Назначение и особенности шкафов управления задвижками
В противопожарных водопроводах предусмотрены задвижки, чтобы подавать воду и перекрывать поток в нужный момент. В современных системах задвижки снабжают электроприводом, а систему управления помещают в шкаф управления задвижкой, который обладает рядом защитных свойств.
Основные функции
Шкаф управления служит для компактного размещения и защиты электрической схемы. Он позволяет автоматически включать электродвигатель и отслеживать напряжение в сети, выдает сигнал, по которому можно составить отчет о положении задвижки и состоянии управляющей системы. Отчет применяется для контроля над противопожарной системой согласно положениям Регламента №123-ФЗ.
Шкаф управления со встроенной системой автоматики защищает:
- от короткого замыкания;
- перегрузки электросети;
- механического воздействия;
- пыли, влаги.
Автоматическое управление происходит по цифровой линии или по командам тепловых или иных датчиков. Помимо автоматического режима, у шкафа есть ручной режим управления. Он так же может показывать неисправность и отключать систему в аварийной ситуации.
Это происходит с помощью нажатия кнопок на панели шкафа. Таким образом, задвижкой противопожарного водопровода можно управлять дистанционно. Не требуется присутствия человека на объекте во время пожара. Это экономит время и помогает оперативно справиться с возгоранием.
Внешний вид
Внешне шкаф выглядит, как металлический ящик с панелью управления и модулем, отвечающим за связь с диспетчером. Дверца открывается наружу, силовые кабели обычно подключаются снизу. Для связи применяют модем с GSM протоколом.
На панели предусмотрены кнопки, нажатием которых включается электропривод. Предусмотрены также индикаторы питания, аварийной ситуации на линии, пожара. Они представляют собой лампочки, загорающиеся в нужный момент.
Важной частью шкафа управления задвижкой ШУЗ является система автоматического питания. Она срабатывает, если ток перестает подаваться на одну из линий фазы или происходит неправильное подключение фаз.
Разновидности и характеристики задвижек
В самом простом случае шкаф контролирует только одну электрозадвижку и один участок трубопровода. В сложных шкафах предусмотрена возможность подключения большого участка противопожарного водопровода с несколькими задвижками. Иногда шкафы делают на заказ, учитывая особенности запорной арматуры и ее расположения.
Шкафы могут быть рассчитаны на разную мощность электропривода. В стандартном исполнении ШУЗ контролируемая мощность достигает 1,1 кВт, но производят устройства, рассчитанные на 0,75, 2,2, 3, 7,5 кВт и так далее. Питание осуществляется от трехфазной сети напряжением 380 В или от двухфазной на 220 В.
Управление задвижкой происходит с помощью магнитных контакторов. Если обесточить контакторы, то система перейдет в нерабочее состояние.
Обычно в системе управления предусмотрено несколько реле, срабатывание (размыкание) которых говорит о том или ином положении задвижки. Одно реле отвечает за состояние «задвижка открыта», второе реле – за состояние «задвижка заклинила», и так далее.
При заказе стоит обратить внимание на уровень защиты электроприбора от воздействия внешней среды и диапазон рабочих температур. Обычно выбирают уровень не менее IP54, чтобы кожух шкафа защищал от пыли и крупных брызг воды. Шкафы могут работать при положительных и отрицательных температурах. Некоторые модели рассчитаны на работу в диапазоне 0°…+50°C.
Шкафы управления применяют не только на противопожарных водопроводах. Их можно устанавливать для контроля над задвижками любого трубопровода. Так происходит контроль над запорной арматурой в котельных, на нефтепроводах, насосных станциях.
Какие выбрать шкафы управления задвижкой
Противопожарное оборудование часто подвергается воздействию высоких температур. При этом возможны не только скачки напряжения в электросети к которое оно подключено, но и КЗ, отключения. Это в свою очередь приводит к сбоям в работе специальных устройств, мешая борьбе с огнем. Чтобы избежать воздействия огня на оборудование и обеспечить его бесперебойную эксплуатацию используют шкаф управления задвижкой. Это специализированная конструкция, предназначенная для использования с двигателями пожарных насосов и электрифицированной запорной арматурой.
Сфера применения
Оборудование этого типа, благодаря своим эксплуатационным качествам, получило широкое распространение в самых различных отраслях деятельности человека. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
- Управления электроприводом задвижки в ручном или автоматическом режиме;
- Контроля за уровнем напряжения;
- Формирования пакетов данных о состоянии запорной арматуры в соответствии с нормативными документами.
Столь широкие возможности позволяют использовать шкафы в различных автоматизированных линиях управления системами:
- Водозаборов;
- Насосных станций;
- Пожарных установок.
Конструктивные особенности и назначение
Шкаф используют при создании автоматизированных систем на объектах оснащенных запорной арматурой. Он представляет собой металлический корпус внутри которого располагается панель и модуль связи с диспетчерским пунктом. В моделях с базовой комплектацией для этого используется GSM модем.
На лицевой панели корпуса находятся кнопки для включения насосов. Кроме этого имеется и пульт с индикацией различных режимов:
Кроме этого в оснащение шкафа управления пожарной задвижкой включена система автоматического питания.
Она используется при пропадании одной из фаз или неправильной последовательности их подключения. Как только восстанавливается основной ввод выполняется обратное переключение. Согласно техническому заданию заказчика щит может быть укомплектован дополнительным оборудованием.
Критерии выбора шкафа
На производстве, где необходима надежная система контроля за работой запорных механизмов используются такие устройства. Но так как они выпускаются в различных модификациях, то нужно учитывать особенности как запорных механизмов, так и среды в трубах. В случае неправильного выбора возможны непредсказуемые последствия, потому что используется такое оборудование не только на водозаборах, но и в нефтяной, газовой отраслях промышленности. А аварии на таких трубопроводах чреваты непредвиденными последствиями.
Кроме того, учитывается и возможность работы шкафов управления электрозадвижкой в ручном или автоматическом режимах. В основном взаимодействие с запорной арматурой осуществляется локально или с диспетчерского пункта. И только на некоторых участках трубопроводов возможно применение автоматического режима.
Имеется две категории шкафов:
Первые рассчитаны на эксплуатацию в системах с одним запорным механизмом. Сложные способны контролировать работу целого участка трубопровода. Но подбор такого оборудования должен производиться очень тщательно. Идеальным вариантом является индивидуальный заказ системы, исходя из установленных на объекте приборов.
При выборе шкафа для управления задвижками для производства, где были установлены типовые модели рекомендуется заменять их на современные. Они изготавливаются с учетом индивидуальных особенностей объекта и являются более совершенными.
Обзор популярных моделей
Среди представленных на отечественном рынке наибольшей популярностью пользуются изделия следующих марок:
Первое место в рейтинге принадлежит продукции, выпускаемой под брендом ШУЗ. Это шкафы управления электроприводными задвижками в адресных системах.
Они обладают широким функционалом и находят применение в различных отраслях. Оборудование выпускается в различной модификации и рассчитано на непрерывную работу. Допускается его эксплуатация при температуре от 0 до + 55°C. Щиты способны взаимодействовать электроприводами различных типов запорной арматуры:
- Имеющей дисковый затвор;
- Шаровой;
- Позволяющей пополнять резервуар по команде с датчика уровня.
На отечественном рынке встречается четыре вида шкафов управления задвижкой ШУЗ с различной мощностью электропривода.
Все они укомплектованы контроллером, позволяющим управлять задвижкой, используя для этого магнитные контакторы. Оборудование ШУЗ способно работать в одном из режимов:
- Ручном;
- Автоматическом.
Кроме того, он может находятся в состоянии отключен. В этом случае управление невозможно, так как контакторы обесточиваются.
Перечень функциональных возможностей оборудования достаточно широкий.
В него входит контроль за:
- Исправностью электроцепей;
- 3-х фазным питанием на вводе;
- Отсутствием обрыва и КЗ входных цепей от датчиков.
Индикаторы и кнопки управления расположены на лицевой панели прибора. Подключение шкафа осуществляется через вводы, выполненный в основании корпуса.
Смотрим видео о продукции марки Грантор:
Второе место в рейтинге принадлежит продукции марки Грантор. Оборудование от этого производителя укомплектовано деталями, поставляемыми из Европы. Все оборудование проходит испытания на заводе, что подтверждено соответствующими сертификатами.
В линейку продукции производителя входят два варианта шкафов управления задвижкой Грантор:
- Стандартный;
- Для пожарных систем (сертифицированный).
Устройства применяются в качестве управляющих систем для запорной арматуры. Агрегаты АЭП40 способны работать в ручном или дистанционном режимах. Имеется возможность подключения к одно- или трехфазным асинхронным электродвигателям.
При управлении вручную используют переключать, находящийся на передней стенке шкафа. В этом случае открывание или закрывание задвижки происходит при переводе рычага в соответствующее положение.
Дистанционный режим подразумевает управление по сигналам реле. Причем задвижка меняет положение до момента срабатывания выключателей.
Следующими в списке идут шкаф, выпускаемые компанией Свит. Они маркируются буквами ШК. Приборы этого типа предназначены для управления и контроля за состоянием задвижки, а также за качеством электропитания. Извещения формируются при помощи переключающихся контактов.
Модельный ряд продукции Свит представлен моделями для применения в сетях на 220 и 380 В, а также со встроенной функцией АВР. Управление работой задвижки осуществляется командами, подаваемыми центральным прибором. Согласно сертификации, такие шкафы предназначены для использования в системах пожаротушения (водяного или пенного).
Еще одна довольно известная марка оборудования для управления задвижками – это Болид. Шкафы управления задвижкой Болид предназначены для интеграции в систему на уровне ПО. Обычно они используются на объектах, оборудованных пожарной сигнализацией. Управление работой задвижки в таких моделях осуществляется релейными модулями
Обозреваем шкафы управления задвижкой
Противопожарное оборудование довольно часто подвержено воздействию различной агрессивной среды, что, в принципе, и объясняется самим назначением данных устройств. Однако, это далеко не единственные риски, которые могут быть в данной ситуации. Нередки случаи, когда возникают различные короткие замыкания и скачки напряжения, в результате которых оборудование перестает функционировать. И если в случае с бытовой техникой это не так критично, то выход из строя специального оборудования для тушения огня может привести к непоправимым последствиям. Для того, чтобы этого не случилось, применяется шкаф управления задвижкой – устройство, которое используется вместе пожарными насосами и запорной арматурой электрифицированного типа.
Сфера применения
Конструктивные особенности данного устройства позволяет использовать его в довольно большом перечне определенных задач. На сегодняшний момент, выделяют несколько основных его функций:
- Осуществления контроля за показателями напряжения.
- С помощью данного прибора, электропривод задвижки управляется с помощью автоматики, либо в ручном режиме.
- Составление отчетности о состоянии запорной арматуры на основании имеющихся сведений и нормативных документов.
Благодаря данным особенностям, ШУЗ может использоваться в самых разных областях:
- Управление водозаборами.
- Управление пожарными установками.
- Управление насосами и насосными станциями.
Основное назначение
Шкаф управления задвижкой представляет собой некий прибор, исполненный в металлическом корпусе, внутри которого располагается системная панель, а также специальный модуль, с помощью которого осуществляется связь с пунктом диспетчера.
Чаще всего, данную роль выполняет обыкновенный GSM модем. Именно поэтому, ШУЗ используется в тех системах, которые присутствуют на объектах с запорной арматурой.
Передняя часть корпуса данного устройства оборудована специальными кнопками для управления насосами. Помимо этого, здесь располагается система управления различными режимами – питание, авария и пожар. Вот схема:
Кроме того, шкаф управления задвижкой оборудован системой, которая подает питание в автоматическом режиме. Необходима она для того, чтобы работа устройства происходила в нормальном режиме, даже в случае некорректного подключения фаз, либо пропадания одной из них. Система сама переходит на обычный режим работы, как только восстановиться основной ввод.
Критерии выбора
ШУЗ используется практически во всех отраслях производства, где присутствует необходимость осуществления контрольных действий за запорными механизмами.
Однако, чтобы итоговый выбор устройства был правильным, нужно одновременно понимать особенности не только самих ШУЗов, но и запорных механизмов. Стоит заметить, что вопрос выбора стоит довольно остро, ведь шкаф управления задвижкой применяется в самых различных областях, включая нефтяную и газовую, где цена ошибки очень велика. Если оборудование будет неподходящим, то возникшая в результате этого авария может забрать немалое количество жизней.
Немалое значение при этом играет сама цена за устройство, которая может колебаться в различном диапазоне. При этом, некоторые модификации ШУЗа могут работать в автоматическом или ручном режиме. Как правило, контакт с запорной арматурой осуществляется через диспетчерский пункт, но есть агрегаты, которые управляются электрозадвижкой посредством автоматики.
Всего же выделяют два типа данного устройства – простой и сложный. Понятно, что цена первой категории будет более низкой, но и функционал довольно ограничен. В частности, простой шкаф управления задвижкой может работать только в системе, где присутствует один запорный механизм, тогда как сложные устройства рассчитаны на взаимодействие с целой цепью различных механизмов на всем трубопроводе.
Вообще, для каждого конкретного производства необходимо заказывать индивидуальную систему, которая бы учитывала все приборы, находящиеся на объекте.
Именно такой индивидуальный подход и является залогом успешной работы в дальнейшем.
Популярные модели
На российском рынке встречается достаточно много различных моделей подобных устройств, но наибольшую популярность завоевали несколько брендов: ШУЗ, Грантор и Болид.
В приборах от первой компании электропривод управляется в адресных системах. Данное оборудование может использоваться в самых различных промышленных областях, а их работа может осуществляться при достаточно широком температурном диапазоне – до +55 C.
Среди моделей можно выделить ШУЗ-1-380, который может управляться с помощью автоматики, а также в ручном режиме. Применяется он для управления насосами, тушения пожаров и прочих видов деятельности.
Технические характеристики устройства:
- общее число управляемых задвижек – одна;
- показатель мощности задвижки – в зависимости от модификации, от 1 до 3 кВт.
- показатель напряжения – 380 В;
- показатель потребляемой мощности – 30 Вт;
- габариты – 40см/48см/12см;
- общий вес – 7 кг.
Цена за данное устройство составляет порядка 18 тысяч рублей.
Модели фирмы Грантор могут подключаться к однофазным (220 В) и трехфазным (380 В) системам. На сегодняшний момент, существует две модификации данных устройств – стандартная и для пожарных систем.
В компании Грантор представлена серия АЭП40, которая включает в себя достаточно много модификаций. Примечательно, что исходя из маркировки, можно получить практически все сведения о технических характеристиках данных устройств. К примеру, модель Грантор АЭП40-004-54-11ЗП, где:
- АЭП40 – напряжение устройства (220 В/380 В);
- 004 – токовый диапазон (от 2,5 до 4 А);
- 54 – класс защиты (IP54);
- 11 – использование одного электропривода;
- ЗП – специальная модификация для пожарных систем.
В зависимости от модели устройства, будет изменяться только один коэффициент – это показатель диапазона тока, который может быть от 0,16 и до 16 Ампер. В среднем, цена за приборы компании Грантор составляет порядка 50 тысяч рублей.
Заключение
Шкаф управления задвижкой является необходимым устройством в самых различных промышленных отраслях, поэтому его значимость довольно сложно переоценить.
Учитывая, что цена за подобные устройства находится на вполне приемлемом уровне, то их покупка не должна вызвать проблем, тем более, что основными покупателями выступают крупные нефтяные и газовые организации, где присутствует необходимость контроля за запорной арматурой. Незаменимы они и в системах пожаротушения, где автоматизация процесса может сыграть очень важную роль.
Источник https://protivpozhara.com/obustrojstvo/vodosnabzhenie/vodoprovod/shkaf-upravlenija-elektrozadvizhkoj
Источник http://generatorvolt.ru/ehlektrogenerator/kakie-vybrat-shkafy-upravleniya-zadvizhkojj.html
Источник https://generatorexperts.ru/elektrogeneratory/shkaf-upravleniya-zadvizhkoj.html