Управление энергосбережением на производстве

 

Особенности функционирования системы управления энергосбережением региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Галина Артуровна, Першина Татьяна Александровна

В статье представлено теоретическое обоснование термина « система управления энергосбережением » с позиций системного и процессного подходов, которая представлена как триединая система, регламентирующая поведение субъектов в процессе управления энергосбережением. Также приведены результаты расчетов потенциала энергосбережения и стратегического плана реализации Программы энергосберегающих мероприятий в целом и по подсистемам триединой системы управления энергосбережением .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голикова Галина Артуровна, Першина Татьяна Александровна

Теоретические аспекты энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленных предприятий

Distinctive features of functioning of the system of control over energy saving in the region

A theoretical justification of the notion “system of control over energy saving” (presented as a triunique system regulating subjects’ behavior in the process of control over energy saving) from the perspective of systematic and process approaches is given in the article. Also the results of the calculations of the energy saving potential and a strategic plan of Program of Energy Saving Measures implementation in whole and in accordance with subsystems of the triunique system of control of energy saving are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования системы управления энергосбережением региона»

функционирования системы управления энергосбережением

В статье представлено теоретическое обоснование термина «система управления энергосбережением» с позиций системного и процессного подходов, которая представлена как триединая система,регламентирующая поведение субъектов в процессе управления энергосбережением. Также приведены результаты расчетов потенциала энергосбережения и стратегического плана реализации Программы энергосберегающих мероприятий в целом и по подсистемам триединой системы управления энергосбережением. _

Ключевые слова: система управления энергосбережением, потенциал энергосбережения, стратегический план, Программа энергосберегающих мероприятий _

Вопросам рационального потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в настоящее время уделяется значительное внимание. Особо актуальными являются исследования, посвященные проведению энергоаудиторских обследований, определению потенциала энергосбережения и реализации современных энергосберегающих технологий и проектов, а также внедрению энергетического менеджмента на предприятиях.

Определение понятия «энергосбережение»

Вследствие наличия на большинстве предприятий физически и морально устаревшего оборудования и технологий, а также особенностей юридических отношений в производственной сфере и в сфере обращения энергоресурсов, в России под энергосбережением понимается в первую очередь реализация различного рода мероприятий, направленных на уменьшение объема потребляе-

Голикова Галина Артуровна

канд. экон. наук, доцент tatpersh@yandex.ru

мых топливно-энергетических ресурсов при поддержании необходимого полезного эффекта от их использования.

Однако это определение лишь частично отражает сущность понятия «энергосбережение». Поэтому необходимым и целесообразным видится его уточнение. Таким образом, энергосбережение — это триединая система производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии, в рамках которой происходит регламентация обращения (производство + поставка (продажа) + потребление — получение (покупка) + перераспределение + потребление — получение (покупка) + потребление (использование)) энергии как объекта реальных инвестиций или рыночных сделок. Для устойчивости этой системы как основы энергетического потенциала региона предпочтительны цели реального инвестирования в создание новых и в реконструкцию, реновацию, модерни-цию, техническое перевооружение объектов, вязанных с обращением энергии в формате всех ех типов отношений.

_понимается в первую

Управление энергосбережением в регионе

фективноеуправление энергией — это залог фективного функционирования производите-ей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии. Однако, чтобы эффективно управлять, необходимо четко представлять механизмы ее формирования и процесса управления. Управление энергосбережением — это теоретическая и практическая деятельность на основе нормативно-правовых документов, целевых программ, юридических и физических лиц по принятию и реализации решений в области снижения энергопотерь и энергозатрат, оптимизации энергопотребления.

В целом управление энергосбережением направлено на регламентацию организационно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства, поставки (продажи), перераспределению, получению (покупке) и потреблению (использованию) энергии. Эффективное решение проблемы управления энергосбережением в такой широкой постановке

может быть получено на основе системного подхода к управлению энергосбережением, предполагающего развитие иерархической триединой системы, в которой будут выполняться цикл управления энергосбережением.

Процесс управления энергосбережением представлен на рисунке.

Основными принципами управления энергосбережением на региональном уровне являются:

— сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

— разработка и внедрение механизмов заинтересованности юридических и физических лиц в рациональном использовании энергетических ресурсов;

— обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

— независимость субъектов РФ и муниципальных образований при разработке стратегических планов энергетического развития и программ энергосбережения;

— приоритетность экономических, финансовых и иных мер стимулирования энергосбережения над административными мерами.

энергией — это залог

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ потребления энергоресурсов

АНАЛИЗ потребленных энергоресурсов

ПЛАНИРОВАНИЕ потребления энергоресурсову^

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

УЧЕТ потребленных энергоресурсов

К О Н Т Р о л ь

ОРГАНИЗАЦИЯ потребления энергоресурсов

Рис. Взаимосвязь основных функций в системе управления энергосбережением

энергоэффективности на региональном

_уровне необходима —полная солидарная —ответственность _органов власти

и контролирующих _органов.

Для повышения энергоэффективности на региональном уровне необходима полная солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов, а также тесное взаимодействие управления триединой системы: производитель-поставщик (продавец), распределитель, потребитель.

Необходимые и достаточные предпосылки интенсификации энергосбережения сложились сегодня на региональном уровне. Основными причинами этого является строгая территориальная привязка ресурсного и производственного потенциалов, существенная роль пространственного фактора в сбережении топлива и энергии, соци-ьная направленность энергоэффективности. а региональных рынках сформирована структу-потребителей и спрос на энергоносители, что озволяет использовать рыночные механизмы в балансировании спроса и предложения энергетических ресурсов, учитывать местные особенности, кологические и экономические условия и интере-,1 территорий при реализации энергосберегаю-ей политики.

Алгоритм функционирования триединой системы управления энергосбережением

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» в качестве одной из мер, стимулирующих эффективное использование энергии, определено создание дополнительных стимулов энергосбережения. Но в настоящее время не сформирован организационно-экономический механизм, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давал бы возможность использования сэкономленных средств на реализацию соответствующих мероприятий.

Вследствие этого была разработана организационно-экономическая модель управления энергосбережением, базирующаяся на представлении управления как триединой системы производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии и алгоритм ее реализации, в рамках которого определены базовые блоки управления энергосбережением в ЖКХ

Читайте также  Кто разрабатывает мероприятия по энергосбережению

и логическая последовательность принятия управленческих решений по вопросам энергосбережения по каждому субъекту и уровню управления.

В рамках первого блока алгоритма выполняется функция целеполагания: четко определяются цели, задачи управления энергосбережением как триединой системы. Во втором блоке определяются подсистемы иерархической системы. В этом случае необходимо четко идентифицировать определенность этих подсистем по форме собственности, организационно-правовому статусу, масштабу деятельности. Также необходимо четкое определение характера связей между ними. В рамках третьего блока определяются субъекты по уровням иерархической системы и формат организационно-экономических отношений между ними.

В рамках четвертого блока разрабатываются мероприятия по технологиям и ресурсам энергосбережения по каждому субъекту определенного уровня иерархической системы. Из числа наиболее целесообразных, экономически обеспеченных мероприятий формируется Программа энергосбережения — это пятый блок модели. Шестой блок предполагает реализацию программы энергосбережения, и седьмой — определение фактической эффективности этой программы. Помимо традиционной совокупности показателей, характеризующих эффективность Программы энергосбережения по результирующим показателям энергоэффективности, авторы считают целесообразной оценку влияния реализации программы энергосбережения на экономику региона по уровням иерархической системы по критерию наличия или отсутствия задолженности перед региональным бюджетом или субъектов друг перед другом (восьмой блок). Это позволяет определить эффективность во взаимодействии с внешней средой.

Последний, девятый блок алгоритма нацелен на определение и возможную корректировку целей и задач управления энергосбережением региона с учетом текущих тенденций и приоритетов развития экономики отдельного субъекта в частности и всей региональной экономики.

потребителей и спрос на энергоносители, что позволяет

спроса и предложения

_ Потенциал энергосбережения региона

_ Во всех подсистемах триединой системы управ_ ления энергосбережением региона деятельность

_ в области энергосбережения характеризуют пока_ зателями — фактической экономии ТЭР, снижения

_ потерь ТЭР и энергоемкости производства продукции. Ключевым показателем служит потенци-_ ал энергосбережения.

_ Потенциал энергосбережения реализуется через

_ конкретные энергосберегающие мероприятия. Их

_ можно классифицировать по различным призна-

_ кам: виду ресурса, уровням управления, направле-

_ ниям технической реализации принадлежности

_ к конкретным энерготехнологическим системам,

_ ожидаемой экономии ТЭР. Любое численное зна-

_ чение потенциала не является абсолютным кри-

_ терием для принятия кардинальных мер и декла-

_ рируется на начальном этапе с целью выбора

_ направлений дальнейшего повышения энергоэффективности подсистем системы управления энергосбережением региона. Авторами проведен расчет потенциала энергосбережения трех объектов системы управления энергосбережением региона. Период реализации потенциала при расчете принят в среднем четыре года, это обусловлено планом энергосберегающих мероприятий, разрабатываемым на предприятиях (3-5 лет) и ограниченным финансовыми ресурсами предприятий отрасли. Результаты расчета потенциала энергосбережения сведены в таблице 1. На практике потенциал энергосбережения должен быть реализован через Программу конкретных энергосберегающих мероприятий. Реализация потенциала энергосбережения является обязательным условием повышения энергоэффективности региона.

Общая методология разработки Программ энергосбережения, в соответствии с предложенной триединой системой управления энергосбережением, может быть условно разделена на три уровня. Первый уровень соответствует деятельности, нацеленной на конкретные технические и технологические разработки, способствующие снижению энергопотребления на предприятиях-поставщиках жилищно-коммунальных услуг. Второй мероприятий уровень — реализация энергосберегающих мероп-

. в настоящее время

не сформирован организационно-экономический механизм, который

спользования экономленных средств

Потенциал энергосбережения в подсистемах иерархической системы управления энергосбережением региона Волгоградской области

Предприятия — представители подсистем Размерность Потенциал энергосбережения по видам энергетических ресурсов

Всего Тепловая энергия Электрическая энергия

ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Суровикино Тут. Руб. 26,67 265,90 19,010 202,024 7,660 63,884

ФГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум» г. Волгоград Тут. 28,11 24,490 3,620

Руб. 269,69 206,990 62,704

ФГБОУ СПО «Урюпинский агропромышленный техникум» г. Урюпинск Тут. 42,44 21,260 21,180

Руб. 439,84 179,311 260,533

Составлено на основании расчетов авторов

риятий у распределителей-посредников. Третий уровень — потребители энергии. Разработка и реализация целевых программ станет действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий.

Методикаразработки Программы энергосберегающих мероприятий

Программно-целевой подход к управлению энергосбережением представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ энергосбережения всех подсистем триединой иерархической системы управления энергосбережением региона. Одной из особенностей этого подхода является мультипликационный эффект, суть которого состоит в том, что результат, полученный при реализации одного энергосберегающего мероприятия в одной подсистеме, увеличивает эффективность системы управления энергосбережением региона в целом. Общая методология разработки Программ энергосбережения, в соответствии с предложенной триединой системой управления энергосбережением, может быть условно разделена на три уровня.

Первый уровень соответствует деятельности, нацеленной на конкретные технические и технологические разработки, способствующие снижению энергопотребления на предприятиях-поставщиках, второй уровень — реализация энергосберегающих мероприятий у распределителей, третий уровень — у потребителей энергии. Разработка и реализация целевых программ станет действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий. Авторами предложена методика разработки Программ энергосбережения с учетом требований программно-целевого подхода к управлению энергосбережением, которая будет содержать не только типовые энергосберегающие мероприятия. В Программу в первую очередь будут включаться те мероприятия, которые приносят эффект хотя бы в двух подсистемах триединой системы управления энергосбережением региона, т.е. должен наблюдаться синергетический эффект. В соответствии с данной методикой для трех подсистем иерархической системы управления энергосбережением региона: производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии были разработаны программы энергосберегающих мероприятий, содержащие подробный перечень мероприятий с оценкой экономического эффекта и простого срока окупаемости. Эти программы апробированы на четырех предприятиях Волгоградской области.

Стратегические планы реализации Программ энергосберегающих мероприятий

На основе предложенной методики должны быть разработаны стратегические планы реализации Программы энергосберегающих мероприятий. Знание того, чего каждый субъект желает достичь в будущем в энергосбережении, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Современный темп изменения и увеличения объемов потоков информации, знаний в области энергосбережения является настолько большим, что стратегическое планирование энергосберегаю-

Стратегический план реализации организационно-экономической модели управления

Название Задачи Мероприятия Срок Затраты Экономический Результаты

предприя-тия окупаемости (год) (тыс. руб.) эффект (тыс. руб.)

ФГБОУ СПО «Вол- Снижение затрат на Установка системы автоматичес- 2,02 300,00 148,59 Будет реализова-

гоградский строи- тепловую энергию кого и погодного но в I кв. 2014 г.

тельным техникум» регулирования

г. Волгоград Внедрить альтернативные источники энергии Система приготовления горячей воды для горячего водоснабжения и отопления с нагревом от солнечных коллекторов 1.70 4280,32 2517,60 Будет реализовано в I кв. 2016г.

Снижение затрат Замена масляных электрообогре- 4,60 87,00 19,11 Будет реализова-

на электрическую вателей на инфракрасные но в I кв. 2018г.

ФГБОУ СПО Внедрить альтерна- Установка тепловых насосов типа 2,20 2371,20 1078,02 Будет реализова-

«Урюпинский аг- тивные источники «воздух-вода» Mitsubishi Electric но в I кв.2014 г.

ропромышленный энергии серии Zubadan

техникум» Снижение затрат на тепловую энергию Утепление наружных стен здания техникума 14,00 3356,00 225,34 Будет реализовано во II кв. 2018 г.

Читайте также  Как работает режим экономии заряда в iPhone

ГБОУ НПО «Профес- Тепловая энергия Замена деревянных окон на 15,30 5249,10 342,13 Будет реализова-

сиональное училище пластиковые окна с энергоэф- но в I кв.2014 г.

№4» г. Суровикино фективными однокамерными стеклопакетами

в двух подсистемах

триединой системы _управления

щих мероприятий на всех уровнях системы представляется единственным способом формального прогнозирования возможности возникновения проблем в будущем наряду с возникновением различного рода возможностей. Таким образом, стратегический план реализации организационно-экономической модели управления энергосбережением региона представляет собой комплекс управленческих решений и мероприятий, взаимоувязанных по целям, задачам, срокам и результатам, имеющей своей конечной целью достижение временных этапов стратегического планирования, и является базисом для возможности реализации всех мероприятий на перспективу.

Часть стратегического плана, разработанного для исследуемых подсистем, представлена в таблице 2. Помимо внедрения такого рода мероприятий для повышения энергоэффективности региона целесообразным является: организация систем управленческого учета отоков энергоносителей, использующие приборные способы получения данных;

— постоянное определение (всеми возможными способами) показателей энергоемкости товарной продукции;

распространение информации о технических, ганизационных и финансовых возможностях овышения энергоэффективности отрасли;

— мероприятия по снижению транзакционных издержек на осуществление программ энергосбережения (создание типовых проектов энергосберегающих мероприятий, пакетов проектов, информационные программы, конференции);

— стимулирование кредитования энергоэффективных проектов российскими банками и специальными фондами (специальная правительственная программа);

— налоговое стимулирование (ускоренная амортизация, налоговые вычеты, снижение налогов и сборов).

Кроме того, нужно на законодательном уровне закрепить различные экономические и финансовые преимущества, которые будут предоставляться предприятиям ЖКХ, применяющим энергосберегающие технологии.

Раскрытие характера энергосбережения как триединой системы, регламентирующей поведение субъектов в сфере экономической деятельности позволяет по-новому посмотреть на управление энергосбережением региона. Система эта иерархическая, ее образуют подсистемы «управление энергосбережением на уровне производства, поставки и потребления энергии», «управление энергосбережением на уровне получения, распределения и потребления энергии в процессе управления эксплуатацией зданий и сооружений», «управление энергосбережением на уровне получения и потребления энергии в процессе эксплуатации зданий и сооружений». Целью взаимодействия подсистем в глобальном масштабе является формирование культуры энергосбережения, в среднесрочном периоде создание условий для энергосбережения, в краткосрочном -повышение энергоэффективности, что достигается решением задач нормативного, организационного, экономического, технологического характера. С позиций процессного подхода управление энергосбережением — это процесс, представленный совокупностью неразрывных взаимосвязанных функций управления (прогнозирования, планирования, организации, мотивации, учета, анализа, контроля, регулирования), направленных на поддержание энергосбережения в состоянии, обеспечивающем высокую энергоэффективность региона.

1. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энер- _

гетическая эффективность. Состав показателей. _

Общие положения». _

2. Отчет о научно-исследовательской работе _

«Разработка научно-обоснованного проекта учеб- _

ного курса по подготовке лиц, проводящих энерге- _

тические обследования, и комплекта методических _

материалов к нему» [Электронный ресурс]. — Режим _

доступа: http://www.rosenergo.gov.ru. _

3. Управление энергозатратами на предпри- _

ятиях жилищно-коммунального хозяйства: _

учебное пособие / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, _

Т.А. Першина: Волгогр. гос. архитект.-строит. _

ун-т. — Волгоград: ВолгГАСу 2009. — 144 с.

4. Кудашкин Ю.В., Ахмедов Ф.Н. Энергоэффективность, энергосбережение и интеллектуальные сети // Российское предпринимательство. — 2012. — № 18 (240). — с. 96-102. — http://www. creativeconomy.ru/articles/25085/.

5. Михайлов С.А. Стратегическое управление энергосбережением на региональном уровне // Российское предпринимательство. — 2008. -№ 8 Вып. 1 (116). — с. 159-165. — http://www. creativeconomy.ru/articles/5850/.

Applicant, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering Tatyana A. Pershina

Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering

Distinctive features of functioning of the system of control over energy saving in the region

A theoretical justification of the notion «system of control over energy saving» (presented as a triunique system regulating subjects’ behavior in the process of control over energy saving) from the perspective of systematic and process approaches is given in the article. Also the results of the calculations of the energy saving potential and a strategic plan of Program of Energy Saving Measures implementation in whole and in accordance with subsystems of the triunique system of control of energy saving are presented.

Keywords: system of control over energy saving, energy saving potential, strategic plan, Program of Energy Saving Measures

Управление энергосбережением на производстве

Для большинства производств является объективной необходимостью разработка и внедрение системы рационального потребления энергосбережения, а также механизмов её реализации. Данная концепция должна основываться на научных методах, анализе опыта работы передовых промышленных предприятий Беларуси и развитых стран, а также действий предприятий этих стран в условиях энергетических кризисов, которые происходили в 60-70-х годах прошлого столетия. Помимо этого данная концепция должна включать в себя новые технологии в области энергосбережения.

Система управления энергосбережением на производстве должна включать следующие положения:

1. На производстве должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению энергетическая политика, которая представляет собой комплексное системное проведение программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового, правового и другого характера для рационального использования и экономного расходования энергетических ресурсов.

Энергетическая политика должна быть составной частью (или, по крайней мере, тесно увязана) общей учётной политикой производства;

2. Для организации работы по осуществлению энергетической политики появляется необходимость в создании система энергетического менеджмента.

Под термином энергетический менеджмент понимается:

совокупность информационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на эффективное управление процессами производства, передачи, распределения и потребления энергетических ресурсов производства.

Структура энергетического менеджмента должна быть органично вписана в существующую структуру системы управления производства. Деятельность по энерго-менеджменту требует от персонала широкого круга знаний и опыта в различных областях: общего менеджмента; техники; финансов; работы с кадрами, образования и обучения; маркетинга.

Энергетический менеджмент распространяется на всё производство; чтобы эффективно действовать в качестве энерго-менеджера, необходимо иметь связи со всеми подразделениями производства, и он должен быт органично внедрен в структуру производства. На производствах в начальный период, как правило, наиболее подготовленным к проведению этой работы структурным подразделением является служба главного энергетика. Однако если на неё возлагаются обязанности организации энерго-менеджмента на производстве, то должны быть внесены существенные изменения в должностные положения и инструкции работников данного подразделения и других служб, а также в стандарты и нормативные документы производства.

Для качественного управление энергосбережением на производстве необходимо выполнить:

  • -текущую оценку состояния энергетического менеджмента;
  • -ряд организационных мер: определить количество и состав

Комиссий (комитетов) по энергетическому менеджменту (создается исходя из наличий структурных подразделений);

  • — составить план обучения персонала предприятия по вопросам организации рационального потребления энергосбережения;
  • -оценить величины инвестиций в энергетическое
  • — определиться с системой финансирования энергетического менеджмента;
  • -создать систему мотивации рационального расходования и энергосбережения.
  • 3. Для обеспечения рационального энергопотребления и экономии энергии на производстве является необходимым разработка программно-целевого комплекса мероприятий по рационализации потребления энергетических ресурсов и энергосбережению, а также система организации, контроля и мониторинга её выполнения

Как правило, такие комплексы составляют на основе результатов проведённого энергетического аудита предприятия или отдельных его подразделений.

Читайте также  Неделя без подзарядки: всё об энергосберегающих режимах в смартфонах Honor

Под энергетическим аудитом (энергетическим обследованием) понимается обследование потребителей энергетических ресурсов с целью установления показателей эффективности их использования и выработки, экономически обоснованных мер по их повышению. Результатом энергетического аудита является энергетический паспорт промышленного потребителя энергетических ресурсов нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования энергетических ресурсов в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения и потенциально имеющих энергосберегающие мероприятия. При разработке данного комплекса мероприятий необходим и целесообразен стратегический подход. Не зная программы развития каждого объекта предприятия в целом на ближайшие 5-10 лет, нельзя намечать какие-либо серьёзные мероприятия и принимать решения в энергетическом хозяйстве предприятий.

Подобные комплексы мероприятий необходимо разрабатывается на 5 лет или до проведения очередного энергетического аудита. На основе программно-целевого комплекса мероприятий по энергосбережению утверждают соответствующие программы на очередной финансовый год.

Как показывает опыт зарубежных предприятий, значительных, ощутимых результатов по снижению затрат на энергетические ресурсы можно достигнуть, если суммарные затраты на организацию энергетического менеджмента и выполнения программно-целевого комплекса мероприятий.

Управления энергосбережением на производстве осуществляется через лица ответственные за данный участок производства. Окончательную ответственность за выполнение требований по энергосбережению несёт руководитель производства, соответствующей отрасли и министерство и ведомство. При передаче и использовании различных видов энергии можно управлять количеством употребляемой и потерянной энергией. При транспортировании электроэнергии её экономии можно достичь за счёт изменения сечения проводов, регулированием напряжения, централизованным внедрением новых осветительных систем.

В настоящие время решается вопрос энергосбережения в системе освещения за счёт совместного использования искусственного и естественного освещения. Необходимо увеличить эффективность осветительных установок за счёт следующих факторов:

Увеличение световой отдачи светильников и их срока использования.

Увеличение светотехнических КПД и энергетических параметров осветительных установок.

Увеличить число часов использования в год осветительных установок. Имеется возможность за счёт увеличения качества освещения (спящего действия).

Следовательно, при решении проблем энергосбережения необходимо учитывать технические характеристики, эффективность применения, масштабы использования и структуру производства различных взаимосвязанных групп: источники света, осветительные приборы, пускорегулирующую аппаратуру, систему освещения.

Учёт расхода энергоресурсов и энергоносителя производится с помощью контрольно-измерительных приборов. Наиболее современным является учёт и контроль с помощью автоматизированных систем. Она работает одновременно с диспетчерским управлением, системой управления технологических процессов.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

/Н еализация принципов энергосбережения на всех этапах: производстве во, передача, распределение, преобразование и потребление энергии способствует формированию процесса энергосбережения. Этот процесс, как и любой другой, может быть в достаточной степени формализован и подвержен управляющим воздействиям (управлению). Управление энергосбережением — сложный, многофакторный и трудно формализуемый процесс. Формирование и реализация управляющих воздействий на процесс энергосбережения имеют несколько направлений: научно-техническое, организационное, организационно-техническое, нормативно-методическое, экономическое, информационное, правовое. Каждое из направлений формирует совокупность соответствующих мероприятий.

  • Научно-технические мероприятия ориентированы на разработку и внедрение новых энергоэффективных технологий и технических средств их реализации.
  • Организационные мероприятия имеют конечной целью реализацию энергосберегающих мероприятий:
    • — создание и организация условий для работы энергокомитетов (комиссий), обеспечивающих энергосбережение;
    • -проведение производственных совещаний по обсуждению состояния энергосбережения на предприятии;
    • — повышение квалификации персонала в области энергосбережения;
    • — разработка системы материального поощрения персонала по результатам энергосбережения;
    • — реклама энергосберегающих мероприятий.
    • — органы исполнительной власти субъектов РФ;
    • — региональные энергетические комиссии (РЭК);
    • -территориальные органы Госэнергонадзора России и Госстандарта России;
    • — научно-технические центры и агентства по энергосбережению.

    Все эти мероприятия направлены на организацию рекламы планов и результатов энергосбережения. Важной составляющей этих мероприятий является распространение информации о личных достижениях и поощрениях персонала предприятия.

    Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности производства и экономики в целом создана и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях закона об энергосбережении и ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе отдельных ее отраслей), о потенциале снижения энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и выдающихся достижениях в области энергосбережения. Создание государственной информационной системы и обеспечение условий для ее эффективного функционирования поручено правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти — Российскому энергетическому агенству (РЭА). Государственная информационная система должна содержать следующие сведения:

    • — о региональных и муниципальных программах в области энергосбережения, о ходе их реализации;
    • — об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • — об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов и обобщенные сведения об их потреблении в государственном, муниципальном, частном жилищных фондах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • — об обобщенных показателях энергетической эффективности, полученных в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований;
    • — полученные по запросам саморегулируемых организаций [5] в области энергетического обследования;
    • — о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;
    • — о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);
    • — о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность;
    • — о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению;
    • — о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • — об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения;
    • — о нарушениях закона об энергосбережении;
    • — о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении;
    • Правовые мероприятия должны обеспечивать юридическую чистоту и соответствие действий в области энергоаудита и энергосервиса существующим законам.

    К разработке энергосберегающих мероприятий и контролю их реализации необходимо привлекать руководителей среднего звена, главных специалистов, руководителей отделов, служб, цехов, участков и отдельных рабочих. Обязательно участие в этом процессе технологов, экономистов и юристов. Основой стратегии управления энергосбережением является энергосберегающия политика государства. Энергосберегающия политика [4] есть комплексное системное проведение на государственном уровне мероприятий, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономичного расходования топливно-энергетических ресурсов. С этой целью необходимо активизировать административные организационные мероприятия, включающие:

    • — пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению и энергоэффективности;
    • — совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
    • — сертификацию энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии;
    • — разработку системы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности промышленного производства и быта. Система стимулирования должна сделать энергосбережение инвестиционно привлекательным и повысить интерес к этой проблеме как потребителей, так и энергосервисные компании;
    • — предоставление налоговых льгот, прямое или косвенное дотирование энергосберегающих мероприятий со стороны государства в отношении потребителей и энергосервисных компаний;
    • — материальное стимулирование персонала всех уровней потребителя за разработку и внедрение энергосберегающих мероприятий.

    Энергосбережение не должно иметь характер разовых акций. Это должен быть непрерывный управляемый процесс, сопровождающийся соответствующими видами аудитов и мониторингом.

    Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-sistemy-upravleniya-energosberezheniem-regiona

    Источник https://studwood.net/2006809/agropromyshlennost/upravlenie_energosberezheniem_proizvodstve

    Источник https://studref.com/444321/tehnika/upravlenie_protsessom_energosberezheniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: