Кран шаровый и задвижка отличие

 

Содержание

Что выбрать для сетей тепло- и водоснабжения: задвижку или шаровой кран?

Запорные задвижки и шаровые краны – востребованные разновидности трубопроводной арматуры. Их применение оптимизирует устройство трубопроводов, обеспечивая эффективную организацию производственного процесса, безопасность эксплуатации системы и технических устройств. Изделия отвечают за контроль движения рабочей среды, используются для перекрытия/открытия потока, а также регулировки интенсивности подачи вещества. При этом конструкция и эксплуатационные возможности арматуры различного типа имеют определенные особенности и расхождения. Именно поэтому, что лучше задвижки и шаровые краны следует выяснить перед установкой оборудования на подготовительном этапе.

Особенности задвижек

Задвижки отличаются довольно простой конструкцией и предназначены для перекрытия потока рабочей среды с помощью специального затвора, расположенного внутри рабочего корпуса. Он перемещается перпендикулярно оси потока за счет вращения в шпиндельном узле. В клиновых задвижках шток, проходящий через сальниковое уплотнение, является связующим звеном между затвором и приводным механизмом (редуктором, маховиком, электроприводом и т. п.).

35589

Задвижки устанавливаются на трубы разным способом — с помощью фланцевого соединения, муфт, приварным методом. В качестве материала изготовления используется сталь (черная и нержавеющая), чугун, алюминий.

Задвижки, исходя из их конструктивных особенностей, можно использовать только в качестве запорной арматуры. Они не предназначены для регулировки потока рабочей жидкости или газа. Затвор может находиться только в состоянии «открыто» или «закрыто», промежуточных вариантов нет. Заклинивание механизма между этими двумя положениями приводит к поломке системы, нарушается герметичность узла.

Самый распространенный конструктивный вариант исполнения задвижек — клиновые. Эти задвижки имеют внушительные габариты и большой вес. Выпускаются с выдвижным и невыдвижным шпинделем. В первом случае изделия имеют большую строительную высоту и могут устанавливаться только в трубопроводах с доступным свободным местом по высоте.

Чем отличается задвижка от крана? Разница между задвижкой и краном.

В настоящей статье говорится о задвижках клиновых фланцевых, их характеристике, принципе работы, а главное, о применении этих изделий на разных трубопроводах:

Задвижки клиновые фланцевые востребованы в коммуникациях промышленного производства на водяных, нефтяных, и газовых трубопроводах. Они являются незаменимой частью любого трубопровода, где необходимо перекрывать участок или полностью всю трубу. Эти элементы запорной арматуры не являются сложными по конструкции, у них длительные сроки эксплуатации (до 50 лет). Для безопасной эксплуатации трубопровода, они устанавливаются на определенном расстоянии друг от друга таким образом, чтобы оперативно можно было перекрыть трубу в случае аварии или ремонта.

Фланцевые задвижки

В зависимости от вида трубопровода, применяется соответствующая запорная арматура. Очевидно, что спектр применяемых задвижек здесь широк. Фланцевые задвижки нашли широкое применение во всех сферах народного хозяйства:

  • В отопительной системе;
  • В транспортной отрасли при перевозке нефтепродуктов;
  • В коммуникационных трубопроводах энергетики;
  • В трубопроводах пароходства.

Устройства фланцевых задвижек

Несмотря на простоту, фланцевые клиновые задвижки обладают высокой эффективностью в ряду запорной арматуры. В зависимости от запирающего элемента определяется вид клиновой задвижки. Задвижка фланцевая получила свое название из-за своего исполнения: по бокам её находятся фланцевые диски, которые сопрягаются с такими же дисками на трубе.

У фланцев на задвижке и на трубе, диаметр и отверстия должны строго соответствовать, иначе их не соединить. Между фланцами обязательно устанавливается прокладка из паронита, резины или резинового кольца в зависимости от среды, находящейся внутри трубы. Такое исполнение клиновой задвижки делает её быстросъемной, что немаловажно при ремонте.

По устройству гайки клиновые изделия делятся на 2 категории: с выдвижной и неподвижной гайкой.

То есть, в первом варианте, при открывании или закрывании вентиля гайка двигается поступательно. Во втором варианте гайка остается на месте, а выдвигается винт. Во второй категории клиновые задвижки занимают меньше места и их используют при движении нефтепродуктов и других жидкостей, не вызывающих коррозию металла. В основном используются клиновые изделия с выдвижной гайкой.

По методу закрывания устройства делятся на задвижки:

  • С ручным управлением. Закрытие вручную производится с помощью рукоятки или вентиля;
  • С автоматизированным управлением. При таком закрывании используются, в основном электродвигатели с редуктором, и включаются они через пульт оператором. Гидравлические и пневматические приводы применяются реже, ввиду дополнительного подвода труб, приборов и пр.

Особенности конструкции и применение задвижек

Наряду с этим устройства подразделяются по конструкции исполнения. Бывают шаровые, шиберные и клиновые задвижки. Последние являются самыми популярными и востребованными в линейке запорной арматуры.

Задвижки фланцевые изготавливаются в двух вариантах,- это клиновые и параллельные устройства.

Фланцевые клиновые задвижки

Шаровые краны — особенности конструкции

Шаровые краны также относятся к запорной арматуре и не предназначены для регулирования потока. Основное отличие от задвижек состоит в отсутствии вертикального запорного механизма, который перемещается для перекрытия потока. Вместо него используется запирающий элемент в форме шара. Это позволяет увеличить срок эксплуатации изделий.

Шаровой механизм поворачивается вокруг своей оси, произвольно расположенной к потоку жидкости/газа. Он плотно примыкает к уплотнительным кольцам, что исключает контакт сальника со средой.

Если пытаться использовать шаровые краны для регулировки потока, на поверхности шара могут образоваться микротрещины. Это приводит к потере герметичности узла из-за неплотного прилегания уплотнений.

Особенности шаровых кранов:

  • Компактные размеры. Они позволяют существенно сэкономить пространство и применять изделия в системах с параллельным расположением труб.
  • Низкий крутящий момент, среда не застаивается в системе, завихрения не образуются.
  • Высокая герметичность — класс А по ГОСТ 9544.

Шаровые краны имеют монолитный корпус и отличаются полнопроходностью. При положении «открыто» проходное сечение имеет аналогичный диаметр, как и труба, к которой подсоединен кран. Это позволяет избежать гидравлических ударов, вызываемых перепадами давления, за счет чего шаровые краны можно применять на магистральных линиях. Конфигурация шарового крана исключает образование осадка, способного привести к поломке запорной арматуры.

Тем не менее этот вариант не является стандартным. Большее распространение получили неполнопроходные модели, имеющие неравномерность диаметров — отверстие в шаре меньше присоединительного отверстия фланца. Эти устройства отличаются большим коэффициентом гидравлического сопротивления.

35590

Шаровые краны выпускаются в широком диапазоне размеров и конструкций, работающих с разными типами сред — газом, жидкостью, паром и т. п. При выборе изделия нужно учитывать рабочую температуру и степень агрессивности рабочего вещества.

Читайте также  Схема управления задвижками с концевыми выключателями

Данные изделия легко встраиваются в трубопроводные технологические линии, могут иметь разный тип привода. Материал изготовления — сталь, бронза, нержавеющая сталь и латунь. Монтаж на трубы осуществляется методом приварки, с помощью фланцев, резьбовых муфт.

Вентиль или запорный клапан

Вентиль по своему внешнему виду очень похож на задвижку.

Принцип работы вентиля достаточно прост, при повороте маховика передаётся вращение шпинделю расположенному в корпусе устройства и имеющему сальник, благодаря червячной передаче происходит поступательное смещение шпинделя.

На другом конце шпинделя закреплен запирающий золотник оборудованный прокладкой, в случае закрытия вентиля, золотник доходя до крайнего нижнего положения упирается в седло, благодаря чему происходит герметичное перекрытие потока жидкой или иной среды.

Отсюда и название самого запирающего устройства — запорный клапан.

Запорные клапана широко используются в водопроводных и отопительных системах и являются запорно-регулировачными устройствами которые могут иметь различный внешний вид, конструкцию и применение.

У клапанов тоже есть как свои плюсы, так и недостатки

Из плюсов, клапан имеет возможность плавной регулировки потока и в большинстве случаев ремонтопригоден, при его ремонте самым распространенным вариантом случается замена прокладки золотника или замена и подтяжка сальниковой прокладки.

Вентиль по своей конструкции имеет меньше трущихся деталей расположенных в рабочей среде и соответственно обладает большим ресурсом по сравнению с задвижкой.

Из недостатков — Главный недостаток вентиля это увеличенное гидравлическое сопротивление для пропускаемой среды которое обуславливается особенностями конструкции клапана, благодаря чему увеличивается вероятность образования застойных зон в которых могут скапливаться примеси способствующие процессу коррозии в корпусе изделия.

Небольшим исключением из правил наверное можно назвать прямоточные вентиля имеющие наклонное расположение шпинделя где достигается меньшее гидравлическое сопротивление благодаря более развернутому расположению седла по отношению к потоку.

Вентиля могут иметь определенную направленность относительно движения потока которую нужно учитывать при их монтаже.

Так же, при эксплуатации вентиля существует вероятность отрыва при залипании или «усыхание» прокладки золотника, что приводит к потере герметизации и необходимости ремонта. Такая ситуация может происходить в случаях длительного положения вентиля в закрытом или открытом состоянии, а так же при оставлении системы с вентилем на длительное время без рабочей среды.

Поэтому многие сантехнике при установке вентилей могут Вам посоветовать хоты бы раз в году произвести полное закрытие и открытие вентиля в профилактических целях.

В любом случае, в некоторых ситуациях без вентиля не обойтись, например в коллекторной системе благодаря расположенным в коллекторной гребенке вентилям можно производить плавную регулировку потока для отдельных точек водоразбора или отрегулировать систему тёплого пола , а например термо-вентиль расположенный в системе отопления помогает регулировать поток теплоносителя в радиаторах отопления.

Сравнение технических параметров изделий

Сравнительные критерии Задвижка Шаровый кран
Запорный механизм Клин Шар
Функциональность Запорная арматура Запорная арматура
Сфера применения Трубопроводы различного назначения Трубопроводы различного назначения
Температура рабочего вещества от-40 до 560 °С От-60 до 200 °С
Рабочее давление до 4 МПа до 16 МПа
Условный проход трубопровода От 50 до 3 000 От 2.5 до 1200 мм
Класс герметичности А, В, С Большинство моделей — А

Особенности эксплуатации изделий

Для определения, что лучше, шаровые краны или задвижки, стоит учитывать их особенности эксплуатации.

Особенности эксплуатации задвижек:

  1. Требуется контролировать перемещение затвора. В случае неполного перекрытия среды нарушается герметичность изделия. Это приводит к поломке узлов механизма.
  2. Чрезмерные нагрузки и частая эксплуатация изделий может привести к появлению протечек. Чтобы избежать поломок, нужно регулярно проводить техническое обслуживание задвижек, менять уплотнения и изнашиваемые узлы.
  3. Открытие/перекрытие потока среды происходит не мгновенно.
  4. Эксплуатация задвижек требует регулярной чистки оборудования и своевременного ремонта.
  5. При вращении вентиля нельзя применять дополнительных усилий, чтобы исключить обрыв щечек и т. п.
  1. Требуется осуществлять контроль за качеством транспортируемого вещества, чтобы исключить засорение шарового элемента, образование отложений на его поверхности.
  2. Интенсивная эксплуатация изделий может привести к появлению микротрещин на шаре, разгерметизации системы.
  3. Важный параметр эксплуатации — температурные условия. Перемещение среды при отрицательной температуре воздуха может привести к разрыву механизма. Температура транспортируемой среды должна быть не более 200 С.

Что лучше, задвижка или шаровой кран?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Применение задвижек и шаровых кранов зависит от технологических нужд. Задвижки отличаются простой конструкцией, могут использоваться при разных условиях среды, однако они больше кранов подвержены механическому износу, требуют периодического ремонта. Они куда массивнее шаровых кранов и медленнее срабатывают.

35591

Шаровые краны отличаются большей универсальностью, компактными размерами, высокой герметичностью и надежностью. Однако, их нельзя применять на магистральных трубопроводах большого диаметра.

Задвижки широко используются на магистралях и в трубопроводных системах с высокой скоростью движения рабочей среды за счет низкого уровня гидравлического сопротивления. Шаровые краны проще в обслуживании и эксплуатации, за счет чего их чаще используют при монтаже водопроводных систем, ЖКХ, транспортных линий с небольшим проходным сечением.

В чем основные различия

Принято выделять в зависимости от предназначения три вида арматуры:

В некоторых классификациях добавляется предохранительная группа.

Рассматривая основные различия между вентилем и шаровым краном, стоит отметить, в первом креплении допустима регулировка потока жидкости. Шаровой кран не способен выполнить данную задачу. На основании действующих правил, контролировать и изменять поток жидкости, используя шаровой кран, категорически запрещено техникой безопасности. В первую очередь это обосновано ограниченностью функций, поскольку регулировщик может только открыть или закрыть поток.

При помощи вентиля допускается изменения рабочего давления и вследствие напора воды в трубопроводах.

Всему виной конструктивные отличия, определяющие функции и использование элементов. Рассматривая главные элементы неподвижного корпуса вентиля, в нем механизм затворный «садится» на седло. Его движение осуществляется по направлению потока.

При эксплуатации крана, повороты осуществляются вокруг собственной оси. Если понадобятся дополнительные элементы, сантехниками используются шаровые элементы. Когда шар начинает поворачиваться, автоматически изменяется диаметр в отверстии.

Вентиль снабжен грундбуксой. При вкручивании/выкручивании штоков происходит движение клапана вверх и вниз.

Кран шаровый и задвижка отличие

И задвижка и запорный кран относятся запорной трубопроводной арматуре, предназначенной для перекрытия жидких потоков, в частности воды в водопроводе.

Оба типа запоров должны и обеспечивают надёжное перекрывание и открывания потоков жидкости, сосредоточимся на воде, в трубопроводах различного диаметра и назначения. Можно запорную арматуру посмотреть тут. Это каталог ООО «Сибирский завод трубопроводной арматуры».

Всем нам знакома подобная трубная арматура по устройствам перекрывающим горячую и холодную воды в водопроводе квартиры или частного дома. Они обязательный к установке и должны быть знакомы всем.

Имея одинаковое назначение и выполняя одинаковые задачи, шаровые краны и задвижки отличаются принципом действия, а значит вопрос: что лучше шаровой кран или задвижка, имеет место быть.

Читайте также  Как выбрать и самостоятельно установить трехходовой кран: устройство и принцип монтажа

Особенности применения шарового крана и задвижки

Основная разница между задвижкой и краном в том, что первая может применяться в качестве запорного органа, а второй — запорно-регулирующего.

К главным достоинствам монтажа задвижек относится:

  • низкий уровень сопротивления потоку;
  • установка в трубопроводах, транспортирующих агрессивные вещества;
  • способность нормально функционировать при температуре 450 градусов;
  • сила воздействия среды может достигать 25 МПа;
  • широкое разнообразие диаметров 50–1200 мм.

Несмотря на явные преимущества задвижек, их использование в качестве регулирующего органа ошибочно. Это связано с внутренним строением арматуры.

Так, монтаж задвижек на трубопроводах с транспортируемые агрессивными веществами, требующими регулировки потока, приводит к неприятным последствиям.

  1. Быстрый износ щечек в случае неполного закрытия или открытия устройства, в результате которого задвижка «не держит».
  2. Постоянная нагрузка на сальниковое уплотнение, дополняющаяся частыми перемещениями штока, приводит к протечкам. Такая ситуация недопустима в работе с кислотами.
  3. Частое перетягивание обслуживающим персоналом задвижки провоцирует обрыв щечек. Возобновления их положения требует остановки технологического процесса и полного разбора арматуры.

Шаровые краны отличаются следующими преимуществами

  • широкой температурной вилкой рабочей среды — от –60 до +200 градусов;
  • диаметром прохода от 10 мм и выше;
  • рабочее давление может достигать 16 МПа;
  • возможность регулировки потока рабочей среды.

Шар внутри корпуса крана плотно прилегает к уплотнительным кольцам, поэтому сальники штока защищены от воздействия среды, что существенно увеличивает их срок службы. Монолитность корпуса арматуры отличается высокой герметичностью, протечки случаются лишь по причине его коррозии.

Шаровой кран

sharovoj kran

Принцип действия шарового крана отчасти понятен из названия. «Шаровой» означает, что перекрытия/открытия потока воды служит сегмент (часть) шара. Это круглое запорное устройство стоит в кране перпендикулярно потоку и для его перекрывания достаточно повернуть шар вокруг своей оси. Стоит обратить внимание, что расположение оси поворота не обязательно должно быть вертикальным.

Плюсы шарового крана в отсутствии в его конструкции контакта сальников с водой. Это значительно увеличивает срок эго службы, однако практически исключает возможность ремонта.

При этом шаровое устройство запирающего элемента позволяет не зауживать проходное отверстие крана и оно совпадает с диаметром трубы.

Статья по теме: Замена отопления на кухне

Это исключает накопление осадков в кране, однако увеличивает возможность гидроударов в системе при открытии крана.

Именно по этому стандартным решением шарового крана, являются конструкции не полно–проходного типа. В них диаметр фланца больше диаметра шара. Это исключает гидроудары в системе, что особенно важно в системах большого диаметра.

Краны: основные характеристики

Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель

Они не имеют штока, а затвор их выполнен в форме шара, конуса или цилиндра с отверстием для прохода потока и поворачивается перпендикулярно потоку. Если ось отверстия крана с осью трубопровода совпадает, то кран открыт, так как поток проходит через отверстие. Если же затвор повернуть на 90°, то кран будет закрыт. Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель. Для этого достаточно лишь повернуть затвор на 90°. Этим кран отличается от задвижки и вентиля. У него нет маховика, поэтому он приводится в действие рукояткой. Кран находится в открытом состоянии, если рукоятка расположена вдоль трубопровода, а если перпендикулярно, тов закрытом.

У конусных крановзатвор выполненпо типу усеченного конуса. Он имеет отверстие для прохода потока в виде прямоугольника или круга. Конусную же поверхность имеет и корпус крана. Сделано это для того, чтобы пробка могла плотно примыкать к седлу.

Для герметичности затворимеет смазку, которая должна заполнять все микрозазоры между корпусом изатвором. При этом она уменьшает усилие, необходимое для поворота. Пробканаходится в прижатом состоянии к поверхности корпуса.

Существуют два способа прижатия затвора, и поэтому
различают краны сальниковые и натяжные.
В сальниковых кранах между верхним торцом пробки и крышкой крана и находится сальниковая набивка. Это упругий элемент, который прижимает задвижку к корпусу с постоянным усилием. Натяжные краны имеют стержень снизу пробки, который проходит через корпусное отверстие. Прижатие затворапроисходит за счет пружины. Такие краны надежнее, так как в них отсутствует сальниковая набивка, упругие свойства которой теряются со временем. Поэтому в таких важных отраслях, как газоснабжение, используют натяжные краны.

Конусные краны имеют невысокую стоимость, они не сложны в ревизии, у них простая конструкция и сравнительно небольшое гидравлическое сопротивление. Это является их преимуществом

Но у таких кранов есть и недостатки. Требуется большое усилие, необходимое для поворота пробки. Со временем микрозазоры между затвором и поверхностью корпуса покрываются отложениями. В этом случае на поворот затвора требуется уже большое усилие, что может привести к поломке крана.

Для производства кранов требуется качественно обработанная поверхность затвора и корпуса, поэтому их изготавливают из бронзы и латуни. Кроме того, эти металлы в меньшей степени подвержены коррозии, а это продлевает срок его службы.

Вентили и задвижки — неотъемлемые элементы инженерных коммуникаций, которые выполняют функцию открытия и перекрытия подачи вещества, транспортируемого по трубопроводу (газ, вода, сжатый воздух, нетепродукты и прочее). Несмотря на аналогичное назначение, эти разновидности запорной арматуры имеют функциональные и конструктивные отличия, которые играют решающую роль при выборе того или иного прибора.

Задвижки

zadvizhka diskovaja

Данный тип запорной арматуры более прост в конструкции. Вы наверняка видели, и этим задвижку легко отличить от крана, «колесо» расположенное сверху устройства. Называется это колесо привод и им может быть маховик, редуктор или устройство–автомат.

Вращение маховика задвижки начинает вращать шток отделённый от воды сальником. Вращение штока по резьбе заставляет двигаться вниз затвору.

Плавность процесса перекрытия/открытия воды позволяет использовать задвижки не только для перекрытия потоков воды, но и для регулирования потоков. Это важное отличие задвижки от шарового крана, возможно принципиально влияющее на ответ вопроса: Что выбрать шаровый кран или задвижка.

Однако нужно отметить, что наличие большего количество уплотнителей в устройстве задвижки делает менее долго эксплуатируемой. Однако любую задвижку можно починить, без демонтажа.

zadvizhka3

Из чего изготавливают запорные устройства

Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:

  • устанавливающиеся во внутренних водопроводных сетях;
  • монтируемые на наружных водопроводах и газопроводах.

Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.

  1. Водопроводные устройства из латуни и бронзы относятся к дорогостоящим вариантам. Однако их стоимость оправдана качеством и долговечностью. Такие устройства имеют небольшой вес, малые габариты, а также могут быть установлены не только на водопровод для подачи холодной воды, но и горячей. Используются такие изделия и в системах отопления, так как на их поверхностях не оседает накипь.
  2. Вентили из нержавейки. Еще один хороший вариант, который имеет продолжительный срок службы. Они дешевле в несколько раз, чем латунные и бронзовые устройства.
  3. Пластиковые изделия являются одними из самых дешевых, но они ничуть не уступают по качеству вышеперечисленным моделям. Их недостатком является возможность установки только в пластиковые трубопроводы.
Читайте также  Какие задвижки бывают?

Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.

Устройство задвижек

Задвижка представляет собой арматурное устройство, имеющее затвор в виде диска, листа или клина, перемещающегося вдоль уплотнительных колец корпуса перпендикулярно оси потока среды.

В зависимости от конструкции задвижки могут быть проходными и суженными, имеющими отверстия уплотнительных колец меньше диаметра трубопровода.

В зависимости от геометрии затвора задвижки разделяют на параллельные и клиновые. Клиновые задвижки оснащаются клиновым затвором с уплотнительными поверхностями, которые располагаются под углом друг к другу. Клин затвора может быть цельным упругим, цельным жестким или составным двухдисковым.

Оснащены затворами, уплотнительные поверхности которых параллельны друг другу. Такая конструкция может быть однодисковой (шиберной) или двухдисковой.

Задвижки могут оснащаться выдвижным шпинделем (штоком) и не выдвижным (вращаемым шпинделем). Они отличаются конструкцией винтовой пары, благодаря которой перемещается затвор. Задвижки с вращаемым шпинделем обладают меньшим строительным размером.

Вернуться к оглавлению

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КРАНА, ВЕНТИЛЯ И ЗАДВИЖКИ

Конструктивными решениями запорной арматуры, являются краны, вентиля и задвижки.

Чем они отличаются между собой?

Задвижки являются самыми распространенными и самыми востребованными запирающими устройствами. Их конструкция подразумевает нахождение запирающего элемента в положении закрыто и открыто. Поток рабочей среды перекрывается вследствие того, что запирающий элемент перемещается перпендикулярно к его оси. Задвижки могут быть применены исключительно в роли запирающей арматуры. Они бывают параллельные, клиновые и шиберные.

Вентиль или клапан способны перекрывать поток рабочей среды за счет того, что устройство перемещается параллельно оси его движения. Он, в отличие от задвижек, может быть применен не только как перекрывающее устройство, но и как регулирующее ввиду того, что его конструкция позволит вам не полностью перекрыть поток среды, а частично.

К существенному недостатку можно отнести неспособность вентиля реагировать на изменяющуюся скорость и давление в системе. Поэтому сфера его применения — трубопроводы с относительно постоянным потоком и давлением рабочей среды. Кроме регулирующих и запорных устройств, различают перепускные, смесительные, а также распределительные конструкции данных механизмов.

Кран — еще один вид запорной арматуры. Он может быть применен как перекрывающее, так и регулирующее устройство. Функционирует он так: запорный элемент, вращаясь вокруг своей оси, перемещается по направлению перпендикулярному движению потока среды. Запорный элемент имеет форму диска. Вследствие его вращения вокруг собственной оси и происходит перекрытие жидкости по перпендикулярному направлению.

Современная сантехника предлагает различные конструкционные решения запорной арматуры, которые имеют собственные особенности. Конечно, это влечет за собой наличие отличительных преимуществ и недостатков, которые проявляются в различных условиях. Поэтому, чтобы правильно выбрать запорную арматуру, необходимо учесть особенности конструкции трубопровода, а также условия использования и требования к конкретному устройству. Для этого необходимо понимать, чем отличается, к примеру, кран от вентиля, ведь разница между ними не столь очевидна.

Шаровые задвижки: классификация, виды

sharovaya-zadvizhka-stalnaya

Для регулировки потока жидкости применяется шаровая задвижка, которая устанавливается непосредственно в трубопровод. Элемент крепится герметично и подходит для труб различного диаметра. Особенность задвижек – долгий срок эксплуатации.

Рассмотрение конструкции

В разборе шаровую задвижку можно разделить на три основных элемента:

  • корпус,
  • элемент для запирания,
  • рычаг.

Корпус, в свою очередь, также состоит из элементов – выделяют резьбовой и стыкуемый сегмент. Между ними находится седло, стык осуществляется через прокладку. По диаметру два узла являются идентичными. С одной и, с другой стороны, есть отверстия для крепления. Иначе они могут называться магистральными торцами.

Диаметр внутренней и внешней трубы зависит от трубопровода. Также есть различие в материале арматуры. Если рассматривать рычаг, он применяется для управления потоком. Нормы и параметры прописаны в ГОСТ 12819-80. В документе определены стандарты по размерам, допускам. Также указывают параметры – пропускная способность, максимальное давление, уровень погрешности.

Допуски шаровой задвижки определяются по диаметру резьбы. У моделей они колеблется в пределах 20-250 мм. Существуют типоразмеры, поэтому под конструкцию подбираются соответствующие фитинги.

Функция запорного элемента

Внутри любой задвижки используется запорный элемент, чтобы поддерживать давление в системе. Однако внешний вид может отличаться, многое зависит от размеров корпуса. Зачастую запорный элемент похож внешне на шар. Для примера можно рассмотреть ординарный элемент. Особенности:

  • универсальность,
  • плоская сферическая форма,
  • подходит для газового трубопровода.

Модели с ординарными элементами применимы в нефтепроводах. У деталей используется небольшое утолщение в нижней части. Качество работы элемента зависит от заслонки. Небольшой конических выступ обеспечивает быстрое управление.

Также существуют дисковые задвижки, которые иначе могут называться композиционными. Как понятно из названия, элементы производятся из композитные материалов. Задвижки хорошо себя показывают при обслуживании загрязнённого потока. Они могут устанавливаться на очистных сооружениях, коллекторах.

Шаровые задвижки не имеют диска, однако используется седло. Оно дает возможность управлять потоком, дозировать количество жидкости, которое поддаётся в трубу.

Важно! Пробковые затворы нуждаются в постоянной сказке. Для дозировки жидкости используется пробка, монтаж осуществляется на седло.

Запорные элементы при желании подлежат ремонту. При деформации диска его можно поменять либо сточить. Подкладки также подлежат замене.

Узлы управления

У задвижек при производстве устанавливаются два типа схем:

  • ручные,
  • автоматические.

Рычаг и вентиль используются у моделей с ручным управлением. Ход штока обеспечивается за счет затвора. Он располагает в корпусе, рядом с прокладкой. Конструкции могут быть с одним или несколькими вентилями. В производстве используются модели горизонтальной, вертикальной направленности. Для передачи крутящего момента от вентиля подходит червячный механизм. Различие кроется лишь в диаметре шестерни.

Автоматические системы управления применимы на производстве для дистанционного управления потоком жидкости в трубопроводе. Какие-либо рычаги в задвижке отсутствуют, применяется устройство для передачи крутящего момента от вала. Наилучшим образом подходит электрический привод. Однако, рассматривая трубопроводы с диаметром более 200 мм, годятся гидравлические системы.

Пульт управления может быть беспроводным или проводным. Узел устанавливается на панель и изолируется. Стоимость задвижек с автоматической системой выше в 5-10 разу.

Принцип работы

Работа шаровой задвижки строится на управлении потоками жидкости в трубе. Когда рычаг устанавливается в нижнем положении, заслонка открыта. Жидкость или газ при этом движется от одного магистрального торца к другому.

При установке рычага в верхнее положение происходит закрытие механизма. Заслонка при этом поворачивается на 90 градусов. Важнейшие параметры:

  • пропускная способность,
  • погрешность работы.

Пропускная способность шаровой задвижки регулируется рычагом.

Важно! У дисковых моделей нет возможности подстраивать поток, поскольку отсутствует заслонка.

Монтаж задвижки

При установке задвижки обращается внимание на магистральные торцы. Именно через них осуществляется крепление к трубопроводам. По стандартной схеме применяются муфты. Стык фиксируется за счет струбцины. Специалист поочередно крепит арматуру и делает разъем герметичным.

Болты удерживаются за счет шайб. При подборе фиксаторов учитывается диаметр резьбы. Фитинги зачастую прикладывают производителем задвижек.

Источник https://spark-welding.ru/montazh-i-remont/chem-otlichaetsya-kran-ot-zadvizhki.html

Источник https://nicespb.ru/montazh/chem-otlichaetsya-zadvizhka-ot-krana-sharovogo.html

Источник https://ozngo.ru/tpa/sharovye-zadvizhki-klassifikatsiya-vidy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: