Задвижка клиновая для трубопровода: стальная, латунная, с выдвижным шпинделем

 

Содержание

Что такое выдвижной и невыдвижной шпиндель в задвижке?

Каждая задвижка имеет свой уникальный номер, указанный на фирменной табличке. По этому номеру можно всегда проверить дату изготовления, диаметр, класс герметичности и фамилию инспектора ОТК. Отметка о прохождении контроля ставится в техническом паспорте. Ознакомиться с паспортом можно на нашем сайте.

Сферы применения фланцевых задвижек

  • энергетические объекты.
  • нефтегазовая отрасль;
  • пищевая промышленность;
  • химическая отрасль;
  • системы пожаротушения;
  • жилищно-коммунальные системы водо- и газоснабжения;

Принцип работы и элементы конструкции

Конструкция детали состоит из корпуса и крышки, которые образуют рабочую полость. В ней находится затвор и через нее проходит транспортируемый продукт.

В состав данного элемента арматуры также входят:

  • седла (параллельные или под углом);
  • диск;
  • крепежные единицы (болты, гайки);
  • прокладка;
  • маховик;
  • шпиндель.

Чтобы автоматизировать и упростить процесс управления, дополнительно устанавливается гидро-, пневмо- или электропривод.

content img4

Рис. 1 Автоматизация управления
Запорный орган можно разделить на типы, в зависимости от того, какой шпиндель присутствует в конструкции:

  • Выдвижной. Сам шпиндель находится над корпусом, поэтому легко снимается, разбирается и ремонтируется. Однако монтировать его следует так, чтобы рабочее место над штурвалом было равно высоте задвижки, так как он настолько далеко может выдвигаться.
  • Невыдвижной. Устройство находится внутри корпуса, поэтому обслуживание и ремонт такого шпинделя – хлопотное и трудное мероприятие.

Примером задвижек стальных с выдвижным шпинделем может служить задвижка 30с41нж. В данном случае узел не контактирует с рабочей средой, а также его можно свободно обслуживать и ремонтировать, не перекрывая поток. Минус такого прибора только один – он требует много места, чтобы шпиндель мог свободно перемещаться. Поэтому приходится оставлять свободной большую высоту для такой модели.
В зависимости от вида затвора запорная арматура бывает следующих видов:

  • Клиновая. Затвором выступает клин с определенным углом наклона.
  • Параллельная. Затворное устройство представляет собой две параллельные пластины.

При этом кардинальных отличий в принципе работы что клиновых, что параллельных устройств нет:

  1. При открытом положении затвора через корпус свободно пропускается рабочий поток транспортируемого вещества
  2. Если начинать вращать шпиндель – затвор совершает поступательный движения.
  3. Движение затвора происходит перпендикулярно потоку, вследствие чего уменьшается просвет прохода вещества в корпусе.
  4. Сталкиваясь с препятствием на своем пути, рабочий поток начинает снижать скорость и уменьшать объем вещества, проникающего при этом в трубопровод.
  5. Когда рабочий проход закрывается до упора — происходит блокировка движения вещества по трубе.

Более подробно рассмотрим клиновый затвор:

  • Упругий. Это гибкий и эластичный обрезиненный затвор, которые чаще всего используется, так как герметичнее всего перекрывает поток.
  • Дисковой. Прочный, однако имеющий более компактную конструкцию, а потому и более применяемый на практике.
  • Упругий. Это гибкий и эластичный обрезиненный затвор, которые чаще всего используется, так как герметичнее всего перекрывает поток.
  • Жесткий. Отличается прочной конструкций, но зато и требованиями относительно чистоты обработки и подгонки деталей. Поэтому их сегмент не так велик среди общего ряда выпускаемых задвижек..

По типу соединения их можно разделить на сварные или фланцевые. Первая – соединяется с трубой методом сварки, вторая – при помощи болтового соединения, а значит, она может быть демонтирована и использована повторно.

tipovaya konstrukciya zadvizhki klinovoj2 zadvizhka s vydvizhnym shpindelem ru 10 zadvizhka s vydvizhnym shpindelem stalnaya

Почему стоит выбрать выдвижной шпиндель

zadvizhka s vydvizhnym shpindelem stroenie

Установить подобный тип заглушки необходимо из-за ряда преимуществ:

  • простота в использовании;
  • долговечность (средний срок службы составляет 50 лет);
  • возможность использования при любых типах установок.

Указанные выше качества особо ценятся при установке магистральных трубопроводных систем, когда переправляется большой поток рабочей среды, состоящий из различных веществ (от жидких до парообразных).

Стоит отметить, использование выдвижных шпинделей на трубопроводную систему не только влечет достоинства, но также существуют недостатки установки:

  • расположение выдвижных шпинделей на большой высоте;
  • продолжительность на затраченное время при открывании и закрывании шпинделя вентиля задвижки;
  • все изделия подвергаются коррозии с внешней стороны, что впоследствии влечет быстрый износ и ремонт оборудования.

Установленные вентиля на задвижках всегда занимают одно положение «открыто» или «закрыто». Нельзя оставлять изделия закрученным не до конца.

Если недостаточно для удержания силы потока, несколько задвижек соединяются последовательно на определенном расстоянии друг от друга. Такие изделия называют многоступенчатыми.

С помощью установленного шпинделя скорость потока может быть точно измерена в трубопроводе. С другой стороны, предохранительные клапаны предназначены для обеспечения беспрепятственного прохождения массовых потоков, чтобы иметь возможность быстро остановить движение при угрозе гидроудара из-за возросшего давления задвижки.

В частности электромагнитные задвижки, используются в промышленности в области автоматизации производства для движущихся цилиндров, систем захвата или эжекторов, в медицинской технике для дыхательных аппаратов или диализа, в химической промышленности, в пищевой промышленности, в очистке воды и во многих других областях.

Свойства

Такой металл как сталь легко поддается механической обработке, вследствие этого они пластичнее и при этом крепче чугунных. Для изготовления запорной арматуры используется сталь, представляющая собой сплав железа с низким процентом углерода в составе.

Рис.2 Продукция с номинальным диаметром (Ду) 250 мм.
Одним из ключевых свойств является устойчивость к воздействию высокотемпературных режимов.

Однако недостатки у данных конструкций также есть. Это подверженность коррозии. Поэтому их либо используют в системах с наименее агрессивной рабочей средой, которая способствует образованию ржавчины в меньшей степени), либо выбирают маркировку нержавеющей стали, которую можно использовать даже в агрессивной рабочей среде.

Общие свойства, для стальных моделей:

  • гидравлическое сопротивление в условиях открытого прохода;
  • отсутствие поворотов потока транспортируемого вещества;
  • возможность эксплуатации в условиях транспортировки потоков среды большой вязкости;
  • легкость повседневного обслуживания и ремонта;
  • сравнительно небольшие габариты;
  • возможность поступления рабочей среды в любом из направлений.

Однако есть и нюансы их применения, которые тоже можно отнести к свойствам:

  • невозможность использования в магистралях, где рабочей средой выступает вещество с кристаллизирующимися включениями;
  • относительно небольшой допустимый перепад давлений на затворе (если сравнить с вентилем);
  • небольшая скорость движения затвора;
  • риски получения гидравлического удара в конце хода;
  • большая высота, необходимая для откручивания шпинделя;
  • сложности ремонта уплотнительных поверхностей затвора в процессе использования.

Но несмотря на это они остаются одними из наиболее массово используемых видов запорной арматуры.

Ходовая часть задвижки

zadvizhka s vydvizhnym shpindelem montazh

  1. При движении затвора шпинделя его механизм приводит в действие ходовой узел. Он может располагаться как во внутренней части изделия, так и снаружи. Параллельная часть выдвижного шпинделя ставится, когда необходимо обеспечить высокую надежность трубопроводной системы. Как это происходит, рассмотрим подробно.
  2. Индикаторы давления из нержавеющей стали оснащены не поднимающимся шпинделем, что делает их очень компактными и требует небольшого пространства для установки. Специальная тонкая резьба позволяет точно регулировать давление;
  3. Высококачественная нержавеющая сталь не только позволяет использовать все даже агрессивные среды, полностью деминерализованная вода или газы могут использоваться без каких-либо проблем;
  4. В изделиях с не выдвижным шпинделем расположение резьбы находиться внутри. Когда происходит процесс открывания, выдвижение элемента из крышки не происходит. Вращающийся шпиндель вместе с ходовой гайкой совмещается с затвором, происходит закручивание и вытягивание затвора в перпендикулярное положение.

Подобная арматура используется редко из-за особенностей ходового узла. Арматура, установленная в рабочую среду, влияет на развитие коррозийных свойств и уменьшает надежность ходовой части узла в связи со сложным доступом.

zadvizhki s vydvizhnym shpindelem raznye po razmeru

Технические характеристики

Благодаря своим характеристикам, отличаются такими свойствами:

  • прочностью;
  • коррозионностойкостью;
  • твердостью;
  • жаропрочностью;
  • устойчивостью к любым климатическим условиям.

В зависимости от особенностей климатической обстановки необходимо выбирать соответствующую маркировку стальных задвижек.
Запорная клиновая арматура выдерживает:

  • температуру от -60 до +565 С;
  • давление от 0,16 до 25 Мпа.

Арматура изготавливается по ГОСТам и ТУ в зависимости от отраслей. Они регламентируют размеры, технические требования, ограничения по эксплуатации.

Вес продукта прямопропорционален его ду (диаметру условному): чем он больше, тем больше масса. При этом даже независимо от диаметра арматура из стали по весу все равно меньше чугунной. Также она способна выдерживать большее давление, а ходовым артикулом среди линейного ряда является модель с показателем давления ру16.

Рис. 3 Маркировка трубопроводной арматуры

При изучении ассортимента пользователь может столкнуться с целым рядом малопонятных сокращений и обозначений. Остановимся на этом подробнее.

  • DN
    — номинальный диаметр. Числовое выражение внутреннего диаметра, о котором шла речь выше. Значение DN (Ду) было введено для унификации типоразмеров, не имеет единицы измерения и приблизительно равно внутреннему диаметру присоединяемой трубы.
  • PN
    — номинальное давление. Номинальное значение давления транспортируемой среды с температурным показателем 20°C, в условиях которого возможна стабильная работа и обеспечивается указанный срок эксплуатации. Альтернативным обозначением PN на постсоветском пространстве было и остается значение Ру.
  • Pпр
    — пробное давление. Избыточное давление, при котором задвижка испытывается на плотность и прочность при температуре от 5 до 70°C, если в паспорте или нормативной документации не говорится о других показателях температуры для эксперимента.

  • — рабочее давление. Это избыточное давление, при котором гарантируется стабильная работа в заданном режиме с учётом температуры транспортируемой среды. Это показатель, как правило, меньше значения PN, поэтому эксплуатация при рабочей температуре и номинальном давлении среды — запрещено.
  • Kvs
    — коэффициент пропускной способности. Отражает водорасход в м³/ч с текущим температурным показателем в 20°C. В таких условиях потери напора в задвижке составляют 1 бар. Этот коэффициент используют при гидравлическом расчете, чтобы определить общие потери напора.

Класс герметичности — показывает значение допустимой протечки при закрытом затворе в условиях атмосферного давления с одной стороны и давлением транспортируемой среды в 1,1*PN — с другой. При этом во время испытательных процедур температура жидкости должна составлять от 5 до 40°C. Классы герметичности по ГОСТу выглядят следующим образом:

Класс Значение
А Отсутствует протечка
В не более 0,0006*DN(мм) см³/мин
С до 0,0018*DN(мм) см³/мин
D не больше чем 0,006*DN(мм) см³/мин

Правила эксплуатации

Запрещается использовать чугунные задвижки 30ч6бр как регулирующие устройства. Периодически изделия необходимо полностью открывать и закрывать для максимальной очистки затвора. Такие манипуляции следует проводить примерно раз в два месяца, чтобы запорно-регулирующая арматура долгое время функционировала в качестве запорного механизма. Регулярно осматривайте её на предмет герметичности сальникового уплотнения и прокладки, надёжности болтового крепежа, наличие смазки для втулки и шпинделя.

О параметрах надежности чугунной задвижки 30ч6бр Ру16

  • 400 циклов гарантийной наработки;
  • 1700 циклов — средний полный ресурс;
  • до шести лет — средний срок эксплуатации.
Читайте также  Условия выбора полнопроходного и проходного исполнения шарового крана

Правильный монтаж чугунной задвижки 30ч6бр РУ 16: меры предосторожности

2 big2

Заниматься монтажом, эксплуатацией и техническим обслуживанием фланцевой задвижки 30ч6бр могут лишь квалифицированные специалисты, которые обучались по правилам техники безопасности, требованиям ТО, знают все об устройстве продукции. Дополнительно персоналу крайне необходимы навыки работы с арматурой запорного типа.

Эксперты обычно выполняют разборку, собирают и ремонтируют, ведут регламентные работы в отношении задвижки. Для этого потребуются исправные инструменты специального назначения, персональные средства защиты. Еще одно условие — обязательное соблюдение требований пожарной безопасности. Ознакомиться со всеми вероятными дефектами, методами их устранения, правилами хранения и перевозки, порядком разборки можно в руководстве по эксплуатации.

Чтобы обеспечить полную безопасность во время работы чугунной задвижки 30ч6бр Ру 16, избегайте:

  • разборки задвижек, которые находятся под давлением;
  • использования запорной арматуры на рабочих параметрах, превышающих те, что прописаны в техническом паспорте изделия;
  • применения фланцевой задвижки без эксплуатационных документов на руках;
  • выполнения опрессовки трубопровода с давлением, которое выше рабочего при закрытом затворе арматуры 30ч6бр.

Установите магнитно-механический фильтр для очистки по направлению рабочей жидкости до задвижки.

Особенности монтажных работ с задвижкой 30ч6бр Ру16

Перед началом процесса продуйте, очистите трубопроводную систему от пыли, грязи, песка, образовавшейся окалины. Также выполните расконсервацию, то есть удалите смазку с антикоррозионными свойствами из проходов (магистральных), уберите заглушки с проходов.

Чтобы параллельную задвижку 30ч6бр было просто осматривать, установите изделия в горизонтальном (отклонение маховика по вертикали достигает 90 градусов) или вертикальном (когда маховик находится вверху) рабочих положениях. Правильный монтаж — гарантия быстрого обслуживания задвижки 30ч6бр. При установке чугунной арматуры РУ 16 постарайтесь обойтись без перекосов фланцев на трубах. Нельзя устранять этот дефект методом простого натяга устройств.

Хранение и транспортировка чугунной задвижки 30ч6бр: главные условия

До монтажных манипуляций фланцевой задвижки Ру 16 ее нужно хранить под навесом или на складе. Важна защита изделия от воздействия погодных и климатических условий, загрязнений. Навесы помогут сохранить упаковку и целостность задвижки на весь срок эксплуатации. Если задвижка 30чббр хранится дольше полугода с момента производства, следует раз в полгода осматривать ее, устранять слои ржавчины и грязи, менять смазку. Последнее действие поможет защитить изделие РУ 16 от образования коррозии. Проходные отверстия следует закрыть и надежно закрепить заглушки. Их можно снимать перед установкой задвижки.

Храните арматуру 30чббр Ру 16 в вертикальном положении с удаленным маховиком. Все условия перевозки и хранения агрегатов по группе Ж1 должны соответствовать параметрам ГОСТ 15150-69. Следует транспортировать задвижки по ГОСТ 5762.74 при условии их надежной фиксации внутри машины. Это поможет избежать поломки устройства. Если не используете упаковку при перевозке, снимайте маховик для надежности. В процессе погрузки и разгрузки, при подъеме задвижка должна находиться в горизонтальном положении.

Система обучения обслуживания фланцевой задвижки 30ч6бр, которая находится в составе трубопроводного оборудования.

Мультимедийная система обучения обслуживания задвижек, находящихся в системе трубопроводов

Маркировка стали

ст.20 Характеризуется повышенной твердостью, способностью выдерживать сверхкритические параметры пара.
9г2с Может использоваться в холодном и умеренно-холодном климате, морозоустойчивая марка, переносит критические перепады температур.
12х18н10т Нержавейка, обладает коррозиостойкостью. Выдерживает транспортировку агрессивных сред с температурой до +350⁰C.
20юч Отличается повышенной устойчивостью к высокоагрессивным средам.

Материалы фланцевых изделий

Материалами выступают сталь и чугун. При этом распространение получила сталь, благодаря своим техническим характеристикам.

  1. Сталь. Достоинствами этого металла является одновременная прочность и легкость. Она легче чугуна, но при этом лучше справляется не только с внутренними, но и с внешними нагрузками.
  2. Чугун. Арматура из чугуна тяжелее и менее «вынослива». Однако и чугунный образец имеет свою специфику и сферу применения. Изделия из чугуна характеризуются малым гидравлическим сопротивлением, они используются для транспортировки вязких веществ.

Внешние отличия этих двух материалов:

  • Стальной экземпляр отличается гладкой ровной поверхностью. На ней нет трещит, вмятин, выпуклостей, задир и плен. Рядом с корпусом на трубе могут быть следы сварки, если монтаж осуществлялся именно этим методом.
  • Чугунные изделия производятся методом литья, из-за чего его стенки всегда шероховатые.

По своей конструкции и принципу работы оба типа задвижек устроены одинаково:

  • одинаково передвигается затвор перпендикулярно потоку;
  • доступны модели с выдвижным невыдвижным шпинделем;
  • условный проход по диаметру совпадает;
  • могут управляться как дистанционном, так и вручную.

Различием является допустимое рабочее давление.

Рис. 4. Задвижки с рабочим давлением ру16

Если говорить о чугунных задвижках, то их значения давления, 1,0 МПа (10 кг/см2) — 1,6 МПа(16 кг/см2)

У стали эти показатели гораздо выше — до 1,6 МПа (16 кг/см2), 2,5 МПа (25 кг/см2) и 6,4 МПа (64 кг/см2).

Согласно ГОСТу, есть сферы, в которых использование чугунных задвижек запрещено. Например, магистральные тепловые сети.

Для повышения коррозийной стойкости уплотнительных мест задвижек, при их изготовлении используют нержавейку, а также сорта стали, устойчивые к коррозионным процессам.

Общие сведения о шпинделе

Рис. 2 Производство
Вращая шпиндель или гайку, достигают вертикальное двунаправленное перемещение затвора. Данная резьбовая пара делает возможным управление этим движением в направлении, расположенном под прямым углом к оси движения среды в трубопроводе. Для этого используется ручное управление (вентиль) или электропривод с реверсом.

Применение гидравлического или пневмопривода обеспечивает исключительно горизонтальное движение штока, которым снабжается запорный элемент задвижки.

При монтаже шпиндель, одной стороной соединяется непосредственно с затвором, установленным в корпусе. Другая, сквозь специальное отверстие в крышке, и герметизированное сальником, выходит из корпуса. Элемент управления подсоединяют к этому концу.

Данная деталь, по длине, разделена на несколько частей:

  • участок, на котором выполнена ходовая резьба, имеющая форму трапеции;
  • часть изделия без резьбы, имеющая цилиндрическую поверхность (сюда ставится сальник);
  • детали, позволяющие прикрепить шпиндель к затвору.

Рис. 3 Разрез
У выдвижных изделий резьба выполняется на верхней части. Место, оставленное под монтаж сальника, значительно больше (по своей длине), чем сумма длины свободного хода (участка перемещения) затвора и толщины сальниковой коробки.

При изготовлении шпинделей серьёзное внимание обращается на точность геометрических параметров, чистоту поверхности. Выполняется шлифование и последующая полировка участка с целью минимизации шероховатости. При финишной обработке осуществляется алмазное или твёрдосплавное выглаживание.

Способы управления

Открытие и закрытие выполняется штурвалом или приводом.

Управление рулевым или сегментным штурвалом еще называется ручным управлением, так как для регулировки не нужны никакие механизмы – достаточно приложить физическую силу человека (открутить или закрутить).

Рис. 5 Задвижка без привода

В базовой комплектации арматуру продаются без приводов – их докупают отдельно для автоматизации системы.

Для удобства в эксплуатации, на практике часто автоматизируют управление задвижками. Это осуществляется с помощью механических или более сложных их видов – пневматических и электрических – приводов.

Пневматика устанавливается на задвижках с большим ДУ, а электрические приводы могут перекрывать потоки на любых, в том числе – самых маленьких задвижках.

Рабочие среды

Для каждой модели предусмотрена своя рабочая среда, которая удовлетворяет технологичным нормам. Однако если описывать в целом, в условиях какой среды их можно эксплуатировать, то в обобщенном виде их перечень выглядит следующим образом:

  • вода;
  • пар;
  • масло;
  • нефть;
  • природный газ;
  • жидкие неагрессивные нефтепродукты;
  • неагрессивные жидкие и газообразные среды.

Кстати, такая рабочая среда как и вода требует уточнения. Одни предназначены для эксплуатации с критическими температурами, например, в отопительных системах, а другие – нет.

Задвижка клиновая — назначение и область применения

Задвижкой называют тип запирающей арматуры с затворным элементом, сдвигающимся под углом 90 градусов относительно направления движения транспортируемого рабочего тела.

Обычно задвижки применяют в трубопроводных магистралях диаметром свыше 50 мм. Рабочей средой при их использовании выступают любые жидкости (нефть, обычная и морская вода), пар, газ, сыпучие вещества. Если для транспортировки используют агрессивные химические вещества или рабочее тело имеет высокую температуру, задвижки выпускают соответственно из коррозионно-устойчивых и термостойких материалов.

Стоит отметить, что чугунные задвижки по госстандарту не рекомендуется устанавливать в трубопроводы, транспортирующие газообразные вещества.

Задвижка клиновая и примеры затворных приводов.

Рис. 2 Виды приводов затворной арматуры

Температурные режимы

Температуры, при которых в нормальном режиме могут эксплуатироваться задвижки, зависят от того, из какого материала они выполнены:

  1. Углеродистая сталь. Металл маркировки 35Л, 25Л, 20Л (модели 30с64нж, 30с41нж, 30с15нж), используется с неагрессивными средами (пар, вода, нефть и нефтепродукты, природный газ). При этом необходимо придерживаться определенной температуры окружающей среды – от −40°С — +40°С, а температура внутри трубопровода – от − 40°С до +425°С
  2. Легированная сталь. Продукция из такого металла еще называются «холодные», так как их установка допускается даже на Крайнем Севере, где температура воздуха достигает показателя −60 °С. К такому типу относятся запирающие устройства следующих маркировок — 30лс64нж, 30лс41нж, 30лс541нж. Внешне их можно отличить по тому, что их красят в синий цвет.
  3. Нержавеющая сталь. Свойства нержавейки позволяют использовать ее для транспортировки агрессивных коррозийных сред и при температурных режимах от −60 °С — +525 °С.

Классификация задвижек с клином

Клиновые задвижки (ЗКЛ) в зависимости от конструкции и используемых при производстве материалов разбивают на следующие группы:

По типу привода:

  • Ручные — резьбовой шток (шпиндель) с закрепленным на нем клином перемещается за счет приложения физического усилия человека при вращении штурвала (маховика).
  • Электрические — шпиндель с затворным элементом вращает электромотор.
  • Гидравлические – клиновую заслонку возвратно-поступательно перемещает шпиндель, связанный с гидроприводом.
  • Пневматические — на шток с клином действует сжатый воздух, и он поступательно перемещается перпендикулярно транспортируемому потоку.

По материалу изготовления корпуса:

  • Сталь — арматура обладает наилучшими прочностными характеристиками.
  • Чугун — преимущества данного вида изделий – дешевизна.
  • Цветные металлы — арматура рассчитана на применение в химически агрессивной среде и обладает наихудшими прочностными характеристиками в сравнении со сталями и чугуном.

По технологии производства корпусных деталей:

  • Литые. Основной метод при изготовлении любых типов арматуры и единственный для чугуна.
  • Комбинированные. Корпусные детали получают методом штамповки или ковки, после соединяют между собой сваркой.

По конструкции затвора:

  • С цельноотлитым клином. Конструкция запорной детали выполнена из цельной заготовки с двумя скошенными контактными поверхностями.
  • С упругим клином. Клин состоит из двух дисковых затворов с ребрами, в которые упирается раздвигающий их пружинящий элемент.
  • С двумя дисками (составным клином). Между двумя рабочими дисками размещается грибообразный элемент, который прижимает их к седловым кольцам после контакта клина с ними или дном седла.

Считается, что такое конструктивное исполнение наиболее удачно с точки зрения износостойкости затворного узла.

Устройство модели Hawle (с неподвижным шпинделем).

Рис. 3 Задвижка клиновая Hawle (с неподвижным шпинделем)

Статья по теме:

Задвижка с обрезиненным клином 30ч39р – характеристики, применение. В статье подробно рассказывается про клиновые задвижки 30ч39р, где применяют, характеристики и типоразмеры, а также, как устанавливать и эксплуатировать. Возможно будет интересно почитать.

Задвижка клиновая для трубопровода: стальная, латунная, с выдвижным шпинделем

Чтобы сделать комфортной и безопасной подачу воды и отопления в здания различного предназначения, важно не только выбрать правильные трубы и хорошо их уложить. Здесь важна каждая деталь, в том числе и арматурное оборудование. Задвижки используются во всех видах стальных систем. Чтобы правильно выбрать продукт, следует ознакомиться с его особенностями, плюсами и минусами.

Задвижка клиновая

Клиновые задвижки применяют для отключения-подачи потока жидкости в трубопроводах самого разного назначения

Основные характеристики

Задвижка клиновая – это один из видов запорного арматурного оборудования для трубопроводов различного предназначения.

Она применяется для систем горячего и холодного водоснабжения, отопительных коммуникаций. Кроме того, устройство используют в системах, предназначенных для транспортировки жидких углеводородов, сжатого воздуха, а также других химикатов, к влиянию которых материал изделия невосприимчив.

Читайте также  Фланцевое соединение стальных труб: их плюсы и область применения

Клиновая задвижка также популярна в газотранспортной и нефтяной промышленности, в сфере энергетики и системах жилищно-коммунального хозяйства.

Применяется такая деталь исключительно в роли запирающего элемента, так как режим эксплуатации предполагает только две фазы – открыто/закрыто (т.е. без промежуточных фаз).

Задвижка клиновая

Клиновая задвижка — это вариант запорной арматуры, с ее помощью можно только перекрыть или открыть движение носителя по трубопроводу

Изготавливают такое устройство из различных материалов по разным методикам. В зависимости от этого они распределяются на типы, которые используются для конкретных целей, в зависимости от свойств.

Плюсы запорного устройства

Популярность задвижек клиновых латунных на рынке сантехнического оборудования и в сфере промышленности обоснована существенными преимуществами деталей. Среди них:

  • несложная комплектация. Простота конструкции изделия облегчает работу с ним, а также установку и ремонт;
  • небольшая строительная длина;
  • малое гидравлическое сопротивление;
  • универсальность. Сталь – плотный и прочный материал, невосприимчивый к коррозии и влиянию некоторых химических веществ. Поэтому такое устройство можно применять в самых разных системах как по напору, скорости транспортировки рабочего вещества, так и по объемам. Кроме того, широк и сам спектр веществ, для работы с которыми можно применять задвижки;
  • долговечность. Благодаря свойствам материала и простоте конструкции, клиновая задвижка с невыдвижным или выдвижным шпинделем будет служить долго и бесперебойно, а если и потребуется ремонт, то он не окажется слишком сложным и дорогостоящим;
  • возможность транспортировки веществ в обоих направлениях;
  • простота использования. Вам не потребуется больших усилий для открытия/закрытия. Кроме того, для большего облегчения этой задачи в крупных системах устанавливают редуктор;
  • плавность при закрытии. Использование такого оборудования как латунная задвижка с невыдвижным или выдвижным шпинделем способствует обеспечению безопасности от гидравлических ударов, в некоторых случаях приводящих к деформированию и даже нарушениям целостности трубопровода.

Задвижка клиновая

Клиновые задвижки производятся самых разных размеров и устанавливаются даже на трубы из полимеров

Минусы задвижек

Несмотря на большое количество преимуществ, все же это оборудование не идеально. В некоторых случаях рекомендуется его не использовать или соблюдать при эксплуатации определенные правила. К его основным недостаткам и ограничениям на использование относят следующие:

  • большая строительная высота. В особенности это касается задвижек с выдвижным шпинделем. При открывании их нужно пространство высотой больше одного диаметра трубопровода;
  • длительность процедуры открывания/закрывания. Это делает систему менее оперативной, что в некоторых случаях усложняет работу с ней;
  • невозможность работы с веществами, содержащими крупные твердые включения;
  • низкий уровень износоустойчивости уплотнительных элементов в корпусе и затворе. Этот недостаток чреват дополнительными сложностями и затратами на ремонт. Несколько лучшими показателями в этом аспекте отличаются детали с выдвижным шпинделем, так как он не подвержен влиянию агрессивной среды;
  • маленький допустимый перепад давления в затворе. То есть, при большем перепаде возможны сбои в работе устройства;
  • относительно большие затраты времени, требующиеся для отвинчивания и завинчивания устройства.

Материалы и способы изготовления

Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем бывают разных видов в зависимости от их свойств и особенностей конструкции. Данное устройство может изготавливаться посредством литья или сварки. Первый метод характерен для изделий из стали и титановых сплавов.

Задвижка клиновая

Корпус задвижки может быть изготовлен при помощи технологии литья — для этого применяют специальные сплавы металлов

Технология производств не сложна:

Сначала стальные листы подают на конвейер, предварительно проверив их на наличие ржавчины либо окалины и удалив при надобности данные недостатки.

Затем их штампуют. Делается это на специальном станке, который совершает пластическую деформацию материала, зажимая лист между верхней и нижней поверхностью формовочного устройства. Получившиеся заготовки задвижек клиновых с выдвижным и невыдвижным шпинделем сваривают, тщательно проваривая все участки. Швы проверяются на крепость и износоустойчивость.

Литье также весьма распространено. Данный способ применяется относительно деталей из чугуна, алюминиевых сплавов, а также для стали. Однако детали, изготовленные таким способом, отличаются несколько худшими показателями в плане прочности и долговечности. Штампосварные задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем изготавливаются из более прочного сырья и по своей конструкции более прочны.

Важной деталью являются еще и уплотнительные элементы. Их производят разных видов:

  • с кольцами (латунными или из фторопласта);
  • без колец;
  • с защитной антикоррозионной наплавкой;
  • с резиной, которой может быть покрыт клин (если задвижка клиновая).

Клиновая задвижка: классификация

Специфика латунных клиновых задвижек с выдвижным либо же невыдвижным шпинделем состоит в наличии клина – приспособления, которое выполняет функцию затвора, входя в позиции «закрыто» плотно между двумя седлами, расположенными по отношению друг к другу под углом.

Задвижка клиновая

От вида клина в задвижке зависит герметичность устройства и простота работы с ним

В зависимости от вида клина они классифицируются на виды.

Жесткий клин. Такое устройство обеспечит надежную герметизацию затвора. Однако есть определенные недостатки: первое — в случае неполадок (заклинивание) будет трудно справиться с такой проблемой, и понадобится внушительная физическая сила; второе – для достижения эффекта герметичности, нужно очень точно рассчитать размеры и угол между седлами; третье – задвижку (с выдвижным и невыдвижным шпинделем) будет трудно или даже невозможно открыть в случае, если произошел существенный перепад температуры рабочего вещества, а также если оборудование повреждено коррозией или изношено.

Двухдисковый клин. Это более совершенное изделие. Хотя данный тип отличается более сложной конструкцией, чем предыдущий, однако это с лихвой окупается его преимуществами. Во-первых, использование таких задвижек с выдвижным и невыдвижным шпинделем уменьшает вероятность заклинивания. Во-вторых, требуется меньше усилий при работе с ними. Кроме того, в устройствах такого вида проще достигается герметичность затвора, потому что диски сами подстраиваются под угол между седлами. Это делает мелкие погрешности в расчетах несущественными.

Упругий клин. Он сочетает в себе все преимущества двух предыдущих устройств клиновых задвижек. В случае использования данного вида запорного оборудования в конструкциях с выдвижным и невыдвижным шпинделем не нужна точная подгонка корпуса, как в ситуации с жестким аналогом, а конструкция его более простая, чем у двухдискового. По сути, данное приспособление – это тот же двухдисковый клин. Отличаются они только соединительным элементом – в данном случае он эластичный. Конечно, это снижает способность дисков саморегулироваться под корпус изделия, однако обеспечивает большую устойчивость к перепадам температурного режима.

Задвижки с выдвижными и невыдвижными шпинделями

При выборе арматурного оборудование обращайте внимание на расположение ходового узла , представляющего собой резьбовое соединение шпиндель-гайка. От типа этого соединения напрямую зависит сфера возможного применения устройства.

Задвижка клиновая

Задвижка с выдвижным шпинделем — наиболее надежный и долговечный вид подобного оборудования

Бывает этот элемент двух видов:

Выдвижной. Это тип устройств со шпинделем, расположенным вне корпуса задвижки, нижним концом он соединяется с затвором и в позиции «открыто» выдвигается на высоту одного затвора. Такие приспособления применяют в условиях повышенных требований к надежности оборудования. Они прекрасно подходят для таких целей, так как обеспечивают простой и быстрый доступ к ходовому узлу со шпинделем и предотвращают деструктивные процессы вследствие влияния рабочей среды.

Невыдвижной. Это конструкция со шпинделем, погруженным в рабочее вещество. Конечно, такое устройство выигрывает перед устройствами с выдвижным шпинделем с точки зрения компактности и строительной массы, однако значительно уступает по долговечности и износоустойчивости.

Клиновая задвижка – это один из самых популярных типов запорной арматуры, так как является надежной и простой в обслуживании и применении. Соединение ее с трубами, как правило, фланцевое – оно позволяет неоднократно производить монтаж и демонтаж участка трубопровода. А это важно для быстрого и своевременного ремонта в случае необходимости.

Клиновая с невыдвижным шпинделем

zadvizhka klinovaya

Здравствуйте, дорогие читатели. Всем доводилось, наверное, сталкиваться с прорывом трубопроводов. Причем чаще всего это случалось в местах, где была установлена так называемая клиновая задвижка. Что это такое?

Для надежного перекрытия потока жидкости или иной рабочей среды в строительных трубопроводах широко используются запорную арматуру. Наиболее популярный и простой вариант – задвижка, то есть устройство для прекращения потока рабочей среды путем с помощью широкой плоской детали (клина», полностью перекрывающего зев трубопровода.

Устройство и принцип работы клиновой заглушки

Устройство относится к классу запорной арматуры. Конструкция включает в себя элементы корпуса, соединяющего два участка трубопровода, и двигающийся с помощью резьбового штока плоский клин или иная затворная деталь.

ustroystvo klinovoy zadvizhki

Конструкция представляет собой корпус и крышку, которые при соединении образуют полость для рабочей среды (под далением). Внутри это полости помещен затвор. Его перемещение между седлами (они располагаются параллельно или под небольшим углом схождения) происходит вертикально, то есть перпендикулярно оси обоих седел и подведенных к ним отверстий, соединенным с трубопроводами. Изменение положения затвора (в открытом или закрытом состоянии) обеспечивается резьбовой парой шпиндель-ходовая гайка.

Вместо резьбового шпинделя может использоваться шток, который совершает только поступательное движение. Такое решение применяется в гидро- или пневмоприводах.

Для ручной регулировки на конце шпинделя устанавливается штурвал (маховик). Уплотнение шпинделя (штока) обеспечивается втулками и сальниками.

Изделие отличается небольшой строительной шириной и относительно большой высотой. Это объясняется необходимостью обеспечить свободный ход штока не менее чем на диаметр отверстия. Небольшой ролик поможет уяснить принцип работы механизма.

Устройство и принцип работы

Рис.2 Изображение устройства в разрезе

Конструкция задвижки состоит из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • фланцев;
  • шпинделя;
  • затвора в виде клина;
  • ходовой гайки.
  • махового колеса;

Некоторые модели предусматривают установку редуктора или электропривода.

content img

1 – корпус; 2 – затвор; 3 – шпиндель; 4, 6, 7, 9 – уплотнение; 5 – болтовое крепление; 8 – сальник; 10 – гайка; 11 – шайба; 12 – маховик.

Рис. 3 Устройство

Корпус с закрепленной при помощи резьбовых соединений крышкой и фланцевым узлом является основной частью задвижки и содержит проходной канал.

Для изготовления корпусных элементов модели 30ч39р используется серый чугун марки СЧ20.

Внутри корпуса задвижки размещены кольцевые седла затвора, выполненные из бронзы или латуни. Функцию затвора выполняет обрезиненный клин.

Затворное устройство с обрезиненным клином перемещается при вращении шпинделя из нержавеющей стали с наружной резьбой.

Нижний конец штока в модели 30ч39р по резьбе соединен с затвором. Вверху шпиндель входит в упорную латунную гайку, размещенную на крышке корпуса.

Механизм приводится в действие вращением чугунного маховика по часовой стрелке для закрытия канала и в обратном направлении для его открытия.

Уплотнения запорной арматуры 30ч39р изготавливаются из резины и иных эластомеров.

  • Во избежание протечек между шпинделем и корпусом прокладывается сальник.
  • Для защиты от коррозии корпусные части задвижек покрывают эпоксидно-порошковой краской.

Где применяют клиновые задвижки

Запорную арматуру с клиновыми элементами применяют на трубопроводах местного и магистрального значения. Допустимо использование в широком диапазоне температур, давления и диаметра трубопровода – до 565 градусов Цельсия, 25 Мпа и 2000 мм соответственно. Удобны для тепло- , газо- и водоснабжения, транспортировки нефти и газа в промышленных масштабах.

Один из вариантов применения – внутридомовые и транспортные коммуникации (например, система трубопроводов корабля или подводной лодки).

Выбор автоматизированной или управляемой вручную задвижки зависит от диаметра трубопровода, давления в трубах (а также температуры) и других эксплуатационных особенностей коммуникаций.

Материалы для изготовления клиновых задвижек

Чтобы не ошибиться в выборе нужного запорного устройства, надо предварительно составить схему будущих коммуникаций, определить условия эксплуатации. При выборе важно учитывать условия, при которых используются запорные устройства.

применение

Для работы при низких показателях давления подойдут чугунные сплавы, для средних давлений и при работе с агрессивными средами используют задвижки из бронзы и сплавов цветных металлов, для работы под высоким давлением — стальные.

Нормы EN определяют материалы и для различных элементов задвижек:

Название детали Материалы для изготовления
1 Корпус Углеродистая сталь Нержавеющая сталь
30лс76нж, 30лс41нж, 08Х18Н10 (10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т, для агрессивных сред)
2 Крышка 30лс41нж, 30лс541нж 08Х18Н10, 12Х18Н10Т
3 Затвор, диски 30лс76нж, 30лс41нж, 30лс541нж 10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т
5 Шток 30лс76нж, 30лс41нж, 30лс541нж 10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т
6 Болт 30лс41нж, 30лс541нж 03Х18Н11
7 Шпильки 30лс41нж, 30лс541нж 03Х18Н11
8 Втулка штока 3% C, от 13,5% до 36% Ni, иногда меди до 6,5% и хрома (иногда высокого сплава, такого как никель), молибдена, кремния
10 прокладка Графит, фторопласт
11 сальник Графит, фторопласт,
Читайте также  Монтаж клапанов на трубопроводах

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно выбрать и установить водопроводный кран?

Достоинства и недостатки задвижек клинового типа

Стоит отметить позитивные и негативные особенности стальных и чугунных клиновых задвижек:

  • благодаря малому гидравлическому сопротивлению они удобны для установки на магистральных трубопроводах с высокой скоростью и напором рабочей среды. Закрывание и открывание отверстия происходит плавно, это позволяет избежать гидравлического удара в системе;
  • конструкция не сложна, это повышает работоспособность и ремонтопригодность изделия. Однако ремонт, установка и чистка устройства затруднены в силу постоянного движения (или напора – при состоянии «закрыто») потока в магистрали;
  • в силу конструкции не могут использоваться для регулировки расхода рабочей жидкости (газа), но не среды с твердыми включениями. Применяется только для обеспечения транспортировки или прекращения потока. Мгновенное действие невозможно, длительность периода перевода устройства из положения «закрыто» в положение «открыто» и наоборот зависит от скорости ручного привода штока (для всех моделей, кроме автоматических). При этом допустимо движение рабочей среды в обе стороны, без изменения сопротивления;
  • уплотнительные элементы в клиновых задвижках подвержены быстрому износу.

Интересно: обычно устройства выполняются полнопроходными, то есть диаметр отверстия в корпусе отличается от диаметра трубопровода на 2…15% в сторону уменьшения. При этом сужение выполняется для того, чтобы уменьшить крутящий момент при изменении положения штока (управление задвижкой).

Запорная арматура, в зависимости от диаметра магистральной трубы, выполняется из стали и сплавов на основе черного металла. Более легкие сплавы (алюминиевые, латунные, силуминовые) допустимы только при стабильной температуре рабочей среды и давлении менее 0,5 Мпа.

Задвижки чугунные с обрезиненным клином

Чугунная задвижка с обрезиненным клином отличается незначительным гидравлическим сопротивлением, поэтому в особенности востребована при комплектации магистральных трубопроводов, транспортирующих среды с высокой скоростью потока. узлы отличаются простотой сборки, благодаря чему облегчается их обслуживание, обеспечивается безотказность работы. Сравнительно небольшая строительная длина и компактные габариты предопределяют возможность монтажа в стесненных условиях.

Стальные и чугунные задвижки с обрезиненным клином адаптированы для работы в транспортных и технологических трубопроводах с рабочим давлением до 25 Мпа, температурой до 565 градусов С, диаметром от 15 до 2000 мм. Они могут иметь фланцевый или межфланцевый тип монтажа. Могут иметь полнопроходное сечение или быть суженными, последние демонстрируют низкие износ уплотнительных поверхностей. Для трубопроводов больших диаметров выпускаются только полнопроходные конструкции.

Универсальная задвижка с обрезиненным клином фланцевая применяется в качестве запорной арматуры, она не предназначена для регулирования расхода и скорости движения потока. Клин в процессе эксплуатации должен фиксироваться в конечных положениях «открыто» или «закрыто». При среднем положении происходит сильный износ запорного органа, деформация, которые приводят со временем к утрате его функциональности.

Разновидности клиновых задвижек

В зависимости от особенности конструкции задвижки и компоновки, выделяют разные типы запорной арматуры.

  • Шиберная – иначе называется ножевой. Запирающее устройство представляет собой плоскую пластину между двух фланцев. Применимо для сред с наполнением и примесями (например, канализационных стоков). При этом герметичное отсечение потока не обеспечивается, но при изготовлении шибера в виде ножа допустимо измельчение примесей в рабочей среде.
  • Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем – разновидность клиновой. Между двумя седлами вклинивается не одна деталь, а две – плоские диски, разжимаемые малым клином. Благодаря плотному прилеганию к уплотнителям седел, соединение становится герметичным.
  • Клиновая – принцип работы тот же, что и у параллельной, но к седлам прижимается единая деталь – обрезиненный клин.
  • Шланговые – этот механизм условно относится к задвижкам, поскольку в нем нет седел. Металлические детали конструкции изолированы от рабочей среды шлангом из специально резины. Для перекрытия потока шланг пережимается штоком (шпинделем).

vidy zadvizhek

По материалу корпуса задвижки разделяют на:

  • чугунная – литые;
  • стальные (25-Л2, Ст3, 12Х18Н9ТЛ) – литые и штампосварные (сварка заготовок, изготовленных из листа путем штамповки);
  • алюминиевые (сплавы на основе алюминия) – литые.

Кроме перечисленных металлов для уплотнительных колец применяется фторопласт, латунь, уплотнения клина и шланг в шланговых задвижках изготавливают из специальной резины. Свойства резины подбираются соответственно рабочим условиям трубопровода. Задвижка клиновая латунная – вариант для слабо нагруженных коммуникаций.

По типу управления:

  • при помощи электрического привода, пневмо- или гидропривода;
  • ручное – для вращения штока применяется маховик (штурвал).

Как уже говорилось, при ручном управлении возможно два варианта движения рабочего органа – вверх-вниз (шток), вверх-вниз с вращением (шпиндель). При этом клин (диски, шибер) закреплены на шпинделе так, чтобы осуществлять только поступательное движение. В автоматизированных устройствах обеспечение вращения не рационально, поэтому используется конструкция со штоком.

Устройство и принцип действия

Основные детали клиновых задвижек

  • корпус,
  • затвор,
  • шток,
  • штурвал,
  • сальниковый узел,
  • крышка корпуса,
  • направляющий диск.

схема

Устройство работает по принципу винтового домкрата: вращение штурвала влево перемещает шток вверх вместе с затвором.

Направляющий диск (их два по обе стороны затвора) запрессован в посадочное гнездо под углом. Оба диска образуют форму клина. Положение между направляющими дисками занимает круглый плоский затвор. Такая конструкция обеспечивает герметичное перекрытие потока, даже при высоких давлениях и скорости.

По способу линейного перемещения клинового затвора задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным штоком.

Рекомендуем ознакомиться: Назначение и применение обратных межфланцевых клапанов

Задвижка с выдвижным штоком

Задвижка с выдвижным штоком позволяет контролировать положение затвора по выдвинутой части штока во время вращения штурвала.

Линейное перемещение штока действует по принципу винтового домкрата, используя вращение штурвала. Шток при этом выдвигается вверх, увлекая затвор, который скользит вдоль пластин, заходит в пространство корпуса под крышкой.

Вращение открытия выполняют влево. Закрытие по часовой стрелке – вправо.

Сальниковое уплотнение прижимается крышкой, которая упирается в прижимную втулку, надетую на шток. Если поджать гайки, то крышка упрется в прижимную втулку, которая будет поджимать сальники штока.

Обратите внимание! Сальниковый узел надо периодически поджимать, потому что уплотнение изнашивается. Если этого не делать появятся пропуски через сальниковый узел. Выдвижной шток контролируется высотой хода.

Задвижка с невыдвижным штоком

Чтобы открыть затвор — производят вращение штурвала по часовой стрелке. Конструкция уменьшает длину штока, убрав винтовую часть внутрь корпуса.

с невыдвижным

При использовании задвижки с невыдвижным штоком при вращении маховика трудно определить позицию затвора, поэтому перед монтажом важно проверить число оборотов от позиции «закрыто» до «открыто», затем нанести на штурвале стрелку вращения, позицию, число оборотов для удобства использования.

Принцип действия задвижки с не выдвигающимся штоком напоминает работу съемника: винтовая часть штока вворачивается в затвор, и он по направляющим дискам входит в пространство корпуса под крышку.

Механизм устройства открывания

Ходовой механизм клиновой задвижки (резьбовая пара шпиндель-гайка или шток) могут находиться в полости устройства в рабочей среде или вне ее. В первом случае шпиндель задвижки является не выдвижным, во второй – выдвижным.

Для задвижки с невыдвижным шпинделем характерно погружение узла шпиндель-гайка в тело рабочей среды. Высота положения шпинделя при изменении положения затвора не меняется, поскольку затвор соединен с гайкой и она навинчивается на стержень, поднимая тем самым затвор.

Устройство удобно в тех ситуациях, когда важны ограничения строительной высоты трубопровода (например, в подземных коммуникациях) и не подходит для ответственных магистралей.

Выдвижной шпиндель поднимается над нижним положением по мере подъема затвора, ходовая гайка остается на месте. Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая более надежна и практична, поскольку резьбовая часть устройства не подвержена коррозии от действия рабочей среды, ее легче ремонтировать и заменять при необходимости.

Более подробно о схеме задвижки, особенностях ее использования и ремонта можно узнать из ролика.

Технические характеристики

КЛИМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПО ГОСТ 15150-69

— «У» (температура окружающей среды – от минус 40 до плюс 40°С); — «ХЛ» (температура окружающей среды – от минус 60 до плюс 40°С); — «Т» (температура окружающей среды – от минус 10 до плюс 50°С).

Задвижки клиновые с невыдвижным шпинделем применяются в качестве запорного устройства на трубопроводах, транспортирующих разбавленные кислоты органической и неорганической природы, органических и окислительных сред, пара, теплой и холодной воды и других сред, по отношению к которым материалы задвижки являются устйочивыми к короззии. С помощью нее осуществляется открытие, перекрытие и регулирование потока среды в трублпроводах.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТРУБОПРОВОДУ

Направление рабочей среды – любое. Установочное положение задвижек на трубопроводе – любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости (в том числе в горизонтальном положении), рекомендуемое положение – вертикальное, приводом вверх. При установке задвижек в наклонном положении (угол наклона от вертикальной оси свыше 150°), для того чтобы исключить воздействие на трубопровод изгибающего момента из-за смещения центра тяжести изделия, рекомендуется установка опор (подпорок) под бугельный узел задвижек. Присоединение к трубопроводу – фланцевое (по ГОСТ12815-80) или под приварку. По требованию заказчика фланцевые исполнения задвижек могут поставляться в комплекте с ответными деталями (фланцы, прокладки, крепежные детали). Разделка кромок для присоединения под приварку выполняется под трубу заказчика.

УПРАВЛЕНИЕ

Управление задвижками осуществляется с помощью редуктора или электропривода. По желанию заказчика возможна комплектация изделий приводами любых отечественных и зарубежных фирм-изготовителей.

Разновидности конструкции клина

Выбор типа клина для клиновой задвижки зависит от условий эксплуатации устройства.

  1. Жесткий клин. Особенности применения: для максимально герметичного запора. Он требует точной подгонки рабочих деталей (угла сужения клина и наклона седел), может стопориться при резких температурных перепадах или повреждениях контактных поверхностей.
  2. Двухдисковая конструкция – запор состоит из двух дисков, имеющих небольшую свободу перемещения. Благодаря этому такой точной подгонки контактных поверхностей клина и седел не требуется, уменьшается риск стопора системы, хотя конструкция механизма чуть более сложна в выполнении.
  3. Упругий клин представляет собой модификацию механизма с двумя дисками. Изменение их положения друг относительно друга обеспечивается гибким элементом. Самоустановка дисков относительно контактной поверхности седел меньше, механизм в целом проще.

ГОСТы и технические характеристики

Технические требования и нормы, касающиеся изготовления, конструкции, эксплуатации клиновых задвижек и другой запорной арматуры, изложены в следующих нормативных документах.

ГОСТы периода СССР

gosty

gost result

ГОСТ 5762—2002. Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250.

Нормативными документами определяются такие технические характеристики задвижек:

tehnicheskie harakteristiki zadvizhek

Диаметры и размеры

Габаритные и установочные размеры клиновых задвижек определяются ГОСТами и ТУ и отличаются для изделий, произведенных из разных материалов, разного назначения. Так, для изделий 30ч925брМ и 30ч39р параметры приведены в таблице.

diametry zadvizhek

Модельный ряд клиновых задвижек включает в себя изделия с условным диаметром (номинальным диаметром пропускного отверстия) 15…2000 мм.

Производители и средние цены

Среди производителей можно выделить такие отечественные и зарубежные компании (ближнее зарубежье):

  • Агрокомплект, ЗАО (Россия, Подольск);
  • Армалит, ОАО (Россия, Санкт-Петербург);
  • Благовещенский арматурный завод, ОАО (Россия, Благовещенск);
  • Будава, АОЗТ (Литва, Каунис);
  • Завод элементов трубопроводов, ЗАО (Россия, Большой Исток);
  • Ивано-Франковский арматурный завод, ОАО (Украина, Ивано-Франковск);
  • ИКАР, Курганский завод трубопроводной арматуры, ООО (Россия, Курган);
  • ИнтерАрм, группа компаний (Россия, Москва).

Для задвижек из черных металлов индекс цен по указанным производителям составляет 1.9777 рублей/+12.90% (по данным Infogeo.ru).

Для зарубежных производителей (Tecofi, HAWLE, BRANDONI, UKSPAR и другие) цены колеблются в диапазоне 800…170 000 рублей, в зависимости от марки, характеристик и назначения изделия.

Монтаж

Основные правила монтажа и установки клиновой задвижки:

  • предварительно убедиться в пригодности изделия для установки по техническим характеристикам и реальной работоспособности;
  • следить за частично открытым положением затвора в процессе;
  • при номинальном диаметре устройства более 100 мм использовать дополнительные опоры;
  • для перемещения изделия с помощью подъемно-транспортной техники крепить только за монтажные проушины;
  • для подземной установки устроить основание из трамбованного грунта без острых фракций, толщина основания для бесканальной прокладки коммуникаций – не менее 200 мм;
  • после установки проверить работоспособность участка трубопровода сначала при минимальном, потом при номинальном и при максимально допустимом давлении. В процессе испытаний затвор должен быть полностью опущен или поднят.

Выбор прокладок для соединения фланцев задвижки с фланцем трубопровода следует осуществлять согласно требованиям.

Тип прокладки Рабочее давление, бар Температура, градусы Цельсия
Паронитовая До 63 -50…450
Фторопластовая До 70 -120…150
Резиновая (EPDM) До 61 0…60

Допустимые усилия при затяжке гаек приведены в таблице «Моменты затяжки шестигранных гаек фланцевого соединения».

Номинальный диаметр (DN) Гайка/болт, номинальный диаметр резьбы Момент, Нм
15…32 М10 15…30
40…65 М12 35…50
80…100 М16 75…100
125…150 М16 80…120
200 М20 150…200
250…400 М24 340…410
500 М27 340…410

Для лучшего понимания процесса монтажа, управления и подключения представлено видео об установке задвижки большого номинального диаметра в колодец подземных коммуникаций:

Источник https://spark-welding.ru/montazh-i-remont/zadvizhka-s-vydvizhnym-shpindelem.html

Источник http://trubamaster.ru/ventili-i-zadvizhki/zadvizhka-klinovaya.html

Источник https://gorgaznn.ru/montazh/zadvizhka-s-vydvizhnym-shpindelem.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: