Проектирование нефтепроводов
ООО «ПриволжскНИПИнефть» ведущий проектный институт, выполняющий полный комплекс изыскательских, проектных и экспертных работ в области проектирования объектов трубопроводного транспорта.
ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет широкий спектр проектных, изыскательских и научно-конструкторских работ. Использование современных и авторских программных продуктов, методик, приборов и оборудования дают возможность разрабатывать и успешно согласовывать многовариантные проекты любой сложности.
Многолетний опыт работы ООО «ПриволжскНИПИнефть» позволяет разрабатывать проектные решения, учитывающие экологические и экономические аспекты при строительстве наземной инфраструктуры необходимой для разведки, добычи, транспортировки, переработке, хранения и сбыта продуктов получаемых из нефти и газа.
Наши заказчики высоко оценивают качество выполненных работ и высокий профессионализм сотрудников института.
Основные направления проектно-изыскательских работ ООО «ПриволжскНИПИнефть» в области трубопроводного транспорта являются:
— проектирование трубопроводов дизельного топлива и бензина;
— проектирование битумных трубопроводов;
— проектирование мазутных трубопроводов;
— проектирование трубопроводов нефтяных месторождений;
— проектирование трубопроводов газоконденсатных месторождений;
— проектирование магистральных нефтепроводов;
— проектирование нефтепроводов на месторождениях;
— проектирование технологических нефтепроводов;
— проектирование магистральных нефтепроводов;
— проектирование подземных нефтепроводов;
— проектирование насосных станций объектов трубопроводного транспорта;
— проектирование компрессорных станций объектов трубопроводного транспорта;
— проектирование технологических трубопроводов при обустройстве месторождения;
— проектирование трубопроводов нефтяного месторождения;
— проектирование трубопроводов газового месторождения;
— проектирование трубопроводов газоконденсатных месторождений;
— проект строительства трубопроводов на объектах добычи и транспорта нефти;
— проект монтажа трубопроводов на объектах транспорта нефтепродуктов;
— проектирование трубопроводов (топливопроводов, нефтепродуктопроводов) на нефтебазах и складах ГСМ;
— проектирование эстакад трубопроводов, проекты трубопроводных эстакад.
Стоимость проекта на строительство нефтепровода:
Срок проектирования**, календарные дни
Примечения.
*Цена примерная, сумма ориентировочная, указана за проектную документацию (рабочая документация по отдельному договору) с учетом спецразделов и сопровождения в экспертизе. Уточняется на момент заключения договора.
**Срок уточняется на момент заключения договора.
Состав проектной документации (ПД) по разделам:
Наименование р аздела проектной доку ментации
Раздел 1 – ОПЗ — Пояснительная записка
Раздел 2 – ПЗУ — Схема планировочной организации земельного участка
Раздел 3 – АР — Архитектурные решения
Раздел 4 – КР — Конструктивные и объёмно-планировочные решения
Раздел 5 — Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений
ИОС 1 — подраздел «Система электроснабжения»;
ИОС 2 — подраздел «Система водоснабжения»;
ИОС 3 — подраздел «Система водоотведения»;
ИОС 4 — подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
ИОС 5 — подраздел «Сети связи»;
ИОС 6 — подраздел «Система газоснабжения»;
ИОС 7 — подраздел «Технологические решения»;
ИОС 8- подраздел «Автоматизация комплексная «.
Раздел 6 – ПОС — Проект организации строительства трубопроводов
Раздел 7 – ПОД — Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства трубопроводов
Раздел 8-ООС- Перечень мероприятий по охране окружающей среды
Раздел 9 -ПБ- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Раздел 10 – МЭ — Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений, сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов
Раздел 11- СМ — Смета на строительство объектов капитального строительства трубопроводов
Раздел 12 — Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законам
ГОЧС — Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Категорийность трубопроводов определять согласно Руководству по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2012г.
• трубопроводы подачи ТС-1 (топливо самолетное) к примеру — III категория, группа Б(б);
• трубопроводы подачи нефраса к примеру — III категория, группа Б(б);
• внутриплощадочные трубопроводы перекачки между резервуарами — тоже III категория, группа Б(б);
• трубопровод газоуравнительной системы – это уже II категория, группа Б(а).
Монтаж технологических трубопроводов внутри склада и межплощадочных трубопроводов производить надземно, на опорах высотой не менее 0,50 м до низа труб, с уклоном не менее i=0,003 в сторону резервуаров и подземно — в лотках на участках перехода под автодорогами на глубине не менее 0,8 м от поверхности земли до верха трубы с уклоном не менее i=0,002.
Тепловую изоляцию нефтепроводов выполнять на усмотрение Заказчика.
Монтаж трубопроводов вести на сварке электродами ГОСТ 9466-75*, с зачисткой сварных швов. Сварные швы по ГОСТ 16037-80*.
Трубопроводы и арматуру обеспечить предупреждающими знаками и надписями. На трубопроводы нанести стрелки, указывающие направление движения транспортируемой среды.
На приемных и расходных трубопроводах необходимо устанавливать предохранительные клапаны для сброса давления, а также устройства для отбора проб.
Срок службы трубопроводов и арматуры – не менее 20 лет (согласно требованиям ГОСТ 32569-2013, п.4.2 и ГОСТ 32388-2013).
Антикоррозионную защиту нефтепродов производить в соответствии с требованиями СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Нефтепроводы от насосной к резервуарному парку, технологические трубопроводы от насосов до подключения к смонтированным трубопроводам в резервуарном парке, ведущим к резервуарам отстоя топлива и к резервуарам в которых хранится нефрас.
Давление во всех напорных трубопроводах должно соответствовать давлению после насосных агрегатов 0,3 МПа.
Для строительства трубопроводов подачи самолетного топлива и нефраса принять трубы 159х6, что обеспечивает выполнение требований по нахождению максимальной скорости подачи ЛВЖ в пределах нормативных значений (0,82 м/сек для нефраса, что меньше нормативного значения в 1,2 м/сек и 2,62 м/сек для ТС-1, что меньше нормативного значения в 5 м/сек).
Проложить трубопровод подачи инертного газа от азотного блока к трубопроводам, смонтированным в насосной. Этот трубопровод позволит вести продувку в случае проведения ремонтных работ как напорных линий от насосов, так и подающих линий от УСН до насосов.
Трубопроводы прокладывать по дополнительно устанавливаемым опорам.
Проложить технологические трубопроводы от манифольда подачи ТС-1 после фильтров до врезки в существующие трубопроводы подачи ТС-1 на стенды испытания авиадвигателей. Давление передавливания азота в трубопроводе – 0,3 МПа.
На трубопроводах смонтировать шаровые краны с электроприводами, которые открываются в соответствии с необходимостью обкатки двигателя на конкретном стенде.
Технологические условия на врезку и проект производства работ по врезке в существующий трубопровод подачи ТС-1 на стенды согласовать с пожарной охраной и управлением промышленной безопасности Заказчика.
Проложить технологические трубопроводы подачи нефраса и ТС-1 к топливо-раздаточной колонке.
Давление передавливания азота в трубопроводе – 0,3 МПа.
Трубопровод подачи нефраса на ТРК проложить от резервуаров по опорам до ограждения парка, затем — в лотках до ТРК.
Трубопровод подачи ТС-1 на ТРК провести от манифольда после фильтровального блока от шарового крана по опорам, затем в лотках до ТРК.
После отстоя ТС-1 в резервуарах чистое топливо должно перекачиваться в раздаточные резервуары, а отстоенная грязь – в резервуар происходит дополнительный отстой ТС-1, после чего чистая фракция должна перекачиваться в раздаточные резервуары, а концентрированная «грязь» — в резервуар, откуда передается на переработку.
Проложить технологический трубопровод перекачки «грязи» из резервуаров на переработку. После сбора загрязнений из всех резервуаров и сбора масел, ацетона из цехов в резервуар, вся грязь по объединенной трубе должна выдаваться на площадку перед складом для выгрузки в автотранспорт для перевозки на дальнейшую утилизацию.
Давление передавливания азота в трубопроводе – 0,3 МПа.
Проложить технологические трубопроводы от каждого резервуара до ранее смонтированных участков технологических трубопроводов на поверхности парка.
В колодцах каждого резервуара провести демонтаж существующих в колодце трубопроводов и ранее установленной арматуры – задвижек.
Демонтаж вести с учетом возможного наличия в подземных трубопроводах авиакеросина и его возможного пролива на дно колодца. Обязательно использовать противогаз с применением патрона респиратора марки А. Для сбора керосина применить абсорбента. После снятия задвижек существующий подземный участок трубопровода герметизировать на расстоянии 100…150 мм саморасширяющимся цементом и на существующий фланец установить заглушку.
Вновь монтируемые трубопроводы выводить от резервуара наружу через крышки люков, провести монтаж запорной арматуры, затем трубопроводы присоединить к существующим смонтированным участкам технологических трубопроводов на поверхности парка. У каждого резервуара смонтировать дополнительно по два фундамента с опорами для установки выходящих из колодцев трубопроводов. Точная привязка дополнительных фундаментов производится по месту.
Все работы в колодцах производить после вывода резервуара из эксплуатации и проведения полной дегазации резервуара.
Давление передавливания азота в трубопроводах – 0,3 Мпа.
Произвести следующие дополнительные работы на построенных внутриплощадочных трубопроводах:
— трубопровод инертного газа подключить к существующему внутризаводскому трубопроводу сжатого воздуха через шаровый кран с целью предотвращения остановки подачи топлива, нефте и или нефтепродуктов на стенды в случае аварии на азотном блоке;
— к трубопроводу газоуравнительной системы подключить дополнительный трубопровод с установкой на нем аппарата для очистки воздуха от паров топлива — блока фильтрации паров топлива с клапаном СМДК.
Задание на проектирование трубопроводов (нефтепроводов). Пример.
1.Наименование объекта — Нефтепровод
2.Географическое положение объекта — Московская область
3. Основание для проектирования — Договор на разработку рабочей документации № от
4. Заказчик — ООО «777»
5. Разработчик рабочей документации — ООО «ПриволжскНИПИнефть»
6. Требования к проектным организациям:
Наличие свидетельств о допуске к производству работ по подготовке проектной документации, выданных саморегулируемыми организациями, наличие свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (ИСО 9001:2008).
7. Вид строительства — Переустройство (техническое перевооружение)
8. Состав документация — Рабочая документация.
9. Условия ввода в эксплуатацию — «В условиях действующего производства» в соответствии с ОР-91.010.30-КТН-266-10 «Объекты магистральных нефтепроводов. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Формирование приемо-сдаточной документации», и в соответствии с требованиями п.4 ст.8 закона №116ФЗ от 22.07.97г. «О промышленной безопасности производственных объектов».
10. Потребность в инженерных изысканиях и предпроектном обследовании.
Материалы инженерных изысканий, а именно инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, выполненные в соответствии со СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», СП 11-02-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», СП 11-03-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства», СП 11-04-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», СП 11-05-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства», предоставляются.
11,Требования по вариантной проработке — Не требуется.
12.Основные технико-экономические показатели объекта проектирования
Характеристика участка нефтепродуктопроводов:
диаметр нитки – 377 мм;
категория участка нефтепровода – III;
максимальное рабочее давление – 6,00 МПа;
глубина заложения – 1,5 м.
13. Требования к техническим решениям.
13.1. Переукладку магистральных нефтепродуктопроводов и кабелей связи выполнить в соответствии с техническими условиями.
13.2. Проектные решения на стадии рабочей документации разработать на основании утвержденной проектной документации по объекту . Подготовка территории строительства. Проведение работ по переустройству сетей газоснабжения и нефтепродуктопроводов» и в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (при проектировании участь требования СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», СНиП III-42-80* «Магистральные трубопроводы» и других взаимосвязанных стандартов Системы проектной документации для строительства.).
13.3. Составить перечень изменений в РД относительно решений в проекте, который согласовать с Заказчиком с указанием объективных причин изменений.
13.4. Составить сопоставительную ведомость объемов работ по стадиям «Рабочая документация» и «Проектная документация».
13.5. Согласовать рабочую документацию с организациями, эксплуатирующими пересекаемые коммуникации, а именно:
— ГУП МО «Мособлгаз»;
— ООО «Газпром Трансгаз Москва»;
— ОАО «Ростелеком»;
— ОАО МОЭСК «Северные электрические сети».
13.6. Согласовать рабочую документацию с организациями, эксплуатирующими переустраиваемые коммуникации:
— ОАО «Мостранснефтепродукт»;
— ОАО «Телекомнефтепродукт».
14 Особые условия строительства
Проектом предусмотреть:
— выполнение работ в условиях действующего производства;
— выполнение работ предусмотреть в стесненных условиях технического коридора;
— выполнение работ (подключение участка) в плановую остановку (на срок не более 72 часа).
15 Требования к архитектурным, объемно-планировочным и конструктивным решениям
В данном проекте необходимо применить типовые технические решения по проектированию, действующие в системе ОАО «АК «Транснефть» на момент утверждения ПД в производство работ.
16 Выделение этапов
Выделение этапов не требуется.
17 Требования к составу и оформлению проекта
17.1. Выполнить рабочую документацию в соответствии со сводной ведомостью основных комплектов рабочих чертежей.
17.2 Оформление проекта в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009.
18 Состав демонстрационных материалов
Не требуется
19 Материалы, представляемые Заказчиком
19.1. Ранее выданные технические условия
19.2. Ранее выданные технические условия
19.3. Материалы комплексных изысканий.
20 Срок выдачи проекта
В соответствии с приложением №2 к договору на разработку рабочей документации.
21 Количество экземпляров РД
Рабочую документацию передать Заказчику в 6-ти экземплярах в переплетенном виде, 1 экземпляр в электронном виде с возможностью редактирования (AutoCAD, Word, Excel) на CD-R, 1 экземпляр в электронном виде без возможности редактирования (pdf) на CD-R.
22 Порядок и требования к оформлению перечня оборудования и материалов
22.1. Спецификации выполнить отдельным томом.
22.2. Оформить отдельной книгой сборник ведомостей объемов работ.
22.2. Составить сопоставительную ведомость объемов работ по стадиям «Рабочая документация» и «Проектная документация»
23 Особые условия
23.1 Условия:
— об обеспечении конфиденциальности сведений и информации, касающихся объекта проектирования, выполнения ПИР и полученных результатов на основании перечней сведений, составляющих коммерческую тайну и иных конфиденциальных сведений;
— правовой охраны интеллектуальной собственности;
— порядка использования объектов авторских прав.
23.2 Использовать материалы проектной документации по объекту
Подготовка территории строительства. Проведение работ по переустройству сетей газоснабжения и нефтепродуктопроводов», утвержденной Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.11 №356-р и получившей положительные заключения Государственной экспертизы №988-10/ГГЭ-4081/04 от 15.10.2012 г., №1029-10/ГГЭ-4081/10 от 25.10.2010 г. и утвержденная Распоряжением ФДА «Росавтодор» №356-р от 04.05.2011 г.
23.3 Разделение проекта на этапы в соответствии с п. 16.
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОСНОВНЫХ КОМПЛЕКТОВ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
ШИФР-Л — Линейная часть трубопроводов
ШИФР-ЛД Линейная часть трубопроводов (демонтаж)
ШИФР-ЭХЗ — Электрохимическая защита
ШИФР-ССЛ Сети связи (линейная часть)
ШИФР-С — Сборник спецификаций оборудования, изделий и материалов
ШИФР-ВР — Сборник ведомостей объемов работ
Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений.
Нормы являются ведомственным нормативным документом, обязательным для всех проектных организаций, организаций заказчика, учреждений и предприятий Миннефтепрома, осуществляющих проектирование и строительство объектов обустройства нефтяных месторождений Миннефтепрома.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормы содержат требования и положения, обязательные при проектировании объектов, сооружений и технологических процессов обустройства систем сбора, транспорта, подготовки нефти, нефтяного газа и пластовых вод, заводнения нефтяных пластов, газлифтной эксплуатации нефтяных скважин, водоснабжения и канализации, телемеханизации, автоматизации и механизации производственных процессов, электроснабжения, связи и сигнализации, теплоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, а также требования по охране труда и технике безопасности, охране окружающей среды на нефтяных месторождениях Министерства нефтяной промышленности.
Нормы распространяются на проектирование новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов и сооружений (ЦПС, УПН, пунктов сбора нефти и газа (ПС), ДНС, УПС, СУ, КНС, БКНС, КС, УПГ и др.).
При реконструкции или техническом перевооружении действующих объектов нормы распространяются только на реконструируемую или подлежащую техническому перевооружению часть.
1.2. В проектах обустройства нефтяных месторождений необходимо предусматривать внедрение следующих основных научно-технических достижений и прогрессивных технических решений:
а) рациональное использование природных ресурсов и экономное расходование материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
б) использование электронно-вычислительной техники (системы САПР) для разработки вариантов обустройства месторождений и выбора оптимального, а также для оптимизации кустования скважин систем сбора, подготовки и транспортирования нефти, газа и воды, общепромысловых инженерных коммуникаций, транспортных схем и схем организации текущих ремонтов;
в) применение герметизированных систем сбора, подготовки, транспортирования и учета нефти, нефтяного газа и пластовых вод на всем пути движения от скважин до потребителей;
г) осуществление однотрубного герметизированного сбора нефти и нефтяного газа до пунктов первой ступени сепарации нефти или ЦПС;
д) транспортирование газонасыщенной нефти от ДНС или пунктов сбора (ПС) до ЦПС;
е) обезвоживание и обессоливание предварительно обезвоженной нефти в газонасыщенном состоянии с последующей ее сепарацией (при необходимости термической) на концевых ступенях;
ж) комплексную автоматизацию и телемеханизацию технологического процесса сбора, подготовки и транспортирования нефти и газа с безрезервуарным учетом и сдачей товарной нефти;
з) максимальное применение бескомпрессорного транспортирования нефтяного газа после первой ступени сепарации до потребителей: ГПЗ или головных компрессорных станций и др.;
и) применение методов кустового строительства скважин при обустройстве месторождений, с оснащением их комплексом блочных установок, оборудования и сооружений для обслуживания и ремонта скважин, замера дебита скважин, объемов закачиваемой воды, расхода электроэнергии и автоматизированных средств телемеханики и т.п.;
к) применение высокоэффективных ингибиторов коррозии в трубопроводных системах при транспортировании продукции скважин и реагентов-деэмульгаторов при подготовке нефти;
л) осуществление коридорной объединенной прокладки промысловых коммуникаций (трубопроводов, ЛЭП, линий связи и телемеханики, автодорог и др.) при едином конструктивном решении и кооперации систем и объектов электрохимической защиты трубопроводов, электро- и водоснабжения и т.д.;
с) использование неметаллических труб.
1.3. Нормы не распространяются на проектирование объектов обустройства газовых и газоконденсатных месторождений, объектов подготовки и переработки природного газа, переработки нефтяного газа, хранения и транспорта сжиженных газов, складов для хранения нефти и нефтепродуктов, магистральных нефте-, продукто- и газопроводов, на строительство разведочных и эксплуатационных скважин, а также нефтяных месторождений; с высоким содержанием сероводорода (в соответствии с градацией, принятой в «Нормах проектирования промысловых стальных трубопроводов»), морских, разрабатываемых шахтным способом, расположенных в зоне вечномерзлых грунтов, с сейсмичностью свыше 6 баллов, с карстовыми образованиями, в районах горных выработок, просадочных грунтов.
г) «Инструкцией по технологии сварки, по термической обработке и контролю стыков трубопроводов из малоуглеродастой стали для транспортировки природного газа и конденсата, содержащих сероводород» Миннефтегазстроя;
1.5. При проектировании мероприятий по защите нефтепромыслового оборудования и трубопроводов от внутренней коррозии агрессивными средами в первую очередь должны предусматриваться меры, направленные на снижение и предупреждение повышения первоначальной агрессивности среды:
1.6. В зависимости от коррозионных свойств среды, условий эксплуатации и коррозионной стойкости материалов должны быть предусмотрены следующие способы защиты оборудования и трубопроводов от коррозии:
1.14. Рабочие площади для размещения отдельных агрегатов и оборудования объектов и сооружений непосредственно на месторождении и ЦПС должны определяться с учетом условий безопасности, удобства технического обслуживания и конкретных требований к трубопроводной обвязке.
1.20. Технологические трубопроводы промышленных площадок скважин, кустов скважин, замерных и сепарационных установок, ДНС, УПС, КС, УПГ, БКНС, КНС, ПС, ЦПС, УПН и др. следует проектировать в соответствии с требованиями «Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов Ру до 10 МПа» и настоящих Норм.
2. СБОР, ТРАНСПОРТ, ПОДГОТОВКА НЕФТИ, ГАЗА И ВОДЫ
а) СООРУЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, РАЗМЕЩАЕМЫЕ НА МЕСТОРОЖДЕНИИ
д) использование концевых участков нефтесборных трубопроводов при подходе их к ЦПС и сепараторов для предварительной подготовки к разделению продукции скважин;
2.5. При проектировании трубопроводов (внеплощадочных) систем сбора и транспорта продукции скважин необходимо предусматривать сокращение тепловых потерь путем оптимального заглубления трубопроводов и применения эффективных теплоизоляционных материалов при наземной и надземной прокладке их.
2.7. Размещение оборудования и аппаратуры на открытых площадках ДНС, УПС, СУ, изоляцию технологических трубопроводов оборудования и аппаратов следует проектировать в соответствии с требованиями п.п.2.87, 2.89¸2.96 настоящих Норм.
Трубопроводы (нефтегазопроводы, нефтепроводы, газопроводы) этих систем должны проектироваться в одну нитку с соблюдением принципа коридорной прокладки с другими инженерными коммуникациями, кроме случаев, оговоренных в п.2.37 настоящих Норм.
1) узлы для запуска очистных устройств выкидных трубопроводов;
2.17. В зависимости от способа эксплуатации скважин на кусте скважин следует предусматривать следующие технологические сооружения:
1) приустьевые площадки нефтяных и нагнетательных скважин;
2) замерные установки;
3) технологические трубопроводы;
2.18. Трубопроводы на кусте скважин должны проектироваться в соответствии с требованиями подраздела «Технологические трубопроводы» настоящих Норм. Прокладку трубопроводов на кусте следует предусматривать, как правило, подземной.
использование трубопроводов сбора для подготовки продукции скважин к сепарации с созданием в их конечных участках расслоенной структуры течения;
2.26. Производительность и давление насосов сепарационных установок типа УБСН должна проверяться расчетным путем по графикам совместной работы насоса и трубопровода.
2.27. Сброс газа из оборудования сепарационных установок при его профилактике и ремонте, а также в аварийных ситуациях должен предусматриваться в соответствии с требованиями п.п.2.64-2.68 настоящих Норм.
Трубопроводы нефти и газа
2.28. В систему сбора и транспорта продукции нефтяных скважин входят:
1) выкидные трубопроводы, обеспечивающие сбор продукции скважин до замерных установок;
2) нефтегазосборные трубопроводы (нефтегазопроводы, нефтепроводы), обеспечивающие сбор продукции скважин от замерных установок до пунктов первой ступени сепарации нефти, ДНС или ЦПС;
3) нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от пунктов сбора нефти и ДНС до ЦПС;
4) нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от ЦПС до сооружений магистрального транспорта нефти;
5) газопроводы для транспортирования нефтяного газа от установок сепарации нефти до установок подготовки газа, КС, ЦПС, ГПЗ и собственных нужд промпредприятий;
6) газопроводы для транспортирования газа от ЦПС до сооружений магистрального транспорта газа.
2.29. Промысловые трубопроводы следует проектировать в соответствии с требованиями «Норм проектирования промысловых стальных трубопроводов»; технологические трубопроводы в пределах промышленных площадок — в соответствии с требованиями настоящих Норм (п.п.2.96, 2.113, 2.188¸2.205).
2.31. Гидравлический расчет трубопроводов систем сбора от скважин до ДНС при движении по ним нефтегазовых (нефтеводогазовых) смесей следует выполнять по «Методике гидравлического расчета трубопроводов и систем трубопроводов при транспорте нефтегазовых смесей».
Гидравлический расчет трубопроводов должен выполняться:
на максимальную добычу жидкости, принимаемую по данным технологической схемы (проекта) разработки, и вязкость, соответствующую обводненности на этот период;
на максимальную вязкость и соответствующую ей добычу жидкости.
По результатам расчетов принимается ближайший в сторону увеличения внутренний диаметр трубы по ГОСТ или ТУ.
2.32. Гидравлический расчет трубопроводов при движении по ним жидкости в однофазном состоянии следует производить по формуле Дарси-Вейсбаха.
2.33. Минимальный условный диаметр выкидного трубопровода от нефтяной скважины следует принимать не менее 80 мм. Проектирование выкидных трубопроводов диаметром 100 мм и выше должно обосновываться технико-экономическими расчетами в каждом конкретном случае с учетом специфических условий их прокладки и физико-химических свойств транспортируемой нефти (жидкости).
2.34. При проектировании выкидных трубопроводов для нефтей, отлагающих парафин, следует предусматривать одно из следующих мероприятий:
покрытие внутренних поверхностей (стекло, эмаль, лаки и др.);
механическую очистку внутренних стенок трубопроводов от парафина путем запуска шаровых резиновых разделителей;
2.35. Трубопроводы для транспорта нефти с температурой застывания на 15 °С и более превышающей температуру грунта на глубине их укладки должны проектироваться в соответствии с требованиями «Методики определения пускового давления для нефтепроводов, транспортирующих парафиновые нефти». Температура застывания нефтей должна определяться по «Методике определения температуры застывания парафиновых нефтей. Реологические свойства».
Для обеспечения транспортирования по трубопроводам нефти с температурой застывания выше минимальной температуры грунта на глубине укладки трубопровода с высокой вязкостью (7.0-10.0 Ст) следует предусматривать инженерные решения (путевой подогрев, ввод деэмульгаторов, смешение с маловязкими нефтями, газонасыщение и т.д.).
2.36. Выкидные трубопроводы от скважин должны проектироваться в одну нитку с соблюдением принципов коридорной прокладки с другими инженерными коммуникациями.
2.38. Выбор материала труб для промысловых трубопроводов следует производить в соответствии с «Инструкцией по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности» Миннефтепрома, Миннефтегазстроя, Мингазпрома и «Рекомендациями по выбору стальных электросварных труб для промысловых внеплощадочных трубопроводов объектов обустройства нефтяных месторождений на давление до 9,6 МПа (96 кгс/см2) Миннефтепрома.
2.39. Давление испытания на прочность промысловых трубопроводов для всех нефтедобывающих районов страны (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним) следует принимать в соответствии с требованиями норм «Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ».
Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним давление испытания промысловых трубопроводов на прочность с учетом гидростатического напора жидкости в трубах следует принимать:
В любом случае испытательное давление в трубопроводе не должно превышать заводское испытательное давление для труб и арматуры.
2.40. Для защиты трубопроводов от внутренней коррозии при транспортировании газожидкостных смесей следует предусматривать:
формирование структуры потока, предотвращающей расслоение фаз и выделение жидкости;
ввод ингибиторов коррозии;
внутреннее защитное покрытие труб.
Для защиты трубопроводов от почвенной коррозии должны предусматриваться изоляционное покрытие и электрохимическая защита.
Тип и толщина покрытия определяются с учетом требований ГОСТ 25812-83.
2.41. Гидравлический расчет газопроводов следует производить по формуле ВНИИгаза в соответствии с «Указаниями по гидравлическому расчету подземных магистральных газопроводов при стационарном режиме» Мингазпрома.
При транспорте газа без вывода конденсата (газожидкостной смеси) гидравлические расчеты следует выполнять согласно «Инструкции по гидравлическому расчету промысловых трубопроводов для газожидкостных смесей» ВНИИгаза, Мингазпрома.
2.42. Для сбора конденсата на газопроводах, транспортирующих влажный нефтяной газ, должны предусматриваться конденсатосборники с размещением их в наиболее низких местах рельефа местности по трассе газопровода. Суммарный объем конденсатосборников следует предусматривать на прием конденсата, образовавшегося в течение двух суток на расчетном участке его выпадения с периодическим удалением в герметичные передвижные емкости, а при наличии конденсатопровода или нефтесборного трубопровода — автоматизированную продувку или откачку конденсата в трубопроводы.
блок закачки ингибиторов в газопроводы и нефтепроводы;
емкость дренажная подземная.
2.49. Высота расположения буферной емкости насоса должна определяться с учетом разности геодезических отметок нижней образующей емкости и приемного патрубка насоса, потерь давления в трубопроводе и кавитационного запаса насоса; высота постамента под сепараторы ступени сепарации — с учетом разности геодезических отметок нижних образующих сепаратора и буферной емкости и потерь давления в трубопроводе.
Приемный коллектор между буферной емкостью и насосами ДНС следует проектировать с уклоном в сторону насосов, без изгибов трубопроводов в вертикальной плоскости.
2.53. При проектировании компрессорных воздуха следует руководствоваться «Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов».
газ от продувки оборудования и трубопроводов.
2.66. На трубопроводе перед факельной трубой необходимо предусматривать установку огнепреградителей. При отсутствии в составе ДНС концевой сепарационной установки и аварийных емкостей типа РВС установка огнепреградителей не предусматривается.
2.68. Способ прокладки факельных газопроводов (подземный, наземный, надземный) определяется при конкретном проектировании. При этом должен быть обеспечен уклон не менее 0,002 в сторону сооружений по сбору конденсата.
з) использование несущей способности аппаратуры и трубопроводов большого диаметра для прокладки трубопроводов малых диаметров;
и) применение ингибиторов коррозии;
к) применение неметаллических трубопроводов в соответствии с «Инструкцией по проектированию технологических трубопроводов из пластмассовых труб».
2.84. В местах пересечения перекрытия ярусов этажерок трубопроводами, гильзы, ограждающие проемы в перекрытиях, должны иметь высоту над перекрытием не менее 0,15 м. Для отвода разлившейся жидкости и атмосферных осадков с площадки перекрытий этажерок, огражденных бортами, необходимо предусматривать стояки для слива диаметром по расчету, но не менее 200 мм.
Аварийные трубопроводы должны иметь постоянный уклон в сторону этих емкостей, быть по возможности прямолинейными с минимальным количеством отводов и поворотов.
2.94. Для аварийного отключения блоков и печей нагрева (в случае прогара, разрыва трубопровода и др.) на входе и выходе нефти и газа за пределами площадки, но не ближе 10 м от печей нагрева, следует устанавливать запорную арматуру.
2.95. Наземные аварийные (дренажные) емкости, предназначенные для слива ЛВЖ и ГЖ из печей, следует ограждать несгораемой стеной или земляным валом высотой не менее 0,5 м и располагать на расстоянии не менее 15 м от площадки печей.
Подземные аварийные (дренажные) емкости следует размещать на расстоянии не менее 9 м от площадки печей. При этом они могут располагаться рядом с другими дренажными емкостями (на одной площадке).
2.96. Тепловую изоляцию технологических трубопроводов, оборудования и аппаратуры сооружений ЦПС следует проектировать в соответствии с требованиями:
а) Инструкции по проектированию тепловой изоляции оборудования и трубопроводов промышленных предприятий;
б) Указаний по проектированию тепловой изоляции оборудования и трубопроводов предприятий нефтяной и химической промышленности;
2.104. Воздух для нужд КиП должен быть осушен до точки росы по влаге, предотвращающей возможность ее выпадения в воздухопроводах.
2.106. Нефтяной газ, подготовленный на ЦПС и подаваемый в единую систему магистральных газопроводов, должен отвечать требованиям ОСТ 51.40-83.
2.113. Демонтаж и монтаж трубопроводной арматуры массой более 50 кг должны осуществляться средствами механизации, выбираемыми в зависимости от места размещения арматуры.,
Для опорожнения технологических сосудов, аппаратов, оборудования и трубопроводов следует преимущественно применять самотечную систему опорожнения.
2.124. Для аппаратуры и трубопроводов, обеспечивающих проведение процесса предварительного обезвоживания нефти, с целью сокращения потерь тепла должна предусматриваться тепловая изоляция.
Установки подготовки нефти (УПН)
2.126. Установки подготовки нефти являются составной частью единого технологического комплекса сооружений по сбору и подготовке продукции скважин и, как правило, должны располагаться на ЦПС.
г) возможность освобождения аппаратуры и трубопроводов при ремонтах и аварийных остановках;
В технически обоснованных случаях подготовку тяжелых нефтей со сложными физико-химическими свойствами, с повышенным содержанием механических примесей (сульфидов железа и др.) допускается проводить в промывных технологических резервуарах.
2.130. При проектировании УПН должны предусматриваться следующие мероприятия по сохранению тепла продукции и уменьшению его расхода:
Для нефтей о высоким содержанием углеводородов С1-С5 в целях уменьшения потерь от испарения из резервуаров промыслов и магистральных нефтепроводов следует предусматривать проведение стабилизации нефти. Глубина отбора легких углеводородов и метод стабилизации должны быть обоснованы в каждом конкретном случае технико-экономическими расчетами с учетом содержания в нефти углеводородов С1-С5 и направления использования продуктов стабилизации.
2.133. Для установок подготовки нефти следует предусматривать запасы сырья (продукция скважин; продукция, поступающая от ДНС или УПС) и товарной (подготовленной) нефти:
а) для сырья — суточный объем, поступающий на установку подготовки нефти;
б) для товарной нефти — объем суточной производительности УПН по товарной нефти при трубопроводном транспорте;
Гидравлический расчет трубопроводов газовой обвязки следует производить по формуле Веймаута для газопроводов низкого давления.
2.140. В составе узла товарного учета нефти следует предусматривать:
а) рабочие, резервные и контрольные измерительные линии с необходимыми средствами измерения и вспомогательным оборудованием (фильтрами, струевыпрямителями, прямыми участками трубопроводов до и после преобразователей расхода, запорно-регулирующей арматурой с устройством контроля протечек);
а) рабочая и резервная измерительные линии с необходимыми средствами измерения и вспомогательными устройствами (фильтрами, струевыпрямителями, прямыми участками трубопроводов до и после преобразователей расхода, запорно-регулирующей арматурой с устройством контроля протечек);
Диаметр входного и выходного коллекторов узлов товарного учета должен быть не менее диаметра магистрального нефтепровода.
Проектирование нефтепроводов
Проектирование нефтепроводов, предлагаемое компанией ООО «Нефтегазинжиниринг», позволяет обеспечить качественную и стабильную транспортировку нефти от установки до потребителя.
Разработка проекта по установке нефтепроводов требуется, чаще всего, при новом строительстве линейных объектов, а также при реконструкции уже существующих производственных предприятий. Выбор трассы для прокладки нефтяных трубопроводов осуществляется с максимальной оптимизацией и рентабельностью. Специалисты ООО «НГИ» ориентируются на такие факторы, как затраты на сооружение, безопасность и удобство проведения профилактического обслуживания труб во время эксплуатации, а также время строительства.
Состав работ по проектированию нефтепроводов
Проектные работы выполняются квалифицированными специалистами ООО «Нефтегазинжиниринг» и включают в себя разработку проектной документации совместно с проведением инженерно-геологических, инженерно-экологических и иных изысканий. Проводимые изыскания учитывают геологические и геодезические особенности местности, позволяют получить подробную информацию о ландшафте и выявить особенности местности.
Проектная документация состоит из нескольких разделов, количество которых может быть изменено в соответствии с требованиями конкретного объекта. В обязательном порядке в содержании присутствуют:
- пояснительная записка и задание на проектирование нефтепровода;
- планировочная организация участка, где указываются зоны снабжения и перекачки;
- архитектурно-строительные и объемно-пространственные решения, которые позволяют определить месторасположение головных и конечных пунктов трубопровода;
- конструктивные и объемно-планировочные решения;
- технологические решения для обустройства инженерных коммуникаций на промышленном объекте;
- проект организации строительства с указанием этапности работ;
- перечень мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности и охрану окружающей среды;
- смета на строительство нефтепровода.
Особое внимание в проекте уделяется способу размещения труб для транспортировки нефти. В большинстве случаев предпочтительной является подземная прокладка труб, но при необходимости допускается организация нефтепроводов над поверхностью земли с помощью технологических опор. Как правило, наземные нефтепроводы используются в исключительных случаях, таких как крутосклонные ложбины, изолированное резкое возвышение или избыточное увлажнение ландшафта.
Нормативные документы для обслуживания нефтепроводов
Проектирование нефтепроводов предполагает создание безопасного инженерно-технологического сооружения, которое требует профилактического обслуживания. Специалисты ООО «НГИ» выполняют ремонтные работы нефтепроводов с учетом таких нормативных документов, как:
- СНИП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»;
- РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов»;
- Методика оценки остаточного ресурса технологических трубопроводов.
Стоимость и сроки проектирования нефтепроводов
Предварительный расчет стоимости и сроков разработки проектной документации можно уточнить у специалистов ООО «Нефтегазинжиниринг» одним из представленных ниже способов:
Проектирование нефтепроводов: состав работ и особенности разработки
Информация
Проектирование нефтепроводов необходимо не только в сфере нефтедобычи, но и в других отраслях производства: химической, медицинской, пищевой, металлургической, тяжелой промышленности и ряда других, где требуется доставка нефти и нефтепродуктов.
Проектирование такого сооружения – занятие ответственное и выполняется квалифицированными проектировщиками. В результате получается проект, который позволяет построить нефтепровод без перерасхода средств и материалов, при сохранении эксплуатационных характеристик. В нашей статье мы расскажем о том, как осуществляется проектирование нефтепроводов и на какие этапы оно разбито.
Группы нефтепроводов
Нефтепроводы предназначены для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. В последнем случае также применяется термин «нефтепродуктопровод» или, в зависимости от конкретного вида нефтепродукта, «бензинопровод», «мазутопровод» и т. д.
Все эти трубопроводы также классифицируются по своему назначению:
- промысловые (по ним подается сырая нефть непосредственно от добывающих скважин к различным устройствам для подготовки нефти в пределах промыслового участка);
- местные (связывают промыслы или пункты нефтепереработки с главными узлами магистральных нефтепроводов);
- магистральные (предназначены для перемещения подготовленной нефти и нефтепродуктов от промысловых участков и нефтехранилищ к потребителям — на нефтебазы, перевалочные узлы, нефтеналивные пункты и терминалы, промышленные предприятия и т. д.);
- технологические (по ним нефть транспортируется в пределах одного предприятия или их группы для внутренних технологических нужд).
Технологическая нефтепроводная инфраструктура помимо собственно трубопроводов состоит из различных арматурных систем (запорной, регулирующей, предохранительной), фильтров, систем выравнивания давления и других устройств. Сеть данного вида нефтепроводов ограничивается входными и выходными задвижками нефтеперекачивающих станций.
Состав проектной документации для нефтепровода
Проектирование нефтепроводов выполняется квалифицированными инженерами. Помимо собственно разработки проекта специалисты проводят комплекс работ по инженерным изысканиям. Результаты изыскательных мероприятий позволяют учитывать особенности топографии и геологии местности, всецело изучить окружающий ландшафт.
Проектная документация включает в себя несколько разделов. Их количество определяется требованиями к конкретному нефтепроводу. Обязательно должны присутствовать следующие разделы:
- задание на проектирование нефтепровода, пояснительная записка;
- планировка участка с указанием зон подключения и перекачки нефти;
- архитектурные, строительные, инженерные и иные решения, позволяющие определить расположение начальных и конечных точек нефтепровода;
- принятые варианты конструкции;
- описание технологии для обустройства элементов инженерной инфраструктуры на промышленном участке;
- проект организации строительства с указанием всех этапов запланированных работ;
- список противопожарных и природоохранных мероприятий;
- сметная документация по строительным работам.
Отдельное внимание уделяют методике прокладки трубопровода. Чаще всего нефтепроводы прокладывают под землей, однако в некоторых случаях целесообразен надземный вариант размещения на опорах. Наземная прокладка используется гораздо реже как исключение при необходимости преодоления сложных форм рельефа или переувлажненных участков.
Проект нефтепровода подразумевает создание инженерного объекта, его безопасную эксплуатацию и периодическое обслуживание. Профилактика и ремонт проводятся в соответствии со следующей нормативной документацией:
- СНИП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»;
- РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов»;
- Методика оценки остаточного ресурса технологических трубопроводов.
Порядок проектирования нефтепроводов
Проектирование магистрального нефтепровода и его возведение должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами РФ. Далее необходимо определить заказчика, генерального подрядчика и проектную организацию.
Магистральные трубопроводы проектируются в порядке, утвержденном действующими нормами. Так, сначала формируются технико-экономическое обоснование и задание на проектирование, затем создается технический проект с чертежной рабочей документацией. Сам процесс проектирования можно разбить на 2 крупных этапа:
- подготовительный этап;
- непосредственно разработка проекта.
Обоснование технико-экономической части (ТЭО) и задание на проектирование формируются на подготовительной стадии. Также в рамках этого этапа проводят инженерные изыскания. Проектирование в свою очередь могут разбивать также на две части: технический проект и создание рабочих чертежей. Либо создается единый технорабочий проект.
Разработка ТЭО осуществляется проектировщиками, после чего документ направляется на экспертизу в министерство. Затем он должен пройти согласование в Госплане. Технико-экономическое обоснование в основном требуется в случае крупных и сложных проектов нефтепроводов для определения целесообразности капиталовложений. Перед этим разрабатывается технический (или технорабочий) проект, который впоследствии является составной частью задания на составление обосновательной части.
Составление технико-экономического обоснования подразумевает под собой тщательную проработку вариантов и выбор наиболее оптимального из них с выводами и рекомендациями. Выбранный вариант должен обосновываться путем описания целесообразности будущего строительства, указания сроков и этапности строительных работ. Здесь также приводится список мероприятий, которые потребуется решить силами других отраслей. Задание на техническое или технорабочее проектирование также прикладывается к ТЭО. Оно рассматривается и утверждается соответственно на этапе экспертизы и утверждения ТЭО.
Задание на разработку проекта формируется заказчиком совместно с проектировщиком. Оно должно основываться на технико-экономическом обосновании с учетом технической возможности предлагаемых решений.
Необходимая информация, которая должна быть отражена в задании:
- характеристика местности и условий прокладки трубопровода;
- название нефтепродукта для транспортировки по проектируемому трубопроводу, сведения о качестве этого продукта;
- проектные объемы перекачки, сведения о потребителях продукта;
- режим работы нефтепровода;
- список материальных ресурсов для обеспечения строительных работ;
- список требуемых для строительства технических сооружений;
- плановые сроки на проектные и строительные работы;
- мощностные и прочие характеристики подрядной строительной организации.
Помимо задания на проектирование от заказчика потребуется предоставить исходную информацию, требуемую для проектных работ, а также документальное подтверждение финансового обеспечения для выполнения проектирования. Это регламентируется требованиями СН 202-76.
Задание, утвержденное органами власти, передается вместе с остальными документами проектировщикам. Затем проектная компания организует и проводит инженерные изыскания для выбора наиболее оптимального направления трубопровода. Полученные в ходе изыскательских работ материалы включаются в проект и передаются непосредственно строителям.
В техническом проекте по данным изысканий определяются технико-экономические показатели эксплуатации нефтепровода, перечисляются основные решения по прокладке этого объекта, выдается полная смета всего строительства.
Данные сведения приводят в соответствующих разделах:
- пояснительная записка,
- технико-экономическая и технологическая части;
- генеральный план будущего нефтепровода с графической частью;
- раздел по рекультивации участка;
- блок, посвященный организации труда и производства в ходе эксплуатации трубопровода;
- блок, посвященный организации строительных работ;
- сметная часть;
- раздел, решающий вопросы жилищного и культурно-бытового строительства.
Точный состав технического проекта должен учитывать используемые в данной отрасли промышленности образцы проектной документации. К данному документу также прилагается спецификация применяемых материалов и оборудования.
Технический проект утверждается проектировщиками и передается заказчику, который в свою очередь на основе выданных материалов оформляет заявку на приобретение необходимых стройматериалов и технического оснащения. Данная заявка отправляется генподрядчику.
Как известно, если проектирование выполняется в одну стадию, составляют технорабочий проект. В нем должны быть перечислены основные вопросы, решаемые в рамках технического проекта без детального описания решений, принятых в ТЭО. Изложенные пункты должны касаться технологии производства оборудования и связанных с ней решений, количества требуемых ресурсов (в том числе сырья), очередности строительства, генерального плана проектируемого объекта, различных показателей строительства. Технорабочий проект, как правило, разрабатывается при проектировании несложных и небольших участков трубопроводов и вмещается в себя также рабочие чертежи.
Нюансы проектирования трубной системы для нефтепровода
Проектная организация должна оценивать высокую степень ответственности, налагаемой на строительство проектируемого объекта. На эксплуатацию нефтепровода будут влиять несколько важных факторов:
- химическое воздействие;
- коррозионные процессы;
- высокая влажность, риск развития плесени и микроорганизмов;
- повышенное внутреннее и внешнее давление;
- частота использования и естественный износ;
- высокие температуры, резкие ее перепады и т. д.
Помимо внешнего воздействия трубопровод подвергается влиянию транспортируемого продукта. Сама субстанция может быть жидкой, вязкой, сыпучей и включать в себя жиры, различные взвеси твердых частиц, иные элементы, способные повредить инженерные коммуникации. Все эти факторы необходимо учитывать в процессе проектирования.
Нефтепровод — одна из наиболее сложных и трудозатратных коммуникаций, на проектирование и прокладку которой уходит достаточно много времени. Связано это с использованием тяжелых металлов при производстве, с необходимостью проведения сварочных, утеплительных и прочих работ в процессе монтажа. Ошибки в строительстве и эксплуатации недопустимы, так как это чревато серьезными и даже катастрофическими последствиями. Поэтому нормы проектирования нефтепроводов и газопроводов должны неукоснительно соблюдаться, а схемам данных коммуникаций необходимо уделять повышенное внимание.
В чертежной документации трубопроводы отображаются в виде совокупности следующих частей:
- Линия — прямолинейный или ломаный участок коммуникации, не имеющий на своем протяжении разветвлений.
- Узел — соединение нескольких линий, оборудованное механизированной или автоматизированной регулировочной системой. Узлы предусматриваются на участках, где в будущем планируется модернизация или укрупнение производства. Это дает возможность не прерывать производственный цикл при подключении новых линий. В зависимости от конфигурации различают плоскостные (соединение в одной плоскости) и пространственные (соединение в нескольких плоскостях) узлы.
- Элемент — небольшой отрезок трубопровода, имеющий сварные соединения с другими частями коммуникации.
- Блоком называют часть системы, выполняющую определенную функцию. Например, одна линия может делиться на несколько функциональных блоков, каждый из который закреплен за конкретным производственным цехом или обслуживается конкретным оборудованием.
- Соединительные детали включают в себя различные отводы, переходники, тройники, заглушки, фланцы, прокладки и т. д.
- Секция — это конструкция, производимая в заводских условиях и затем транспортируемая к месту монтажа. Составляющими этих изделий служат отрезки труб и соединительные элементы. Не включаются в секции контрольные устройства и механизмы.
Проектная организация фактически выполняет роль конструкторского бюро, собирающего единую систему из нескольких составных частей. Проектирование нефтепроводов регулируется нормами СНиП 3.05.05-84 С. 7 и СП 527-80, поэтому проектную работу выполняют в программном обеспечении, содержащем в себе все необходимые нормативы.
На практике сегодня наблюдается усложнение конфигураций трубопроводных систем. Это связано со стремлением промышленных предприятий минимизировать объемы отходов производства. В результате сети коммуникаций становятся все более запутанными.
Вместе с тем производители трубопроводов выпускают сборно-разборные конструкции, позволяющие собирать требуемую конфигурацию как конструктор. В прежние времена в распоряжении проектировщиков были лишь трубы и колена. Нынче у заводов, производящих трубопроводы, появилась возможность выпускать целые мини-системы, которые после выпуска достаточно перевезти и смонтировать на месте.
Подбор оборудования для нефтепровода
Основными исходными данными для подбора являются плотность, вязкость и температура нефтепродукта, а также проектный напор насосной станции. Последняя включает в себя насос и привод.
В магистральных нефтепроводах насосы могут соединяться друг с другом по параллельной или последовательной схеме. Количество центробежных агрегатов в системе определяется проектным давлением насосной станции, характеристиками самих агрегатов, свойствами транспортируемого нефтепродукта и режимом перекачки. При этом в каждой группе должно быть не более трех рабочих насосов и один резервный.
При последовательном соединении напоры включаемых в систему основных агрегатов суммируются, а сами агрегаты подбираются по подачи. Подпорные насосы можно подключать параллельно. Необходимости в большом напоре в данном случае нет, и при таком соединении двух и более агрегатов они будут давать прежний напор. Подача же здесь суммируется.
Итак, мы разобрали основные моменты, на которые стоит обращаться внимание при составлении проекта нефтепровода. Но наиболее грамотно и с учетом всех нюансов эту работу выполнят только опытные специалисты.
Источник https://nipineft.ru/proektirovanie/obektyi-dobyichi-nefti-i-gaza/nefteprovodyi
Источник https://ngirf.ru/katalog_uslug/obekty_neftedobychi/proektirovanie_nefteprovodov.html
Источник https://zemlemer67.ru/2022/02/14/proektirovanie-nefteprovodov-sostav-rabot-i-osobennosti-razrabotki/