Энергосбережение
Энергетические потребности экономики Республики Беларусь удовлетворяются в основном за счет использования органического топлива, большая часть которого импортируется. Поэтому повышение эффективности использования энергии является для республики условием устойчивого развития экономики.
Многие крупнейшие индустриально развитые страны определили для себя серьезные цели по снижению энергопотребления. Наша республика идет по такому же пути, последовательно проводя государственную политику, направленную на эффективное использование энергоресурсов. В стране осуществляется планомерная работа по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.
Департамент по энергоэффективности является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.
Основными задачами Департамента по энергоэффективности являются:
проведение единой государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии;
техническое нормирование, стандартизация и подтверждение соответствия энергопотребляющих продукции, работ и услуг, контроль за соответствием технико-экономических показателей энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования государственным стандартам, нормам и требованиям в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
участие в проведении в установленном порядке государственной экспертизы энергетической эффективности;
обеспечение в установленном порядке надзора за:
рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.
Более подробная информация о деятельности Департамента по энергоэффективности, в том числе о ходе реализации проектов по экономии и эффективному использованию энергоресурсов, внедрении новейших энергоэффективных технологий и оборудования, а также о способах экономии энергоресурсов в быту размещена на официальном сайте energoeffect.gov.by.
Основные положения нормативно-правовой базы энергопотребления и энергосбережения
В Республики Беларусь отсутствуют значимые запасы нефти и газа. Торф, бурые угли, сланцы – не могут быть широко использованы по экологическим и экономическим причинам. Национальная политика республики диктует требования по обеспечению энергетической безопасности страны. Республика Беларусь не может находиться в топливно-энергетической зависимости от стран обладающих большими запасами ТЭР. За основу своей энергетической политики необходимо брать пример стран Европы, Японии, США, которые широко внедряют в свою экономику нетрадиционные и альтернативные источники энергии. В этих странах разработаны и выполняются программы по отказу от использования нефти и газа к 2015 – 2020 г.г. Франция предложила программу по превращению пустыни Сахары в развитую сельско-хозяйственную территорию путем установки на всей ее площади солнечных электростанций. Часть полученной энергии планируется использовать для обводнения Сахары, другая часть будет передаваться по проводам в Евросоюз. Япония планирует к 2020 г. получать электрическую энергию из космоса, используя космические станции преобразующие солнечный свет в сверх частотное излучение, которое будет направлено на приемные станции Земли. США приняло программу по отказу от нефтепродуктов и по переводу экономики на нетрадиционные и альтернативные источники энергии.
Республика Беларусь, в соответствии с программой по энергосбережению энергично вводит в свою экономику «местные» энергетические ресурсы. Современное положение в обеспечении республики топливно-энергетическими ресурсами потребовало разработку законодательных актов Республики Беларусь по вопросам энергосбережения.
Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения
1. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137 «О Республиканской программе энергосбережения на 2006 — 2010 годы».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2006 г. № 255 «О мероприятиях по выполнению в 2006 году государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г. № 1290 «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г. № 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережения» (в ред. постановлений Совмина от 17.03.2004 № 302, от 16.03.2006 № 353).
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. № 1301 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы».
8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680 «Об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года».
10. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»
11. Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 утверждена Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь
12. Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 утверждена Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года.
Стандарты в области энергосбережения
В соответствии с Республиканской программой энергосбережения на 2006–2010 гг. научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) разработаны стандарты в области энергосбережения:
- СТБ 1770 – 2007 Термины и определения;
- СТБ 1771 – 2010 Энергопотребляющее оборудование;
- СТБ 1772 – 2010 Методы подтверждения соответствия показателей энергоэффективности;
- СТБ 1773 – 2010 Показатели энергоэффективности;
- СТБ 1774 – 2010 Энергетический паспорт потребителя ТЭР;
- СТБ 1775 – 2010 Классификация показателей;
- СТБ 1776 – 2010 Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов;
- СТБ 1777 – 2010 Системы управления энергосбережением. Требования.
Стандарты предназначены организациям (СТБ 1770 – СТБ 1775) для создания системы управления энергосбережением (СТБ 1777 – 2010), а также, для энерго-аудиторов, проводящих энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов (СТБ 1776 – 2010).
Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.
Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:
- добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;
- производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.
- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;
- реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;
- информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;
- разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.
Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:
- осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
- разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
- приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
- создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР;
- вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
- повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;
- осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
- создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
- реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
- информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
- обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
- создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.
В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
- республиканского и местного бюджетов;
- республиканского фонда энергосбережения;
- юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;
- инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
- инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
- льготные кредиты;
- инвестиции по линии Всемирного банка;
- другие источники.
Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.
Подведены итоги реализации Республиканской программы энергосбережения за 2006–2010 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 г. № 137. Достижение установленных в ней показателей планируется обеспечить за счет выполнения высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий, в том числе:
- развития на предприятиях современной энергетики с реконструкцией котельных в ТЭЦ, на основе внедрения когенерационного оборудования (газопоршневых и газотурбинных установок), позволяющего обеспечить выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива 150 – 170 г/кВт•ч и заместить выработку электроэнергии на Лукомльской и Березовской ГРЭС с удельным расходом свыше 320 г/кВт•ч, при этом практически исключаются потери на транспорт электроэнергии в электрических сетях;
- внедрения новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики, позволяющих в отдельных случаях на порядок снизить удельный расход энергоресурсов на выпуск единицы продукции;
- утилизации тепловых и горючих вторичных энергоресурсов, прежде всего в организациях нефтехимической отрасли, для последующего их использования в технологических процессах и для производства тепловой энергии, что позволяет значительно снизить долю энергоресурсов в себестоимости продукции;
- оптимизации схем теплоснабжения и передачи тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ для увеличения объема выработки электрической энергии на тепловом потреблении;
- децентрализации теплоснабжения в сельской местности с ликвидацией длинных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, что позволяет исключить потери тепловой энергии в теплосетях, сопоставимые и даже превышающие объем потребления тепла у конечного потребителя;
- внедрения регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой, обеспечивающего экономию 25-40 % потребления и, следовательно, снижение выработки электроэнергии на конденсационных электростанциях, двукратную экономию денежных средств у потребителей,
- и других мероприятий.
Низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (далее – ТЭР), доминирующая доля одного вида топлива в топливно-энергетическом балансе – природного газа, импорт ТЭР преимущественно из одной страны стали дестабилизирующими факторами, ослабляющими энергетическую безопасность республики. Прирост производства валового внутреннего продукта с относительно высокой его энергоемкостью, а также уменьшение добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствовало возрастанию зависимости республики от поставок топлива из-за пределов страны. Увеличение использования местных ТЭР в определенной степени нейтрализует все перечисленные факторы.
Основной целью утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 года № 399 Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах (далее – Государственная программа) является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения при соблюдении экологических требований и, в конечном итоге, обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели базируется на реализации комплекса мероприятий, включающих:
- — централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей;
- — государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на топливо;
- — сбалансированную модернизацию и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы;
- — изменение динамики возрастной структуры основных фондов Белорусской энергосистемы на первом этапе в сторону стабилизации достигнутого уровня, а на втором — постоянного их омоложения;
- — разработку и жесткий контроль реализации республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и в социальной сфере;
- — снижение затрат на производство (добычу, заготовку), транспортировку и потребление всех видов топлива, тепловой и электрической энергии;
- — постепенную диверсификацию поставщиков различных видов топлива в республику;
- — максимальное вовлечение в топливный баланс экономически оправданных объемов местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Во исполнение пятилетних республиканских программ энергосбережения ежегодно формируются региональные и отраслевые программы энергосбережения, а также программы предприятий, в результате выполнения которых в народном хозяйстве республики внедряются конкретные энергоэффективные технологии и оборудование, обеспечивающие энергосберегающий эффект.
Энергосбережение
Задачей Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» является повышение энергоэффективности, т.е. повышения уровня использования всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологии.
Основным показателем повышения эффективности использования ТЭР в результате внедрения мероприятий по энергосбережению является экономия ТЭР.
План мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» разрабатывается по следующим основным направлениям:
- модернизация электрогенерирующих мощностей;
- повышение эффективности работы ТС;
- оптимизация схем теплоснабжения;
- передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ;
- мероприятия, направленные на снижение расхода теплоты на транспорт в ТС;
- внедрение и эксплуатация РЭП;
- внедрение энергоэкономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением;
- мероприятия, направленные на снижение расхода электроэнергии на транспорт в ЭС;
- прочие мероприятия (организационные, экономические и другие).
Разработка мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» основана на выполнении требования нормативно-правовых документов Республики Беларусь в области энергосбережения (закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», «Положение о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц», утв. постановлением Совета Министров РБ №855 от 14.10.2015г. и т.д.).
Система разработки и внедрения мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» включает: правильный выбор объекта, пути и способы выявления внутренних резервов экономии ТЭР, создание благоприятных производственных, организационных, финансовых условий для реализации разработанных мероприятий по экономии ТЭР и ликвидации потерь ТЭР.
Перед включением мероприятий в план производится оценка (технико-экономическое обоснование) эффективности внедрения мероприятий с целью выбора оптимального варианта реализации мероприятий и очередности их реализации.
РУП «Минскэнерго» осуществляет разработку (обобщение) Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на основании предложений филиалов. Определяются линия и источники финансирования плана, объемы финансирования внедряемых мероприятий и проектных работ на год.
ГПО «Белэнерго» доводится показатель по энергосбережению (в т.у.т.) на предстоящий год.
Выполнение показателя по энергосбережению обеспечивается реализацией Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго».
Задание по энергосбережению на 2021 год доведено поквартально приказом ГПО «Белэнерго» от 29.03.2021 №59 «О некоторых вопросах экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в 2021 году» (в редакции приказа от 30.12.2021 №334) – 31,5 тыс.тут.
Планом мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на 2021 год запланировано выполнение 18 энергосберегающих мероприятий.
При запланированных планом к внедрению в 2021 году 15 мероприятиях выполнено 16 (в т.ч. 1 дополнительное).
Экономия ТЭР за январь-декабрь 2021 года составила 36664,2 тут (116,4% от задания январь-декабрь — 31,5 тыс. тут).
Количество мероприятий (нарастающим итогом), внедренных в отчетном периоде по РУП «Минскэнерго»
Источник https://gosstandart.gov.by/saving-energy
Источник https://myshanka.schools.by/pages/osnovnye-polozhenija-normativno-pravovoj-bazy-energopotreblenija-i-energosberezhenija
Источник https://web.minskenergo.by/energosberezhenie/