Типы чугунных задвижек
Чугунные задвижки относятся к устройствам запорной арматуры, которые служат для перекрытия потока жидкости или газа.
Наиболее широкое распространение получили Задвижки с корпусом из чугуна из-за сравнительной дешевизны исходного материала и его хороших литейных свойств.
В зависимости от эксплуатационных требований в трубопроводных системах применяют различные типы чугунных задвижек, которые отличаются друг от друга конструкцией.
Устройство задвижки чугунной
Основные конструктивные элементы двух наиболее распространённых типов задвижек приведены на Рис. 1.
Устройство задвижки чугунной состоит из следующих частей:
1) Маховик – устройство ручного привода. При вращении обеспечивает подъём и опускание посредством шпинделя 2 клина 6, являющегося запорным элементом, который в нижнем положении садится на седло корпуса 5 и герметично перекрывает проток присоединительного патрубка 8.
2) Шпиндель — обеспечивает подъём и опускание клина 6. Если шпиндель выдвижной, то при вращении маховика 1 он выдвигается вверх из крышки 4, увлекая за собой клин 6 и увеличивая габарит устройства. Если шпиндель невыдвижной, то при его вращении клин 6 подымается или опускается по его резьбе. При этом шпиндель остаётся внутри корпуса 5 в среде рабочей жидкости или газа, подвергаясь её загрязняющему и/или коррозионному воздействию.
3) Сальниковый узел — обеспечивает уплотнение шпинделя 2 и крышки 4, не допуская выход рабочей среды (жидкость или газ) в окружающее пространство.
4) Крышка — обеспечивает опору шпинделю 2, размещение сальникового узла 3 и герметизацию рабочих объёмов задвижки. Крепление крышки 4 к корпусу 5 посредством болтов или шпилек позволяет осуществлять доступ к внутреннему устройству задвижки с целью осуществления осмотра, обслуживания и ремонтных работ.
5) Корпус — представляет собой единое целое с присоединительным патрубком 8, содержит седло для посадки на них клина 6. Корпус объединяет все узлы и детали задвижки в единое устройство.
6) Клин – это запорный конструктивный элемент, который шпинделем 2 может быть поднят с седла корпуса 5 или опущен на него, соответственно открывая или закрывая проток присоединительного патрубка 8. Кроме клина в задвижках могут применяться и другие формы запорных элементов: параллельная, шиберная и т.д.
7) Уплотнительная поверхность — обеспечивает надёжное и износостойкое запирающее соединение клина 6 и седла корпуса 5. Выполняется из материалов, стойких к химическим воздействиям и перепадам температур (нитриловая резина, кремнийорганическую резина, этиленпропилендиеновый каучук, эластомеры для горячих сред и т.д.). Некоторые типы задвижек могут не иметь специальных уплотнительных поверхностей. Присоединительный патрубок — обеспечивает соединение с входящим и выходящим плечами трубопровода.
Кроме описанных выше вариантов задвижки чугунной, применяют и дополнительные конструктивные решения, которые могут существенно менять её эксплуатационные характеристики и стоимостные параметры. Так например ручной привод подъёма и спуска запорного элемента (в нашем случае клина 6) может быть заменён автоматизированным приводом (электрическим, гидравлическим или пневматическим), что позволяет встраивать задвижку в систему автоматического управления трубопроводами.
Установка чугунной задвижки
Один из вариантов установка чугунной задвижки показан на Рис. 2.
При монтаже/демонтаже чугунной задвижки необходимо выполнить ряд требований и произвести необходимые операции.
Основные из них следующие:
1) Работники должны быть аттестованы, в том числе на знание норм и правил охраны труда, иметь защитную одежду и приспособления, иметь опыт работы по установке устройств запорной арматуры.
2) Непосредственно перед монтажом необходимо произвести визуальный осмотр внешних и внутренних частей корпуса задвижки и проверить её на работоспособность, совершив три цикла работы затвора.
3) Перед установкой резьбу шпинделя смазать смазкой согласно требованиям эксплуатационной документации.
4) Подвешивание задвижки можно производить только по схеме строповки в эксплуатационной документации. В случае большой массы задвижки для неё должна быть предусмотрена специальная опора на месте установки, снимающая нагрузку с трубопровода.
5) Произвести отключение и сброс давления в трубопроводе.
6) Произвести промывку системы водой.
7) Очистить место установки от посторонних предметов и грязи. Подвести задвижку к присоединительным фланцам.
9) Вставить крепёжные изделия, предусмотренные конструкцией, в отверстия фланцев и установить необходимые уплотнительные устройства и материалы на их стыки.
10) Затянуть крепёжные изделия специальным инструментом в порядке и с усилием, указанным в эксплуатационной документации, после чего задвижку можно освободить от вспомогательных элементов крепления при монтаже.
Марки чугунных задвижек
Марки чугунных задвижек – они же модели, определяются Стандартом СТ ЦКБА 036-2017.
В подразделе 3.7 «Задвижки», в таблице 7, приведен перечень марок задвижек (так называемых фигур) с наименованиями, перечнем типоразмеров, ссылками на конструкторскую документацию и ТУ или ГОСТ на изготовление и поставку.
В этой же таблице приведены краткие технические характеристики задвижек чугунных.
Расшифровку основных параметров задвижек можно произвести по обозначению её фигуры с помощью СТ ЦКБА 023-2015. Порядок обозначения приведен на Рис. 3
Здесь для чугунных задвижек:
1) Тип арматуры. Например задвижка — 30.
2) Материал корпуса. Например чугун серый — ч.
3) Привод. При отсутствии другого привода, кроме ручного управления, код не указывается.
4) Порядковый номер (присваивается регистрирующей организацией).
5) Материал уплотнительных колец. Например латунь и бронза — бр.
6) Исполнение. Цифра, указывающая варианты исполнения.
Приведём пример из СТ ЦКБА 036-2017 (см. таблицу 7).
Задвижка параллельная, двухдисковая, t до +225°С.
1) Материал – серый чугун.
2) Привод ручной.
3) Материал уплотнительных колец латунь и бронза.
Номинальное давление 10 кгс/см². Номинальные диаметры DN: 50, 80,100.
Порядок маркировки чугунных задвижек в производстве рекомендован ГОСТ 4666-2015.
Все о чугунных задвижках
При проектировании абсолютно любого трубопровода очень важно предусматривать монтаж запчастей, которые позволят полностью перекрыть либо частично ограничить поток рабочего состава/вещества. Для решения данного вопроса обычно задействуют специальный кран или вентиль. Также можно воспользоваться высокопрочной чугунной задвижкой. О подобных изделиях поговорим в сегодняшней статье.
Общее описание
Задвижка представляет собой одну из разновидностей крепких и надежных запорных арматур. Ее можно использовать при монтаже различных трубопроводных систем. Посредством качественной чугунной задвижки появляется возможность регулировки потока рабочего вещества. При необходимости его поступление можно перекрыть полностью.
Высокопрочные задвижки, в производстве которых используется чугун, могут эксплуатироваться в средах как с газообразными, так и с жидкими или сыпучими веществами. Их химическая активность может быть различной, как и уровень вязкости.
Одно из главных достоинств современных чугунных задвижек заключается в максимальной простоте конструкции. Главная составляющая корпусной части этих деталей устанавливается непосредственно в магистраль посредством муфтового или фланцевого крепежа.
Чтобы закрепилась крышка, задействуются прочные болтовые или винтовые компоненты.
Среди других важных преимуществ чугунных задвижек можно выделить следующие.
- Подобные вещи характеризуются высокими техническими показателями. Исходя из конкретного назначения задвижек, они могут эксплуатироваться на фоне температурных значений от –60 до 565 градусов Цельсия. Диапазон давления при этом может представляться такими значениями: 0,16-25 МПа.
- Задвижки из чугуна отличаются универсальностью. Эти устройства могут беспроблемно функционировать в трубопроводных системах абсолютно любых типов с диаметром от 15 до 2000 мм.
- Для рассматриваемых изделий характерны очень высокие гидравлические параметры. Подборка подходящих стальных задвижек происходит в соответствии со значением внутреннего диаметра труб. Поскольку указанные величины подчиняются определенным стандартам, устройство не может повлиять на показатели гидравлического сопротивления. Благодаря плавным движениям заслонок в ходе перекрытия поступления рабочей среды полностью исключается риск провоцирования гидроудара.
- Чугунные задвижки являются ремонтопригодными. Даже если имеет место серьезный износ запорных компонентов либо прокладок, их можно без лишних проблем заменить на новые.
- Задвижки из чугуна отличаются продолжительным сроком эксплуатации. Все главные составляющие указанных конструкций производятся из надежных и высокопрочных материалов, адаптированных к использованию в той или иной рабочей среде.
Современные задвижки, изготовленные из чугуна, имеют не только достоинства, но и свои недостатки. Ознакомимся с самыми серьезными из них.
- Чугун является материалом, который способен недостаточно эффективно противостоять образованию разрушительной коррозии. С течением времени поверхность чугунных компонентов непременно обрастает известью, а также раковинами, после чего ржавеет. Такие события могут привести к проблемам с герметичностью в ходе закрытия поступающей рабочей среды.
- Рассматриваемые предметы имеют довольно большой вес.
- Поскольку чугун относится к категории сравнительно хрупких материалов, в случае очень сильных ударов изделия из него могут получить серьезные повреждения.
- Существуют и бюджетные разновидности чугунных задвижек. В подобных изделиях обычно имеется дешевое сальниковое уплотнение, которое может в короткие сроки выйти из строя.
Технические характеристики
Ознакомимся с основными техническими характеристиками, которыми обладают современные задвижки из чугуна.
- Размеры запорных деталей обязательно должны отвечать характеристикам систем трубопровода. Все необходимые нормативы установлены в ГОСТ 9698.86, 3706-93. Размерные показатели прохода могут составить от 40 до 2000 мм, а показатели условного давления – 160-2500 кПа.
- Что касается параметра длины чугунных задвижек, то здесь актуальным является значение 140-550 мм.
- Показатели температур для эффективного функционирования рассматриваемых изделий в водоснабжающих системах, а также на производствах могут составить от -15 до +565 градусов Цельсия.
- Средний срок службы запчастей из чугунного сплава составляет примерно 8 лет. Эти предметы оптимально подходят для перемещения самых разных сред.
Маркировка современных чугунных задвижек с клиновым элементом прорезиненного типа проводится в соответствии с ГОСТ 52760-2007, а также специальными таблицами. В марке рассматриваемых изделий отражается следующая важная информация о них:
- наименование их производителя;
- показатели номинального давления;
- габариты условного прохода;
- климатические параметры чугунной задвижки;
- наличие и вид привода изделия.
Маркировки задвижек проставляются и на передних, и на задних поверхностях корпусной части.
Обзор видов
Существует много разных видов задвижек, произведенных из чугуна. Разделение этих предметов осуществляется по ряду основных критериев, к примеру, по типу их конструкции, по показателям давления, диаметру, способу управления. Рассмотрим подробно, какими особенностями обладают разные задвижки из чугунного сплава.
По типу конструкции
Исходя из типа устройства, запорные детали из чугуна подразделяются на такие разновидности:
- клиновые;
- параллельные;
- шиберные.
Во фланцевых вариантах параллельного вида все седельные компоненты располагаются параллельно друг к другу. В конструкции затворного механизма здесь имеется 2 дисковые детали. Чтобы достичь необходимого закрытого состояния, запчасти посредством особого клина стягиваются к седлам, приостанавливая таким образом прохождение химических или смесей газового типа.
В клиновых разновидностях седла во внутренней полости корпуса располагаются под наклоном. Элемент затвора выполняется в виде клина, сделанного из плотного состава. Также эта составляющая может состоять из двух дисковых компонентов. Чугунные задвижки с клином прорезиненного типа чаще всего задействуются в тех конструкциях, которые требуют обязательной повышенной герметичности.
Строение шиберной задвижки во многом походит на экземпляр параллельного типа, но при этом в нем имеется только 1 запорный дисковый компонент. Конструкция этой запчасти идеально подойдет для трубопроводов с односторонним перемещением сред, не нуждающихся в повышенных характеристиках герметичности.
Устройство устанавливают в системах, что перемещают канализационные воды, а также шламовые составы или пульпы.
По давлению
Чугунные задвижки разделяются и по разрешенным показателям давления. Существуют такие виды:
Экземпляры, работающие под действием высокого давления, отличаются шарообразным строением. Те задвижки, которые рассчитаны на среднее давление, оснащаются корпусами овальной формы. Для низкого давления применяются задвижки плоского устройства.
По диаметру
По диаметру современные запорные детали из чугунного сплава разделяются на такие виды:
- полнопроходные;
- суженные.
Гидросопротивление полнопроходных вариантов является уменьшенным. Этот фактор гарантируется максимально верной подгонкой показателей диаметров трубных деталей и задвижек.
Что же касается деталей с зауженным диаметром, то здесь диаметр оказывается меньшим, нежели проем трубопровода. Такое решение влияет на рост гидронапряжения, но уменьшает износ уплотняющих компонентов.
По способу управления
По способу управления чугунные задвижки подразделяются на:
- ручные;
- с электроприводом.
Модели ручного типа запускаются посредством маховика. Обычно подобные детали применяются в системах с малым диаметром (не более 150 мм).
Запорные экземпляры с электрическим приводом универсальны, но, как правило, их задействуют в системах крупных габаритов, находящихся на труднодосягаемых участках. Подобные варианты способствуют оптимизации функционирования, дают возможность раскрывать и запирать вентили в дистанционном порядке.
Производители и лучшие модели
Ознакомимся с лучшими производителями и моделями современных запчастей из чугунного сплава.
- ОАО «Завод Водоприбор». Отечественный производитель качественных чугунных задвижек. «Завод Водоприбор» выпускает крепкие и надежные варианты Ду-150, Ру-10, имеющие прорезиненный клин. Маркировка подобных продуктов – 30ч39р. Этот же производитель выпускает задвижки с другими параметрами, к примеру, МЗВ, ДУ-50 или Ду-100.
- ООО «Мегастрой». Компания выпускает разные вариации чугунных задвижек. Изделия могут отличаться различными характеристиками и параметрами. К примеру, популярная модель Ду-80 делается из чугуна, имеет обрезиненный клин, сопровождается невыдвижным шпинделем. Управляется вручную, предусматривает фланцевое соединение.
- ООО «Казанский арматурный завод». Этот изготовитель так же выпускает много вариаций чугунных задвижек. Популярным является продукт Ду-200 с маркировкой 31ч906бр. Изделие дополняется сальниковой набивкой, имеет выдвижной шпиндель. Тип устройства – клиновый.
Сегодня в продаже можно встретить большое количество качественных чугунных задвижек от разных производителей, с разными маркировками. Это могут быть не только модели 30ч39р, но и варианты марки 30ч906бр, экземпляры с выдвижным штоком, прорезиненным клином и многими другими составляющими.
Сферы применения
Модели задвижек из чугунного сплава считаются универсальными компонентами запирающей арматуры. Чаще всего они задействуются в различных сетях инженерного типа, а именно: инженерных путях, касающихся жилищно-коммунального хозяйства; водяного снабжения; в современных газопроводных системах; на предприятиях нефтепереработки; в условиях различных энергетических комплексов; в канализационных системах; в конструкциях, ответственных за отопление; в транспортных системах трубопровода.
Монтаж
Процесс установки современных запорных устройств из чугуна зависит от типа их конструкции. Запирающие детали могут прикрепляться к основным системам разными методами:
- раструбным;
- фланцевым;
- муфтовым;
- сварным.
Прежде чем запускать любые системы, необходимо провести тестовые мероприятия, чтобы убедиться в должной функциональности задвижки. Устройство потребуется открыть и закрыть. На корпусной составляющей не должно быть ни одного повреждения. По ходу монтажа затвор должен быть зафиксирован в состоянии «открыто».
Если диаметр трубопровода составляет более 100 мм, то требуется монтаж устойчивой опоры под трубу с запорным компонентом. Объемные модели задвижек рекомендуется монтировать с использованием специальных проушин. При этом не разрешается задействовать электропривод, маховик или редуктор.
В случае бесканального монтажа под землей требуется выполнить основание в виде насыпи. Оно должно быть не меньше 200 мм.
Чугунные задвижки
Чугунная задвижка – это наиболее востребованный вид фланцевой запорной арматуры для пара, воды, нефтепродуктов, газа, бензина, керосина и других сред не агрессивных к чугуну. По типу затворного элемента различаются на параллельные (шиберные, однодисковые, двухдисковые), клиновые (с цельным жестким, упругим, обрезиненным, двухдисковым составным клином). По виду движения шпинделя бывают выдвижные – шпиндель совершает винтовое или поступательное движение, не выдвижные – вращательное движение.
от 470 грн
Каталог
Для ознакомления с монтажными параметрами: строительная длина и высота, условный диаметр прохода, присоединительные размеры – кликайте на интересующую модель чугунной задвижки в каталоге.
Задвижки фланцевые чугунные с ручным управлением
Открытие и закрытие прохода выполняется маховиком/штурвалом с помощью выдвижного или невыдвижного шпинделя.
Задвижки чугунные с электроприводом
Чугунные задвижки под привод управляются дистанционно, с помощью электропривода через планетарный, червячный, цилиндрический или конический редуктор.
ДУ чугунной задвижки – условный диаметр прохода
Технические характеристики
В таблице указаны основные технические характеристики фланцевых чугунных задвижек: тип запорного элемента, способ монтажа, материал уплотнения и корпуса, вид рабочей среды, предельная температура, тип управления.
Задвижка чугунная фланцевая | Давление РУ, кгс/см 2 | Тип затвора | Материал уплотнительного кольца | Назначение | Максимальная температура, °С | Крепление |
30ч6бр | 10 | Параллельная двухдисковая | Бронза/Латунь | Пар, вода | 225 | Фланцевое |
30ч915бр | 100 | |||||
30ч906бр | 225 | |||||
30ч930бр | Клин | 115 | ||||
30ч925бр | 2,5 | Вода | 100 | |||
30кч70бр | 4 | Параллельная | Бензин, керосин, топливо. | 100 | ||
30ч39р | 16 | Обрезиненный клин | Резина | Вода, пар., нефтепродукты, газ | 130 | |
30ч939р | 150 | |||||
30ч47бк | 6/10 | Клин | Без колец | Нефтепродукты, газ, масло | 100 |
Виды чугуна
Наиболее востребованы фланцевые чугунные задвижки из серого, ковкого, высокопрочного чугунов, менее популярные – щелочностойкие, жаростойкие, антифрикционные, кислотностойкие. Основные механические характеристики чугуна: ударная вязкость, прочности при изгибе и сжатии, текучесть, прочность при срезе, относительное удлинение.
- Задвижки из серого чугуна СЧ – улучшение механических свойств изделия происходит за счет добавок силикоалюминия, силикокальция, ферросилида. Что увеличивает износостойкость, повышает прочность и улучшает однородность материала деталей клиновой чугунной задвижки;
- Задвижки из ковкого чугуна КЧ – в сравнении с серым чугунном, обладают высокими пластическими свойствами, что позволяет применять их при более высоких температурах и давлениях;
- Задвижки из высокопрочного чугуна ВЧ – обладают высокой ударной вязкостью и усталостной прочностью, в некоторых случаях могут заменить стальные.
Устройство
Задвижки фланцевые чугунные могут иметь различное устройство в зависимости от типа среды и рабочего давления, классифицируются по типу:
- Корпуса – литые, кованые, штампованные, сварные, комбинированные;
- Затвора – клиновые (упругим, жестким, составным клином), параллельные (шиберные, однодисковые, двухдисковые), баттерфляй;
- Шпинделя – выдвижные, невыдвижные;
- Уплотнения – сильфонные, сальниковые, жидкометаллические, графитоармированные;
- Монтажа к трубопроводу– фланцевые, штуцерные, муфтовые;
- Конструкции проточной части – полнопроходные, неполнопрохыдные;
- Движения шпинделя – вращательные, поступательные.
Обозначение и расшифровка маркировки
На корпусе чугунной задвижки, указывается марка в виде индекса системы ЦКБА (центрального конструкторского бюро арматуростроения). Обозначения наносятся методом отливки либо клеймения, согласно ГОСТ 4666. Маркировка арматуры содержит такие параметры и характеристики:
Купить задвижку чугунную в Украине
У Систем Качества можете купить чугунные задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем производства заводов Украины, Китая, России, Польши, Турции, Словакии, МЗВ, ЛМЗ, СССР. Подберем параллельную или клиновую фланцевую чугунную задвижку с электроприводом для воды, пара, газа, нефтепроводов (нефтяная), насоса, паропровода, водопровода, отопительную, канализационную, пожарную (для пожаротушения), тепловую для магистралей теплосетей. Все оборудование и узлы проходят испытания, проверку на стенде с манометром на соответствие параметрам указанным в ГОСТ. В комплекте поставки: запорная арматура, паспорт совмещенный с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию, сертификат (может прилагаться в зависимости от фирмы производителя и серии).
Выполним диагностику и ремонт, устраним неисправности и дефекты, проведем ревизию и притирку арматуры с хранения (замена прокладок, набивки, смазки), опрессовку (гидроиспытания). Гарантия на задвижки 12 месяцев при условии соблюдения условий эксплуатации и СНиП (строительные нормы и правила).
Цена чугунной задвижки зависит от фигуры, давления РУ (Pn), диаметра ДУ (Dn), класса герметичности затвора и года выпуска (новая, складское хранение, после ревизии). Для опта действует система скидок 5-15% от прайса. Для просчета стоимости задвижки из чугуна – обратитесь к менеджеру или отправьте запрос на почту.
Источник https://cable.ru/articles/id-2055.php
Источник https://stroy-podskazka.ru/chugun/izdeliya/zadvizhka/
Источник https://xn--80aqy.com.ua/armatura/zadvizhki/chugunnye/