Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа

 

Назначение и классификация промысловых

Промысловые трубопроводы (ПТ)– это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации и предназначенные для бесперебойной транспортировки природного, нефтяного попутного газа, нефти, воды и их смесей от мест добычи до установок комплексной подготовки и далее к местам врезки в магистральный трубопровод, или для подачи на другой вид транспорта (железнодорожный, морской, речной).

Основной составляющей ПТ является линейная часть – непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная в грунт тем или иным способом. К линейной части относятся собственно нитка трубопровода с переходами через естественные и искусственные преграды, резервные нитки, лупинги (параллельные нитки на отдельных участках для переноса транспортировки при остановке основной нитки), крановые узлы, камеры запуска и приема очистных устройств и диагностических приборов.

Линейная часть трубопроводов прокладывается в различных топографических геологических, гидрологических и климатических условиях, в грунтах с различной несущей способностью (болота, скальные грунты, многолетние мерзлоты).

ПТ предназначены для транспортировки продукции скважин: нефти, природного и нефтяного газа, попутной воды, их смесей. ПТ бывают межпромысловые, промысловые и технологические.

ПТ принято классифицировать по следующим параметрам.

¾ по способу прокладки – подземной, наземной, надземной, подводной. Подземный способ предусматривает прокладку ПТ на глубине, превышающей диаметр трубы, и после окончания укладки трубопровода земля может быть возвращена в хозяйственный оборот.

Наземные схемы прокладки используются преимущественно в сильно обводненных, заболоченных районах, при высоком уровне стояния грунтовых вод, на солончаковых грунтах, при наличии скальных подстилающих пород, при пересечении с другими коммуникациями. При наземной прокладке верхняя образующая трубопровода располагается на уровне дневной поверхности или на небольшой глубине. При этом для увеличения устойчивости укладка ведется в траншею глубиной 0,4-0,8 м с последующим сооружением насыпи необходимых размеров. Наземный способ менее затратен, чем подземный. Но при этом способе прокладки увеличивается вероятность ускоренного коррозионного разрушения и деформации при смене температурного режима и, как следствие, сокращается срок безопасной эксплуатации.

Надземный способ прокладки рекомендуется в пустынях, горных районах, болотистых местностях, районах горных выработок, оползней, многолетней мерзлоты, сейсмических районах, а так же на переходах через естественные и искусственные препятствия. К недостаткам этого способа прокладки следует отнести загроможденность территории, необходимость устройства опор, специальных проездов для техники и миграции животных, подверженность трубопровода сильным колебаниям температуры, что требует принятия специальных мер.

Подводный способ прокладкииспользуется преимущественно при обустройстве шельфовых месторождений

¾ по виду перекачиваемого продукта: нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, водопроводы, конденсатопроводы, ингибиторопроводы, паропроводы, канализация;

¾ по назначению: самотечные, напорные, смешанные;

¾ по рабочему давлению (напору) классифицируют: ПТ, транспортирующие газ и газовый конденсат: 1 класс – от 20 до 32 МПа; 2 класс – от 10 до 20 МПа; 3 класс – от 2,5 до 10 МПа; 4 класс – до 2,5 МПа. ПТ, транспортирующие нефть: высоконапорные (выше 2,5 МПа), средненапорные (от 1,6 до 2,5 МПа), низконапорные (до 1,6 МПа), безнапорные (самотечные);

¾ по функции: выкидные линии – от устья скважины до ГЗУ, сборные коллекторы – принимают продукцию от нескольких трубопроводов, товарные – перекачка товарной нефти;

¾ по способу соединения – разъемные (фланцевое, раструбное, резьбовое, резьбовое муфтовое соединения) неразъемные (сварные, склеенные)

¾ по форме расположения в пространстве – линейные, кольцевые, лучевые (телескопические, лупинговые);

¾ по материалу: стальные, чугунные, полиэтиленовые, стеклопластиковые, полимерметаллические, железобетонные, алюминиевые, комбинированные

¾ по типу изоляции: внешняя, внутренняя, без изоляции

¾ по степени заполнения сечения трубопровода: с полным заполнением сечения трубопровода (напорные товарные нефтепроводы) и с неполным заполнением сечения (напорные и безнапорные нефтепроводы, нефтесборные коллекторы);

¾ по диаметру ПТ для транспорта нефти подразделяют на три класса: 1 – Ду – 600 мм и более; 2 – Ду – 600-300 мм; 3 – Ду – менее 300мм

¾ по размерам: малого диаметра (57 – 426 мм), большого диаметра (530 – 1420 мм)

¾ по гидравлической схеме работы: простые, не имеющие ответвлений; сложные – имеющие ответвления, переменный по длине расход, вставку другого диаметра, параллельный участок, кольцевые трубопроводы.

Состав и категория ПТ. В соответствии с «Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и выбраковке нефтепромысловых трубопроводов» (РД 39-132-94) выделяют следующий состав ПТ для нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений:

ПТ на газовых и газоконденсатных месторождениях:

¾ Газопроводы, газовые коллекторы неочищенного газа, межпромысловые коллекторы, трубопроводы для транспортирования газа и газового конденсата от УКПГ, УППГ до ГС, ДСК, КС, ПХГ, ГПЗ, независимо от протяженности

Читайте также  Пожарный кран: устройство, требования, нормы, обслуживание и комплектация

¾ Газопроводы-шлейфы, предназначенные для транспортирования газа и конденсата от скважин и от ПХГ до УКПГ, УППГ, и от КС ПХГ до нагнетательных и газлифтных скважин

¾ Трубопроводы, для подачи очищенного газа и ингибитора в скважины и на другие объекты обустройста месторождений

¾ Трубопроводы сточных вод давлением более10 МПа для подачи их в скважины для закачки

ПТ на нефтяных месторождениях:

¾ Выкидные трубопроводы от нефтяных скважин, за исключением участков, расположенных на кустовых площадках скважин, для транспортирования продукции скважин до ГЗУ

¾ Нефтегазосборные трубопроводы для транспортирования продукции от ЗУ до сепарационных пунктов 1 ступени

¾ Газопроводы для транспортирования нефтяного газа от сепарационных установок до УКПГ, УППГ или потребителей

¾ Нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от НСП и ДНС до ЦПС

¾ Газопроводы для транспортирования газа к газлифтным скважинам

¾ Трубопроводы системы ППД и захоронения попутных вод

¾ Нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от ЦПС до МТ

Все внутрипромысловые трубопроводы в зависимости от их назначения, диаметра, рабочего давления, газового фактора, коррозионной активности перекачиваемой среды подразделяются на 4 категории. Категория ПТ определяется суммой баллов:

image045

,

где Кi определяется по зависимостям, полученным на основании экспертных оценок влияния указанных факторов на надежность работы трубопровода.

К 1 категории относятся трубопроводы с суммой баллов K > 50; ко второй – 33 < K < 50; к третьей 16 < K < 33; к четвертой – K < 16

Коэффициент К1 определяется в зависимости от назначения трубопровода (табл.3.1).

Значение К1 для различных видов трубопроводов

Назначение трубопровода Значение коэффициента К1
Газопровод внутриплощадочный
Нефтегазопровод внутриплощадочный
Нефтепровод внутриплощадочный
Водовод внутриплощадочный
Газопровод внутрипромысловый
Нефтепровод внутрипромысловый
Нефтегазопроводный коллектор 1 порядка*
Нефтегазопроводный коллектор 2 порядка**
Водовод внутрипромысловый
Выкидная линия скважин

* Коллектор 2 порядка – нефтегазосборный трубопровод, отводящий продукцию нескольких кустов скважин до его врезки в коллектор 1 порядка.

**Коллектор 1 порядка – нефтегазосборный трубопровод, объединяющий продукцию нескольких коллекторов 2 порядка до входа его в пункт подготовки.

Коэффициент К2 учитывает ответственность трубопровода в зависимости от диаметра:

где Dн — наружный диаметр ПТ

Коэффициент К3 учитывает влияние рабочего давления на относительную опасность его для людей и окружающей среды и определяется по зависимости:

где Рраб рабочее давление в трубопроводе, МПа

Коэффициент К4 учитывает влияние газового фактора на надежность работы трубопровода и определяется по зависимости:

где Гф газовый фактор данного месторождения, м 3 /м 3

Коэффициент К5 учитывает влияние скорости коррозии трубопровода (внутренней или внешней в зависимости от ее преобладающего влияния) на надежность работы трубопровода и определяется по зависимости:

где vкор скорость коррозии трубопровода, мм/год

3.2. Проектирование промысловых трубопроводов.

Все существующие методы проектирования ПТ должны отвечать следующим критериям: оптимальная металлоемкость, современное техническое обслуживание, учет существующей системы сбора продукции скважин, учет очередности ввода скважин, безопасность для окружающей среды, оптимальные сроки строительства.

Проектирование ПТ сводится к решению следующих задач:выбор трассы, выбор рациональной длины и диаметра ПТ, гидравлический, прочностной и механический расчеты.

На выбор трассы оказывают влияние следующие факторы: сейсмостойкость, экология, надежность, перспективы развития месторождения, затраты на сооружение перекачивающей станции. Трассы выбирают с учетом размещения скважин на площади месторождения и ее размеров, характеристики продуктивных пластов и дебитов скважин, принятой схемой подготовки скважинной продукции, климатических условий и рельефа площади промысла. Трассу между двумя заданными пунктами выбирают по карте местности крупного масштаба, близкой к прямой линии, с обходом болот, водоемов, дорог, промышленных объектов, и пр.

Основные требования к трассам заключаются в следующем:

¾ выбор трассы производится на основе вариантной оценки экономической целесообразности и экологической допустимости из нескольких возможных вариантов;

¾ прокладка ПТ по территории населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий не допускается;

¾ газопроводы должны располагаться над нефтепроводами при их пересечении;

¾ допускается совместная в одной траншее или на общих опорах прокладка трубопроводов одного или различного назначения.

¾ Количество ПТ, укладываемых в одну траншею, определяется проектом, исходя из условий надежности и безопасности эксплуатации ПТ, удобства выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ.

Выбор рациональных длин и диаметров ПТ. Расчеты проводят для заданной пропускной способности с учетом плотности и вязкости перекачиваемой среды для двух значений температуры, принимая во внимание диаметры соседних ПТ большего и меньшего значения, чем у рекомендуемого. Технологические расчеты проводят с использованием укрупненных экономических показателей, отвечающих минимальной металлоемкости и минимуму затрат на строительство и эксплуатацию ПТ. По результатам расчетов принимается ближайший в сторону увеличения внутренний диаметр трубы по сортаменту.

Читайте также  Для чего необходима перемычка на батарею отопления?

Гидравлический, тепловой, и механический расчет ПТ. В основе гидравлического описания работы ПТ, по которому осуществляется перекачка, лежит уравнение Бернулли. Механический и прочностной расчеты сводятся к оценке толщины стенок труб с учетом максимально возможного рабочего давления и диаметра труб, выбору марки стали. Тепловой расчет проводится для правильной расстановки подогревателей и настройки режима их работы на основе уравнений теплового баланса.

Гидравлический расчет ПТ должен выполняться :

– на максимальную добычу жидкости, принимаемую по проектным документам, и эффективную вязкость, соответствующую обводненности скважинной продукции на этот период;

– на максимальную эффективную динамическую вязкость и соответствующую ей добычу жидкости.

Для обеспечения трубопроводного транспорта высоковязкой нефти с температурой замерзания выше минимальной температуры грунта на глубине укладки ПТ, следует предусматривать специальные инженерные решения: путевой подогрев, ввод деэмульгаторов, смешение с маловязкой нефтью, газонасыщение и т.д.

Выкидные линии должны проектироваться в одну нитку с соблюдением принципа коридорной прокладки с другими инженерными коммуникациями.

Раздельный сбор и транспорт разносортных нефтей и нефтяных газов и однотипных пластовых нефтей в каждом случае должен проектироваться на основании технико-экономических обоснований с учетом:

– целевого назначения использования нефти и ПНГ

– возможности осуществления технологических процессов совместной подготовки разносортных нефтей, ПНГ и добываемой воды;

– магистрального их транспорта до потребителей

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image062

image033

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

image021

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа

Подготовка к аттестации по Б.2.5

«Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа»

Общее количество вопросов 63

Тесты актуальны для 2022 года

V8.1.E1 25

skachat 34

V8.1.E2 25

B.2.5kakvrnt

B.2.5obshchiy

PromkovediyaM 3

Промышленная безопасность – приоритет любой компании, занимающейся эксплуатацией опасного производственного объекта, Область Б.2.5 – «Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа» разбита на два этапа подготовки и состоит из 63 вопросов, которые были обновлены в Ростехнадзоре и действуют с 17 мая 2021 года. Из общего количества подобластей (89) в этой теме содержится самое минимальное количество тестовых вопросов.

Внимание! Аттестация в Ростехнадзоре для инженерно-технического персонала организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, является обязательным и приоритетным направлением. Более подробно о необходимости её прохождения можно найти в разделе «Правовая информация» на нашем сайте.

На нашем сайте представлены актуальные тесты Ростехнадзора по этому направлению.Все вопросы взяты с официального сайта Ростехнадзора и соответствуют вопросам Единого Портала Тестирования Ростехнадзора. На нашем ресурсе отсутствуют старые варианты вопросов, которые уже не актуальны сегодня.

ВНИМАНИЕ! Уважаемые посетители сайта! Просим вас обратить внимание при подготовке к сдаче экзамена в едином портале тестирования Ростехнадзора, на нашем ресурсе неверные варианты ответов в тесте могут не совпадать с неверными вариантами ответов в портале ЕПТ. В верных вариантах может присутствовать небольшое расхождение в формулировках, например в ЕПТ правильный ответ «не более 10%», а у нас правильный ответ «не более десяти процентов» и т.д. В случае обнаружения несоответствия, опечатки или расхождения с порталом ЕПТ убедительная просьба написать нам через форму «Обратная связь», указав формулировку самого вопроса (так как нумерация в тестах каждый раз произвольная) и саму опечатку или неточность.

Как правильно подготовиться с минимальными затратами своего времени в области промышленной безопасности по направлению Б.2.5: «Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа» можно прочитать подробно тут .

Онлайн подготовка и тестирование по промышленной безопасности в области Б.2.5: «Нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа» разбита по ключевым этапам. Есть модуль, позволяющий оценить уровень знаний в совокупности по всем этапам, или всем вопросам.

Важно! Присутствует возможность оценить свои шансы в тесте, имитирующем экзамен в Едином портале Тестирования Ростехнадзора, с идентичными критериями оценки тестов по промышленной безопасности, точно такими же, как в портале ИС ЕПТ.

На нашем портале вы сможете закрепить свои знания и опыт, а также пройти бесплатное онлайн тестирование, доступен любой тест 24 / 7 и без регистрации.

Заниматься и проходить тестирование онлайн можно с компьютера, с планшета или смартфона, сайт прекрасно адаптирован под любой современный формат и браузер.

Нефтяные трубы — сортамент и классификация

Нефтяные трубки применяют и при добыче, и во время транспортировки нефти. Классификация трубопроводов достаточно обширна — причём каждый из видов нефтяных трубопроводных изделий обладает своими уникальными характеристиками и свойствами.

Читайте также  Клиновая с невыдвижным шпинделем

Нефтепровод

  • Facebook
  • LiveJournal
  • Blogger

В нефтяной промышленности используется очень много разноколиберных труб

  • Трубки для добычи нефти: обсадные, для скважин с резьбовыми соединениями
    • Бурильные трубы нефтяного сортамента: диаметр, производство, размеры, вес, ГОСТ
    • Насосно — компрессорные трубы в нефтяной промышленности:

    В этой статье говорится о том, какие нефтепроводные коммуникации используют нефтяники: какие трубы нефтяного сортамента (виды трубопроводов) ставят при возведении нефтепровода, какое оборудование для бурения скважин используют и др.

    • нефтепромысловые;
    • трубки для транспортировки нефти.

    Нефтепромысловые трубные изделия бывают 3 видов:

    1. обсадные;
    2. бурильные;
    3. насосно-компрессорные.

    Состав нефтепровода

    Система для транспортировки нефти и нефтепродуктов состоит из множества компонентов:

    • Линейные сооружения. К данной группе относятся запорная арматура, подъездные пути и вертолетные площадки, антикоррозийные сооружения, переходы и т.д.;
    • НПС (или станции по перекачке нефти). Это сооружения, размещаемые вдоль трубопровода, они оборудуются электроприводным насосом, который может иметь скорость до 12 000 м3/ч. У каждой насосной станции в свою очередь имеются дополнительные объекты ‒ котельные, трансформаторные подстанции и т.д.;
    • Тепловые станции, которые могут иметь теплоизоляционную защиту. Используют их в составе нефтепроводов для перекачки вязких продуктов.

    Труба нефтяная, насосно-компрессорная

    Требования, предъявляемые к нефтяным трубным изделиям насосно-компрессорного действия, обусловлены прямым предназначением – добычей нефти из скважины.

    Трубный профиль должен обладать прочностными характеристиками из-за глубины скважины и возможностью смещения пород. Помимо прочего, собственный вес трубы на глубинной протяжённости, плюс основное назначение. Трубное изделие должно быть толстостенным, с попеременной внешней и наружной резьбой для стыковки, которые перед соединением смазываются для обеспечения герметичности и защиты от коррозии.

    Виды труб для нефтепроводов

    Трубопроводы для перекачки нефтепродуктов классифицируются по типу транспортируемого вещества. Так, например, существуют мазутопроводы, керосинопроводы, бензинопроводы. Следующий способ классификации основан на функциях, для выполнения которых предназначен трубопровод:

    • Внутренние. Такие нефтепроводы используются для транспортировки продукта на территории нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов, то есть для внутренних нужд предприятия;
    • Местные. Это трубопроводы, имеющие большую протяженность по сравнению с предыдущими. Главное их назначение ‒ транспортировка нефтепродуктов между производственными площадками;
    • Магистральные. Трубопроводы данного типа имеют высокую пропускную способность и огромную протяженность, применяются для перекачки нефтепродуктов к потребителю. Магистральные трубопроводы имеют собственную классификацию, и делятся на классы в зависимости от диаметра металлопрокатной продукции:
    1. Первый класс. Это изделия с диаметром от 1000 до 1200 мм;
    2. Второй класс. Трубы, имеющие диаметр от 500 до 1000 мм;
    3. Третий класс. Такие трубы могут иметь диаметр, равный 300‐500 мм;
    4. Четвертый класс. Это трубы для магистральных нефтепроводов
      с диаметром до 300 мм.

    Трубки для добычи нефти: обсадные, для скважин с резьбовыми соединениями

    Обсадные трубки предотвращают такие негативные последствия работы подобных трубопроводных изделий:

    • деформация стенки скважины;
    • смещение пластов;
    • деформация нефтедобывающего оборудования;
    • остановка транспортировки нефтяных продуктов.

    obsadnye truby dlya dobychi nefti

    Обсадные трубопроводные элементы имеют диаметр, равный 114—508 миллиметров (мм), а толщина трубных стенок составляет 5–16 мм.

    Подобные трубопроводные изделия изготавливают по конкретным нормативным документам:

    • ГОСТ 632–80,
    • Ту 14–3р-76–2004,
    • Ту 14–3р-29–2007 и др.

    Во время добычи чёрного золота в качестве обсадных применяют 2 типа трубопроводных изделий:

    1. трубки, которые имеют двухстороннюю нарезанную трубную резьбу;
    2. трубопроводные элементы, которые оснащены резьбой под муфту;
    3. трубы, имеющие безмуфтовые раструбные соединения.

    Нужно иметь в виду специфику применения обсадной трубы — в подобной ситуации монтажники обращают внимание на минимальный внешний диаметр раструбов и муфт, который практически равен внешнему диаметру трубопроводного изделия.

    Бурильные трубы нефтяного сортамента: диаметр, производство, размеры, вес, ГОСТ

    Для того чтобы пробурить скважину, нефтяники используют бурильные трубы. Бурение скважин заключается в том, что бурильное трубное изделие передаёт вращающий момент с буровой установки на резцы, которые бурят землю, различные породы или скалы. Бурильные утяжелённые трубы выдерживают максимальное давление при добыче черного золота.

    burilnye truby dlya dobychi nefti

    Бурильные трубопроводные изделия изготавливают по таким техническим документам:

    • ГОСТ Р 50278–92,
    • Ту 14-161-175-98,
    • Ту 14–3р-76–2004 и др.

    Буровые трубы имеют внешний диаметр, равный 60,3–139,7 мм, а толщина трубной стенки равна 7,1–10,5 мм.

    1. такие трубопроводные изделия являются бесшовными трубами;
    2. в процессе изготовления рабочие оснащают бурильные трубы наваренным замком;
    3. сварные швы должны быть ровными — без дефектов. Подобные швы выводят трубопроводное изделие за пределы максимального допуска по диаметру;
    4. сварные трубные швы подвергаются термообработке — рабочие закаливают их;
    5. сварное трубопроводное соединение производители проверяют не только на качество шва, но и на изгиб.

    Суровость требований понятна если от трубопроводного изделия отвалился замок, то это приводит к остановке оборудования — при извлечении из скважины буровой установки или при бурении ещё 1 скважины.

    Источник https://cyberpedia.su/11x8df0.html

    Источник https://promkatest.ru/home/oblast-attestacii-b-2-trebovaniya-promyshlennoy-bezopasnosti-v-neftyanoy-i-gazovoy-promyshlennosti/oblast-attestacii-b-2-5-neftepromyslovye-truboprovody-dlya-transporta-nefti-i-gaza/

    Источник https://msmetall.ru/dlya-vody/neftyanaya-truba.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: