Инженерные системы

 

Содержание

Маркировка и условные обозначения трубопроводной арматуры

На территории России используется обозначение и маркировка трубопроводной арматуры по системе ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения). В соответствии с этой системой обозначение арматуры строится из цифрового и буквенного кода основных данных. Всего в маркировке используется 6 элементов.

Тип арматуры

— цифровое обозначение

  • 10 — кран пробно-спускной
  • 11 — кран для трубопровода
  • 12 — запорное устройство
  • 13,14,15 — вентиль
  • 16 — клапан обратный подъемный и приемный с сеткой
  • 17 — клапан предохранительный
  • 19 — обратный поворотный
  • 21 — регулятор давления «после себя»
  • 22 — клапан запорный
  • 25 — клапан регулирующий
  • 27 — клапан смесительный
  • 30,31 — задвижка
  • 32 — затвор
  • 45 — конденсатоотводчик

Материал корпуса

— буквенное обозначение

  • с — сталь углеродистая
  • лс — легированная сталь
  • нж — нержавеющая, коррозионно-стойкая
  • ч — чугун серый
  • кч — ковкий чугун
  • вч — высокопрочный чугун
  • б — латунь или бронза
  • а — алюминий
  • мл — монель-металл
  • п — пластмасса
  • вп — винипласт
  • тн — титан
  • к — керамика, фарфор
  • ск — стекло Тип привода — цифровое обозначение (одна цифра)
  • 3 — механический с червячной передачей
  • 4 — механический с цилиндрической передачей
  • 5 — механический с конической передачей
  • 6 — пневматический
  • 7 — гидравлический
  • 8 — электромагнитный
  • 9 — электрический

Номер разработки конструкции по каталогу ЦКБА

— двузначное цифровое обозначение

Материал уплотнительных колец

— буквенное обозначение

  • бр — бронза и латунь
  • бт — баббит
  • ст — стеллит
  • ср — сормайт
  • мн — монель-металл
  • к — кожа
  • нж — нержавеющая сталь (коррозионно-стойкая)
  • нт — нитрованная (азотированная) сталь
  • р — резина
  • п — пластмасса (кроме винипласта)
  • вп — винипласт
  • фт — фторпласт
  • э — эбонит
  • бк — без кольца (седло выполнено прямо на корпусе)

Способ нанесения внутреннего покрытия корпуса

— буквенное обозначение

  • гм — гуммирование
  • эм — эмалирование
  • п — футерование пластмассой

Пример расшифровки:

Задвижка 30с41нж — стальная задвижка с механическим приводом с цилиндрической передачей и нержавеющими уплотнительными кольцами

Задвижка 30ч6бр — чугунная задвижка с пневматическим приводом и уплотнительными кольцами из бронзы и латуни

Условные обозначения трубопроводной арматуры

Графические обозначения различных типов арматуры на гидравлических и пневматических схемах регламентируются ГОСТами.

Инженерные системы

ГОСТ 21.205. Таблица 7. Графические обозначения трубопроводной арматуры.

Информация о материале Категория: Инженерные системы. Опубликовано: 05 октября 2009 Просмотров: 140353

Таблица 7. Графические обозначения трубопроводной арматуры.

НаименованиеОбозначение
1. Клапан (вентиль) запорный:а) проходной
б) угловой
2. Клапан (вентиль) трехходовой
3. Клапан (вентиль) регулирующий:а) проходной
б) угловой
4. Клапан обратный:*а) проходной
б) угловой
5. Клапан предохранительный:а) проходной
б) угловой
6. Клапан дроссельный
7. Клапан редукционный**
8. Задвижка
9. Затвор поворотный
10. Кран:а) проходной
б) угловой
11. Кран трехходовой
12. Кран водоразборный
13. Кран писсуарный
14. Кран (клапан) пожарный
15. Кран поливочный
16. Кран двойной регулировки
17. Смеситель:а) общее обозначение
б) с душевой сеткой
18. Водомер

* Движение рабочей среды через клапан должно быть направлено от белого треугольника к черному.
** Вершина треугольника должна быть направлена в сторону повышенного давления.

В материале использованы изображения условных обозначений из Бибилотеки Visio Инженерные системы, предназначенной для создания чертежей и схем отопления, вентиляции, газоснабжения, санитарно-технических систем, энергетического оборудования и т.д.

Как маркируют и что указывают при маркировке задвижек?

main3

Все о маркировке задвижек вы узнаете из этого обзора.

Виды маркировки

Чтобы потребитель свободно ориентировался в номенклатуре арматурной продукции, на заводах-изготовителях разработана и принята единая система нанесения опознавательных знаков.

Существует несколько видов маркировки.

  1. Буквенное и цифровое обозначение основных параметров.
  2. Нанесение специальных обозначений (знаков).
  3. Цветовая окраска.
  4. Обозначение изделия по таблице фигур.

Рис. 1. Маркировка на корпусе

Каждый шифр, указанный на корпусе или табличке задвижки, несет в себе информацию. Для единообразного толкования маркировки, все знаки, наносимые на арматуру, должны соответствовать ГОСТу 4666-2015.

Графические обозначения

Графические символы разных типов арматуры на гидравлических схемах регламентирует ГОСТ 2.785-70. Межгосударственный стандарт охватывает все отрасли промышленности и строительства. Исключением являются гидро- и пневмоприводы, и продукция авиационной промышленности.

На заметку! Размеры графических символов межгосударственный стандарт не регулирует. Производитель вправе комбинировать условные знаки исходя из типа соединения и вида управления задвижки.

Как маркируются задвижки?

Требования к маркировке трубопроводной арматуры (задвижек в частности), регламентируются ГОСТом 4666-2015г. Документом определено содержание и обозначение символов (буквенное и цифровое), а также обозначены статусы. Так существуют:

  • обязательные;
  • дополнительные;
  • и специальные знаки.
Читайте также  Подбор размера (диаметра ДУ) крана исходя из размеров трубы

С обязательными все предельно ясно. Эти обозначения должны быть указаны на каждом типе изделия.

Дополнительные обозначения распространяются на отдельные виды арматуры по усмотрению завода-изготовителя. Также, если техническим заданием или договором на поставку предусмотрено нанесение дополнительной информации, производитель маркирует арматуру в соответствии с этими документами.

Кроме того, для некоторых отраслей народного хозяйства предусмотрено обязательное нанесение дополнительных знаков. Сюда входят:

  • атомная;
  • нефтяная;
  • и газовая промышленность.

Специальные знаки наносятся на арматуру в соответствии с требованиями нормативных документов по безопасности производства. Местом нанесения таких обозначений служит информационная табличка.

Рис. 2. Табличка

Конструкция и принцип действия ЗКЛ

Конструктивное устройство задвижки клинового типа содержит следующие узлы:

Корпус. Обычно состоит из двух частей — основной с канальным проходом и крышки. В главной части корпуса также размещаются седловое углубление и муфты, фланцы или гладкостенные патрубки под приварку для состыковки с трубопроводом.

В местах соприкосновения клина с рабочей поверхностью устанавливают седельные кольца из износостойких материалов. Они могут вворачиваться, впаиваться или наплавляться с последующей обработкой.

Крышку обычно соединяют с основной частью при помощи болтов (шпилек) с гайками, укладывая между ними герметичную прокладку. В середине крышки имеется резьба для вращения шпинделя (или она отсутствует), опорные подшипники и сальниковое уплотнение, предотвращающее протечки рабочего тела наружу.

Для повышения эстетичности вида и защиты от коррозионных процессов детали корпуса покрывают эпоксидно-порошковой краской.

Приводной узел. В задвижках с ручным приводом клин перемещается за счет вращения резьбового штока маховиком (штурвалом). Для облегчения работ шпиндель сажают на поддерживающий подшипник. Для его герметизации применяют сальниковую набивку, в которой часто используют терморасширенный графит.

Различают разновидности приборов с выдвижным и невыдвижным шпинделем. При первом варианте резьбовой шток перемещается в пространстве перпендикулярно корпусу благодаря вращению по внутренней резьбе в крышке. Во втором случае шпиндель имеет гладкие стенки при вращении в отверстии крышки, а его резьба на конце связана с резьбовым каналом клина через гайку вверху и перемещает его в возвратно-поступательном направлении.

Выдвижной и невыдвижной шпиндели.

Рис. 5 Выдвижной и невыдвижной шпиндели

Клиновидный затвор. Имеет различное конструктивное исполнение, его диски обычно изготавливают из износостойкого и устойчивого к коррозии материала — бронзы, коррозионностойкой стали с содержанием хрома около 13% (нержавейки). В некоторых моделях на седельных кольцах и клине применяют сверхпрочный материал – стеллит. Это сплав на основе кобальта хрома с добавками вольфрама и (или) молибдена, наплавляемый, напыляемый или напаиваемый на детали машин и механизмов.

Иногда для повышения герметизации проходного канала в затворе используют уплотнения из этилен-пропилен-диенового каучука EPDM или иных материалов (обрезиненный клин).

Конструкция большинства задвижек сделана таким образом, что расположенные внутри корпуса седельные кольца не оказывают влияния на сечение проходного канала (утоплены в корпус).

Принцип работы задвижки заключается в следующем.

При повороте маховика клиновый затвор плавно опускается в седло и ложится своими плоскостями на седельные кольца. Так как соприкасающиеся поверхности плотно подогнаны друг к другу или имеют эластичные уплотнители, место их контакта надежно герметизируется и перекрывает поток подаваемой среды. При вращении штурвала в обратном направлении запор поднимается вверх, освобождая канал для движения рабочего тела.

Обрезиненная арматура.

Рис. 6 Обрезиненная задвижка клиновая

Стандарты конструкторского бюро

Кроме ГОСТа 4446, Центральным бюро арматуростроения (ЦКБА) разработаны стандарты СТ ЦКБА 036-2017г., и СТ ЦКБА 023-2015г.

Справочник №036 содержит полный перечень устройств запорной арматуры, с их условным обозначением, а также с номерами тех нормативных документов на изготовление.

Стандарт приведен в виде таблиц, которые содержат:

  • краткое описание изделия;
  • обозначение по таблице фигур;
  • показатель номинального давления;
  • величину номинального диаметра;
  • обозначение арматуры, согласно нормативного документа на изготовление;
  • номер стандарта, ГОСТа или техусловия на изготовление;
  • указание рабочих чертежей для каждой таблицы-фигуры.

Второй нормативный документ (СТ ЦКБА 023) определяет правила обозначения задвижек по таблицам фигур, а также правила регистрации устройств запорной арматуры. Дело в том, что завод-изготовитель арматуры не может заниматься серийным выпуском разработанной продукции без соответствующего разрешения Центрального конструкторского бюро.

Разрешением на выпуск задвижек служит занесение каждой модели в стандарт №036 с указанием таблиц фигур. Вот как это происходит.

  1. Предприятие-изготовитель трубопроводной арматуры подает заявку в ЦКБА на регистрацию своей продукции.
  2. В заявке указываются все технические характеристики регистрируемой задвижки (диаметр условного прохода, материал корпуса, материал уплотнителей клина, тип привода и т.д.), а также номер документа (ТУ), в соответствии с которым будет осуществляться изготовление.
  3. Ответственные работники конструкторского бюро проверяют все сведения, предоставленные заводом, уточняют данные и регистрируют изделие в справочнике №036. В некоторых случаях работники ЦКБА посещают цеха завода для осмотра поточных линий изготовления и сборки задвижек.

content img6

Рис.3. Заявка

Серийным производством стальных клиновых задвижек занимается Сибирский завод трубопроводной арматуры «СибЗТА». Компания осуществляет поставку моделей по таблицам фигур 30с15нж, 30с41нж, 30с64нж, а также чугунных задвижек 30ч39р. Возможна поставка изделий с механическим редуктором, а также с переходной площадкой под электропривод.

На сайте «СибЗТА» есть удобный калькулятор подбора фланцевых соединений и крепежа. По всем интересующим вас вопросам обращайтесь по телефону 8-800-350-91-13, или напишите нам на нашу почту [email protected]

Разберем на примере задвижки 30с927нж обозначение по таблицам фигур (т/ф), установленным СТ ЦКБА 023-2015.

Читайте также  Смета на изоляцию трубопроводов

Таблицы фигур трубопроводной арматуры

Таблица 1. Условные обозначения типов арматуры

Тип арматурыУсловное обозначение
Кран (пробно-спускной)10
Кран (для трубопровода)11, с 51 по 59
Запорное устройство указателя уровня12
Клапан запорный13, 14, 15
Клапан обратный (подъемный или приёмный с сеткой)16
Клапан предохранительный17, 28
Регулятор давления18, 21
Затвор обратный19
Клапан перепускной20
Клапан отсечной22, 24, с 60 по 69
Клапан распределительный23
Клапан регулирующий25, 26, с 70 по 79
Клапан смесительный27
Задвижка30, 31, с 80 по 89
Затвор поворотный дисковый32, 92
Задвижка шланговая33
Элеватор (инжектор)40
Конденсатоотводчик45
Фильтр46
Блок предохранительных клапанов50

Таблица 2. Обозначение материалов корпуса

Материал корпусаУсловное обозначение
Углеродистая стальс
Легированная стальлс
Коррозионностойкая (нержавеющая) стальнж
Серый чугунч
Ковкий чугункч
Высокопрочный чугунвч
Латунь, бронзаБ
Алюминийа
Монель-металлмн
Пластмассып
Винипластвп
Керамика, фарфорк
Титановый сплавтн
Стеклоск

Таблица 3. Обозначение типов приводов

ПриводУсловное обозначение
Под дистанционное управление0
Механический с червячной передачей3
Мех. с цилиндрической зубчатой передачей4
Мех. с конической передачей5
Пневматический6
Гидравлический7
Пневмогидравлический6(7)
Электромагнитный8
Электрический9
Электрогидравлический9(7)

Таблица 4. Условное обозначение уплотнений

Материал уплотнительных поверхностейУсловное обозначение
Латунь, бронзабр
Монель-металлмн
Металл с покрытиеммп
Корозионностойкая (нержавеющая) стальнж
Нитрированная стальнт
Баббитбт
Стеллитст
Сормайтср
Кожак
Графитг
Эбонитэ
Резина и другие эластомерыр
Полиуретанпу
Пластмассып
Винипластвп
Фторопласт и его модификациифт

Устройства без вставных или наплавленных колец, то есть с уплотнительными поверхностями, выточенными прямо на корпусе или запорном элементе, обозначаются с буквами «бк» (без колец).

Таблица 5. Внутреннее покрытие корпуса

Способ нанесения покрытия внутри корпусаУсловное обозначение
Резина (гуммирование)гм
Эмаль (эмалирование)эм
Свинец (свинцевание)св
Футерование пластмассойп
Футерование наиритомн
Фторопластфт
Керамикакр

Таблица 6. Условные сокращения рабочей среды

Рабочая средаУсловное обозначение
Агрессивные средыаг
Азотаз
Аммиакам
Ацетиленац
Воздухвз
Воздушно-кислородная смесьвз-кд
Газы, газообразные средыг
Жидкости, жидкие средыж
Кислородкд
Масло, масло с растворителямимс
Природный или попутный нефтяной газнг
Нефтепродукты, дизельное топливо, керосин, бензиннп
Нефтегазовая смесьнф-нг
Парп
Нейтральныен
Неагрессивныенаг
Водавд
Сероводородс
Углекислотаук

Для трубопроводной арматуры с электроприводами во взрывозащищенном исполнении в конце условного обозначения добавляют букву «Б» (например, 30с941нжБ), а в тропическом исполнении — букву «Т» (30с941нжТ).

Вместе со стандартом ЦКБА могут использоваться другие маркировки, образованные из названия запорного устройства, например: КШ-16/50 — кран шаровый с рабочим давлением 16 бар и условным диаметром 50 мм. Также в коде может быть прописана буква, которая указывает на завод производитель.

Маркировка советской арматуры, которая используется в нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отрасли, состоит из букв и цифр. Буквы обозначают тип арматуры, цифры — характеристики изделия, например, ЗКЛ-200-16 — задвижка клиновая литая с диаметром Ду 200 мм и максимальным рабочим давленим 16 бар.

Обозначение по т/ф

30с927нж – это стальная клиновая задвижка, укомплектованная электроприводом и производится по ТУ 3741-001-27104101-2014г.

А вот какую полезную информацию несет в себе шифр «30с927нж» в соответствии с СТ ЦКБА №023:

  • «30» – означает, что это задвижка (по таблице №1);
  • «с» – указывает на материал корпуса, в данном случае это сталь (таблица №2);
  • «9» говорит о том, что на арматуре установлен электропривод (таблица №3);
  • «27» – порядковый номер модели в соответствии со справочником №036 (присваивается конструкторским бюро);
  • «нж» – означает, что на уплотнительных кольцах наплавлена нержавеющая сталь (таблица №4).

Рис. 4. Т/ф по СТ № 023

Также стандарт №023 содержит таблицу№5, которая включает перечень внутренних покрытий проходного отверстия арматуры. При наличии такого, после указания материала колец, добавляется условное обозначение материала покрытия. На нашем примере это будет выглядеть так:

«30с927нжфт» – означает, что проход покрыт фторопластом.

В некоторых случаях после указания всех т/ф, в конце ставится цифра. Это означает, что задвижка выполнена нестандартным способом, из другого материала или для специфических условий эксплуатации.

«30с927нжфт1» – единица указывает на использование коррозионностойких материалов по отношению к определенным рабочим средам.

Задвижка клиновая — назначение и область применения

Задвижкой называют тип запирающей арматуры с затворным элементом, сдвигающимся под углом 90 градусов относительно направления движения транспортируемого рабочего тела.

Обычно задвижки применяют в трубопроводных магистралях диаметром свыше 50 мм. Рабочей средой при их использовании выступают любые жидкости (нефть, обычная и морская вода), пар, газ, сыпучие вещества. Если для транспортировки используют агрессивные химические вещества или рабочее тело имеет высокую температуру, задвижки выпускают соответственно из коррозионно-устойчивых и термостойких материалов.

Стоит отметить, что чугунные задвижки по госстандарту не рекомендуется устанавливать в трубопроводы, транспортирующие газообразные вещества.

Задвижка клиновая и примеры затворных приводов.

Рис. 2 Виды приводов затворной арматуры

Маркировка корпуса

На корпусе арматуры маркировка указывается в соответствии с ГОСТом 4446. Обозначения содержат следующую обязательную информацию.

  1. Номинальный диаметр прибора (условный проход). Указывается в миллиметрах. Пример обозначения: буквенно-цифровое «DN250» или только цифровое «250».
  2. Давление номинальное. В стандартном исполнении указывается в «атм» (кгс/см2) или в «бар». Пример: буквенно-цифровое «PN25». Допускается указывать давление в МПа. Но в этом случае делается приписка: «PN2,5МПа».
  3. Материал для изготовления корпуса. Наносится краткое обозначение сплава. Например, для стальной арматуры – «25Л», «35Л» или «WCB».
  4. Фирменный знак завода изготовителя или его сокращенное наименование. Пример: ООО «СибЗТА».
  5. Дата выпуска изделия. Пример: «05.2014, «05/2014» или «май 2014».
  6. Индивидуальный (заводской) номер. Пример: «77» или «№77». Некоторые производители объединяют номер и дату выпуска. В этом случае будет указываться так: «05.2014 – 77», «05.2014 — №77» или «77 – 05/14».
  7. Направление вращения штурвала (маховика) для открытия и закрытия затвора. Наносится в виде стрелочек на рукоятку штурвала.
Читайте также  Расчет технологического запаса газа в газопроводе

Кроме обязательных знаков, завод-изготовитель, по указанию заказчика, наносит дополнительную маркировку. Вот какие обозначения могут быть указаны.

  • Обозначение арматуры по нормативным документам (по конструкторской документации).
  • Указание ГОСТа или техусловия, по которому произведен выпуск арматуры.
  • Отметка о приемке ОТК.
  • Нормальное положение затвора (указывается для электроприводов).
  • Масса изделия.
  • Климатическое исполнение прибора, классифицируемое по ГОСТу 15150.
  • Тип прокладки, используемой между фланцем корпуса (ПОН, ТРГ, Р, СНП). Наносится на кромку фланца.

Указанные выше данные наносятся на корпус арматуры, а также на информационную табличку, которая крепится к корпусу или крышке.

Обязательная маркировка должна наносится на корпус изделия. Также возможно дублирование этой информации на табличке.

Читайте также: Что такое кран-букса, каким он бывает, как правильно выбрать и самостоятельно его поменять?

На лицевой части корпуса указывается:

  • диаметр;
  • давление;
  • материал для изготовления корпуса.

На обратной стороне задвижки наносятся сведения о:

  • заводе-изготовителе;
  • уникальном номере и дате выпуска;
  • рабочем диапазоне температур.

Если размер изделия позволяет, то вся маркировка наносится на лицевую сторону.

Также маркировка наносится на электроприводы задвижек. В этом случае информация указывается на табличке, которая крепится к корпусу электродвигателя.

Рис. 5 Табличка на электроприводе

Что не указывается в маркировке задвижки?

К обязательным знакам маркировки запорной арматуры относится обозначение направления подачи рабочей среды. Но так как задвижка может работать в обоих направлениях, то на ее корпусе этот знак не указывается.

Также, в ГОСТе 4446-2015 к обязательным обозначениям относится:

  • диапазон температур рабочей среды;
  • рабочее давление;
  • расчетное давление.

Эти параметры наносятся на изделие, если отсутствует обозначение номинального давления. Также завод-изготовитель может указывать эти сведения по:

  • нормативным документам;
  • указанию заказчика.

А вот для предохранительных устройств, а также регуляторов давления, наличие диапазона температур, рабочего и расчетного давления являются обязательными.

Технические характеристики

Основные размерные и физические параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, согласно этому документу:

  • Их выпускают из стали, чугуна, цветных металлов и сплавов (в основном латуни).
  • Размеры задают условным проходом Ду, который примерно равен внутреннему диаметру. Значение Ду фиксированы и в основном подчиняются с некоторыми исключениями стандартному цифровому ряду.
  • Все виды задвижек из стали рассчитаны на эксплуатацию в температурном диапазоне от — 60 до + 565 °С при напоре подаваемой среды от 1,6 до 250 бар.
  • Условный проход стальных изделий зависит от их напорных параметров и располагается в диапазоне от 15 до 1600 мм.
  • Основные типы подсоединения к трубопроводу стальной арматуры: муфтовое (резьбовое), фланцевое и под приварку.
  • Диапазон рабочих температур задвижек чугунных от — 15 до + 300 °С и от — 40 до + 300 °С для изделий с напорными параметрами в 16 и 25 бар. Выдерживаемое всеми моделями давление лежит в пределах от 1,6 до 25 бар.
  • Условный проход изделий из чугуна от 40 до 2000 мм.
  • Чугунную арматуру устанавливают в трубопроводную магистраль только при помощи фланцев.
  • Для задвижек из цветных металлов и их сплавов номинальное давление составляет от 16 до 40 бар, их условные проходы располагаются в диапазоне от 15 до 300 мм.
  • Изделия из латуни допустимо эксплуатировать при температурах транспортируемой среды не более + 200 °С.
  • Методы подсоединения задвижек из латуни в трубопроводную магистраль — фланцевое, муфтовое (резьбовое) и под сварку.

Рекомендации по монтажу

Перед выполнением монтажных работ требуется:

  • очистить трубопровод (продувка магистрали) от песка, иных загрязнений;
  • выполнить расконсервацию устройства, освободить проходные отверстия от заглушек, очистить магистральные проходы от заложенной антикоррозионной смазки, используемой при хранении.

Для удобства последующего осмотра и ТО задвижку 30ч6бр монтируют:

  • вертикально (маховик находится сверху);
  • горизонтально – маховик 30ч6бр должен отклоняться от вертикали на угол ≤90°.

Допуск к выполнению работ имеют право получить только лица, прошедшие соответствующую переподготовку по ПТБ, конструкции чугунной арматуры 30ч6бр, рекомендациям по проведению ТО, обладающие надлежащие практические навыки работы. Персонал обязан применять только исправный инструмент, ИСЗ, обеспечивать требования, касающиеся пожарной безопасности. Выявленные в конструкции неисправности, алгоритм их устранения, последовательность сборки конкретных задвижек, разборки, правила их транспортировки, хранения изложены в ИЭ.

Категорически запрещено:

  • применять модель чугунной арматуры 30ч6бр в трубопроводе, рабочие характеристики которого превышают разрешённые согласно ИЭ на конкретную задвижку;
  • применять задвижки, на которые отсутствует соответствующая эксплуатационная документация;
  • осуществлять опрессовку трубопровода (с закрытым затвором) давлением, превышающим рабочее, установленное ИЭ;
  • выполнять разборку устройства, на которое подано давление;
  • при использовании специального фильтра, осуществляющего магнитно-механическую чистку рабочей среды, он монтируется до места установки задвижки и по направлению перемещения среды.

Какой цвет наносят и почему

Маркировка не единственное условие при изготовлении и использовании задвижек. Корпус и крышка окрашивается в конкретный цвет. Он зависит от разновидности металла, используемого при изготовлении арматуры (Приложение «Е»):

  1. Ковкий и высокопрочный чугун – черный.
  2. Углеродистая сталь – серый.
  3. Легированная сталь – синий.
  4. Высоколегированная сталь, жаростойкие и жаропрочные сплавы – голубой.

Рис. 5. Покраска задвижек
При покраске трубопроводной арматуры для газопроводной магистрали нужно руководствоваться ГОСТом Р 56001-2014.

При покраске задвижек для магистральных нефтепроводов нужно учитывать предписания ГОСТа Р 55020-2012.

Изменить цвет окраски завод-изготовитель вправе по требованию заказчика. Также возможна поставка неокрашенной продукции. Однако корпус и крышка каждого изделия грунтуется особым составом.

На заметку! Места маркировки задвижки нельзя заливать краской. Нанесенные знаки должны быть различимы после всех видов обработки изделия.

Источник https://www.armprof.ru/articles/markirovka-i-oboznachenie-truboprovodnoy-armatury/

Источник https://elektroshema.ru/2009-02-05-22-57-45/ing/85-21-205-7.html

Источник https://xn--80adbvjvcfbmmi9l.xn--p1ai/detali/zkl-rasshifrovka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: