру можно лично через дежурного прокурора или по почте. Можно попробовать написать через электронную приемную прокуратуры — обычно такая приемная есть на сайтах региональных прокуратур. Но там они будут довольно долго передавать ваше обращение в прокуратуру по вашему месту жительства.

Срок ответа на запрос в прокуратуру — также 30 дней.

Обратиться в суд

Если ничего не помогло — остается только суд. Тут без юриста не обойтись. Мы уже писали, как его искать.

Сохраняйте все документы и письма, которые отправляете или получаете. Сохраняйте описи, уведомления о вручении, отчеты об отслеживании — их всегда можно распечатать с сайта Почты России по трек-номеру.

Судебная практика на вашей стороне. Вот, например, решение Подольского городского суда по делу № 2-6198/17. Истцы требовали от застройщика установить индивидуальные приборы учета, которые отсутствовали в новостройке. Суд удовлетворил их требования и обязал застройщика установить счетчики в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Закон об энергосбережении как установить счетчики

Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13

Споры в суде общей юрисдикции:

Ч. 1 ст. 13 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 2 ст. 13 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

2. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Для Республики Крым и города федерального значения Севастополя мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений, указанных в настоящей части, приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию проводятся до 1 января 2019 года, а по оснащению приборами учета используемого природного газа и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию — до 1 января 2021 года.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

4.1. Для Республики Крым и города федерального значения Севастополя собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2019 года, а оснащение приборами учета используемого природного газа и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2021 года.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Читайте также  Технический и коммерческий учет электроэнергии: в чем разница?

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

6. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 6 настоящей статьи и объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) и подключенными к системе централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку на указанных объектах коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 7 ст. 13 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

7. Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 — 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 — 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 — 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемые Правительством Российской Федерации, могут устанавливать особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению объектов, указанных в частях 3 — 7 настоящей статьи, приборами учета.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 28.02.2022 до 01.01.2023 начисление и уплата пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета осуществляются исходя из ключевой ставки, действовавшей по состоянию на 27.02.2022, и ключевой ставки, действующей на день фактической оплаты (Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 (ред. от 23.09.2022)).

9. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. До 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя не позднее 1 января 2019 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 — 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.

С 28.02.2022 до 01.01.2023 сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, рассчитывается исходя из ключевой ставки, действовавшей по состоянию на 27.02.2022 (Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 474).

12. До 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане — собственники жилых домов, садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Читайте также  Philips 58PUS8505 инструкция

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В части организации учета используемой электрической энергии предусмотренные настоящей статьей требования к организации и обеспечению учета электрической энергии, в том числе к приборам учета электрической энергии, порядку их установки, замены, эксплуатации, а также к расчетным способам определения количества электрической энергии подлежат применению, если иные требования не установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Как поменять счетчик электроэнергии в квартире и частном доме

Определившись с тем, зачем и на каком основании владелец должен менять электрический счётчик в своем жилье, есть несколько вариантов, куда можно обратиться для установки:

  • Любая специализированная организация, которая занимается электромонтажной работой;
  • Управляющая компания, которая отвечает за внутридомовые системы вашего дома;
  • Сетевая организация (для частных домов);
  • Знакомый электрик, но обязательно с оформлением подрядного договора;
  • Самостоятельная замена, если имеется соответствующее образование и квалификация.

c73b1df1d908a999be27723c814e7758

Если акта о замене нет, например, работу проводил сам владелец помещения или знакомый электрик, это не критичная ситуация. При получении акта о вводе счётчика в эксплуатацию его нужно отдать компании по энергетическому сбыту.

Правила замены электросчетчика в частном доме 2020

  • сначала распределяют в щитке все элементы, так вы поймете, подходит ли он под размеры, и в процессе монтажа не будет возникать проблем;
  • на стене делают разметку, согласно которой фиксируют дин-рейку и бокс;
  • на рейку устанавливают автоматический выключатель;
  • согласно имеющейся схеме делают разводку;
  • фаза выводится на выключатель;
  • провода зачищаются на 10-20 мм и надежно фиксируются в клеммах;
  • кабеля не должны перехлестываться, иначе в этих местах они будут перегреваться;
  • устанавливается заземление.

Рекомендуем прочесть: Как Считать Страховой Стаж 2020

— не вращается диск или вращается неравномерно; Необходимость замены электросчетчика с вышеуказанными неисправностями основана на положениях законов РФ: — «Об энергосбережении» от 03.04.1996 № 28-ФЗ; — «Об обеспечении единства средств измерений» от 26.06.2008г №102-ФЗ; — ГОСТ 6570-96 «Счетчики активной и реактивной энергии индукционные».

Правила установки электросчетчика

Чтобы поменять счетчик электроэнергии придется обращаться к провайдеру услуг (Энергосбыт) или в управляющую компанию. По адресу абонента должен прибыть специалист и подтвердить, что прибор работает и пользователем в его функционал не вносились умышленные изменения.

Документы и порядок согласования

Если исполнить процедуру самостоятельно без предварительного получения разрешения, в эксплуатации и регистрации прибора будет отказано.

Дополнительно к пользователю могут применяться штрафные санкции.

Процедура получения разрешения:

  • подача собственноручного заявления в УК, в котором значится причина замены прибора;
  • приобретение нового устройства и его передача специалистам для проверки;
  • получение согласия на установку устройства;
  • оборудование счетчика (это можно сделать самому или же, пригласив инженера).

Документы в порядке согласования:

  • заявление;
  • личный паспорт;
  • паспорт на старый прибор;
  • паспорт на новое устройство;
  • Акт обследования электросчетчика;
  • письменное разрешение на установку.

Как выбрать электрический счетчик

Действующим законодательством установлены следующие требования к измерительным устройствам:

  • точность выше второго класса;
  • приборы с индукционной системой;
  • электросчетчик должен быть рассчитан на ток в 60 Ампер;
  • простой или многотарифный.

Сам пользователь должен обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • особенности конструкции (варианты проще, если нужно установить устройство самостоятельно);
  • численность фаз;
  • энергопотребление прибора;
  • установленная периодичность проверки.

Необходимые инструменты и квалификационные требования

Требования по замене счетчика относятся, прежде всего, к категории специалистов, которые могут проводить такие работы:

  • наличие специализации электрика;
  • допуск третьей группы.

В случае, когда абонентом работа проводится самостоятельно, предстоит подготовить следующие инструменты и материалы:

  • отвертки (плоская, индикаторная, крестообразная);
  • бокорезы;
  • пассатижи;
  • шуруповерт;
  • мультиметр;
  • изолента.

Во время выбора материалов нужно обратить внимание на рукояти. Они должны быть изолированы с целью защиты от тока

Этапы подключения электросчетчика

При необходимости заменить прибор, работы должны выполняться в следующем порядке:

  • выбор места обустройства числительного устройства;
  • крепление защитной коробки, в которой содержатся отверстия для контактов;
  • крепление всех клемм;
  • настройка расположения;
  • установка автоматов.

Что касается выбора места установки приборов, то минимальная высота от пола должны быть 170 см. Если прибор для расчета электроэнергии в квартире установлен, то дополнительно используется защитный корпус.

Когда устройство обустраивается на общедомовых участках, то его крепление происходит в специальных щитках.

За чей счет

Организация замены электросчетчика с учетом стоимости прибора и рабочей силы, в 2018 году может достигать 4 – 5 тысяч. Но не всегда оплату осуществляет абонент. Компенсация стоимости происходит по следующему алгоритму:

  • установка прибора учета, расположенного на общедомовой территории (его замена, проверка и ремонт) происходят самой управляющей компанией;
  • обслуживание устройств внутри квартир – обязанность владельцев недвижимости;
  • если жилье арендуется по договору социального найма, то компенсация затрат ложится на плечи муниципалитета;
  • размер отчислений отображается в очередной платежной квитанции на коммунальные услуги;
  • если оплата производится за счет физического лица, то перевести деньги можно одной суммой или в рассрочку.

В частных домах оплачивать услуги придется собственникам недвижимости.

Проверка подключения электросчетчика: порядок действий

Правильный учет потребления электроэнергии будет зависеть от проведенных работ. Проанализировать исправность оборудования можно самостоятельно. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • отключение всех устройств в помещении, которые потребляют электричество;
  • контроль активности счетчика на протяжении 15 минут;
  • за этот период времени допускается только одно мигание лампочки или единственный оборот круга.

Если активность больше, то устройство считает больше киловатт, нежели использует абонент. Эти неточности – основание для замены оборудования.

Типы оборудования

Счетчики электроэнергии делятся по нескольким параметрам, но основным считается деление на:

  1. Индукционные или механические: их устанавливали в Советском Союзе, кое-где они остались. Учет энергии происходит при помощи вращающегося диска: чем выше потребление, тем больше скорость.Количество потраченной энергии фиксируется постоянно меняющимися цифрами. Срок службы таких приборов, указанный в техническом паспорте, составляет около 20-30 лет.
  2. Электронные: более новые модели, которые стараются установить сейчас все. Они состоят из электронного элемента: когда на него воздействует электрический ток, он вырабатывает импульсы, по количеству которых и определяется потраченное количество электричества.Приборы оснащены электронными дисплеями, на которых отражаются не только количество потраченной энергии, но и учитываются применяемые тарифы (можно забить в память несколько тарифов, и прибор будет переходить на них самостоятельно), скачки напряжения, минимальное и максимальное значения и многое другое. Срок службы устройств не превышает 16-18 лет.

49b9a48e91463995e53a60fa56565fa8

электронные счетчики электроэнергии

Однако электронные варианты стоят дороже, и добровольная замена индукционных электросчетчиков на электронные без веской причины, например, поломки, доступна не всем.

Примите к сведению: мастера, которые заставляют приобретать более дорогие модели электросчетчиков, ссылаясь на закон, действуют вне его.

Возможные причины, по которым необходимо менять счетчик

Прибор, учитывающий потребление электроэнергии в частном доме, иногда требует замены.

Необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • ремонт здания, при котором требуется перемещение счетчика;
  • устаревший прибор (в настоящее время разрешено использовать счетчики с классом точности от 2 и ниже);
  • разгерметизация (случайный срыв пломбы);
  • неверная работа счетчика;
  • вандализм со стороны третьих лиц;
  • повреждение смотрового окошка в приборе;
  • установка более современной модели счетчика (многотарифного, для применения различной тарификации в зависимости от времени суток).

Подходить к вопросу выбора электрического счетчика нужно со всей ответственностью, от этого зависит качество измерения потребления электроэнергии и количество затрачиваемых денежных средств на покупку прибора.

Несколько советов, касающихся выбора электросчетчика:

Дополнительно
В настоящее время старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее (цифра в кружочке возле окошка на счетчике) изымаются из оборота. В соответствии с требованиями закона на территории РФ должны устанавливаться приборы учета электроэнергии с классом точности 2,0 или 1,0.

  • при небольшом количестве электроприборов в доме можно приобрести счетчик мощностью около 10 Ампер. Если же в планах обзаведение электрическим бойлером для нагрева воды (или других энергоемких агрегатов), то следует предпочесть счетчик с максимальным запасом мощности;
  • если электрическая сеть в доме трехфазная, то и счетчик нужно приобретать трехфазный. При одной фазе в сети – однофазный;
  • рекомендуется выбирать современные электронные варианты счетчиков: они более точные, чем механические;
  • чтобы сэкономить на электричестве, можно приобрести многотарифный счетчик. Такой вид прибора позволяет считать количество затраченной энергии по разным тарифам для дня и ночи. Ночной тариф намного дешевле дневного.

Кроме того, выбранная модель счетчика обязательно должна быть в реестре устройств, официально разрешенных к эксплуатации в РФ, и быть сертифицирована.

В видео нормы установки электросчетчика в индивидуальном доме

Что делать, если сломался счетчик электроэнергии

607f9e71f51c4b10fdec31c8ee7b6075

Подробно расскажем что делать, если сломался прибор учета, куда и к кому обращаться.

Извещение о неисправности

При обнаружении сломанного или неисправного счетчика, об этом нужно незамедлительно сообщить энергоснабжающей организации. Последняя обязана направить своих специалистов для фиксации данного факта, составления соответствующего акта с отражением конечных показаний прибора.

Приобретение нового счетчика

Если квартира или дом собственные, приобрести новый прибор должен сам хозяин жилплощади за свой счет. Он может купить счетчик в любой торговой точке. Потребитель сам выбирает марку и модель прибора учета, но они должны соответствовать предъявляемым требованиям (иметь сертификаты, клеймо, знак в паспорте, класс 2).

Разрешено приобрести счетчик у своей энергосбытовой компании. В этом случае, если у собственника нет единовременно нужной суммы, ему обязаны предоставить рассрочку сроком на 5 лет, под процент. Между компанией и абонентом заключается соответствующий договор.

Проверка

Может понадобиться проверка нового счетчика. Это потребуется если после аналогичной процедуры, осуществлённой заводом-изготовителем, прошло:

  • 2 года для однофазных приборов;
  • год для трехфазных.

Заявка на замену

Энергоснабжающей организации нужно подать заявку на замену прибора учета. Последняя в оговоренный срок направит своих специалистов для того, чтобы поставить новый счетчик. Отказать в этом потребителю она не вправе.

Допустимо пригласить для установки прибора работников специализированных учреждений по своему выбору. Необходимым условием является допуск к таким видам работ этой компании. Перед проведением замены энергоснабжающая организация снимает поставленные ранее пломбы и фиксирует показания прибора.

При выполнении установки счетчика сторонней организацией, с ней потребуется заключить соответствующий договор, который затем представить своей энергоснабжающей компании.

Опломбировка

После установки нового прибора учета на него ставится пломба. В отличие от монтажа, это вправе делать только работники энергоснабжающей компании.

Первичная пломбировка выполняется бесплатно (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). При незаконных требованиях оплаты такой услуги или транспортных расходов подается жалоба Роспотребнадзору или прокуратуре.

Допуск к эксплуатации

После установки и опломбирования составляется акт о принятии к эксплуатации. Один экземпляр остается у энергоснабжающей компании, второй – передается абоненту. Потребитель обязан следить за исправностью и сохранностью счетчика электроэнергии жилого помещения. Когда обнаруживаются поломки, если не работают или повреждены пломбы, нужно сразу же уведомлять об этом энергоснабжающую компанию.

Приобретение и установка счетчика осуществляется за счет собственника квартиры, вне зависимости от его расположения в жилом помещении или на лестничной клетке. Первичное опломбирование делается бесплатно, повторное – за счет потребителя. Нужно следить за сроками проверки, при их истечении делать новую или заменить прибор учета.

Если после прочтения статьи у вас имеются какие-либо вопросы или вы можете чем-то поделиться исходя из собственного опыта, оставьте свое сообщение в блоке комментариев.

Снятие и установка

Снятие старого электрического счетчика

Если необходима внеплановая замена по причине неисправности, приглашенный специалист обязан сразу отключить прибор от сети. Компания должна в короткий срок отреагировать и осуществить замену. За время до установки нового прибора потребитель оплачивает счет по среднему нормативу.

Без предписания никакие действия производить нельзя. Поэтому план работы следует уточнить заранее. Демонтаж может быть выполнен своими силами, при наличии соответствующего разрешения. План работы по замене однофазного счетчика следующий:

  1. Отключить автомат перед счетчиком, на вводе электричества.
  2. Снять крышку и проверить отсутствие напряжения в проводниках.
  3. Отсоединить клеммы и отключить 4 проводника.
  4. Снять крепежные установочные болты и ослабить держатели DIN-рейки.
  5. Поставить новый аппарат, выполнить подключение согласно инструкции.

Законы и нормативные акты

Основным законодательным актом является постановление Правительства РФ №442 от 4 мая 2012 года, по которому прекратилось производство старых моделей счетчиков, была запрещена их проверка и ремонт. Новый счетчик должен иметь класс точности не ниже второго. Общий порядок замены устройства изложен в письме Госэнергонадзора, которое в 2000 году прошло одобрение и получило законное Решение Госстандарта РФ.

Все работы на декабрь 2020 года по замене оговариваются следующими законопроектами и нормами:

  • статьи 210 и 354 (пункт 2) Гражданского кодекса;
  • статья 261 Федерального закона РФ;
  • постановление Правительства №354 от 27.08.2012 г.;
  • статья 13 Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

На основании этих документов сбытовая организация вправе требовать замены прибора учета. По этим нормативам запрещается самостоятельное проведение работ по демонтажу старых и установке новых приборов учета. Устанавливать и обслуживать счетчики необходимо электрикам из штата энергоснабжающей организации.

Заменить электросчетчик в квартире: последовательность действий

В акт в обязательном порядке заносятся следующие данные:

  1. Название прибора, марка, заводской номер, серия, год выпуска, класс точности измерения.
  2. Номер фидера, к которому произведено подключение.
  3. Последние показания со старого устройства.
  4. Начальные показания на момент установки нового аппарата.
  5. Даты последних поверок старого и нового счётчиков.
  6. Дата установки.
  7. Причина замены аппарата.
  8. Фамилия, имя, отчество лица, допущенного к установке и опломбированию счётчика.
  9. Номер пломбы и данные об организации, осуществлявшей поверку прибора.

Нюансы проведения процедуры Если с момента снятия пломбы со старого счётчика до установки и опломбирования нового проходит какое-то время, то за этот период плата за электроэнергию будет насчитываться Вам по средним тарифам с применением коэффициента.

Это интересно: Перепады напряжения зимой: разбираем со всех сторон

Возможность самостоятельных работ

Работы по установке нового прибора рекомендуется проводить квалифицированному электрику с третьим уровнем допуска или выше. Если сам собственник имеет такую степень или располагает возможностью пригласить соответствующего стороннего специалиста, допустима самостоятельная замена электросчётчика. В этом случае следует иметь в виду вероятное возникновение непредвиденных проблем и дополнительных расходов. Владельцам жилья, которые интересуются тем, как поменять электросчетчик в квартире самостоятельно, необходимо соблюдать следующие условия:

  • электропровод до входа в устройство учёта не должен иметь паек и скруток и меняться фазами;
  • прибор надо устанавливать на жёсткое основание с минимально допустимым отклонением от вертикали в пределах 1 градуса;
  • высота, на которой крепится устройство, может меняться, но она не должна превышать средний человеческий рост (170−180 см). Нижний порог монтажа начинается от 40 см. Оптимальная высота установки — 150−170 см;
  • вводные и линейные автоматы должны располагаться рядом с монтируемым прибором и на одном основании с ним;
  • смотровые окна или прорези на дверцах шкафа или створках электрощита должны быть расположены относительно счётчика так, чтобы пользователь при считывании показателей не испытывал никаких неудобств.
Читайте также  Энергоэффективность и энергосбережение в современном мире: проблемы и решения

Рекомендуемый материал для изготовления основания — металл, определённые виды пластика или древесина.

После завершения монтажа устройства необходимо будет пригласить официального представителя управляющей компании для опломбирования и регистрации нового прибора учёта. Это уполномоченное лицо должно составить акт о приёме в эксплуатацию в двух экземплярах, один из которых предоставляется владельцу. Этот документ вместе с паспортом устройства следует хранить, поскольку там зафиксированы все показания и даты последующих поверок. Такие виды услуг предусмотрены договором и бесплатны. После завершения всех работ на счётчике должно быть две пломбы, первая из которых уже существует в момент покупки устройства, а вторая пломбируется на глазах потребителя.

Чтобы при замене счетчика электроэнергии в квартире не возникло непредвиденных проблем, владельцу жилья необходимо строго соблюдать технику безопасности. При грамотном и осознанном выборе нужной модели счётчика и профессиональном монтаже ему будет гарантирован длительный период безмятежного пользования устройством.

Порядок замены электросчетчика в муниципальной квартире

Когда возникает вопрос по замене электросчетчика, начинаются раздоры между потребителем услуг и управляющей компанией. И все из-за того, что никто из них не хочет платить за замену прибора учета.

В том случае, если прибор учета установлен в подъезде или в местах общего пользования, то согласно пункту 7 Постановления Правительства от 13.08.2006 г. № 491, он относится к общему имуществу и, соответственно, потребитель услуг не отвечает за его сохранность и целостность.

В случае кражи электросчетчика, собственник жилья не может нести за это ответственность, так как имущество не принадлежит ему, и он за него не несет никакой ответственности.

Поэтому следует внимательно посмотреть договор между жильцами дома и управляющей компанией. В нем должно быть отражено, какие работы выполняются за счет компании, а какие оплачивает потребитель услуг.

В том случае, если в договоре, касающемся неприватизированной квартиры, не указано, за чей счет производится замена электросчетчика, то управляющая компания оплачивает работы за свой счет.

Она же может организовать проведение общего собрания собственников жилья, на котором попытаться переложить материальные расходы на владельцев недвижимости.

Поэтому вывод такой: в том случае, если электросчетчик установлен вне помещения квартиры, то он является собственностью управляющей или энергосбытовой компании. Поэтому за счет данных компаний и будут производиться работы по техническому обслуживанию, замене и ремонту прибора учета.

При условии, что электросчетчик установлен внутри муниципальной квартиры, которая предоставлена нанимателю в соответствии с договором социального найма, а значит недвижимость не принадлежит потребителю услуг, то все работы по обслуживанию, замене и ремонту прибора учета будут производится за счет муниципалитета.

Какие действия следует предпринять нанимателю неприватизированного или муниципального жилья при необходимости произвести замену электросчетчика?

В таком случае, потребитель услуг должен обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. В документе должны содержаться данные о том, чем вызвана необходимость в замене прибора учета, и как долго его не меняли.

При возникновении других сложных ситуаций, а именно, если квартира принадлежит потребителю на праве собственности, а прибор учета установлен на лестничной площадке, как быть при таких условиях?

Ведь собственник жилья не может нести ответственность за имущество, которое не находится в его жилом помещении. А с другой стороны, электросбытовая компания настаивает на том, что при такой ситуации, все расходы должна нести управляющая компания.

Для того чтобы избежать воровства электросчетчиков с лестничной площадки и при условии, что недвижимость принадлежит потребителю услуг на праве собственности, желательно перенести прибор учета внутрь помещения. Это позволит избежать недоразумений и порчи как самого прибора учета, так и сохранит целостность пломбы электросчетчика.

Основания, обязывающее к замене

Когда речь идет о гражданах, которые проживают в многоквартирных домах, чаще всего нет разницы в том, где именно установлены счётчики на свет – в квартирах ли или на лестничных площадках. Так или иначе, учётный прибор – это личное имущество собственника квартиры, если иное не было предусмотрено в подписанном договоре. Менять счетчик электроэнергии требуется в таких случаях:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 938-87-35 Москва, Московская область

+7 (812) 467-34-81 Санкт-Петербург, Ленинградская область

+7 (800) 333-89-17 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

  • Перестали отображаться показатели потреблённого ресурса на приборе;
  • Сорвана или нарушена пломба счётчика;
  • Наличие на оборудовании механических повреждений (сколов, трещин);
  • Плановые проверки (обычно раз в шестнадцать или восемь лет);
  • Истекли сроки эксплуатации прибора (смотреть в техническом паспорте).

b638097cfa446dda20fbb34c6b2f2518

Порядок согласования

Перед тем как обратиться в обслуживающую компанию, проверьте, в нормальном ли состоянии электропроводка в доме. Если есть проблемы, то лучше их самостоятельно устранить. Если во время проведения замены счетчика энергетики выявляют грубые нарушения, то штрафа не избежать.

Собрав все необходимые документы, надо обратиться в управляющую компанию. В договоре посмотрите, кто взял счетчик на баланс, это может быть управляющая компания или владелец дома.

Замена может быть плановой или неплановой, но в любом случае она регистрируется в энергетической компании, поэтому надо обязательно соблюдать порядок действий.

6322c8c3e9c3455b9ebc8a50f2a97d60

Электросчетчик в щитке

Заявление о необходимости замены электросчетчика регистрируется в компании, ждать придется несколько дней, пока оно будет внесено в государственный реестр. После этого в энергетической компании надо взять справку, по которой вы сможете купить новый счетчик или же его можно купить в обслуживающей компании.

Счетчик по своим характеристикам должен соответствовать тем, что были указаны в справке. Паспорт прибора надо сохранять, так как в нем записывают результаты плановых осмотров.

Модели счетчиков для частного дома

В чем особенности потребления электричества в частном доме? Как правило, это большое число электроприборов, зависимых от электричества систем и значительные площади помещений. С учетом этих характеристик и подбираем счетчик.

Индукционный (механический) электросчетчик

Принцип работы основан на действие катушек тока и напряжения. Сами катушки неподвижны, но образуемое ими магнитное поле приводит в движение механический диск.

Счетный механизм прибора учитывает количество дисковых оборотов и амплитуду движения диска. Последний показатель прямо пропорционален мощности потребляемой энергии за расчетное время.

  • Несомненный плюс в надежности, продолжительном сроке службы: даже 50-летний «долгожитель» может вполне исправно наматывать киловатты.
  • Однако механические устройства не отличаются точностью показаний и не защищены от несанкционированных подключений третьих лиц.
  • Они всегда работают в однотарифном режиме, что не позволяет оптимально настроить энергопотребление в доме.

В каких случаях необходимо менять электросчетчик

Есть три основные причины, по которым возникает необходимость замены счетчика электроэнергии:

  • Модернизация сети или плановая замена приборов учета.
  • Истечение срока службы (не межпроверочного интервала).
  • Поломка и выход из строя, неверные начисления.
  • Желание установить многотарифный счетчик.

Старые электросчетчики меняют на новые

Пояснить стоит второй пункт — с остальными все понятно. Каждый счетчик имеет определенный рабочий ресурс, по истечении которого он начинает неверно вести учет израсходованной электроэнергии. В большинстве случаев это можно устранить за счет ремонта, но стоимость ремонта соизмерима со стоимостью нового. Потому в таких случаях чаще всего принимают решение поменять электросчетчик. И правильно: после ремонта он может быстро выйти из строя или снова начнет «врать».

Второй момент: если у счетчика истек срок эксплуатации, ему, скорее всего много лет и он не рассчитан на тот объем электроэнергии, которая необходима нам сейчас. В этом может причина того, что у вас часто выбивает пробки или срабатывает автомат защиты.

При установке нового счетчика

54141c3601447bc0d22a78b0b33847c2

После проверки соответствия монтажа требованиям заводской документации к нему и опломбирования водомерного узла представитель управляющей компании выдает локумент, разрешающий его использование. Ваша управляющая компания может иметь свой бланк и форму акта ввода в эксплуатацию. Однако каждый образец должен иметь следующие пункты:

  1. Дата составления. От нее начинается отсчет периода эксплуатации водяного счетчика и тарификация расхода воды с начала ближайшего месяца;
  2. Фамилия, имя, отчество собственника жилья;
  3. Адрес помещения, где он был установлен;
  4. Заводской номер, тип, марка (модель) установленного счетчика;
  5. Начальные показания на момент подписания. От них начинается расчет потребления количества воды;
  6. Номера пломб, установленных на водомерном узле;
  7. Срок очередной государственной поверки или дата последней поверки измерительного прибора учета, если они были ранее в эксплуатации;
  8. Подписи сторон.

Такой акт может быть составлен как сразу на несколько установленных в квартире счетчиков, так и на каждый из них отдельно. Для проверки правильности установки прибора управляющая компания может привлечь сотрудника специализированной компании. В этом случае бланк документа подписывается тремя сторонами.

Такой документ составляется минимум в 2 экземплярах, один из них передается вам. Он служит первичным документом при разрешении возникающих разногласий на весь срок эксплуатации узла.

Факторы, определяющие, когда нужно заменить счетчик

В первую очередь нужно менять электросчетчик при его неисправности. Если сломался счетчик электроэнергии, то признаками, определяющими его состояние, будут следующие:

  • на корпусе прибора появятся следы оплавления;
  • на стекле окошечка, на проводах, на том же корпусе могут появиться следы гари;
  • при отсутствии нагрузки устройство продолжает менять показания;
  • при проверке схемы подключения счетчика при наличии напряжения на входе отсутствует напряжение на выходе;
  • индикатор счетчика «молчит» при подаче нагрузки на электросчетчик.

Существует ряд других причин, вызывающих необходимость замены счетчика электроэнергии.

  • Подлежат замене все счетчики старого образца с классом точности 2.5 и более. Это связано с большой погрешностью измерения такими приборами, что послужило толчком к выходу постановления РФ об обязательном применении более точных средств определения расхода электроэнергии.
  • Прибор учета издает повышенный шум во время работы. Причин может быть несколько: от использования устаревшей модели до скопившейся внутри прибора влаги и пыли.
  • Счетчик выдает информацию, которую трудно разобрать. Такая проблема случается обычно с электронными счетчиками, у которых не работают отдельные элементы.
  • Возникают сомнения в правильном отображении прибором расхода электроэнергии. При повышении нагрузки показания могут расти достаточно медленно, а при понижении может ничего не происходить, показания не меняются.
  • Основанием для замены служит переход на многотарифную систему. Она практикуется там, где существуют различия в стоимости электроэнергии в дневное и ночное время суток.
  • Технический прогресс не стоит на месте, появляются так называемые «умные» счетчики. Они передают показания непосредственно к производителю электрической энергии.

Сроки службы

Срок службы — временной период, в течение которого счетчик в полном объеме выполняет свои функции. Такой промежуток включает в себя гарантийный период и межповерочный интервал.

В течение срока службы производитель берет следующие обязанности:

  1. Несет ответственность за недостатки, которые могут возникнуть по вине изготовителя в процессе эксплуатации прибора.
  2. Обеспечить возможность для потребителя использовать счетчик по назначению.

На практике срок службы составляет тридцать и более лет.

Продолжительность гарантии обычно составляет от трех с половиной до пяти лет. Гарантия отличается от срока службы тем, что в такой промежуток все расходы, связанные с ремонтом прибора, будет нести продавец.

Ещё одним из факторов, которые определяют время функционирования, является поверка. Она представляет собой процедуру, проводимую в лабораторных условиях, в процессе которой определяется уровень точности измерительной функции счетчика.

Поверка бывает трех видов:

  1. Первичная. Она проводится после изготовления прибора.
  2. Периодическая. Выполняется через определенные временные промежутки. Для электронных устройств каждые шестнадцать лет, для индукционных – восемь.
  3. Внеочередная. Она проводится в случае утраты документации, нарушения пломбы, необходимости настройки прибора, пропуска периодической поверки, счетчик выдает неточные показания.

Следует отметить, что внешнее воздействие, например, удар, также может служить поводом для проведения лабораторного анализа.

Особенности установки «умных» счетчиков

Переход на «умные» приборы учета регламентируется в Федеральном законе №422 от 04.05.2012 года. Один из пунктов устанавливает, кем будет оплачен этот переход с 2020 года. Так как выгоду получат ресурсоснабжающие организации, то они и возьмут на себя расходы по установке. «Умные» счетчики снизят затраты на проверку и снятие показаний, так как учет и проверку будут обеспечивать самостоятельно, без применения дополнительного человеческого ресурса. Они могут быть наделены функцией отключения подачи электроэнергии задолжникам.

Замена будет производиться постепенно по причине достижения крайней величины срока службы электросчетчика, или его аварийного состояния. Строительные объекты, вводимые в строй с 1 июля 2020 года должны быть уже укомплектованы «умными» приборами учета.

Решение проблемы как заменить электросчетчик не представляет особых трудностей. С целью экономии средств можно выполнить работы по замене самостоятельно. В выполнении работ необходимо лишь проявить внимательность и ответственность. Однако присутствие поставщика электроэнергии обязательно, хотя бы для установки законности действия нового прибора учета.

Инструкция по снятию и замене счётчика

Смена счётного оборудования, установленного в подъезде или на улице, сопровождается рекомендациями и присмотром специалиста. Мастер должен иметь удостоверение о присвоении от 3 класса электробезопасности. Замена счётчика проводится при отсутствии напряжения, наличии исправных инструментов, с соблюдением техники безопасности.

Среди подручного оборудования обязательно нужно иметь указатель напряжения для проверки соответствующей величины, отвёртки, пассатижи, изоленту.

Для корректной и безопасной замены прибора учёта электричества необходимо следовать инструкции:

  1. Выключите вводной автомат для полного снятия напряжения.
  2. Откройте крышку с проводами, удостоверьтесь в отсутствии напряжения на клеммах.
  3. Отсоедините провода под крышкой.
  4. Открутите болты для крепления оборудования.
  5. Установите счётчик в обратном порядке согласно инструкции.

После установки аппарата следует проверить его на правильность подключения.

Замена счётчика сопровождается соблюдением техники безопасности:

  1. Недопустимо оставление оголённых проводов, которые могут спровоцировать короткое замыкание и составлять угрозу жизни человека.
  2. Нельзя скручивать провода, они соединены внутри щитка клеммной коробкой.
  3. Включение счётчика допустимо только при выключенном вводном автомате.
  4. Металлический корпус должен быть заземлён.
  5. Запрещено хаотичное разложение проводов. Их необходимо соединить в единый пучок с помощью диэлектрических жгутов.

После включения вводного автомата загорится значок «Сеть». Остальные индикаторы не должны работать. При отключённом вводном автомате светодиод фиксации уровня потреблённого электричества не должен работать. Подробнее о работе конкретной конструкции можно узнать в инструкции по использованию прибора.

Цена замены счётчика квалифицированными мастерами составляет около 2 000 рублей. Работа включает снятие старого и монтаж нового аппарата учёта потребления электричества. Если считать затраты на покупку оборудования, пользователь заплатит около 4 000 – 5 000 рублей.

Проведя визуальную проверку корректной установки и работоспособности счётчика, необходимо заняться оформлением аппарата. Мероприятие состоит из нескольких шагов:

  1. Подача заявления в “Мосэнергосбыт” с просьбой опломбировать и ввести в действие прибор.
  2. Составление инспектором акта приёма с указанием типа счётчика, заводского номера. При самостоятельной установке проводится обязательная проверка корректности установки.
  3. Фиксация актуальных показаний, установка пломбы на электросчётчик.

Несмотря на наличие самостоятельных знаний и способность смены прибора по учёту электроэнергии, рекомендуется приглашать для проведения мероприятия профессионалов. Они облегчат задачу: принесут свой счётчик, снимут, заменят, опломбируют.

Поменять самостоятельно счётчик в квартире или частном доме — несложное мероприятие, но без обращения к сотрудникам “Энергосбыта” не обойтись.

Источник https://journal.tinkoff.ru/ask/v-dome-net-schetchikov/

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/aa66de0abc8158556fc5c28b29796231e092d105/

Источник https://dpkgroup.ru/zamena-elektroscetcika-pravila-i-procedura-priciny-dla-zameny-i-dokumenty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: