Как устроена клиновая задвижка, какие виды бывают и как их монтировать?
Здравствуйте, дорогие читатели. Всем доводилось, наверное, сталкиваться с прорывом трубопроводов. Причем чаще всего это случалось в местах, где была установлена так называемая клиновая задвижка. Что это такое?
Для надежного перекрытия потока жидкости или иной рабочей среды в строительных трубопроводах широко используются запорную арматуру. Наиболее популярный и простой вариант – задвижка, то есть устройство для прекращения потока рабочей среды путем с помощью широкой плоской детали (клина», полностью перекрывающего зев трубопровода.
Устройство и принцип работы клиновой заглушки
Устройство относится к классу запорной арматуры. Конструкция включает в себя элементы корпуса, соединяющего два участка трубопровода, и двигающийся с помощью резьбового штока плоский клин или иная затворная деталь.
Конструкция представляет собой корпус и крышку, которые при соединении образуют полость для рабочей среды (под далением). Внутри это полости помещен затвор. Его перемещение между седлами (они располагаются параллельно или под небольшим углом схождения) происходит вертикально, то есть перпендикулярно оси обоих седел и подведенных к ним отверстий, соединенным с трубопроводами. Изменение положения затвора (в открытом или закрытом состоянии) обеспечивается резьбовой парой шпиндель-ходовая гайка.
Вместо резьбового шпинделя может использоваться шток, который совершает только поступательное движение. Такое решение применяется в гидро- или пневмоприводах.
Для ручной регулировки на конце шпинделя устанавливается штурвал (маховик). Уплотнение шпинделя (штока) обеспечивается втулками и сальниками.
Изделие отличается небольшой строительной шириной и относительно большой высотой. Это объясняется необходимостью обеспечить свободный ход штока не менее чем на диаметр отверстия. Небольшой ролик поможет уяснить принцип работы механизма.
Где применяют клиновые задвижки
Запорную арматуру с клиновыми элементами применяют на трубопроводах местного и магистрального значения. Допустимо использование в широком диапазоне температур, давления и диаметра трубопровода – до 565 градусов Цельсия, 25 Мпа и 2000 мм соответственно. Удобны для тепло- , газо- и водоснабжения, транспортировки нефти и газа в промышленных масштабах.
Один из вариантов применения – внутридомовые и транспортные коммуникации (например, система трубопроводов корабля или подводной лодки).
Выбор автоматизированной или управляемой вручную задвижки зависит от диаметра трубопровода, давления в трубах (а также температуры) и других эксплуатационных особенностей коммуникаций.
Достоинства и недостатки задвижек клинового типа
Стоит отметить позитивные и негативные особенности стальных и чугунных клиновых задвижек:
- благодаря малому гидравлическому сопротивлению они удобны для установки на магистральных трубопроводах с высокой скоростью и напором рабочей среды. Закрывание и открывание отверстия происходит плавно, это позволяет избежать гидравлического удара в системе;
- конструкция не сложна, это повышает работоспособность и ремонтопригодность изделия. Однако ремонт, установка и чистка устройства затруднены в силу постоянного движения (или напора – при состоянии «закрыто») потока в магистрали;
- в силу конструкции не могут использоваться для регулировки расхода рабочей жидкости (газа), но не среды с твердыми включениями. Применяется только для обеспечения транспортировки или прекращения потока. Мгновенное действие невозможно, длительность периода перевода устройства из положения «закрыто» в положение «открыто» и наоборот зависит от скорости ручного привода штока (для всех моделей, кроме автоматических). При этом допустимо движение рабочей среды в обе стороны, без изменения сопротивления;
- уплотнительные элементы в клиновых задвижках подвержены быстрому износу.
Интересно: обычно устройства выполняются полнопроходными, то есть диаметр отверстия в корпусе отличается от диаметра трубопровода на 2…15% в сторону уменьшения. При этом сужение выполняется для того, чтобы уменьшить крутящий момент при изменении положения штока (управление задвижкой).
Запорная арматура, в зависимости от диаметра магистральной трубы, выполняется из стали и сплавов на основе черного металла. Более легкие сплавы (алюминиевые, латунные, силуминовые) допустимы только при стабильной температуре рабочей среды и давлении менее 0,5 Мпа.
Разновидности клиновых задвижек
В зависимости от особенности конструкции задвижки и компоновки, выделяют разные типы запорной арматуры.
- Шиберная – иначе называется ножевой. Запирающее устройство представляет собой плоскую пластину между двух фланцев. Применимо для сред с наполнением и примесями (например, канализационных стоков). При этом герметичное отсечение потока не обеспечивается, но при изготовлении шибера в виде ножа допустимо измельчение примесей в рабочей среде.
- Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем – разновидность клиновой. Между двумя седлами вклинивается не одна деталь, а две – плоские диски, разжимаемые малым клином. Благодаря плотному прилеганию к уплотнителям седел, соединение становится герметичным.
- Клиновая – принцип работы тот же, что и у параллельной, но к седлам прижимается единая деталь – обрезиненный клин.
- Шланговые – этот механизм условно относится к задвижкам, поскольку в нем нет седел. Металлические детали конструкции изолированы от рабочей среды шлангом из специально резины. Для перекрытия потока шланг пережимается штоком (шпинделем).
По материалу корпуса задвижки разделяют на:
- чугунная – литые;
- стальные (25-Л2, Ст3, 12Х18Н9ТЛ) – литые и штампосварные (сварка заготовок, изготовленных из листа путем штамповки);
- алюминиевые (сплавы на основе алюминия) – литые.
Кроме перечисленных металлов для уплотнительных колец применяется фторопласт, латунь, уплотнения клина и шланг в шланговых задвижках изготавливают из специальной резины. Свойства резины подбираются соответственно рабочим условиям трубопровода. Задвижка клиновая латунная – вариант для слабо нагруженных коммуникаций.
По типу управления:
- , пневмо- или гидропривода;
- ручное – для вращения штока применяется маховик (штурвал).
Как уже говорилось, при ручном управлении возможно два варианта движения рабочего органа – вверх-вниз (шток), вверх-вниз с вращением (шпиндель). При этом клин (диски, шибер) закреплены на шпинделе так, чтобы осуществлять только поступательное движение. В автоматизированных устройствах обеспечение вращения не рационально, поэтому используется конструкция со штоком.
Механизм устройства открывания
Ходовой механизм клиновой задвижки (резьбовая пара шпиндель-гайка или шток) могут находиться в полости устройства в рабочей среде или вне ее. В первом случае шпиндель задвижки является не выдвижным, во второй – выдвижным.
Для задвижки с невыдвижным шпинделем характерно погружение узла шпиндель-гайка в тело рабочей среды. Высота положения шпинделя при изменении положения затвора не меняется, поскольку затвор соединен с гайкой и она навинчивается на стержень, поднимая тем самым затвор.
Устройство удобно в тех ситуациях, когда важны ограничения строительной высоты трубопровода (например, в подземных коммуникациях) и не подходит для ответственных магистралей.
Выдвижной шпиндель поднимается над нижним положением по мере подъема затвора, ходовая гайка остается на месте. Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая более надежна и практична, поскольку резьбовая часть устройства не подвержена коррозии от действия рабочей среды, ее легче ремонтировать и заменять при необходимости.
Более подробно о схеме задвижки, особенностях ее использования и ремонта можно узнать из ролика.
Разновидности конструкции клина
Выбор типа клина для клиновой задвижки зависит от условий эксплуатации устройства.
- Жесткий клин. Особенности применения: для максимально герметичного запора. Он требует точной подгонки рабочих деталей (угла сужения клина и наклона седел), может стопориться при резких температурных перепадах или повреждениях контактных поверхностей.
- Двухдисковая конструкция – запор состоит из двух дисков, имеющих небольшую свободу перемещения. Благодаря этому такой точной подгонки контактных поверхностей клина и седел не требуется, уменьшается риск стопора системы, хотя конструкция механизма чуть более сложна в выполнении.
- Упругий клин представляет собой модификацию механизма с двумя дисками. Изменение их положения друг относительно друга обеспечивается гибким элементом. Самоустановка дисков относительно контактной поверхности седел меньше, механизм в целом проще.
ГОСТы и технические характеристики
Технические требования и нормы, касающиеся изготовления, конструкции, эксплуатации клиновых задвижек и другой запорной арматуры, изложены в следующих нормативных документах.
ГОСТы периода СССР
ГОСТ 5762—2002. Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250.
Нормативными документами определяются такие технические характеристики задвижек:
Диаметры и размеры
Габаритные и установочные размеры клиновых задвижек определяются ГОСТами и ТУ и отличаются для изделий, произведенных из разных материалов, разного назначения. Так, для изделий 30ч925брМ и 30ч39р параметры приведены в таблице.
Модельный ряд клиновых задвижек включает в себя изделия с условным диаметром (номинальным диаметром пропускного отверстия) 15…2000 мм.
Производители и средние цены
Среди производителей можно выделить такие отечественные и зарубежные компании (ближнее зарубежье):
- Агрокомплект, ЗАО (Россия, Подольск);
- Армалит, ОАО (Россия, Санкт-Петербург);
- Благовещенский арматурный завод, ОАО (Россия, Благовещенск);
- Будава, АОЗТ (Литва, Каунис);
- Завод элементов трубопроводов, ЗАО (Россия, Большой Исток);
- Ивано-Франковский арматурный завод, ОАО (Украина, Ивано-Франковск);
- ИКАР, Курганский завод трубопроводной арматуры, ООО (Россия, Курган);
- ИнтерАрм, группа компаний (Россия, Москва).
Для задвижек из черных металлов индекс цен по указанным производителям составляет 1.9777 рублей/+12.90% (по данным Infogeo.ru).
Для зарубежных производителей (Tecofi, HAWLE, BRANDONI, UKSPAR и другие) цены колеблются в диапазоне 800…170 000 рублей, в зависимости от марки, характеристик и назначения изделия.
Монтаж
Основные правила монтажа и установки клиновой задвижки:
- предварительно убедиться в пригодности изделия для установки по техническим характеристикам и реальной работоспособности;
- следить за частично открытым положением затвора в процессе;
- при номинальном диаметре устройства более 100 мм использовать дополнительные опоры;
- для перемещения изделия с помощью подъемно-транспортной техники крепить только за монтажные проушины;
- для подземной установки устроить основание из трамбованного грунта без острых фракций, толщина основания для бесканальной прокладки коммуникаций – не менее 200 мм;
- после установки проверить работоспособность участка трубопровода сначала при минимальном, потом при номинальном и при максимально допустимом давлении. В процессе испытаний затвор должен быть полностью опущен или поднят.
Выбор прокладок для соединения фланцев задвижки с фланцем трубопровода следует осуществлять согласно требованиям.
Тип прокладки | Рабочее давление, бар | Температура, градусы Цельсия |
Паронитовая | До 63 | -50…450 |
Фторопластовая | До 70 | -120…150 |
Резиновая (EPDM) | До 61 | 0…60 |
Допустимые усилия при затяжке гаек приведены в таблице «Моменты затяжки шестигранных гаек фланцевого соединения».
Номинальный диаметр (DN) | Гайка/болт, номинальный диаметр резьбы | Момент, Нм |
15…32 | М10 | 15…30 |
40…65 | М12 | 35…50 |
80…100 | М16 | 75…100 |
125…150 | М16 | 80…120 |
200 | М20 | 150…200 |
250…400 | М24 | 340…410 |
500 | М27 | 340…410 |
Для лучшего понимания процесса монтажа, управления и подключения представлено видео об установке задвижки большого номинального диаметра в колодец подземных коммуникаций:
Заключение
Правильно выбранная задвижка обеспечивает бесперебойную работу, надежность трубопровода и при соблюдении условий эксплуатации выдерживает период работы, превышающий гарантийный срок в 3. 5 раз.
Если статья показалась Вам полезной – не забывайте делиться ссылкой на нее в социальных сетях и заходите на наш сайте. Здесь есть еще много нужных и интересных материалов.
Латунные задвижки
Задвижки латунные — разновидность запорной арматуры, для использования в магистралях водоснабжения (холодного, горячего), отопления, подачи сжатых газовых сред. Сплав цветных металлов, из которого изготовлена задвижка, не подвержен коррозии. Шток, рукоятка и маховик выполнены из стали
Задвижки с внутренней присоединительной резьбой еще называют муфтовыми, они монтируются в трубопроводную магистраль с использованием двух резьбовых соединений. Управление ручное, оно осуществляется за счет вращения маховика (штурвала), присоединенного к шпинделю.
В конструкции применяется выполненный в виде клина, диска или листа затвор. Он перемещается вдоль уплотнительной поверхности седла корпуса. Направление перемещения — перпендикулярное оси потока среды. В полнопроходных задвижках размеры диаметра трубопровода и седла одинаковы.
В клиновых задвиж ках кольцевые поверхности седел располагаются под небольшим углом (клином). В положении «закрыто» затвор плотно прилегает к таким поверхностям и надежно перекрывает поток. В параллельных задвиж ках поверхности седла и затвора располагаются параллельно.
Основные преимущества:
- компактные геометрические размеры;
- незначительное сопротивление потоку;
- надежность, длительный срок эксплуатации;
- простота устройства и ремонтопригодность.
Высокая степень герметичности затвора (класс «А») позволяет применять такой тип задвижек также в системах транспортировки сжатого воздуха, пара, углеводородов, других видов газовых сред.
Латунные задвижки выдерживают рабочее давление в трубопроводах до 20 бар и рассчитаны на длительный период эксплуатации и способны выдержать порядка 8 тыс. циклов открывания-закрывания.
- популярные запросы: чугунныешиберныестальные краныкраны из нержавеющей стали
Доставка товаров и оборудования до терминала или до адреса осуществляется транспортными компаниями и службами доставки, также возможен самовывоз товара из наличия со склада в Санкт-Петербурге — укажите нужный вариант при заказе через корзину или в форме отправки заявки.
Цены на сайте в каталоге товаров указаны рекомендованные розничные, оптовые условия поставки, включая проектные, обсуждаются отдельно.
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то свяжитесь с нами:
Для юридических лиц счет выставляется с учетом НДС (включен в стоимость), или от ИП
для физических лиц принимается оплата по счету или по карте, списание денег с карты при онлайн оплате только после подтверждения наличия
Задвижки латунные в РОССИИ
Прайс-листы на задвижки латунные в РОССИИ, купить товары у надежных компаний и поставщиков по выгодной цене. Отправьте заказ, напишите сообщение или позвоните по телефону поставщику.
- По рейтингу
- Сначала дешевле
- Сначала дороже
- В наличии
- Опт / Розница
- 21.10.22
Компания Анэп работает в режиме гипермаркета металла, осуществляя оптовые и розничные продажи каждый день. Актуальные цены уточняйте у наших менеджеров.
- Товары компании
- Доставка и оплата
- О компании
- 3.3 10 отзывов
- Контакты
- В наличии
- Опт / Розница
- 18.10.22
На сегодняшний день мы поставляем цветной металл, спецсталь редких марок, нержавейку, сплавы, черный прокат и многое другое, производим металлоконструкции. Отдельное подразделение БСМ-МЕТАЛЛ занимается поставкой трубопроводной арматуры.
- Товары компании
- Доставка и оплата
- О компании
- 4.7 14 отзывов
- Контакты
- В наличии
- Опт / Розница
- 17.10.22
Задвижки клиновые латунные 31лс77нж 31лс977нж 30лс941нж 30лс41нж ХЛ 30б6бр Bugatti Бугатти поворотная резьбовая муфтовая под приварку приварная фланцевая по ГОСТ 12815-80 межфланцевая то есть без фланцевая стяжка стяжная
- Товары компании
- Доставка и оплата
- О компании
- 2.3 4 отзыва
- Контакты
- В наличии
- 17.10.22
тип присоединения: фланцевая, температура рабочей среды 200 °С, рабочая среда: жидкость, газ, пар, масло, нефтепродукты.
- Товары компании
- Доставка и оплата
- О компании
- 3.3 3 отзыва
- Контакты
- В наличии
- Опт
- 21.10.22
Инженерные решения и оборудование от БВБ-Альянс с доставкой по всей России. Действует программа лояльности, подробности можно уточнить у наших специалистов.
- Товары компании
- Доставка и оплата
- О компании
- 3.8 4 отзыва
- Контакты
- В наличии
- Опт / Розница
- 21.10.22
Чугунные, стальные и нержавеющие задвижки Запорная арматура из чугуна и нержавейки представлена в ассортименте диаметра ДУ, вида трубопровода и способа перекрытия рабочей среды. Состоит из полости и перегородки, которая может регулировать величину потока
Источник https://vseotrube.ru/ventili-i-zadvizhki/klinovaya
Источник https://feniks-trade.ru/latunnye-zadvizhki/
Источник https://www.pulscen.ru/price/120205-zadvizhki-latunnye/f:30850_muftovyie&62725_klinovyie