Необходимость подготовки нефти и гaзa к трaнспорту

 

Подготовка нефти и газа к транспорту

2. Обеспечивает энергетическую безопасность страны, позволяет разгрузить ж/д транспорт для перевозок других грузов.

3. Ритмичность работы поставщиков и потребителей, наибольшая автоматизация технологических процессов.

4. Наименьшие потери нефти.

5. Протяженность ТП постоянно увеличивается, осуществляется модернизация, внедряются современные средства связи и управления, совершенствуются технологии транспорта высоковязких и застывающих нефтей, сооружения и ремонта объектов магистрального трубопровода.

Нефтепроводом называют ТП, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта ТП называют бензино-, керосин-, мазутопроводом и т.д.

По своему назначению нефтепроводы и нефтепродуктопроводы разделяют на группы:

промысловые – соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;

магистральные (МНП, МНПП) – предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в т.ч. стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром ТП от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПА;

технологические – предназначенные для траспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ, необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

В зависимости от условного диаметра труб (в мм) МНП и МНПП разделяются на 4 класса: I – 1000-1200 включительно, II – 500-1000 включительно, III – 300-500 включительно, IV – 300 и менее.

Необходимость в классификации отдельных участков ТП объясняется различием условий, в которых будет находиться ТП на тех или иных участках местности. Отдельные участки НП могут относится к высшей категории В (ТП-е переходы через судо- и несудоходные рекипри диаметре ТП 1000 мм и более), категории I (под- и надводные переходы через реки, болота, горные участки, вечномерзлые грунты), категории II (под- и надводные переходы через реки, болота, косогорные участки, переходы под дорогами и т.д.).

Существует классификация технологических ТП в зависимости от опасности транспортируемого вещества (вредные, взрывопожароопасные, трудногорючие или негорючие). При транспортировке нефти (класс опасности II) используют технологические трубопроводы I категории, масел минеральных нефтяных (класс опасности III) – трубопроводы I, II категории, бензина (класс опасноти IV), горючих газов – трубопроводы I, II, III категории.

Состав сооружений магистральных трубопроводов

В состав магистрального нефтепровода входят: линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции и резервуарные парки.

Линейные сооружения включают: трубопровод (ТП) (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной нефти) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций (НПС), узлами пуска и приема очистных устройств и разделителей при последовательной перекачке; установки электрохимической защиты ТП от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики ТП; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания ТП, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой; противопожарные средства, защитные сооружения ТП; емкости для хранения и разгазирования конденсата, здания и сооружения линейной службы эксплуатации ТП; постоянные дороги и вертолетные площадки, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения ТП и т.д.

Основные элементы магистрального трубопровода (МТП) – сваренные в непрерывную нитку трубы (ТП). МТП заглубляют в грунт обычно на 0,8 м до верхней образующей трубы, если нет особых геологических условий или необходимости поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне. Для МТП применяют цельнотянутые или сварные трубы диаметром 300-1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным Р (до 10 МПа) в ТП.

С интервалом 10-30 км (зависит от рельефа) на ТП устанавливают линейные задвижки для перекрытия участка в случае аварии или ремонта.

Вдоль трассы проходит линия связи (диспетчерское назначение).

НПС располагают с интервалом 70-150 км. В начале находится головная НПС (ГНПС), которая располагается вблизи нефтяного промысла или в конце подводящих ТП, если магистральный нефтепровод обслуживает несколько промыслов или один промысел разбросанный на большой территории, ГНПС отличается от промежуточных наличием резервуарного парка объемом, равным двух-, трехсуточной пропускной способности ТП (0,3-1,5). Если длина ТП превышает 800 км, его разбивают на эксплуатационные участки длиной 100-300 км, в пределах которых возможна независимая работа насосного оборудования.

Читайте также  Проходной кран – повелитель потока

Тепловые станции устанавливают на ТП, транспортирующих высокозастывающие и высоковязкие нефти и нефтепродукты. По трассе ТП могут сооружаться наливные пункты для перевалки и налива нефти в ж/д цистерны.

Конечный пункт ТП – либо сырьевой парк нефтеперерабатывающего завода, либо перевалочная нефтебаза.

В состав подземного магистрального газопровода (МГП) входят линейная часть и наземные объекты. На газовом промысле газ от скважин под действием пластового давления по сборным индивидуальным газопроводам (ГП) поступает на газосборные пункты, где его первично замеряют и редуцируют. Далее газ направляется в промысловый газосборный коллектор, а по нему — на головные сооружения — установку комплексной подготовки газа (УКПГ), на которых его очищают, обезвоживают, вторично замеряют и доводят до товарной кондиции. На головной компрессорной станции (КС) газ газодробильными агрегатами компримируется до номинального рабочего давления (7,5 МПа), а затем поступает в линейную часть МГП.

К наземным объектам МГП относятся КС и газораспределительные станции (ГРС). Основные сооружения КС — компрессорный цех, ремонтно- и служебно-эксплуатационные блоки, площадка пылеуловителей, градирня, резервуар для воды, масляное хозяйство, установки охлаждения газа и др. При КС сооружают жилой поселок. КС отстоят одна от другой на 120-150 км. На ГРС газ дополнительно обезвоживают, очищают, редуцируют до высокого давления (1,2 МПа), одоризируют, замеряют и распределяют по ТП отдельных потребителей. Подземные хранилищагазас КС (или без них) предназначены для регулирования сезонной неравномерности потребления газа: летом в них накапливают, а зимой подают потребителям. Газ закачивают либо в водоносные горизонты пористых пород, либо в выработанные нефтяные и газовые месторождения, либо в специально разработанные (вымытые) хранилища в солых отложениях значительной мощности. Подземные хранилища газа сооружают вблизи крупных городов и промышленных центров.

Подготовка нефти и газа к транспорту

Промысловая подготовка нефти необходима не только для обеспечения качества сырья, но и для создания условий, при которых влияние вредных компонентов в нефти не будет оказывать серьезного отрицательного влияния на срок службы нефтепровода.

Процесс сбора и подготовки нефти начинается непосредственно после ее прохождения скважины на нефтесборных установках, включающих автоматизированную групповую замерную установку (АГЗУ), одну или две ступени сепарации и резервуары для сбора нефти, а заканчивается на установках комплексной подготовки нефти (УКПН), составляющих вместе с промысловыми трубопроводами единую технологическую систему.

Системы сбора нефти на промыслах могут быть самотечные (нефть поступает в сборные резервуары самотеком, а газ, выделяющийся из нефти подается компрессором на газоперерабатывающий завод – на УКПН стоят сепараторы, мерники) и напорные, позволяющие транспортировать газонефтяные смеси насосами на расстояния 7-10 км (на УКПН стоят расходомеры).

Отделение газа от нефти осуществляют в сепараторах, в которых может происходить и частичное отделение воды. По конструкции сепараторы бывают вертикальные, горизонтальные, а по принципу действия — гравитационные, центробежные (гидроциклонные), жалюзийные, ультразвуковые и др. В горизонтальном гравитационном газонефтяном сепараторе при движении нефти по полкам происходит выделение растворенного газа. Пузырьки газа образуют «пену», которая разрушается в пеногасителе. Во влагоотделителе газ очищается от капель нефти. Для повышения эффективности отделения газа от нефти в гидроциклонных сепараторах используют эффект центробежной силы. За счет тангенциального ввода газонефтяной смеси в сепаратор она приобретает вращательное движение, под действием центробежной силы нефть прижимается к стенкам, а выделившийся и очищенный от капель нефти газ движется в центре.

Процесс получения товарной нефти включает ее обезвоживание, обессоливание и стабилизацию. Обезвоживание нефти заключается в разрушении водонефтяных эмульсий (механической смеси нерастворимых друг в друге и находящихся в мелкодисперсном состоянии нефти и воды). Для разрушения водонефтяных эмульсий применяют: гравитационное разделение (осуществляется в резервуарах — отстойниках при высоком содержании воды); внутритрубную деэмульсацию (добавление специальных веществ, разрушающих экранирующую оболочку на поверхности капель воды и препятствующую слипанию капель нефти при столкновении); термические и термохимические воздействия (нагрев нефти перед отстаиванием с возможным добавлением деэмульгаторов); электровоздействия (поляризация капель воды, способствующая их объединению); фильтрацию (для разрушения нестойких эмульсий) и центрифугование (разделение в поле центробежных сил). Обессоливание нефти удаление минеральных солей путем смешения предварительно обезвоженной нефти с пресной водой с последующим повторным обезвоживанием. Стабилизация нефти отделение легких фракций (пропан-бутанов и части бензиновых) для снижения потерь при транспортировке по магистральному трубопроводу и хранении в резервуарах. Стабилизация нефти осуществляется методами горячей сепарации или ректификации.

Читайте также  Рукав это гибкий трубопровод

Подготовка газа к транспорту: 1.Отделение попутного газа от нефти производится в сепараторах. Процесс разделения осуществляется в 2 этапа: разделение нефти и газа, очистка газа от нефтяной пыли. 2.Разделение газа и газоконденсата на промысле. Выход конденсата зависит от температуры и давления. 3.Очистка газа от механических примесей необходима для предотвращения загрязнений и эрозии линейной части ТП и оборудования КС, ГРС, оборудования потребителя. Установки по очистке газа предусматриваются на входе в КС и ГРС и представляют собой аппараты различных конструкций, работающих по принципу сухих и мокрых фильтров. 4.Осушка газа твердыми поглотителями влаги (активная окись алюминия — боксит), жидкими поглотителями (ДЭГ, неполный эфир этиленгликоля С6Н10О3, ТЭГ — сильный влагоотделитель). Осушка низкотемпературной сепарацией основана на снижении температуры с помощью установки искусственного холода. 5.Очистка газа от H2S (твердые (гидрат окиси железа) и жидкие (этаноламиновый и мышьяково-содовый методы) поглотители) и СО2 (водой под давлением, в которой СО2 хорошо растворяется). 6.Одоризация газа для обнаружения утечки. Придают неприятный запах, используя этилмеркаптан C2H5SH, сульфан, метилмеркаптан, пропилмеркаптан и др.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2437 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Необходимость подготовки нефти и гaзa к трaнспорту

Снaчaлa рaзрaботки нефтяных месторождений добычa нефти происходит из фонтaнирующих сквaжин прaктически без примеси воды. Однaко нa кaждом месторождении нaступaет тaкой период, когдa из плaстa вместе с нефтью поступaет водa снaчaлa в мaлых, a зaтем все в больших количествaх. Примерно две трети всей нефти добывaется в обводненном состоянии. Плaстовые воды, поступaющие из сквaжин рaзличных месторождений, могут знaчительно отличaться по химическому и бaктериологическому состaву. При извлечении смеси нефти с плaстовой водой обрaзуется эмульсия, которую следует рaссмaтривaть кaк мехaническую смесь двух нерaстворимых жидкостей, однa из которых рaспределяется в объеме другой в виде кaпель рaзличных рaзмеров. Нaличие воды в нефти приводит к удорожaнию трaнспортa в связи с возрaстaющими объемaми трaнспортируемой жидкости и увеличением ее вязкости.

Присутствие aгрессивных водных рaстворов минерaльных солей приводит к быстрому износу кaк нефтеперекaчивaющего, тaк и нефтеперерaбaтывaющего оборудовaния. Нaличие в нефти дaже 0,1% воды приводит к интенсивному вспенивaнию ее в ректификaционных колоннaх нефтеперерaбaтывaющих зaводов, что нaрушaет технологические режимы перерaботки и, кроме того, зaгрязняет конденсaционную aппaрaтуру.

Легкие фрaкции нефти (углеводородные гaзы от этaнa до пентaнa) являются ценным сырьем химической промышленности, из которого получaются тaкие продукты, кaк рaстворители, жидкие моторные топливa, спирты, синтетический кaучук, удобрения, искусственное волокно и другие продукты оргaнического синтезa, широко применяемые в промышленности. Поэтому необходимо стремиться к снижению потерь легких фрaкций из нефти и к сохрaнению всех углеводородов, извлекaемых из нефтеносного горизонтa для последующей их перерaботки.

Современные комплексные нефтехимические комбинaты выпускaют кaк рaзличные высококaчественные мaслa и топливa, тaк и новые виды химической продукции. Кaчество вырaбaтывaемой продукции во многом зaвисит от кaчествa исходного сырья, т. е. нефти. Если в прошлом нa технологические устaновки нефтеперерaбaтывaющих зaводов шлa нефть с содержaнием минерaльных солей 100—500 мг/л, то в нaстоящее время требуется нефть с более глубоким обессоливaнием, a зaчaстую перед перерaботкой нефти приходится полностью удaлять из нее соли.

Нaличие в нефти мехaнических примесей (породы плaстa) вызывaет aбрaзивный износ трубопроводов, нефтеперекaчивaющего оборудовaния, зaтрудняет перерaботку нефти, обрaзует отложения в холодильникaх, печaх и теплообменникaх, что приводит к уменьшению коэффициентa теплопередaчи и быстрому выходу их из строя. Мехaнические примеси способствуют обрaзовaнию труднорaзделимых эмульсий.

Присутствие минерaльных солей в виде кристaллов в нефти и рaстворa в воде приводит к усиленной коррозии метaллa оборудовaния и трубопроводов, увеличивaет устойчивость эмульсии, зaтрудняет перерaботку нефти. Количество минерaльных солей, рaстворенных в воде, отнесенное к единице ее объемa, нaзывaется общей минерaлизaцией.

При соответствующих условиях чaсть хлористого мaгния (MgCl) и хлористого кaльция (CaCl), нaходящихся в плaстовой воде, гидролизуется с обрaзовaнием соляной кислоты. В результaте рaзложения сернистых соединений при перерaботке нефти обрaзуется сероводород, который в присутствии воды вызывaет усиленную коррозию метaллa. Хлористый водород в рaстворе воды тaкже рaзъедaет метaлл. Особенно интенсивно идет коррозия при нaличии в воде сероводородa и соляной кислоты. Требовaния к кaчеству нефти в некоторых случaях довольно жесткие: содержaние солей не более 40 мг/л при нaличии воды до 0,1%.

Читайте также  Назначение электросварных муфт и необходимые инструменты для соединения полиэтиленовых труб

Эти и другие причины укaзывaют нa необходимость подготовки нефти к трaнспорту. Собственно подготовкa нефти включaет: обезвоживaние и обессоливaние нефти и полное или чaстичное ее рaзгaзировaние.

Природный гaз, получaемый с промыслов, содержит посторонние примеси: твердые чaстицы (песок и окaлину), конденсaт тяжелых углеводородов, водяные пaры и чaсто сероводород и углекислый гaз. Присутствие твердых чaстиц в гaзе приводит к быстрому износу соприкaсaющихся с гaзом детaлей компрессоров. Твердые чaстицы зaсоряют и портят aрмaтуру гaзопроводa и контрольно-измерительные приборы; скaпливaясь нa отдельных учaсткaх гaзопроводa, они сужaют его поперечное сечение.

Жидкие чaстицы, оседaя в пониженных учaсткaх трубопроводa, тaкже вызывaют уменьшение площaди его поперечного сечения. Они, кроме того, окaзывaют корродирующее действие нa трубопровод, aрмaтуру и приборы.

Влaгa в определенных условиях приводит к обрaзовaнию гидрaтов, выпaдaющих в гaзопроводе в виде твердых кристaллов. Гидрaтные пробки могут полностью зaкупорить трубопровод.

Сероводород — весьмa вреднaя примесь. В количествaх, больших 0,01 мг нa 1л воздухa рaбочей зоны, он ядовит. При промышленном использовaнии гaзa содержaщийся в нем сероводород отрицaтельно скaзывaется нa кaчестве выпускaемой продукции. В присутствии влaги сероводород вызывaет сильную коррозию метaллов.

Углекислый гaз вреден глaвным обрaзом тем, что он снижaет теплоту сгорaния гaзa.

Перед поступлением в мaгистрaльный гaзопровод гaз должен быть осушен и очищен от вредных примесей. Кроме того, гaз подвергaют одоризaции, то есть вводят в него компоненты, придaющие ему резкий и неприятный зaпaх. Одоризaция позволяет более быстро обнaружить утечки гaзa.

Подготовкa гaзa к трaнспорту проводится нa специaльных устaновкaх, нaходящихся нa головных сооружениях гaзопроводa.

Подготовка нефти к транспортировке

В недрах Земли нефть никогда не залегает в абсолютно чистом виде. Из скважин на поверхность поднимается сложная смесь жидкостей и газов, которая требует сепарации и очистки. Кроме этого в нефтесодержащей жидкости могут быть и механические взвеси — песчинки или глинистые частицы. Мало того, в самой нефти могут содержаться растворенные соли.

На каждом месторождении нефтяники сталкиваются со своим «коктейлем», в связи с чем требуется своя технологическая оснастка для очистки нефти и подготовки ее к транспортировке по трубопроводам.

Решения

Прежде всего нефть нужно освободить от механических примесей, если в этом есть необходимость. Далее в общем виде процедура очистки выглядит следующим образом.

Исходная нефтяная жидкость проходит сепарацию, в процессе которой отделяется вода. Вода затем дополнительно очищается от следов нефти и удаляется. Из освобожденной от воды нефти выделяются растворенные в ней газы, которые дальше обрабатываются отдельно. И затем производится обессоливание нефти.

oil%3Dsheme

Для проведения сепарации используются специальные устройства, различающиеся принципом действия, например они могут быть центробежными или гравитационными. Центробежные сепараторы могут отличаться по инженерному решению, например с вертикальной или горизонтальной осью вращения.

В процессе сепарации нефтесодержащая жидкость может нагреваться, а также смешиваться со специальными реагентами, которые не дают нефти и воде соединиться в устойчивую эмульсию.

На месторождениях важнейшим узлом, где происходит подготовка нефти к ее дальнейшей транспортировке, является так называемая «установка комплексной подготовки», где окончательно отделяются газы, отжимается вода из нефтесодержащей эмульсии, удаляются соли путем разбавления нефти пресной водой и повторным обезвоживанием, и производится стабилизация нефти. Ее проводят, удаляя летучие фракции, чтобы уменьшить потери объема нефти при дальнейшей транспортировке.

Данная установка является важной составной частью «центрального пункта сбора», откуда нефть уже отправляется в специальные хранилища, которые могут быть различной емкости, но чаще всего она составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч кубических метров. Именно из таких хранилищ подготовленная нефть подается в магистральный нефтепровод, проходя при этом через специальный пост учета.

На одном месторождении обычно бывает один сборный пункт, но в ряде случаев он может работать для обслуживания нескольких месторождений, на которых в свою очередь будут находиться локальные сборные пункты, где добытая нефтесодержащая жидкость проходит первичную обработку.

Описанная система сбора и подготовки нефти к транспортировке разрабатывается индивидуально для каждого месторождения, в соответствии со специальным проектом, который готовится специалистами специализированных институтов, на основании исследования образцов нефтяной жидкости с месторождений, изучения местных географических особенностей, природоохранных требований и других важных факторов.

Источник https://studopedia.net/4_8922_podgotovka-nefti-i-gaza-k-transportu.html

Источник https://studwood.net/1060516/tehnika/neobhodimost_podgotovki_nefti_gaza_transportu

Источник https://discoverrussia.interfax.ru/wiki/60/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: