НОВЫЕ МЕТОДЫ РЕМОНТА МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ

 

Содержание

Капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин

В результате длительной эксплуатации нефтяных или газовых скважин возникает потребность в их ремонте.

Ремонт нефтяных скважин может подразумевать замену насосно-компрессорных труб, починку или замену спуско-подъемных механизмов, очистку обвалившихся частей ствола, его промывку и прочие необходимые мероприятия. Такие операции бывают текущими и капитальными.

Для первых характерен плановый порядок проведения (промывка, прочистка и так далее), а для вторых – масштабная замена используемого оборудования, устранение значительных неисправностей, процедура вторичного бурения, а также углубление или расширение скважинного ствола. Оборудование для капитального ремонта скважин применяется специальное, и перед началом рабочего процесса его необходимо предварительно подготовить. Также на этапе подготовки проводятся исследования ствола и сбор необходимой разрешительной документации.

Текущие процессы обслуживания

Текущий ремонт – это мероприятия, направленные на восстановление оптимального рабочего состояния инструментов и технического оборудования, на смену режима функционирования скважины (например, увеличение или снижение интенсивности, с которой добывается нефть), а также разного рода очистка разных уровней ствола, призванная убрать накопившиеся в процессе эксплуатации отложения.

К таким операциям также относится очистка самого применяемого оборудования. Все текущие мероприятия делятся на профилактические и восстановительные.

Регулярное проведение профилактических обслуживающих операций дает возможность минимизировать риски, связанные с уменьшением объема добываемых ресурсов, разрушением скважинного ствола, с обводнением, засорением прочими негативными моментами.

Периодичность выполнения таких мероприятий находится в зависимости от конкретных параметров эксплуатации, и добывающие компании, как правило, тщательно следят за регулярностью проведения таких действий.

Запланированными текущими профилактическими мерами являются следующие мероприятия:

  • очистка ствола от засоров либо путем его промывки, либо механическими способами, либо с применением желонки;
  • замена отдельных деталей насосного оборудования;
  • устранение повреждений применяемых труб или, в случае возникновения необходимости, их замена;
  • замена непригодных к дальнейшей эксплуатации опор и штанг;
  • смена параметров опускания насосно-компрессорных труб (НКТ);
  • очистка, текущий ремонт или полная замена песчаного якоря.

Капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин

Читать также: Какие продукты получают из угля и нефти?

Восстановительные операции необходимы в случае внезапной аварии, внеплановой поломки оборудования, при восстановлении поврежденных в результате эксплуатационных ошибок инструментов и труб и так далее. Такие ситуации возможны на любом производстве, и такие текущие меры являются внеплановыми и экстренными.

Капитальный вид ремонта скважин

К таким мероприятиям относятся такие действия, как операции по восстановлению трубной колонны, починка колец или их замена, восстановление функциональности забоя, устранение последствий крупных аварий (засыпка или обрушение ствола), а также создание в существующей скважине новых ответвлений либо параллельных рабочих стволов.

Капитальными считаются следующие мероприятия:

  • мероприятия по изоляции определенных породных слоев, если это необходимо для восстановления функциональности скважины;
  • отключение подземного оборудования с его последующим полным извлечением на поверхность в случаях прекращения эксплуатации месторождения (временного или постоянного);
  • капитальный ремонт скважинного ствола;
  • формирование второй трубной колонны;
  • починка НКТ с целью возвращения им герметичности;
  • химические или физические воздействия на породные пласты в области забоя;
  • ловильные манипуляции;
  • консервация скважины, вызванная либо окончательной потерей её эффективности, либо временным прекращением разработки месторождения, либо ками-то другими причинами.

В процессе капитального ремонта скважины нередко возникают ситуации, когда необходимы так называемые ловильные работы.

Необходимость в таких мероприятиях возникает в случаях, когда при эксплуатации горной выработки в её ствол обрываются и падают подземные компоненты применяемого оборудования.

Такие падения не только вызывают различные повреждения ствола, но и препятствуют дальнейшей нормально эксплуатации скважины.

Этапы проведения ловильных операций:

№Полезная информация
1предварительное глушение скважины
2спуск диагностического специального оборудования с целью установить характер обрыва и найти неисправные элементы
3исходя из данных диагностики – выбор типа ловильного приспособления (это могут быть различные виды труболовочных приспособлений, колокола, крюки. «пауки» или овершоты)
4выбранное на предыдущем этапе устройство опускается в скважинный ствол, после чего производится захват упавшего или оторванного элемента (стоит сказать, что простое извлечение помехи не всегда дает желаемый результат, поэтому на этом этапе часто в комплексе с ловильным применяется и гидравлическое оборудование)
5в тех случаях, когда извлечение поврежденного оборудования не представляется возможным (например, из-за его большой массы, невозможности его захвата или если его заклинило в стволе), производится бурение нового ствола с одновременной ликвидацией старой скважины

Капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин

Читать также: Современное положение экономики нефти

Современные методики проведения ремонтов скважин

Как правило, и текущий, и капитальный ремонт подразумевают применение насосно-компрессорных труб, однако в настоящее время есть и другие типы ремонтной оснастки. Такие приспособления, как правило, используются при капитальных мероприятиях и позволяют выполнять такие манипуляции:

  • действия с канатами;
  • методы, подразумевающие применение тросов;
  • способы с применением гибких труб;
  • методики одновременного применения веревок и шлангов;
  • технологии одновременного использования кабелей и шлангов.

Справедливости ради стоит сказать, что перечисленные методики полностью исключить использование НКТ не способны, однако с их помощью можно существенно снизить уровень ремонтных затрат в некоторых случаях. Кроме того, применение таких способов существенно облегчает ремонтный процесс и снижает временные затраты на его проведение.

В настоящее время наиболее оптимальным считается сочетание традиционных технологий скважинного ремонта нефтегазовых выработок с использованием кабельного и канатного оборудования.

ВАХТА СЕВЕР Капитальный ремонт скважин , помбур КРС обучение и бурение !

Особенности текущего и капитального ремонта нефтяных скважин (адаптировано)

Капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин

Длительная эксплуатация [operation] нефтяных или газовых скважин [oil or gas wells] приводит к тому, что периодически их требуется ремонтировать. При ремонте [maintenance] может потребоваться замена НКТ [tubing] или спуско-подъемного оборудования [hoisting equipment], прочистка [cleaning] обвалившихся элементов ствола [borehole caving], промывка [cleanout] и ряд других процедур. Чаще всего работы проводятся под землей, и их классифицируют на текущий и капитальный ремонт скважин [well servicing and workover]. В первом случае они проводятся в плановом порядке [scheduled]: они могут касаться очистки всего ствола или отдельных элементов, внесения изменений в режим функционирования [operating conditions] и т.д. Капитальный ремонт подразумевает масштабную замену оборудования [replacement of equipment], устранение серьезных неисправностей [major faults repair], углубление или расширение ствола [borehole deepening or enlargement], а также вторичное бурение [secondary drilling].

Для текущего и капитального ремонта нефтяной скважины используется профессиональное оборудование, а перед ремонтом необходимо подготовить к спуско-подъемным работам [tripping], провести исследование ствола и забоя [borehole and bottomhole survey], а также прилегающих пластов [adjacent formations] на предмет давления [pressure], наличия инородных предметов [fish], воды и другие параметры. При ремонте, вне зависимости от того, текущий он или капитальный, важно соблюдать технику безопасности [follow safety rules], а также природоохранные нормативы [environmental regulations].

Особенности ремонта

Подготовительный этап перед текущим или капитальным ремонтом скважины должен включать в себя работы, которые обеспечивают безопасность дальнейших действий и позволяют без помех провести последующую прочистку [cleaning] или замену агрегатов [replacement of units]. Прежде всего при необходимости скважина должна быть заглушена [killed], а затем на объект перемещается бригада по обслуживанию и ремонту [workover crew] вместе с оборудованием. Среди работ на подготовительном этапе [preparation works] перед текущим или капитальным ремонтом выделяют следующие действия:

Если труба сделана из различных труб, соединенных между собой последовательно [in series], то требуется зафиксировать показатели их длины и записать.

Соединение производится посредством патрубков [connecting pipes], которые были изготовлены для трубы в заводских условиях [prefabricated].

Текущий ремонт

Текущим ремонтом называются работы по восстановлению рабочего состояния [restoration to working order] техники и инструментов [equipment and tools], смена режима работы [mode of operation] (интенсивность [rate of production], особенности добычи [production features] и т.д.), а также очистные действия [cleaning] различных уровней скважины от наслоившихся отложений [scale], которые появляются там спустя несколько лет эксплуатации. Также к техническому текущему ремонту относится очистка самого оборудования. Все текущие манипуляции [current operations] со скважиной делятся на профилактические действия [preventive measures] и работы по восстановлению работоспособности [restoration to working order].

В первом случае ремонт позволяет избежать таких рисков, как уменьшение объема ценных ресурсов [valuable resources], извлекаемых [recovered] в процессе, разрушение ствола [borehole collapse], обводнение [water influx], засорение [junking] и другие неприятные последствия. Периодичность проведения ремонтов [service schedule] напрямую зависит от параметров эксплуатации [operational data], и компания, которая занимается разработкой месторождений нефти [oil field development company], проводит профилактические работы [preventive measures] регулярно. К запланированным текущим работам относятся следующие виды действий:

Во втором случае исправлению подлежит внезапно произошедшая авария [sudden breakdown], вышедшее из строя оборудование, поврежденные в ходе ошибок в эксплуатации инструменты, трубы и т.д.

Такие неисправности возникают непреднамеренно [uintentionally] и вне графика [unscheduled], поэтому здесь необходима экстренная помощь [emergency repair] специалистов.

Капитальный ремонт скважин

К действиям по капитальному ремонту скважин относятся такие манипуляции, как восстановление колонны [repair of tubing string], замена колец [collars] или их починка, работы над восстановлением функциональности забоя [bottomhole recovery], исправление последствий крупных аварийных ситуаций (обрушение [cavingin], засыпание [sloughing]), создание новых ответвлений [sidetracking] или параллельно идущих стволов [drilling of parallel holes]. К ним относят следующие виды действий:

Ремонт скважин

От того, насколько своевременно и качественно проводится текущий и капитальный ремонт скважин, зависит эффективность их последующей эксплуатации, длительность безаварийных межремонтных периодов и срок службы в целом. Кроме того, ремонтно-профилактические мероприятия служат залогом безопасности технологического процесса, а капитальный подземный ремонт скважин еще и повышает их добывные возможности.

Текущий ремонт скважин

Данный вид ремонта (называемый также профилактическим) предназначен для всех видов работ, целью которых является проверка, очистка, частичная или полная замена подземного оборудования, а также удаление в забоях посторонних отложений и загрязнений (гидратов, песка, следов ржавчины и т.д.). Таким образом, текущий подземный ремонт скважин способствует устранению незначительных неполадок и восстановлению работоспособности оборудования в штатном режиме.

Читайте также  ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ ПО ТРУБОПРОВОДУ

Типы текущего ремонта скважин и содержание работ

Независимо от разновидности и степени сложности текущего ремонта, все операции при его проведении связаны с процессом подъема и последующего спуска различного оборудования и оснащения (штанг, труб, узлов механизмов и пр.) и инструментария для проведения ремонтных работ.

Кроме того, СПО (спускоподъемные операции), демонтаж и последующий монтаж может проводиться как планово, так и внепланово. В связи с этим, профилактические ремонты принято разделять на два вида:

  1. планово-предупредительные (проведение их включено в месячные и декадные графики нефтегазодобывающих предприятий)
  2. внеплановые восстановительные (причиной которых становятся непредвиденное и значительное ухудшение стандартных режимов работ либо и вовсе внезапная остановка добычи)

Время штатной эксплуатации скважин между ремонтами именуется МПР (межремонтный период работы) – и чем он длительнее, тем выше качество и надежность проведенных работ.

В числе основных операций, входящих как в ремонт нефтяных скважин, так и в ремонт газовых скважин, основными являются:

  • замена насосов и устранение обрывов штанг (на скважинах, оснащенных насосным оборудованием этого вида)
  • аналогичная замена насосов в скважинах, использующих УЭЦН
  • полная очистка забоев и подъемных колонн от пробок из песка, засоления, скоплений гидратов и парафинов
  • устранение неполадок, вызывающих разгерметизацию НКТ
  • проведение работ, связанных с испытанием вновь поставленных для скважины комплектующих

Сходными по перечню операций являются и ремонты на скважинах иного типа и предназначения – например, фонтанных или газлифтных – а также расконсервирование или консервирование скважины.

Насколько своевременно и качественно будет осуществлен ремонт нефтяных скважин и ремонт газовых скважин, настолько дольше и безопаснее будет осуществляться их дальнейшая эксплуатация.

Капитальный ремонт скважин

Хотя текущий и капитальный ремонт скважин можно назвать двумя половинками единого комплексного процесса, направленного на обеспечение ее надлежащего функционирования – капитальный ремонт скважин занимается вопросами более глобального характера, чем действия, связанные с работоспособностью отдельных механизмов и оборудования.

Типы капитального ремонта скважин и содержание работ В основном это комплексные и сложные как технологически, так и организационно программы, связанные с призабойной зоной, в т.ч.:

  • ее тщательное промывание специальными химическими составами (включая ПАВ)
  • проведение работ по укреплению породы (если наличествуют признаки разрушения, либо ее связность недостаточна)
  • проведение мероприятий, интенсифицирующих добычу на скважинах – используя технологии ГРП (гидравлических разрывов пластов), химическую обработку, гидропескоструйную перфорацию, термическую, вибрационную и иные виды обработки повышенной степени сложности
  • дополнительное вскрытие пластов
  • перевод скважин в другие категории
  • уточнение геологических разрезов и оценивание насыщенности того или иного пласта
  • изолирование пластовых интервалов в случае их обводнения
  • восстановление герметичности цементных колец, их утолщение и устранение дефектов самих эксплуатационных колонн
  • работы по бурению и подготовке к эксплуатации дополнительных стволов
  • ликвидация серьезных аварийных ситуаций и их последствий
  • выполнение природоохранных задач

Очевидно, что капитальный ремонт нефтяных скважин требует участия в процессе значительно более высококвалифицированных бригад и соответствующего сложного оборудования.

Текущий и капитальный ремонт скважин

ы. Состав и организация работ при КРС. Ликвидация скважин

Подземные ремонты скважин условно делят на текущие и капитальные. Текущий ремонт включает следующие виды работ: смена насоса, ликвидация обрыва штанг или их отворота, смена труб или штанг, изменение погружения НКТ, очистка или смена песочного якоря, очистка скважин от песчаных пробок желонкой или промывкой.

Капитальный ремонт скважины включает в себя следующие виды работ: 1 — ремонтно-изоляционные работы (изоляция промыва флюидов), пластовых вод (пресных, сточных), отключение объектов из разработки, переход на другие объекты; 2 — ремонтно-исправительные работы — наращивание цементного камня, зарезка второго ствола, райбирование колонн, восстановление герметичности обсадных колонн; 3 — воздействие на призабойную зону пласта: физические методы, химические методы, физико-химические методы; 4 — ловильные работы; 5 — ликвидация скважин.

Состав и организация работ при текущем и капитальном ремонте скважин

Скважину считают подготовленной для проведения ремонта, если создана возможность выполнения СПО и других работ. Кроме того, обязательно нужно соблюдать нормативы по технике безопасности и охране труда, а так же исключать возможности загрязнения окружающей среды нефтью, пластовыми водами и агрессивными нефтяными газами.

Указанные условия создаются вследствие промывки и глушения скважин специальными промывочными (задавочными) технологическими жидкостями.

Промывкой скважины достигается замена нефти, газа и пластовой воды, находящихся в скважине, на технологическую жидкость, а глушение заключается в доведении плотности технологической жидкости до необходимой величины

Определяют так же необходимый объём промывочной жидкости, который обычно берут реальной двум объёмам скважины. Промывку и глушение скважины проводят как прямой, так и обратной циркуляцией.

Чаще всего используют схему обратной промывки, при которой затрачивается минимальный объём жидкости глушения.

В качестве технологической жидкости для промывки и глушения скважин используют пресную или минерализованную воду, обработанную или необработанную ПАВ, буровой раствор, инвертную эмульсию, раствор на нефтяной основе и т.д.

Подготовка скважины и оборудования для подземного ремонта

До промывки и глушения скважины во время выполнения или после окончания этих процессов начинают подготовительные работы. Территорию скважины очищают в радиусе 35-40 м и подготавливают для размещения оборудования.

Создают необходимый для подземного ремонтазапас инструмента и материалов, НКТ, насосных штанг и т.п.

Подъёмное оборудование монтируют в определённой последовательности на основе рациональных и безопасных приёмах труда, выработанных в результате изучения и обобщения трудового опыта и изложенных в инструктивных картах.

Подземный ремонт и спуско-подьёмные операции

Подземный ремонт начинают с разборки устьевой арматуры.

Разобранную арматуру располагают на вспомогательной площадке, расположенной неподалёку от устьевой. Далее с устья пьедестала монтируют механические или электромеханические ключи, исправность которых должна быть предварительно проверена. Этим заканчивается подготовка скважин к спуско-подьёмным операциям.

При ремонте фонтанных и насосно — компрессорных скважин, в которые спущены два ряда НКТ, сначала поднимают внутренний ряд, а затем наружный. Развинченные трубы по диаметрам укладывают на стеллажи у приёмного моста.

Для захвата трубы под муфту и удержания колонны НКТ на весу при СПО применяют трубные элеваторы: ЭТА

, а для НКТ с высаженными концами наружу — типа ЭЗН.

Элеваторы ЭТА выпускают грузоподьёмностью 32,50 и 80 тонн для всех диаметров НКТ.

Шифр элеватора (например, ЭТА 50-48/89) показывает минимальную грузоподьёмность (50т) и размер НКТ (48-89 мм со сменными захватами) для которых предназначен элеватор.

Элеваторы типа ЭЗН обладают грузоподъёмностью 15, 25,50 тонн для НКТ условным диаметром 48,60,73,89 и 114 мм. Шифр элеваторов (ЭЗН — 6 — 25) обозначает минимальный условный диаметр труб (60мм) и грузоподъёмность 25 т. При использовании для свинчивания и развинчивания НКТ автомата АПР применяют специальные элеваторы типа ЭГ, грузоподъёмностью 16, 50 и 80 т.

Для НКТ с высаженными концами элеваторы типа ЭГ выпускают для труб 33,42,48,60,73, 89, 102 и 114 мм, а для гладких труб — 42, 60, 73, 89, 102 и 114мм. Содержание шифра элеваторов типа ЭГ, так же, как и элеваторов ЭЗН. Если в шифре содержится буква В, то эти элеваторы предназначены для НКТ с высаженными концами (например, ЭГ — 60 — 50 В), без этой буквы — для гладких НКТ (ЭГ — 60 — 50).

После проверки качества НКТ, замены вышедших из строя или замены нефутированных труб футированными, устранение песчаной пробки или обработки забойной части скважины химическим реагентом, НКТ опускают в скважину, начиная с наружного ряда труб и заканчивая внутренним рядом.

При подземном ремонте скважины, оборудованной штанговым невставным глубинным насосом, штанги отсоединяют от плунжера на головке балансира СК, а потом поднимают из скважины. При штанги или подвешивают на специальном приспособлении или укладывают на стеллажи. Затем поднимают колонну НКТ с глубинным насосом.

Заменив дефектные штанги, НКТ и глубинный насос, насосно-компрессорные трубы опускают на глубину и подвешивают на пъедестале, опускают насосные штанги и, соединив их с плунжером, подвешивают к головке балансира станка — качалки. При ремонте скважины, оборудованной вставным насосом, насосные штанги поднимают с плунжером, заменяют плунжер и отработанные штанги.

Затем пускают плунжер со штангой в скважину. После установки плунжера на место штанги подвешивают к головке балансира станка — качалки. Спуск и подъём штанг производят с помощью 2х элеваторов штанговых грузоподъёмностью 5 и 10 тонн (ЭШН-5 и ЭШН-10).

При ремонте скважины оборудованной ЭЦН, после снятия арматуры «заряжают» электрокабель на подвесной ролик, устанавливают ключи для отвинчивания НКТ и монтируют пульт управления автонаматывателем силового электрокабеля. После этого приступают к подъёму погружного электроцентробежного насоса.

При подъёме очередной трубы помощник оператора с помощью специального ключа освобождает электрокабель от НКТ. После замены ЭЦН опускают в скважину, присоединив к НКТ силовой электрокабель при помощи специальных устройств.

Заключительные работы (установка арматуры, проверка состояния задвижек) проводят в порядке, обратном подготовительным работам.

Освоение скважин после подземного ремонта

После завершения подземного ремонта подъёмный агрегат демонтируют и приступают к освоению скважины. Фонтанные и компрессорные скважины осваивают методом снижения забойного давления, а глубинно — насосные пуском в работу насоса.

В последнее время в России и за рубежом интенсивно развивается колтюбинговая технология при бурении и проведении капитального ремонта в действующих скважинах без их глушения.

Развитие колтюбинговых технологий, основанных на применении безшуфтовых гибких, непрерывных стальных труб обеспечивает высокую эффективность проведения операций текущего и капитального ремонта: ликвидацию отложений в скважинах, поинтервальную обработку, борьбу с обводнениями, доставку и извлечение внутрискважинного оборудования, ловильные операции и др. Сегодня в мире эксплуатируется более 100 колтюбинговых установок.

Ликвидация скважин

  • Под ликвидацией скважин понимают полное списание скважины со счёта из-за невозможности её бурения или эксплуатации по техническим или геологическим причинам.
  • Скважины, не законченные бурением, могут быть ликвидированы вследствие:

сложной аварии и доказанной технической невозможности её устранения, а так же невозможности использования скважины для других целей, например, возврата на вышележащие горизонты, использование в качестве наблюдательной или нагнетательной: полного отсутствия нефтенасыщенности вскрытого данной скважиной горизонта и невозможности использования её для других целей (возврат, углубление и др.).

  1. Эксплуатационные скважины
    ликвидируются по причинам: а) технической невозможности устранения аварии и отсутствия объектов для эксплуатации вышележащих горизонтов;
  2. б) полного обводнения пластовой водой продуктивного горизонта;
  3. в) снижение дебита до предела рентабельности из-за истощения или обводнения продуктивного горизонта;
  4. г) прекращения приёмистости и невозможности или экономической нецелесообразности восстановления приёмистости.
  5. Технология работ по ликвидации скважин предусматривает:
  6. а) промывку скважины и очистку стенок от глинистой корки, нефти, парафина, смолистых веществ, продуктов коррозии.
  7. б) установку сплошного или прерывистого цементного моста в интервале от забоя до глубины, обеспечивающей перекрытие всех интервалов перфорации и нефтегазопроявлений.
  8. в) опрессовку на герметичность оставшегося ствола скважины и цементного моста.
  9. г) проверку герметичности межколонного пространства и при необходимости цементирования его до полной герметизации.

Иногда при отсутствии газовых и газонефтяных залежей, а так же напорных минерализованных вод, способных загрязнить пресные воды, обсадные колонны извлекают из скважины. Устье ликвидированной скважины оборудуют репером с указанием номера скважины, наименования месторождения и организации (НГДП или УБР).

Читайте также  Советы по выбору гибкого шланга для воды

Приток жидкости и газа к скважине. Уравнение притока и определение дебита нефтяных и газовых скважин

При отборе жидкости (газа) из скважины в пласте двигаются (фильтруются) пластовые флюиды (лат. Floidus — текучий). Движение флюидов в пласте проходит по радиальным направлениям.

Если жидкость движется к центру скважины (отбирается из потока), то это — сток — добывающая, эксплуатационная скважина.

Если жидкость движется в обратном направлении (добавляется к потоку), это — источник — нагнетательная скважина.

Виды скважин
:

Подземный и капитальный ремонт скважин. Виды ремонта, техника и инструмент

  • Неотъемлемой частью процесса поддержания стабильного уровня нефтедобычи является проведение подземного ремонта скважин. Подземный ремонт скважин подразделяется на текущий и капитальный:
  • • текущий ремонт обеспечивает замену или ревизию подземного и устьевого оборудования скважин с помощью подъемного агрегата;
  • • капитальный ремонт предусматривает реализацию комплекса геолого-технических мероприятий, направленных на повышение нефтеотдачи пласта и устранение аварий подземного оборудования, произошедших в процессе эксплуатации скважин.
  • Текущий ремонт скважин – комплекс работ, направленных на восстановление работоспособности скважинного и устьевого оборудования, и работ по изменению режима эксплуатации скважин, а также по очистке подъемной колонны и забоя от парафино-смолистых отложений, солей и песчаных пробок бригадой ТРС.

Текущий ремонт скважин обеспечивает замену или ревизию подземного и устьевого оборудования скважин с помощью подъемного агрегата. ТРС подразделяют на планово-предупредительный и восстановительный.

  1. Планово-предупредительный ТРС – ремонт, проводимый с целью профилактического осмотра, выявления и устранения отдельных нарушений в работе скважины, пока не заявивших о себе.
  2. Восстановительный ТРС – проводимый с целью устранения отказа глубинно-насосного оборудования.
  3. К категории ТРС относятся:
  4. • оснащение скважин глубинно-насосным оборудованием при вводе в эксплуатацию;
  5. • перевод скважин на другой способ эксплуатации;
  6. • оптимизация режима эксплуатации заменой типоразмера насоса и глубины спуска;
  7. • ремонт скважин, оборудованных ШГН, ЭЦН;
  8. • ремонт фонтанных и газлифтных скважин;
  9. • очистка, промывка забоя скважин.
  10. По характеру и последовательности проведения операций ТРС подразделяют на комплексы подготовительных, основных и заключительных работ.
  11. К комплексу подготовительных относятся следующие работы:
  12. • прием скважины из эксплуатации;
  13. • глушение скважины;
  14. • передислокация ремонтного оборудования;
  • • планировка территории рабочей зоны;
  • • монтаж подъемной установки;
  • • демонтаж устьевого оборудования.
  • Основными работами при производстве ТРС считаются:
  • • спуск и подъем скважинного оборудования;
  • • шаблонировка эксплуатационной колонны скважины;
  • • очистка забоя, промывка скважины;
  • • работы по ловле оборвавшихся, отвернувшихся штанг;
  • • ревизия лифта НКТ, штанг (при необходимости – замена);
  • • внедрение, извлечение клапанов-отсекателей и пакеров;
  • • работы по ремонту оборудования устья скважины;
  • • проведение некоторых видов исследовательских работ.
  • Комплекс заключительных работ включает себя:
  • • сборку устьевой эксплуатационной арматуры;
  • • очистку арматуры, ремонтного оборудования и инструмента от накопленных отложений;
  • • пуск и освоение скважины;
  • • демонтаж комплекса оборудования;
  • • очистку и планировку территории рабочей зоны;
  • • сдачу скважины в эксплуатацию.

Работа бригад ТРС (текущего ремонта скважин) планируется еженедельно с составлением плана-графика движения бригад. Текущий ремонт скважин производится под руководством мастера текущего ремонта скважин по плану, утвержденному начальниками цехов ПРС (ПКРС) и ЦДНГ или уполномоченными на это лицами приказами по НГДУ.

При текущем ремонте скважин I категории и эксплуатирующих пласты АС4-8 план утверждается главным инженером и главным геологом НГДУ.

Все скважины, включаемые в план-график текущего ремонта, рассматриваются заместителем главного инженера по технологии, главным технологом и заместителем ЦПРС на основании предоставленных ЦДНГ планов-заказов на производство ТРС.

  1. В плане-заказе, составленном ведущим технологом и ведущим геологом ЦДНГ, должно быть отражено:
  2. • наличие резервного объема задавочной жидкости, соответствующего удельного веса исходя из категории по опасности НГП, конкретных геологических и других условий; вид противовыбросового оборудования;
  3. • категория скважины;
  4. • газовый фактор скважины;
  5. • пластовое давление и дата его замера, который производится не реже 1 раза в 3 месяца;
  6. • информация о ранее проведенных исследованиях;
  7. • наличие подземного оборудования;
  8. • цель и последовательность выполняемых работ.
  9. Ремонт скважин II и III категорий согласовывается с начальником ЦПРС и утверждается начальником ЦДНГ.
  10. Капитальный ремонт скважин – комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, призабойной зоны, с ликвидацией аварий, спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке.
  11. Скважино-операцией ремонтных работ по повышению нефтеотдачи пластов является комплекс работ в скважине по введению в пласт агентов, инициирующих протекание в недрах пласта физических, химических или биологических процессов, направленных на повышение коэффициента конечного нефтевытеснения на данном участке залежи.
  12. Единицей ремонтных работперечисленных направлений (ремонт, скважино-операция) является комплекс подготовительных, основных и заключительных работ, проведенных бригадами текущего, капитального ремонта скважин или звеном по интенсификации, от передачи им скважины заказчиком до окончания работ, предусмотренных планом и принимаемых по акту.
  13. Если после окончания работ скважина не отработала 48 часов гарантированного срока или не вышла на установленный режим в связи с некачественным проведением работ запланированного комплекса по вине бригады КРС или звена по интенсификации, то независимо от того, какая бригада будет осуществлять дополнительные работы на скважине, считать их продолжением выполненных работ без оформления на них второго ремонта или скважино-операции.
  14. КРС обладает большой напряженностью, сложностью, требует использования разнофункциональной техники, оборудования и инструмента.
  15. К категории КРС относятся:
  16. • ремонтно-изоляционные работы;
  17. • работы по устранению негерметичности эксплуатационной колонны;
  18. • устранение аварий, допущенных в процессе эксплуатации или ремонта;
  19. • переход на другие горизонты и приобщение пластов;

• комплекс подземных работ, связанных с бурением, в т.ч. забуривание боковых стволов;

  • • все виды воздействия на ПЗП с целью увеличения притока нефти;
  • • исследования и перевод скважин по другому назначению.
  • Работа бригад КРС (капитального ремонта скважин) планируется ежемесячно с составлением плана-графика движения бригад.
  • Все скважины, включаемые в план-график капитального ремонта, рассматриваются геологической службой нефтегазодобывающего управления, геологами ЦДНГ и ведущим геологом ЦКРС на основании предоставленных заказов на производство КРС. В заказе, составленном старшим геологом ЦДНГ, должна быть отражена геолого-техническая характеристика скважины и, дополнительно:
  • • категория скважины;
  • • газовый фактор скважины;
  • • пластовые давления и дата их замера (замер должен производиться не реже 1 раза в 3 месяца);
  • • информация о ранее проведенных геофизических и гидродинамических исследованиях.
  • Капитальный ремонт скважин производится под руководством мастера бригады КРС в соответствии с планом, составленным ЦКРС и утвержденным главным инженером и заместителем начальника по геологии НГДУ.
  • При выполнении КРС бригадой УПНПиКРС (УКРСиПНП) план работ согласовывают главный инженер и главный геолог НГДУ, утверждают главный инженер и главный геолог УПНПиКРС (УКРСиПНП). В плане работ обязательно должно быть отражено:
  • • наличие резервного объема задавочной жидкости соответствующего удельного веса до окончания ремонтных работ исходя из категории по опасности НГП, конкретных геологических и других условий;
  • • вид противовыбросового оборудования;
  • • категория скважины;
  • • газовый фактор скважины;
  • • информация о ранее проведенных исследованиях;
  • • наличие подземного оборудования;
  • • цель ремонта, порядок проведения работ и ответственные за их выполнение.

Реконструкция и капитальный ремонт скважин как объекты правоотношений

Несогласованность нормативных документов возникает при нарушении в них принципа единства терминологии, использования нестандартизованных определений терминов. Правовая природа нормативных документов предусматривает продуманность и логичность структуры документа, точную формулировку требований и не допускает их многозначности, расплывчатости, противоречивости.

Балаба Владимир Иванович, эксперт по промышленной безопасности, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, к.т.н.

Нарушение логичности, точности формулировок требований приводит к низкому качеству нормативного документа и формирует условия для неправильного применения правовых норм [1]. В результате неоднозначного толкования терминов возникают споры между хозяйствующими субъектами, налоговыми органами, органами государственного надзора и контроля. Данная конфликтная ситуация приводит к значительным материальным издержкам недропользователя, отсрочке начала работ, а в случае их сезонного выполнения — к невозможности осуществления запланированной деятельности.Вокруг понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» скважин возникает масса спорных вопросов, ответы на которые имеют принципиальное значение, прежде всего, при проведении экспертизы проектной документации и налогообложении. Отнесение работ по бурению и оборудованию бокового ствола в эксплуатационной скважине к капитальному ремонту снижает налогооблагаемую базу предприятия-недропользователя. В этом случае, по мнению налоговой службы, недропользователь уходит от уплаты налога на прибыль, так как относит затраты на операционную деятельность, а не увеличивает стоимость имущества [2, 3].Актуальность этого вопроса возросла в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ. Правительство Российской Федерации должно утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого закона. Поэтому правоприменительная практика неизбежно будет осложнена неоднозначностью и противоречивостью ряда документов, в том числе анализируемых в данной статье.Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.04 г., проектная документация в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Полномочиями проведения государственной экспертизы проектной документации обладает Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФГУ «Главгосэкспертиза России»).Проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, в том числе скважин, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 г. подлежит экспертизе промышленной безопасности, которую на коммерческой основе выполняют организации, имеющие лицензию на осуществление этого вида деятельности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В соответствии со ст. 260 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на ремонт основных средств рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в размере фактических затрат.

В случае же достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов первоначальная стоимость основных средств изменяется. В соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» №6/01 от 30.

затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания этих работ увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Противоречивая терминология ведомственных нормативных документовВ нефтяной и газовой промышленности основным документом, устанавливающим требования, процедуры и условия ведения работ при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации производственных объектов, являются Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03). Согласно этому документу выделяют (пп. 4.1.1, 4.1.2):- работы по капитальному ремонту скважин, включая забуривание новых стволов, в том числе горизонтальных;- реконструкцию скважин, связанную с необходимостью проводки нового ствола с последующим изменением конструкции скважины и ее назначения;- восстановление скважин, в том числе ранее ликвидированных по техническим или иным причинам, с целью вскрытия новым стволом участков с неизвлеченными запасами углеводородного сырья.Таким образом, понятие «работы по капитальному ремонту скважин» в правилах ПБ 08-624-03 рассматривается как родовое по отношению к понятиям «реконструкция скважин» и «восстановление скважин», поскольку включает общий терминообразующий признак — операцию забуривания нового ствола скважины. Если результатом данной операции является изменение конструкции и назначения скважины, то это — реконструкция; если забуривание нового ствола скважины (в том числе ранее ликвидированной по техническим или иным причинам) осуществлено с целью вскрытия участков с неизвлеченными запасами углеводородного сырья, то это — восстановление скважины.В Правилах охраны недр (ПБ-07-601-03) к капитальному ремонту скважин отнесены работы, связанные с изменением эксплуатационного объекта, креплением рыхлых коллекторов, восстановлением герметичности цементного камня, обсадной колонны и устранением ее деформаций, зарезкой второго ствола, ограничением притоков пластовых, закачиваемых вод и вод из пластов-обводнителей, ловильньми и другими сложными работами в стволе скважины. Таким образом, в этом документе зарезка нового ствола скважины квалифицируется как капитальный ремонт скважины независимо от того, с какой целью она осуществляется.Следует отметить, что различное толкование содержания работ, к которым устанавливаются требования безопасности, допущено в документах, разработанных одним и тем же федеральным органом исполнительной власти — Госгортехнадзором России.Ситуация еще более усугубилась в 2007 г. в связи с утверждением Ростехнадзором Методических указаний о порядке обследования организаций, производящих работы по текущему, капитальному ремонту и реконструкции нефтяных и газовых скважин (РД-13-07-2007). В соответствии с этим документом к капитальному ремонту относится комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин и повышению нефтеотдачи пластов, промышленной, экологической безопасности и охраны недр (выделено автором), в том числе:а) воздействие на продуктивный пласт физическими, химическими, биохимическими и другими методами (гидроразрыв пласта, гидропескоструйная перфорация, гидромеханическая щелевая перфорация, солянокислотная обработка пласта и др.);б) зарезка боковых стволов и проводка горизонтальных участков в продуктивном пласте (без полной замены обсадной колонны);в) исследование скважин;г) ликвидация скважин.Реконструкция скважин согласно РД-13-07-2007 представляет собой комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин, связанный с существенным изменением их конструкции (полная замена эксплуатационной колонны с изменением ее диаметра, толщины стенки, механических свойств). Таким образом, комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин, не существенно изменяющий их конструкцию (без полной замены обсадной колонны), отнесен к капитальному ремонту, а существенно — к реконструкции. Позицию Ростехнадзора, изложенную в ведомственных нормативных документах, поддерживает и Минэнерго России, которое приказом №5 от 24.06.08 г. утвердило рекомендации по определению видов ремонтных работ в скважинах.

Этим документом с целью использования единых определений видов работ в скважинах установлено, что ремонтные работы в скважинах (капитальный и текущий ремонты, применение методов повышения нефтеотдачи пластов и дебита скважины) осуществляются для восстановления технических характеристик и поддержания скважин в рабочем состоянии. При этом капитальный ремонт скважин включает работы по восстановлению или замене отдельных частей скважин или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели с точки зрения повышения нефтеотдачи пластов, промышленной и экологической безопасности, охраны недр и энергетической эффективности. В соответствии с указанными рекомендациями к капитальному ремонту относятся, в частности, мероприятия, указанные выше (см. п. «а-г»).

Жизненный цикл скважиныСогласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, жизненный цикл сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос сооружения.

Читайте также  PPR фитинги – правила выбора и использование соединений

Жизненный цикл скважины как сооружения представляет собой совокупность последовательных этапов изменения ее качественного состояния: проектирования, строительства, эксплуатации, ликвидации (рис. 2).

На этапе проектирования скважина еще не является материальным объектом, существует лишь ее описательная модель — рабочий проект на строительство, который может быть представлен и визуально в виде трехмерной виртуальной модели скважины и технологических процессов, последовательно формирующих ее как сооружение.

В рабочем проекте конструкция скважины текстуально и графически характеризуется составом, взаимным расположением и параметрами элементов (профиль, глубина, протяженность и диаметры ствола скважины; число обсадных колонн; глубина спуска, длина, номинальный диаметр обсадных колонн и интервалы их цементирования).

При этом отдельно прописывается конструкция призабойной зоны скважины (в интервале извлечения углеводородов).Этап эксплуатации скважины характеризуется существенным изменением ее наземного и подземного оснащения в соответствии с технологическими потребностями текущего способа добычи углеводородов.

В процессе эксплуатации происходит моральный и физический износ скважины (технической подсистемы) — снижение ее качества как основного средства производства недропользователя. Восстановление качества технической подсистемы скважины осуществляется путем ремонта, реконструкции и технического перевооружения.

НОВЫЕ МЕТОДЫ РЕМОНТА МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ

НОВЫЕ МЕТОДЫ РЕМОНТА МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ

В данном обзоре продолжена тема прогрессивных методов ремонта дефектов трубопроводов, начатая на страницах журна­ла «OIL&GAS Journal» Russia в №5/2014.
Освоение шельфовых нефтегазовых месторождений предпо­лагает обязательное наличие надежных решений для ремонта подводныхтрубопроводов.
Как было отмечено в ранее опубликованной статье, наибо­лее прогрессивным методом ремонта морских и сухопутных трубопроводов на сегодня является метод ремонта обжимными композитными муфтами УКМТ (Smart LockR), который позволяет надежно ремонтировать большинство дефектов основного ме­талла и сварных соединений трубопровода на весь срок эксплу­атации и восстанавливать его полноценную работоспособность. Важно, что ремонт проводится на действующем трубопроводе без остановки перекачки продукта или сброса давления. На се­годняшний день только на подводных трубопроводах с помощью муфт УКМТ осуществлено более 150 морских ремонтов в четы­рёх морях.
Однако при всех уникальных свойствах УКМТ ремонт с их помощью возможен только на прямолинейных участках трубо­провода, в то время как одним из специфичных и часто встре­чающихся повреждений морских труб является их пластическая деформация вследствие зацепления якорями судов, либо как следствие провисов и изгиба в местах размыва грунта подво­дными течениями.
Спецификой дефектов деформации толстостенных морских трубопроводов является, с одной стороны, неутонение стенки, а с другой — потеря прочностных свойств трубы. Тем не менее впоследствии, в случае повторной деформации, весьма вероятно образование усталостных трещин.
Таким образом, задача ремонта сводится не к восстановле­нию прочности и несущих свойств трубопровода, а к обеспече­нию надежной фиксации формы деформированного участка.
Очевидно, что напрашивается фиксация формы трубы с по­мощью установки поверх трубы неснимаемой стальной опалуб­ки с заполнением полости межу трубой и наружной обечайкой фиксирующим раствором (композитным бетоном), который по­сле застывания образует чрезвычайно прочную монолитную конструкцию. По сути, такое решение является разновидностью хорошо зарекомендовавшей себя технологии BritishGas, которая широко используется при ремонте как наземных, так и морских трубопроводов во всем мире.
Однако главной сложностью при выборе такого решения является изготовление саркофага с обечайками, точно соответ­ствующими форме конкретного деформированного участка тру­бопровода.
Дело в том, что на практике измерить с приемлемыми погреш­ностями пространственную форму сложнодеформированной трубы, которая зачастую имеет изгиб в нескольких плоскостях, практически невозможно даже с использованием подводных ла­зерных сканеров. Основную погрешность вносит наличие взвеси различных механических примесей в мутной воде, на которых сильно размывается облако точек, снимаемых сканером.
В большинстве случаев именно невозможность изготовле­ния упрочняющего саркофага, точно соответствующего фор­ме конкретного деформированного участка, вынуждает при­бегать к вырезке и замене поврежденных трубных секций. Совершенно очевидно, что данная процедура, тем более на действующем подводном трубопроводе, чрезвычайно дорого­стоящее мероприятие.
Решить задачу изготовления упрочняющего саркофага для сложнодеформированных труб удалось с помощью разработан­ных в ООО «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА» адаптивных упроч­няющих муфт серии СМАРТ и БЕЛУГА.

Суть решения СМАРТ состоит в том, что подгонка геометрии обечайки под точный размер изгиба трубы осуществляется по месту с помощью «плавающего» фланца, позволяющего обеспе­чить плотную герметичную посадку саркофага на трубу для за­полнения обечайки бетонным композитом под давлением. При заполнении саркофага подача бетонного композитного состава осуществляется снизу для гарантированного заполнения полости между трубой и обечайкой без образования несплошностей.
На сегодняшний день с помощью муфт СМАРТ осуществлен ремонт пяти участков морских подводных трубопроводов, погну­тых и поврежденных при зацеплении якорями судов.
По отзывам водолазов, непосредственно осуществлявших ремонт, установка муфты не вызывает затруднений и не требу­ет специальной оснастки, кроме легких пантонов парашютного типа для облегчения монтажа и стыковки обечаек.
В развитие данной технологии в ООО «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИА­ГНОСТИКА» были разработаны адаптивные муфты серии БЕЛУГА для ремонта деформированных отводов подводных труб. Такие повреждения возникают, например, в местах колен поворотов трубопроводов или на компенсаторе деформации, так называ­емой «собачей лапы», в случае зацепления за трубопровод яко­рем крупнотоннажного судна. В таких случаях происходит разги­бание отвода с формированием волн пластической деформации сложной формы с каждой стороны колена. При этом волны де­формации, как правило, ориентированы относительно друг друга в разных плоскостях.
Для таких сложных случаев предложено, на наш взгляд, эле­гантное техническое решение, позволяющее проводить ремонт деформаций трубопроводов практически любой формы.

Муфта серии БЕЛУГА состоит из набора стандартных элемен­тов, имеющих скошенные боковые стыковочные фланцы и воз­можность вращаться относительно друг друга. Герметичность соединения фланцев между собой и трубой обеспечивается уплотнительным соединением. Такое решение, с одной стороны, позволяет сформировать опалубку практически любой самой сложной формы непосредственно по месту ремонта поворотом фланцев относительно друг друга. При этом формирование обе­чайки из стандартных элементов позволяет легко варьировать длину ремонтной зоны, значительно упрощая проектирование и изготовление муфты.

После установки муфты на поврежденный и деформированный участок трубопровода производится проверка ее герметичности пробным избыточным давлением не менее 0,4 МПа и последую­щее ее заполнение композитной бетонной смесью через нижние патрубки. Контроль заполнения муфты бетоном производится по фиксации выхода смеси через патрубки на верхней образующей муфте. После застывания бетонного композита вокруг поврежден­ного участка трубопровода формируется монолитный сверхпроч­ный бетонный кокон, заключенный в стальную оболочку.

В зимний период 2014–2015 года с помощью муфты БЕЛУГА силами водолазов компании ООО МК «КАСКАД» (г. Астрахань), входящей в группу «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА», в одной из стран успешно осуществлен ремонт деформированного компенсатора на выходе трубопровода со стационарной морской платформы.

Ремонт на трубопроводах в нефти и газе

Нефть, газ и нефтепродукты на дальние расстояния и в больших объемах транспортируют по трубопроводам.

Различают следующие трубопроводные системы: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы.

Трубопровод для перекачки нефти называют нефтепроводами.

Нефтепровод и газопровод — сложное инженерное сооружение, частями которого являются: запорная, регулирующая и предохранительная арматура; устройства для ввода химических реагентов; контрольно-измерительные приборы и средства автоматики; устройства для защиты от коррозии, деформации трубопровода и т.д.

Собственно трубопровод — основная составляющая магистрального нефтепровода — представляет собой трубы, сваренные в «нитку», оснащенными камерами приема и спуска скребков, разделителей, диагностических приборов.

Трубопровод, уложенный в грунт, подвергается почвенной коррозии, а проходящий над землей — атмосферный. Для защиты трубопроводов от коррозии применяют пассивные и активные средства и методы.

В качестве пассивного средства используется изоляционное покрытие, к активным методам относится электрохимическая защита. Изоляционное покрытие применяемое на подземных магистралях трубопроводах, должно обладать высокими диэлектрическими свойствами; быть сплошными, водонепроницаемыми, механически прочными. Изоляционные покрытия не гарантируют необходимой защиты подземных трубопроводов от коррозии. Их прокладка должна осуществляться комплексно со средствами электрохимической защиты (ЭХЗ).

ЭХЗ осуществляется катодной поляризацией трубопроводов. если катодная поляризация производится с помощью внешнего источника постоянного тока, то такая защита называется катодной, если же поляризация осуществляется присоединением защищаемого трубопровода к металлу, имеющему более отрицательный потенциал, то такая защита называется протекторной.

Профилактические мероприятия на трубопроводе, а также ликвидация повреждений и аварий выполняются ремонтно-восстановитетьной бригадой, которая размещается на перекачивающих станциях; при больших расстояниях между перекачивающими станциями (больше 100—120 км) организуются промежуточные ремонтно-восстановительные пункты, количество которых зависит от рельефа местности, наличия проезжих дорог и состояния трубопровода. Эти бригады располагаются обычно вблизи населенных пунктов.

Состав самостоятельных ремонтно-восстановительных бригад, их оснащенность машинами и механизмами устанавливаются в зависимости от трассы, технического состояния трубопровода, количества параллельно уложенных ниток трубопроводов. [2.128]

Каждая ремонтно-восстановительная бригада должна быть обеспечена средствами передвижения, средствами откачки и пожаротушения, землеройными механизмами и сварочными машинами. Все машины и механизмы постоянно находятся в полной исправности и готовности к выезду для ликвидации повреждения на трубопроводе.

В зависимости от повреждения подготовляется котлован, размеры которого должны обеспечить свободный доступ к трубопроводу для выполнения работ.

Котлован тщательно очищают от нефтепродукта (после полной «го откачки) и изолируют от него. Необходимо перед началом сварочных работ добиться остановки поступления нефтепродукта из трубопровода.

Если повреждение представляет собой свищ, то утечку нефти можно остановить, забив деревянную пробку и срезав ее заподлицо с трубой

Источник https://asuneft.ru/transportirovka/kapitalnyj-remont-neftyanyh-i-gazovyh-skvazhin.html

Источник https://ntcngd.com/stati/article_post/novyye-metody-remonta-morskikh-podvodnykh-neftegazoprovodov

Источник https://studbooks.net/1751259/geografiya/oznakomlenie_rabotami_obsluzhivaniyu_remontu_truboprovodov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: