РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Важным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России. Разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации ускоряет процессы децентрализации управления народным хозяйством и расширяет экономическую самостоятельность территориально-государственных образований.
Региональная энергетическая политика в этих условиях призвана реализовать на рыночных началах выбранную стратегию развития энергетики России и важнейшего ее направления — энергоснабжения — в интересах как государства в целом, так и его составных частей — субъектов Федерации.
При этом в области энергосбережения федеральные органы формируют главным образом нормативную правовую базу и осуществляют координацию работ по межотраслевым и межрегиональным проблемам энергосбережения. Федеральные органы играют также ведущую роль в создании материально-технической базы энергосбережения, что и отражено в программе «Энергосбережение России».
Главным средством реализации региональной энергетической политики являются региональные энергетические программы, разрабатываемые, как правило, на 15—20-летний период. В ходе разработки таких программ в большинстве регионов впервые формулируются цели и задачи энергетической политики на своей территории, прорабатываются механизмы ее реализации, разрабатываются конкретные мероприятия с включением в них дочерних организаций естественных монополий.
На базе региональных энергетических программ формируются региональные программы энергосбережения, примерная структура которых представлена ниже.
В региональной программе энергосбережения сконцентрированы:
- • паспорт программы;
- • характеристика региона, экономики и социальных условий развития;
- • цели, задачи и основные положения программы;
- • характеристика потребления энергоресурсов;
- • характеристика ТЭК;
- • этапы реализации программы;
- • оценка затрат на реализацию программы и направления их расходования;
- • нормативное правовое обеспечение программы, стандартизация и сертификация, ценовая, налоговая, бюджетная политика и тарифы;
- • основные направления экономики ТЭР:
- — экономия энергоресурсов в промышленности;
- — энергосбережение на предприятиях энергетики;
- — экономия энергоресурсов в ЖКХ;
- — экономия энергоресурсов в сельском хозяйстве;
- — экономия энергоресурсов на транспорте;
- — повышение энергоэффективности систем теплоснабжения;
- — утилизация вторичных энергоресурсов и отходов производства;
- — использование средств автономной и малой энергетики;
Главная цель региональной программы энергосбережения — разработка стратегии и первоочередных мер в области энергосбережения, направленных на улучшение социальных условий жизни населения, с учетом меняющихся экономических условий, действующего федерального и регионального законодательства, проведения ценовой и тарифной политики в регионах. При этом решают основные задачи управления энергосбережением:
- • разрабатывают нормативный правовой блок, основу которого составляют региональный закон «Об энергосбережении» с нормами преимущественно прямого действия, а также нормативные правовые документы, принимаемые субъектами Федерации. Региональные законы и нормативные правовые документы должны соответствовать положениям Федерального закона «Об энергосбережении» и другим нормативным правовым актам федерального уровня;
- • создают программный блок, содержащий региональную среднесрочную программу энергосбережения. Этот блок включает пакет инвестиционных и инновационных энергосберегающих проектов и подпрограмму оснащения предприятий и организаций (в первую очередь бюджетной и муниципальной сферы) приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также электротехническим энергосберегающим оборудованием и устройствами;
- • формируют блок финансового обеспечения программы энергосбережения за счет консолидации средств в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении». Согласно этому закону региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом же блоке предусматриваются все другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок их формирования, направления, сроки использования и система гарантий возврата инвестиций;
- • создают блок управления, определяющий организационные структуры энергосбережения на территории субъекта РФ, обеспечивающие управление финансовыми ресурсами и соответствующими региональными программами энергосбережения. Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения
в программе «Энергосбережение России» проработаны с учетом предложений и конкретных мероприятий по энергосбережению, поступивших от 57 субъектов Федерации.
Большое внимание при этом уделено концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на обеспечение решения одной из важнейших региональных проблем при проведении жилищно- коммунальной реформы — существенного сокращения, а за пределами 2005 г. и прекращения непомерных для местных бюджетов дотаций на оплату энергоресурсов, потребляемых в ЖКХ.
В процессе реализации программы получены следующие конечные результаты: общая величина сэкономленных энергетических ресурсов достигла 265 млн т у.т. На первом этапе, в 1998—2000 гг. экономия энергоресурсов составила 60 млн т у.т. Это позволило снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%.
Энергоэффективность в Беларуси. Реализация проектов и планы развития
Основной задачей, поставленной Государственной программой «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы, является снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 7 % к уровню 2020 г., – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности Леонид Полещук на пресс-конференции в пресс-центре «Sputnik Беларусь» 6 августа 2021 г.
В ее работе также приняли участие начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Министерства энергетики Республики Беларусь Сергей Гребень и заместитель главного инженера ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Игорь Гончарик.
– Основным направлением энергосбережения мы видим дальнейшее осуществление модернизации и технического переоснащения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая модернизацию термических, литейных и гальванических производств, в том числе повышение эффективности технологических процессов, – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности. – Увеличение использования местных видов топлива – достаточно серьезный показатель, и в программе это направление идет отдельным блоком.
Среди мероприятий и направлений, которые в дальнейшем позволят выйти на экономию в 3 и более миллионов тонн условного топлива, заместитель директора Департамента по энергоэффективности назвал развитие электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него; повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей, модернизация литейных производств, проектирование и строительство только энергоэффективных зданий, электродомов, оптимизацию потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда.
Разработаны отраслевые и региональные планы мер энергосбережения на 2021 год, реализация которых обеспечит экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 550 тыс. тонн условного топлива. По последним официальным данным Бестата за январь – май 2021 г. показатель по снижению энергоемкости ВВП составил плюс 9,4 % при годовом задании плюс 6,8 %; доля местных ТЭР (без учета атомной энергии) в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) – 14,1 % при годовом задании 16,1 %; доля возобновляемых источников энергии в валовом потреблении ТЭР – 7,3 % при годовом задании 7,4 %;
По данным Департамента по энергоэффективности за январь – июнь 2021 г. экономия ТЭР за счет реализации энергосберегающих мероприятий составила около 357 тыс. тонн условного топлива, или 64,9 % при годовом плане 550 тыс. тонн условного топлива.
По всем указанным показателям наблюдается тенденция к выполнению.
Более подробную информацию читайте на сайте Департамента по энергоэффективности.
Разбор новых требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения. Часть 1
Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.
Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компанийАнастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компанийЕстественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст.14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.
Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения
Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.
Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.
В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.
Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.
Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.
Изменения в перечне мероприятий
В части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.
Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п.14 постановления № 161), часть – в обязательные (п.13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):
а) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
в) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п.11 постановления №161), в частности:
а) содержащихся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
б) содержащихся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;
в) содержащихся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.
Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п.13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.
Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.
Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч.6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.
Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п.13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.
При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.
Целевые показатели
Целевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п.20 постановления №161) и дополнительные (п.27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.
Из представленной таблицы видны следующие изменения:
- Остались без изменения как вид показателей следующие показатели:
а) целевые показатели в государственном секторе;
б) целевые показатели в жилищном фонде;
в) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;
г) целевые показатели в транспортном комплексе.
- Введены новые виды целевых показателей:
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии.
- Исключены общие целевые показатели как вид показателей. Большая часть общих целевых показателей из постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), часть общих целевых показателей из постановления №1225 – исключена.
Сами целевые показатели также подверглись корректировке.
- Введены следующие целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (отсутствовали в постановлении №1225):
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);
б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);
в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).
- Введены следующие целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии:
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов) (отсутствовал в постановлении №1225):
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) (перенесен из общих целевых показателей ППРФ 1255).
- Целевые показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) скорректированы, половина целевых показателей государственного/муниципального сектора постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве оставлены без изменений, при этом половину целевых показателей постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности “B” и выше (процентов).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры скорректированы, половину целевых показателей постановления №1225 исключили, часть скорректировали и перенесли в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), а также добавили новый целевой показатель: доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе, оставлены без изменений (скорректирован только один показатель), половину целевых показателей в транспортном комплексе постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
- В дополнительные целевые показатели, помимо ряда целевых показателей, включенных из постановления №1225, включены следующие показатели (отсутствовали в постановлении №1225):
а) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);
б) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
в) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);
г) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);
д) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);
е) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);
ж) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб. м).
В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п.27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.
В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.
В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.
Источник https://studref.com/639461/tehnika/regionalnye_programmy_energosberezheniya
Источник https://gosstandart.gov.by/project-implementation-and-development-plans
Источник https://energiavita.ru/2021/06/11/pavel-karastelin-razbor-novyh-trebovanij-k-regionalnym-i-municipalnym-programmam-ehnergosberezheniya/