Постановление Государственного комитета по стандартизации РБ№ 40 от 01.08.2007. Об утверждении Инструкции по расчету целевых показателей по энергосбережению

 

Целевой показатель по энергосбережению: считаем правильно

Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» установлен жесткий контроль за выполнением государственными организациями и хозяйственными обществами, в отношении которых государство обладает долями (акциями) в их уставных фондах, доведенных им показателей по экономии ресурсов.

Советом Министров Республики Беларусь в качестве одного из основных целевых показателей социально-экономического развития республики ежегодно устанавливается целевой показатель по энергосбережению, который доводится республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областям и г. Минску.

В связи с этим встает вопрос о снижении расхода энергоресурсов. Однако могут возникнуть ситуации, при которых энергозатраты не только не снижаются, несмотря на все проводимые мероприятия по энергосбережению, но и, наоборот, увеличиваются. В связи с этим при расчете целевого показателя по энергосбережению необходимо учитывать сопоставимые условия базисного и отчетного периода. В данной статье мы расскажем, как правильно рассчитать целевой показатель с учетом факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления.

Постановлением Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 40 утверждена Инструкция по расчету целевых показателей по энергосбережению (далее — Инструкция), согласно которой для объективной оценки целевого показателя по энергосбережению отчетного периода к сопоставимым условиям приводятся обобщенные энергозатраты базисного периода. Сопоставимые условия — это совокупность факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления, но не отражающих работу по энергосбережению.

Для организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, целевым показателем по энергосбережению является разность между темпами изменения обобщенных энергозатрат в сопоставимых условиях и объемов производства промышленной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

К факторам отчетного периода, связанным с изменением энергопотребления, относятся:

для областей и г. Минска при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:

  • отличие фактического и расчетного значения (разница между потреблением и выработкой) перетоков электроэнергии;
  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
  • ввод нового жилья;
  • замещение импортируемых видов топлива местными видами (далее — МВТ);

для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции:

  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов строительно-монтажных работ (далее — СМР), выполняемых собственными силами, если они превышают темпы изменения объемов продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов услуг (транспортировка нефти и природного газа);
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ;

для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции (социально-бюджетная сфера, оказание услуг связи, бытового обслуживания, осуществление перевозок железнодорожным и другим транспортом, кроме жилищно-коммунального хозяйства:

  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
  • темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
  • темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами;
  • темпы изменения выручки от реализации товаров, работ, услуг (если не учтено вышеперечисленными показателями);
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ;

для Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:

  • увеличение подключенной нагрузки к котельным Министерства жилищно-коммунального хозяйства за счет ввода нового жилья и объектов социально-культурной сферы;
  • темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ.

Рассмотрим подробнее порядок расчета увеличения обобщенных энергозатрат при возникновении факторов, связанных с изменением энергопотребления, на нескольких примерах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (53), ноябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Постановление Государственного комитета по стандартизации РБ
№ 40 от 01.08.2007. Об утверждении Инструкции по расчету целевых показателей по энергосбережению

На основании статьи 6 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 года «Об энергосбережении» Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по расчету целевых показателей по энергосбережению.

2. Признать утратившим силу постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. N 7 «Об утверждении Инструкции по расчету целевых показателей по энергосбережению» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 93, 8/9886).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 января 2008 г.

Первый заместитель Председателя В.В.НАЗАРЕНКО

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция по расчету целевых показателей по энергосбережению (далее — Инструкция) разработана в соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 года «Об энергосбережении» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 31-32, ст. 470) и предназначена для оценки выполнения целевых показателей по энергосбережению организациями, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областями и городом Минском.

2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

целевой показатель по энергосбережению — показатель, характеризующий деятельность (производственную, организационную, экономическую, научную, техническую) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по реализации мер, направленных на эффективное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) на всех стадиях их производства и потребления;

прямые обобщенные энергетические затраты (далее — обобщенные энергозатраты) — суммарный расход котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии, полученных от других организаций и использованных на производственные и коммунально-бытовые нужды, выработку энергетических носителей для их отпуска (продажи) другим потребителям и населению;

отчетный период — временной интервал, относящийся к текущему году, за который осуществляется расчет целевого показателя по энергосбережению;

базисный период — временной интервал, относящийся к предыдущему году и соответствующий аналогичному интервалу отчетного периода;

сопоставимые условия — совокупность факторов экономической и хозяйственной деятельности отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления, но не отражающих работу по энергосбережению. К сопоставимым условиям приводятся обобщенные энергозатраты базисного периода;

тонна условного топлива — учетная единица топлива с низшей теплотворной способностью 7 гигакалорий;

коэффициенты пересчета электрической и тепловой энергии в условное топливо — средняя по республике величина расхода условного топлива на отпуск энергоисточниками единицы электрической и тепловой энергии, которые ежегодно уточняются Министерством энергетики Республики Беларусь.

3. Целевой показатель по энергосбережению (основной) ежегодно устанавливается в качестве одного из основных целевых показателей социально-экономического развития республики постановлением Совета Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областям и городу Минску.

Наряду с основным целевым показателем органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому постановлением Совета Министров Республики Беларусь, которым ежегодно устанавливается задание по темпам роста объемов промышленного производства на основе динамики установленного набора товаров-представителей, устанавливается целевой показатель по энергосбережению, определяемый по темпам роста продукции в сопоставимых ценах. Этот целевой показатель доводится как индикативный для использования при доведении задания по энергосбережению подведомственным организациям.

Читайте также  Philips 58PUS8505 инструкция

4. Целевой показатель по энергосбережению для районов и областных организаций коммунальной формы собственности устанавливается областными и Минским городским исполнительными комитетами, для отдельных организаций коммунальной формы собственности — областными организациями или соответствующими районными и городскими исполнительными комитетами.

Для организаций республиканской формы собственности целевой показатель по энергосбережению устанавливается вышестоящей организацией. Для организаций с годовым потреблением более 25 тысяч тонн условного топлива целевой показатель по энергосбережению должен быть не ниже целевого показателя, установленного соответствующему региональному органу государственного управления.

Глава 2 ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

5. При расчете целевого показателя по энергосбережению используются следующие независимые и производные единицы измерения физических и экономических величин:

обобщенные энергозатраты — тонн условного топлива (т у.т.);

потребление, отпуск электрической энергии — тысяч киловатт-часов (тыс.кВт·ч);

потребление, отпуск тепловой энергии — гигакалорий (Гкал);

удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии — т у.т./тыс.кВт·ч;

удельный расход условного топлива на отпуск теплоэнергии — т у.т./Гкал;

коэффициент пересчета электроэнергии в условное топливо — т у.т./тыс.кВт·ч;

коэффициент пересчета теплоэнергии в условное топливо — т у.т./Гкал;

удельная выработка электроэнергии на тепловом потреблении — тыс.кВт·ч/Гкал.

Глава 3 РАСЧЕТ ФАКТИЧЕСКОГО ЦЕЛЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

6. Целевой показатель по энергосбережению для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей и города Минска, организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, определяется как разность между темпами изменения обобщенных энергозатрат и темпами роста объемов производства промышленной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. Значение целевого показателя по энергосбережению:

При расчете целевого показателя по энергосбережению темпы роста объемов продукции промышленности определяются:

при расчете для областей и г.Минска, органов республиканского управления, которым Совет Министров Республики Беларусь ежегодно устанавливает задание по темпам роста объемов промышленного производства, — индекс промышленного производства на основе динамики установленного набора товаров-представителей;

для государственного производственного объединения «Белтопгаз» и организаций — в сопоставимых ценах.

7. Целевой показатель по энергосбережению для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции (социально-бюджетная сфера, оказание услуг населению, осуществление перевозок железнодорожным и другим транспортом, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.), — это относительное изменение обобщенных энергозатрат в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

8. Целевой показатель по энергосбережению для государственного производственного объединения «Белэнерго» (далее — ГПО «Белэнерго») — это абсолютное изменение обобщенных энергозатрат в отчетном периоде к уровню базисного периода, достигаемое за счет:

изменения удельных расходов топлива на отпуск электроэнергии;

изменения удельных расходов топлива на отпуск теплоэнергии;

экономии ТЭР от реализации энергосберегающих мероприятий в других видах деятельности (включая транспортировку электроэнергии и теплоэнергии);

8.1. экономия (перерасход) топлива за счет изменения удельных расходов топлива на отпуск электроэнергии рассчитывается по формуле

8.2. экономия (перерасход) топлива за счет изменения удельных расходов топлива на отпуск теплоэнергии рассчитывается по формуле

8.4. экономия (перерасход) топлива в отчетном (i-м) месяце определяется по формуле

Д — большая греческая буква «дельта»

8.5. экономия (перерасход) топлива в отчетном периоде определяется по формуле

Д — большая греческая буква «дельта»

где n — количество месяцев в отчетном периоде.

Глава 4 ПРИВЕДЕНИЕ ОБОБЩЕННЫХ ЭНЕРГОЗАТРАТ БАЗИСНОГО ПЕРИОДА К СОПОСТАВИМЫМ УСЛОВИЯМ

9. Для объективной оценки целевого показателя по энергосбережению обобщенные энергозатраты базисного периода приводятся к сопоставимым условиям. В качестве сопоставимых условий учитываются факторы роста ТЭР, связанные с показателями экономической и хозяйственной деятельности, которые находят отражение в формах государственной статистической отчетности.

10. Обобщенные энергозатраты базисного периода приводятся к сопоставимым условиям по формуле

11. Для областей и города Минска при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям учитываются следующие факторы:

отличие значений фактического и расчетного (разница между потреблением и выработкой) перетоков электроэнергии;

строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);

темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;

ввод нового жилья;

замещение импортируемых видов топлива местными видами (далее — МВТ).

12. Для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, учитываются следующие факторы:

строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);

темпы изменения объемов строительно-монтажных работ (далее — СМР), выполняемых собственными силами, если они превышают темпы изменения объемов продукции промышленности;

темпы изменения объемов услуг (транспортировка нефти и природного газа);

замещение импортируемых видов топлива МВТ.

13. Для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции (социально-бюджетная сфера, оказание услуг связи, бытового обслуживания, осуществление перевозок железнодорожным и другим транспортом, кроме жилищно-коммунального хозяйства), учитываются следующие факторы сопоставимых условий:

строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);

темпы изменения объемов производства продукции промышленности;

темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;

темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;

темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами;

темпы изменения выручки от реализации товаров, работ, услуг (если не учтено вышеперечисленными показателями);

замещение импортируемых видов топлива МВТ.

14. Для Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — Минжилкомхоз) при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям учитываются следующие факторы:

увеличение подключенной нагрузки к котельным Минжилкомхоза за счет ввода нового жилья и объектов социально-культурной сферы;

темпы изменения объемов производства продукции промышленности;

темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;

замещение импортируемых видов топлива МВТ.

15. Для ГПО «Белэнерго» в качестве сопоставимых условий учитываются:

уменьшение импорта электроэнергии (перетока) и связанное с этим изменение выработки электроэнергии на электростанциях республики;

изменение выработки электроэнергии по теплофикационному циклу из-за изменения погодных условий;

снижение отпуска теплоэнергии от источников ГПО «Белэнерго» за счет оптимизации их режимов по инициативе персонала при одинаковых или более холодных температурах наружного воздуха.

16. При приведении обобщенных энергозатрат базисного года к сопоставимым условиям влияние факторов сопоставимых условий учитывается путем расчета поправок по каждому фактору:

16.1. отличие значений фактического и расчетного перетоков электроэнергии.

Изменение обобщенных энергозатрат из-за отличия между расчетным и фактическим перетоками электроэнергии в регионах определяется по формуле

Фактический переток электроэнергии определяется как разница между импортом (получение с рынка перетоков) и экспортом электроэнергии (передача на рынок перетоков).

Показатели импорта и экспорта электроэнергии определяются на основе форм государственной статистической отчетности 46-ЭС «Отчет о полезном отпуске электрической и тепловой энергии», утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 71, и 1-СВТ «Отчет об экспорте и импорте отдельных товаров», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 82, и других данных технической отчетности ГПО «Белэнерго».

Расчетный переток электроэнергии определяется как разница между потреблением и выработкой электроэнергии по данным государственной статистической отчетности по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов»;

16.2. строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы.

Увеличение (снижение) обобщенных энергозатрат определяется по формуле

16.3. ввод в эксплуатацию жилья.

Дополнительный расход тепла на отопление, связанный с приростом жилищного фонда, определяется с учетом норматива расхода теплоэнергии на 1 кв.м в месяц для энергоэффективных домов и рассчитывается по формуле

Увеличение обобщенных энергозатрат базисного периода определяется по формуле

16.4. темпы изменения объемов производства продукции промышленности.

Соответствующая поправка к обобщенным энергозатратам базисного периода определяется по формуле

16.5. темпы изменения объемов услуг (работ).

Поправка к обобщенным энергозатратам базисного периода за счет этого фактора определяется по формуле

16.6. темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами.

При изменении в отчетном периоде по сравнению с базисным объема СМР, выполняемых собственными силами, поправка к обобщенным энергозатратам базисного периода рассчитывается следующим образом:

Читайте также  Чем отличается энергосберегающий стеклопакет от обычного

для министерств и ведомств, которым целевой показатель по энергосбережению устанавливается по темпам промышленной продукции:

Д — большая греческая буква «дельта»

д — маленькая греческая буква «дельта»

для министерств и ведомств, которым целевой показатель по энергосбережению устанавливается как относительное снижение обобщенных энергозатрат:

16.7. темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства.

Поправка рассчитывается в порядке, установленном подпунктом 16.6 пункта 16;

16.8. увеличение подключенной нагрузки к котельным Минжилкомхоза за счет ввода нового жилья и объектов социально-культурной сферы.

Для организаций Минжилкомхоза величина, на которую корректируются обобщенные энергозатраты базисного периода, определяется по формуле

В целом по Минжилкомхозу и областным объединениям жилищно-коммунального хозяйства величина поправки за счет данного фактора определяется суммой поправок по организациям;

16.9. замещение импортируемых видов топлива МВТ.

Величина, на которую корректируются обобщенные энергозатраты базисного периода, определяется по формуле

16.10. уменьшение импорта электроэнергии (перетока) и связанное с этим изменение выработки электроэнергии на электростанциях республики.

Поправка определяется по формуле

16.11. изменение выработки электроэнергии по теплофикационному циклу из-за изменения погодных условий.

Поправка определяется по формуле

16.12. снижение отпуска теплоэнергии от источников ГПО «Белэнерго» за счет оптимизации их режимов по инициативе персонала при одинаковых или более холодных среднемесячных температурах наружного воздуха.

Поправка рассчитывается по формуле

Глава 5 ПОРЯДОК РАСЧЕТА ФАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В СОПОСТАВИМЫХ УСЛОВИЯХ

17. Учет сопоставимых условий в соответствии с инструкцией к государственной статистической отчетности по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» осуществляется только при расчете фактического целевого показателя по энергосбережению и не должен искажать статистические данные о фактическом потреблении топлива, электро- и теплоэнергии, обобщенных энергозатратах.

18. Расчет поправок к обобщенным энергозатратам базисного периода осуществляется на основании данных форм государственной статистической отчетности.

19. Организации осуществляют анализ потребления ТЭР, определяют величину поправок к обобщенным энергозатратам за счет сопоставимых условий и представляют расчеты вместе с подтверждающими материалами в вышестоящую организацию, областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

20. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты проводят анализ потребления ТЭР и целевого показателя по энергосбережению. Расчет поправок к обобщенным энергозатратам и обосновывающие материалы к нему представляются в Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Пример 1. Расчет целевого показателя по энергосбережению в сопоставимых условиях по области.

По данным государственной статистической отчетности:

В области за 12 месяцев, предшествующих отчетному периоду, построен и введен ряд объектов социально-культурной сферы и других объектов, не связанных с выпуском промышленной продукции (Брестская областная больница, школы, театр, дома культуры, санаторий «Ясельда», магазины, кафе, бары, очистные сооружения в Ляховичском ЖКХ и другие объекты). В соответствии с государственной статистической отчетностью по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» их суммарное потребление за отчетный период составило 3,2 тыс.т у.т.

В результате работы по замещению импортируемых видов топлива (природного газа, мазута и угля) на МВТ за отчетный период по данным государственной статистической отчетности по форме 1-топ (мест) «Отчет о расходе местных видов топлива», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 13 июня 2002 г. N 45, увеличение использования МВТ составило 27,5 тыс.т у.т.

Фактические темпы роста обобщенных энергозатрат:

При темпах роста объемов промышленной продукции 113,1% фактический целевой показатель по энергосбережению:

отличия значений фактического и расчетного перетоков электроэнергии:

Д — большая греческая буква «дельта»

где 0,28 — коэффициент пересчета электрической энергии в условное топливо, т у.т./тыс.кВт·ч

Д — большая греческая буква «дельта»

д — маленькая греческая буква «дельта»

С учетом того, что количество месяцев работы отопления в отчетном периоде составляет 5 месяцев, дополнительный расход тепла на отопление введенного жилья составил:

Д — большая греческая буква «дельта»

где 0,175 — коэффициент пересчета тепловой энергии в условное топливо, т у.т./Гкал;

ввода объектов социально-культурной сферы и других объектов, не связанных с выпуском промышленной продукции:

Д — большая греческая буква «дельта»

увеличения использования МВТ:

Д — большая греческая буква «дельта»

Суммарная поправка к обобщенным энергозатратам базисного года:

Д — большая греческая буква «дельта»

Фактический целевой показатель по энергосбережению с учетом сопоставимых условий:

Пример 2. Расчет целевого показателя по энергосбережению в сопоставимых условиях для органа государственного управления, основной деятельностью которого является производство промышленной продукции.

По данным государственной статистической отчетности по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» обобщенные энергозатраты по Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь за отчетный период составляют 1588,3 тыс.т у.т., а за базисный — 1468,2 тыс.т у.т.; темпы роста промышленной продукции — 113,3%.

Целевой показатель по энергосбережению без учета сопоставимых условий:

В Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами, в отчетном периоде составили 121,1%, т.е. выше темпов роста продукции промышленности. Расход ТЭР предприятиям данного направления составил 49,379 тыс.т у.т., из них 70% расхода зависит от изменения объемов СМР. Изменение обобщенных энергозатрат за счет роста объемов СМР:

Д — большая греческая буква «дельта»

Фактический целевой показатель по энергосбережению с учетом сопоставимых условий:

Пример 3. Расчет целевого показателя по энергосбережению в сопоставимых условиях для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции.

По данным государственной статистической отчетности по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» обобщенные энергозатраты по Министерству связи и информатизации Республики Беларусь за отчетный период составляют 53,4 тыс.т у.т., а за базисный — 55,1 тыс.т у.т.

Целевой показатель по энергосбережению без учета сопоставимых условий:

В Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь в отчетном периоде увеличился объем услуг связи на 3,8% по данным государственной статистической отчетности по форме 13-связь (качество) «Отчет о качестве работы, развитии и ремонте средств электрической связи», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 15 сентября 2006 г. N 136, выросло на 6,1% время телевещания. Потребление электроэнергии, соответствующее этим направлениям деятельности министерства, в базисном периоде составляет соответственно 79,1 млн.кВт·ч и 43,1 млн.кВт·ч.

Изменение обобщенных энергозатрат базисного периода за счет увеличения объема услуг связи равно:

Д — большая греческая буква «дельта»

где 0,28 — коэффициент пересчета электрической энергии в условное топливо, т у.т./тыс.кВт·ч;

за счет роста времени телевещания:

Д — большая греческая буква «дельта»

Кроме того, на предприятиях Министерства связи и информатизации Республики Беларусь за отчетный период в сравнении с базисным увеличился объем выпуска промышленной продукции — темпы роста составляют 106,8% в соответствии с данными государственной статистической отчетности по форме 1-п (месячная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. N 204. Доля расхода ТЭР на производство промышленной продукции в обобщенных энергозатратах базисного периода составляет 15,0%.

Увеличение обобщенных энергозатрат, связанное с увеличением объема выпуска промышленной продукции:

Д — большая греческая буква «дельта»

Величина обобщенных энергозатрат базисного периода с учетом сопоставимых условий равна:

Фактический целевой показатель по энергосбережению с учетом сопоставимых условий составляет:

Пример 4. Расчет целевого показателя по энергосбережению в сопоставимых условиях для Минжилкомхоза.

По данным государственной статистической отчетности по форме 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» обобщенные энергозатраты по Минжилкомхозу за отчетный период составляют 2229,406 тыс.т у.т., а за базисный — 2167,52 тыс.т у.т.

Целевой показатель по энергосбережению без учета сопоставимых условий составляет:

В результате ввода новых жилых домов и объектов социально-культурной сферы и увеличения подключенной тепловой нагрузки на источниках Минжилкомхоза потребление ТЭР выросло на 38,159 тыс.т у.т. (определено по данным областных управлений жилищно-коммунального хозяйства).

Читайте также  Советы по экономии заряда батареи для Windows

Темпы изменения объемов производства промышленной продукции (работ, услуг промышленного характера) в отчетном периоде в целом по Минжилкомхозу составили 122,3%, обобщенные энергозатраты на производство продукции 44,6 тыс.т у.т., из них 65% связано с изменением объемов. Увеличение обобщенных энергозатрат, связанное с увеличением объема производства промышленной продукции:

Д — большая греческая буква «дельта»

Темпы изменения объемов работ, услуг непромышленного характера в отчетном периоде в целом по Минжилкомхозу составили 107,2%, обобщенные энергозатраты на производство работ, услуг 342,75 тыс.т у.т., из них 35% связано с изменением объемов. Увеличение обобщенных энергозатрат, связанное с увеличением объема работ, услуг непромышленного характера:

Д — большая греческая буква «дельта»

В соответствии с данными государственной статистической отчетности по форме N 1-топ (мест) «Отчет о расходе местных видов топлива» увеличение использования МВТ по Минжилкомхозу составило (без учета попутного газа) 61,127 тыс.т у.т. Связанный с этим рост энергозатрат составил:

Д — большая греческая буква «дельта»

где 0,175 — коэффициент пересчета тепловой энергии в условное топливо, т у.т./Гкал;

0,21 — расход МВТ на отпуск энергоисточником Минжилкомхоза единицы тепловой энергии, т у.т./Гкал.

Суммарная поправка к обобщенным энергозатратам базисного года составит:

Д — большая греческая буква «дельта»

Фактический целевой показатель по энергосбережению с учетом сопоставимых условий составляет:

Пример 5. Расчет целевого показателя по энергосбережению в сопоставимых условиях для ГПО «Белэнерго» за январь — март 2006 года:

1. исходные данные за март:

2. расчет фактической экономии ТЭР по ГПО «Белэнерго» за март 2006 года:

экономия (перерасход) топлива за счет изменения удельных расходов топлива на отпуск электроэнергии:

Д — большая греческая буква «дельта»

экономия (перерасход) топлива за счет изменения удельных расходов топлива на отпуск теплоэнергии:

Д — большая греческая буква «дельта»

Перерасход топлива в марте 2006 года (по факту):

Д — большая греческая буква «дельта»

3. расчет поправок по сопоставимым условиям по ГПО «Белэнерго» за март 2006 года:

поправка за счет изменения величины импорта электроэнергии (перетока):

поправка за изменение выработки электроэнергии по теплофикационному циклу из-за изменения погодных условий:

поправка к экономии (перерасходу) топлива за счет всех сопоставимых условий:

Д — большая греческая буква «дельта»

4. расчет экономии ТЭР в сопоставимых условиях по ГПО «Белэнерго» за март 2006 года:

Д — большая греческая буква «дельта»

5. расчет экономии ТЭР в сопоставимых условиях по ГПО «Белэнерго» за январь — март 2006 года:

Как рассчитать целевой показатель по энергосбережению на

Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях

Общие положения

Настоящая методика устанавливает порядок расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее структуру.

Термины и определения

Целевой показатель — абсолютная или относительная величина, характеризующая деятельность хозяйствующих субъектов по реализации мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, относительно установленной регламентирующими документами;

Потенциал энергосбережения — физическая величина, характеризующая возможность повышения энергетической эффективности путем оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР). Потенциал может быть назначенным (установленный регламентирующим документом), нормативным (при условии приведения показателей работы всех систем к нормативным значениям), теоретическим (при проведении модернизации и внедрении инновационных технологий);

Энергоемкость продукции — показатель, характеризующий расход энергии (т.у.т.) на выработку продукции (млн.руб.);

Вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

Топливно-энергетический ресурс (ТЭР) — совокупность всех природных преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятельности. Носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть (полезно) использован в перспективе.

Валовой региональный продукт (далее — ВРП) — обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП рассчитывается в текущих ценах (номинальный объем ВРП), в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП).

Муниципальный продукт (далее — МП) — обобщающий показатель экономической деятельности муниципального образования, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. МП рассчитывается в текущих ценах (номинальный объем МП), в сопоставимых ценах (реальный объем МП).

1. Цель расчета целевых показателей

Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусмотрены для разработки региональных и муниципальных программ.

2. Сбор общей информации для расчета целевых показателей

Для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности требуются общие сведения, представленные в приложениях 1 и 2 соответственно к настоящей методике.

Осуществлять сбор информации необходимо по специально разработанным опросным листам, которые составляются исполнителем программ.

Дополнительным источником к опросным листам являются:

— Топливно-энергетические балансы, составленные по данным статистической отчетности;

— Программа социально-экономического развития муниципального образования;

— Объем производства, передачи, потребления энергоресурсов;

— Наличие возобновляемых источников энергоресурсов, а также местных видов топлива;

— Существующее состояние коммунальной инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение);

— Оснащенность приборами учета энергоресурсов на источниках и у потребителей;

— Общее состояние объектов бюджетной сферы, жилищного фонда, транспорта;

— Наличие действующей нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.

3. Расчет целевых показателей

Целевые показатели, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к объектам энергоснабжения.

При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться, в том числе, изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований).

Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком Программы. Все полученные значения в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом власти.

3.1. Расчет целевых показателей региональных программ

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для региональных программ производится после предоставления общих сведений (приложение 1) по следующим группам:

Группа А — Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Группа B — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);

Группа С — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;

Группа D — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;

Группа Е — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.

Подробный перечень целевых показателей групп А-Е и порядок их расчета представлены в приложении 3 к настоящей методике.

3.2. Расчет целевых показателей региональных программ

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальных программ производится после предоставления общих сведений (приложение 2) по следующим группам:

Группа A — Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Группа B — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);

Группа C — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;

Группа D — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;

Группа E — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;

Группа F — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.

Подробный перечень целевых показателей групп A-F и порядок их расчета представлены в приложении 4 к настоящей методике.

Источник https://peomag.by/number/2007/11/celevoi_pokazat/

Источник https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%91/2007/71468

Источник https://docs.cntd.ru/document/902228146

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: