Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями

 

ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО

Энергосбережение– деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.

Энергосбережение в школе и в других зданиях – наиболее дешевый и чистый экологически «источник» энергии. Это экономия электроэнергии, которая основана на применении энергосберегающих технологий, призванных сократить потери электроэнергии.

Если рассматривать энергию с точки зрения философии, то энергия является общей количественной мерой взаимодействия и движения всех видов материи. Энергия не образуется из ничего и никуда не исчезает, она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Значит, энергия подчиняется закону сохранения, и сберечь ее нельзя.

Тем не мене, термин «энергосбережения» активно применяется в мировой практике – «Energy Conservation», «Energy Saving», «Energieeinsparen». В данное понятие вкладывается общий смысл. Например, сокращение удельного расхода топлива в твердом виде на единицу выработанного 1 кВт в час в общем виде приводит к экономии топлива, содержащегося в недрах земли, которое в дальнейшем будет израсходование с той же целью, тем самым этот энергоресурс сохраняется на определенное время. Именно в данном понимании применяется термин «энергосбережение».

Рассмотрим на примере как можно организовать мероприятия по энергосбережению в средней школе.

  • Ключевой целью энергосбережения в школеявляется увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.

Энергосбережение в школе – это совокупность трех видов мероприятии:

— мониторинг потребления энергетических ресурсов;

— регулирование расхода носителя тепла;

— повышение мотивации участников.

Рынок переполнен современными системами вентиляции и регулирования, утеплителями. Но до сих пор нет системы, которая, не дожидаясь увеличения тарифов, способствовала бы снижению потребления энергетических ресурсов. Все потому, что не задействован основной элемент системы энергосбережения – мотивация! Только одновременное действие всех трех элементов дает положительный результат. Внедрение этих мероприятий часто оказывается дорогим и трудоемким, а срок окупаемости составляет больше срока службы самого здания, где установлено это оборудование.

Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся школы беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.

Энергосбережение в школе

Во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Старые деревянные окна меняют на пластиковые. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год, температура воздуха в кабинетах в зимнее время составляет +9 +11°С, что не соответствует СанПин.

По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Старые деревянные двери заменяют в некоторых школах на пластиковые и металлические утепленные двери.

В школах, где установлены приборы учета, постоянно отслеживается расходование энергоресурсов.

Экономия электроэнергии: замена обычных ламп на энергосберегающие лампы

Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы других видов, не теряя при этом установленной светопередачи.

Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство.

КЛЛ (компактная люминесцентная лампа) характеризуется высокой степенью светопередачи, достигающей 87 Rа, что соответствует нормативам, которые действуют на территории РФ. Частота мерцания энергосберегающей лампы равняется примерно 20000 Герц. Эти лампы рекомендованы для применения в больницах, учебных заведениях, на промышленных и производственных предприятиях.

Читайте также  Как отключить режим энергосбережения на iPhone

Значительную часть затрат организации в области жилищно-коммунальных услуг составляют расходы на электроэнергию.

Уровень и качество энергоэффективности освещения внутри здания и прилегающих территорий часто не соответствует современным требованиям.

Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школ даст возможность реализовать потенциал энергосбережения.

Мероприятия, нацеленные на энергосбережение в школе в системе электроснабжения, внутреннем и наружном освещении:

— замена не достаточно эффективных источников света в целях освещения прилегающих территорий и помещений на энергоэкономичные;

— оборудование здания приборами учета;

— использование современного энергоэффективного оборудования;

— установка систем автоматического контроля и регулирования работы оборудования.

Мероприятия в области энергосбережения в водоснабжении:

— внедрение приборов учета воды;

— установка в перспективе смесителя с фотоэлементом, т.к. энергосбережение является не только экономией тепла, но и воды, для доставки которой требуется много электроэнергии (до 70% стоимости). Мытье рук с применением бесконтактного смесителя требует 1 л воды, а не 6, которые необходимы для традиционного крана.

Экономия тепла

Одним из главных приемов по оптимизации платежей за обеспечение теплом является установка узлов учета носителей энергии (теплосчетика) с использованием систем автоматического регулирования. В школах на узлах управления устанавливаются ультразвуковые СПТ 943, например, с автоматическим устройством. На тепловой счетчик возлагается не только расчет получаемого тепла и теплоносителя, но также и регистратора режима потребления тепла. Это возможно благодаря наличию архива среднесуточных, среднечасовых значений затрат тепловой энергии, температуры обратной и прямой воды, теплоносителя. Фиксация данных параметров позволяет поставщикам и абонентам тепловой энергии контролировать свойства теплоносителя и соответствие их договорным значениям.

Даже хорошо отрегулированный учет потребления горячей воды и тепла не полностью использует возможности снижения затрат на потребление тепла. Дело в том, что в школе люди находится только в рабочее время. Именно в этом время необходим нормальный отопительный режим. В остальное время (выходные дни, ночное время) не обязательно поддерживать температуру в помещениях около 18-20 градусов, достаточно 10-14, что поможет значительно сэкономить тепло и сократить затраты. Но в холодные дни зимнего периода здание остывает очень быстро, а греется медленнее, поэтому снижать температуру в ночное время не всегда рационально. Но добиться энергосбережения в школе на 10-22% можно, например, в межсезонье (завершение и начало отопительного сезона).

Выводы

Школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в школах имеет большое значение.

Мы видим, что без установки учитывающих приборов невозможно использовать эффективно мероприятия по экономии тепла. Какие бы ни проводились мероприятия, без приборов учета организация по снабжению энергией будет предъявлять по-прежнему к оплате те же счета, т.е. «по расчету». С установкой тепловых счетчиков в школах наблюдается экономия финансовых средств в 30%. Также необходима замена счетчиков электроэнергии и воды.

Важно предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению в школе:

— система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;

— организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;

— организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;

— разработка и осуществление акций по энергосбережению в школе.

И необходимо помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.

Таким образом, не только школа, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.

Читайте также  Philips 58PUS8505 инструкция

Кто на предприятии ответственный за энергосбережение

Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:

1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:

1) о суммарном объеме потребляемых казенными, бюджетными, автономными учреждениями энергетических ресурсов, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с учетом требований о снижении их потребления в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи объема;

2) об объеме воды, потребляемой казенными, бюджетными, автономными учреждениями, с учетом требований о его снижении в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемой им воды сверх установленного в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи объема.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

2.2. Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны представлять ежеквартально информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых такими учреждениями энергетических ресурсов и воды, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Читайте также  Объявлен Всероссийский конкурс на лучшие энергоэффективные проекты в сфере ЖКХ

(часть 3 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников государственного (муниципального) учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

Энергосбережение

Задачей Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» является повышение энер­гоэффективности, т.е. повышения уровня использования всех видов энергии эконо­мически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне раз­вития техники и технологии.

Основным показателем повышения эффективности использования ТЭР в ре­зультате внедрения мероприятий по энергосбережению является экономия ТЭР.

План мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • модернизация электрогенерирующих мощностей;
  • повышение эффективности работы ТС;
  • оптимизация схем теплоснабжения;
  • передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ;
  • мероприятия, направленные на снижение расхода теплоты на транспорт в ТС;
  • внедрение и эксплуатация РЭП;
  • внедрение энергоэкономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением;
  • мероприятия, направленные на снижение расхода электроэнергии на транспорт в ЭС;
  • прочие мероприятия (организационные, экономические и другие).

Разработка мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» основана на выполнении требования нормативно-правовых документов Республики Беларусь в области энергосбережения (закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», «Положение о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц», утв. постановлением Совета Министров РБ №855 от 14.10.2015г. и т.д.).

Система разработки и внедрения мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» включает: правильный выбор объекта, пути и способы выявления внутренних резервов экономии ТЭР, создание благоприятных производственных, организационных, финансовых условий для реализации разработанных мероприятий по экономии ТЭР и ликвидации потерь ТЭР.

Перед включением мероприятий в план производится оценка (технико-экономическое обоснование) эффективности внедрения мероприятий с целью выбо­ра оптимального варианта реализации мероприятий и очередности их реализации.

РУП «Минскэнерго» осуществляет разработку (обобщение) Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на основании предложений филиалов. Определяются линия и источники финансирования плана, объемы финансирования внедряемых мероприятий и проектных работ на год.

ГПО «Белэнерго» до­водится показатель по энергосбережению (в т.у.т.) на предстоящий год.

Выполнение показателя по энергосбережению обеспечивается реализацией Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго».

Задание по энергосбережению на 2021 год доведено поквартально приказом ГПО «Белэнерго» от 29.03.2021 №59 «О некоторых вопросах экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в 2021 году» (в редакции приказа от 30.12.2021 №334) – 31,5 тыс.тут.

Планом мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на 2021 год запланировано выполнение 18 энергосберегающих мероприятий.

При запланированных планом к внедрению в 2021 году 15 мероприятиях выполнено 16 (в т.ч. 1 дополнительное).

Экономия ТЭР за январь-декабрь 2021 года составила 36664,2 тут (116,4% от задания январь-декабрь — 31,5 тыс. тут).

Количество мероприятий (нарастающим итогом), внедренных в отчетном периоде по РУП «Минскэнерго»

Источник https://bk1.schools.by/pages/chto-takoe-energosberezhenie-i-dlja-chego-ono-nuzhno

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/75c315fa9e6fd07c24f3397d5b67f905a4ec1a7b/

Источник https://web.minskenergo.by/energosberezhenie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: