Региональных и муниципальных проектов в области энергосбережения

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Важным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России. Разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации ускоряет процессы децентрализации управления народным хозяйством и расширяет экономическую самостоятельность территориально-государственных образований.

Региональная энергетическая политика в этих условиях призвана реализовать на рыночных началах выбранную стратегию развития энергетики России и важнейшего ее направления — энергоснабжения — в интересах как государства в целом, так и его составных частей — субъектов Федерации.

При этом в области энергосбережения федеральные органы формируют главным образом нормативную правовую базу и осуществляют координацию работ по межотраслевым и межрегиональным проблемам энергосбережения. Федеральные органы играют также ведущую роль в создании материально-технической базы энергосбережения, что и отражено в программе «Энергосбережение России».

Главным средством реализации региональной энергетической политики являются региональные энергетические программы, разрабатываемые, как правило, на 15—20-летний период. В ходе разработки таких программ в большинстве регионов впервые формулируются цели и задачи энергетической политики на своей территории, прорабатываются механизмы ее реализации, разрабатываются конкретные мероприятия с включением в них дочерних организаций естественных монополий.

На базе региональных энергетических программ формируются региональные программы энергосбережения, примерная структура которых представлена ниже.

В региональной программе энергосбережения сконцентрированы:

  • • паспорт программы;
  • • характеристика региона, экономики и социальных условий развития;
  • • цели, задачи и основные положения программы;
  • • характеристика потребления энергоресурсов;
  • • характеристика ТЭК;
  • • этапы реализации программы;
  • • оценка затрат на реализацию программы и направления их расходования;
  • • нормативное правовое обеспечение программы, стандартизация и сертификация, ценовая, налоговая, бюджетная политика и тарифы;
  • • основные направления экономики ТЭР:
    • — экономия энергоресурсов в промышленности;
    • — энергосбережение на предприятиях энергетики;
    • — экономия энергоресурсов в ЖКХ;
    • — экономия энергоресурсов в сельском хозяйстве;
    • — экономия энергоресурсов на транспорте;
    • — повышение энергоэффективности систем теплоснабжения;
    • — утилизация вторичных энергоресурсов и отходов производства;
    • — использование средств автономной и малой энергетики;

    Главная цель региональной программы энергосбережения — разработка стратегии и первоочередных мер в области энергосбережения, направленных на улучшение социальных условий жизни населения, с учетом меняющихся экономических условий, действующего федерального и регионального законодательства, проведения ценовой и тарифной политики в регионах. При этом решают основные задачи управления энергосбережением:

    • • разрабатывают нормативный правовой блок, основу которого составляют региональный закон «Об энергосбережении» с нормами преимущественно прямого действия, а также нормативные правовые документы, принимаемые субъектами Федерации. Региональные законы и нормативные правовые документы должны соответствовать положениям Федерального закона «Об энергосбережении» и другим нормативным правовым актам федерального уровня;
    • • создают программный блок, содержащий региональную среднесрочную программу энергосбережения. Этот блок включает пакет инвестиционных и инновационных энергосберегающих проектов и подпрограмму оснащения предприятий и организаций (в первую очередь бюджетной и муниципальной сферы) приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также электротехническим энергосберегающим оборудованием и устройствами;
    • • формируют блок финансового обеспечения программы энергосбережения за счет консолидации средств в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении». Согласно этому закону региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом же блоке предусматриваются все другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок их формирования, направления, сроки использования и система гарантий возврата инвестиций;
    • • создают блок управления, определяющий организационные структуры энергосбережения на территории субъекта РФ, обеспечивающие управление финансовыми ресурсами и соответствующими региональными программами энергосбережения. Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения

    в программе «Энергосбережение России» проработаны с учетом предложений и конкретных мероприятий по энергосбережению, поступивших от 57 субъектов Федерации.

    Большое внимание при этом уделено концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на обеспечение решения одной из важнейших региональных проблем при проведении жилищно- коммунальной реформы — существенного сокращения, а за пределами 2005 г. и прекращения непомерных для местных бюджетов дотаций на оплату энергоресурсов, потребляемых в ЖКХ.

    В процессе реализации программы получены следующие конечные результаты: общая величина сэкономленных энергетических ресурсов достигла 265 млн т у.т. На первом этапе, в 1998—2000 гг. экономия энергоресурсов составила 60 млн т у.т. Это позволило снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%.

    Энергоэффективность в Беларуси. Реализация проектов и планы развития

    %D0%94%D0%AD%D0%AD %D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F

    Основной задачей, поставленной Государственной программой «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы, является снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 7 % к уровню 2020 г., – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности Леонид Полещук на пресс-конференции в пресс-центре «Sputnik Беларусь» 6 августа 2021 г.

    В ее работе также приняли участие начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Министерства энергетики Республики Беларусь Сергей Гребень и заместитель главного инженера ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Игорь Гончарик.

    – Основным направлением энергосбережения мы видим дальнейшее осуществление модернизации и технического переоснащения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая модернизацию термических, литейных и гальванических производств, в том числе повышение эффективности технологических процессов, – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности. – Увеличение использования местных видов топлива – достаточно серьезный показатель, и в программе это направление идет отдельным блоком.

    Среди мероприятий и направлений, которые в дальнейшем позволят выйти на экономию в 3 и более миллионов тонн условного топлива, заместитель директора Департамента по энергоэффективности назвал развитие электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него; повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей, модернизация литейных производств, проектирование и строительство только энергоэффективных зданий, электродомов, оптимизацию потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда.

    Разработаны отраслевые и региональные планы мер энергосбережения на 2021 год, реализация которых обеспечит экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 550 тыс. тонн условного топлива. По последним официальным данным Бестата за январь – май 2021 г. показатель по снижению энергоемкости ВВП составил плюс 9,4 % при годовом задании плюс 6,8 %; доля местных ТЭР (без учета атомной энергии) в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) – 14,1 % при годовом задании 16,1 %; доля возобновляемых источников энергии в валовом потреблении ТЭР – 7,3 % при годовом задании 7,4 %;

    По данным Департамента по энергоэффективности за январь – июнь 2021 г. экономия ТЭР за счет реализации энергосберегающих мероприятий составила около 357 тыс. тонн условного топлива, или 64,9 % при годовом плане 550 тыс. тонн условного топлива.

    По всем указанным показателям наблюдается тенденция к выполнению.

    Более подробную информацию читайте на сайте Департамента по энергоэффективности.

    Разбор новых требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения. Часть 1

    Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.

    Павел КАРАСТЕЛИН,
    Председатель совета
    Союза энергосервисных компаний

    Анастасия ЕФРЕМОВА,
    главный юрисконсульт
    Союза энергосервисных компаний

    Естественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст.14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.

    Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения

    Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

    Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:

    а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;

    д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

    е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.

    При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.

    Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.

    В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.

    Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.

    Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.

    Изменения в перечне мероприятий

    В части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.

    Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п.14 постановления № 161), часть – в обязательные (п.13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):

    а) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

    б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;

    в) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.

    В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.

    Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п.11 постановления №161), в частности:

    а) содержащихся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

    б) содержащихся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;

    в) содержащихся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.

    Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п.13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.

    Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.

    Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч.6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.

    Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п.13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.

    При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.

    Целевые показатели

    Целевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п.20 постановления №161) и дополнительные (п.27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.

    Из представленной таблицы видны следующие изменения:

    1. Остались без изменения как вид показателей следующие показатели:

    а) целевые показатели в государственном секторе;

    б) целевые показатели в жилищном фонде;

    в) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;

    г) целевые показатели в транспортном комплексе.

    1. Введены новые виды целевых показателей:

    а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии.

    1. Исключены общие целевые показатели как вид показателей. Большая часть общих целевых показателей из постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), часть общих целевых показателей из постановления №1225 – исключена.

    Сами целевые показатели также подверглись корректировке.

    1. Введены следующие целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (отсутствовали в постановлении №1225):

    а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);

    б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);

    в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).

    1. Введены следующие целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии:

    а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов) (отсутствовал в постановлении №1225):

    б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) (перенесен из общих целевых показателей ППРФ 1255).

    1. Целевые показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) скорректированы, половина целевых показателей государственного/муниципального сектора постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161).
    2. Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве оставлены без изменений, при этом половину целевых показателей постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности “B” и выше (процентов).
    3. Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры скорректированы, половину целевых показателей постановления №1225 исключили, часть скорректировали и перенесли в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), а также добавили новый целевой показатель: доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
    4. Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе, оставлены без изменений (скорректирован только один показатель), половину целевых показателей в транспортном комплексе постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
    5. В дополнительные целевые показатели, помимо ряда целевых показателей, включенных из постановления №1225, включены следующие показатели (отсутствовали в постановлении №1225):

    а) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);

    б) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);

    в) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);

    г) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);

    д) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);

    е) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);

    ж) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб. м).

    В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п.27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.

    В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.

    В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Источник https://studref.com/639461/tehnika/regionalnye_programmy_energosberezheniya

    Источник https://gosstandart.gov.by/project-implementation-and-development-plans

    Источник https://energiavita.ru/2021/06/11/pavel-karastelin-razbor-novyh-trebovanij-k-regionalnym-i-municipalnym-programmam-ehnergosberezheniya/

    Читайте также  Об энергосбережении и повышении энергоэффективности
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: