Транспортировка газа по трубопроводам
К сфере естественной монополии относится транспортировка газа и по магистральным, и по газораспределительным трубопроводам. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему ОАО «Газпром» и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране 90% всего газа добывается на севере Западной Сибири, а основные потребители расположены в основном в европейской части. Единственно возможным способом доставки природного газа является трубопроводный транспорт. Субъектами естественной монополии в этой сфере являются газотранспортные организации (магистральные трубопроводы) и газораспределительные организации (владельцы распределительных сетей).
В настоящее время устанавливаются тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.
Из концепции реформирования:
Для организации свободного рынка газа необходим ряд организационных и структурных преобразований, обеспечивающих равные условия для всех участников рынка.
Главной задачей является создание условий свободной конкуренции, прежде всего, необходимо обеспечить равенство условий при получении доступа всех производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром», введение единых тарифов на транспортировку для всех субъектов газового рынка. Естественно — монопольные виды деятельности и, в первую очередь, транспортировка газа должны контролироваться государством, что невозможно без ясного понимания ценообразования, структуры издержек производства.
При создании рынка газа необходимо использовать преимущества сложившейся технологической системы диспетчеризации и управления Единой системой газоснабжения, исключив при этом корпоративный монополизм.
С этой целью предлагается:
Выделение в составе ОАО «Газпром» Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ) в 100% дочернюю компанию — ОАО «Ространсгаз».
Цель выделения — создание равных условий доступа к газотранспортной системе для всех субъектов газового рынка, эффективное и надежное функционирование системы магистрального транспорта и хранения газа в интересах всех участников рынка.
Функции ОАО «Ространсгаз»:
— обеспечение надежности функционирования единой системы газоснабжения;
— диспетчеризация транспорта газа (необходимо постепенное разделение диспетчерской и производственной составляющей, в настоящее время объединяемых в ЦПДУ ОАО «Газпром»);
— заключение контрактов на транспорт газа со всеми пользователями услуг по транспорту газа, в том числе и с ОАО «Газпром»;
— обеспечение оптимизации транспортных схем;
— коммерческая балансировка газа в системе, осуществляемая на рыночных и недискриминационных принципах;
— разработка текущих и на перспективу до двух лет планов работы газотранспортной системы с учетом деятельности всех производителей газа;
— обеспечение доступа пользователей к газотранспортной сети при работе краткосрочного рынка газа;
— участие в обосновании перспективных планов (на период более двух лет) работы газотранспортной сети с учетом запросов всех пользователей.
— передача компании ОАО «Ространсгаз» естественно-монопольного вида деятельности — транспорта и хранения природного газа с переводом ей на баланс всех основных фондов по транспортировке и хранению. Цель передачи — обеспечение экономически обоснованной и эффективной системы оплаты услуг по транспортировке газа, контролируемой государством.
Функции ОАО «Ространсгаз» как газотранспортной компании:
— поддержание работоспособности системы транспортировки и хранения газа (осуществление необходимых работ, ремонты и замена оборудования и т.п.);
— транспортировка и хранение природного газа
— подготовка расчетных тарифов с учетом требуемых инвестиций для последующего их утверждения;
— обеспечение развития системы транспортировки и хранения газа в соответствии с перспективными планами.
Создание Координатора рынка газа
Для обеспечения сбалансированных действий субъектов газовой отрасли на регулируемой и нерегулируемой части газового рынка, развития рынка в целом, требуется создание и эффективное функционирование независимого координирующего органа.
С этой целью предполагается создание некоммерческой организации «Координатор рынка газа». При создании Координатора рынка газа необходимо использовать потенциал и опыт самих участников рынка.
Координатор рынка газа может быть создан в форме некоммерческого партнерства с участием производителей и потребителей газа, представителей государства, структур, обеспечивающих функционирование газового рынка, в том числе, ОАО «Ространсгаз».
Функции Координатора рынка газа:
— разработка правил и нормативных документов, действующих на нерегулируемом секторе рынка (сетевого кодекса);
— разработка системы взаимоотношений между субъектами газового рынка;
— внесение в органы исполнительной власти необходимых предложений по развитию рынка;
— согласование тарифов, устанавливаемых ФЭК России на основании представления ОАО «Ространсгаз».
— участие в создании торговых площадок, газовых бирж, помощь в проведении региональных тендеров на поставку газа и т.д.;
— контроль за публичностью осуществления взаимодействия субъектов газового рынка, исполнением правил и нормативных документов с возможным созданием специализированного Третейского суда;
— участие в разработке планов стратегического развития отрасли.
Ключевым условием при создании Координатора рынка газа является соблюдение с самого начала принципа не доминирующего участия в нем субъектов рынка, обладающих основными объемами газа.
В качестве критерия может быть использован принцип участия по величине добычи/потребления природного газа в определенном объеме (например, от 5 млрд. куб. м/год), исходя из принципа: один участник — один голос.
Информация о работе «Проблемы и перспективы реформирования естественных монополий в Российской Федерации»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 60360
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 2
Транспортировка газа по трубопроводам
Итак, следующей сферой деятельности субъектов естественных монополий является транспортировка газа по трубопроводам. Газ также является полезным ископаемым и имеет свои разновидности: природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями (см. ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). Кузнецов К.Б. Комментарий к Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (под ред. А.Ю. Москвичева). — Система ГАРАНТ, 2011 г.
В зависимости от состояния бывает природный газ, сжиженный газ. По трубопроводам транспортируется как правило природный газ. Транспортировка сжиженного газа осуществляется, как правило, в специальных емкостях — баллонах.
Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе (см. п. 3 Приказа Федеральной службы по тарифам от 23 августа 2005 г. N 388-э/1 «Об утверждении методики расчета тарифов по транспортировке газа по магистральным газопроводам» Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 23 апреля 2005 г. N 388-э/1 (ред. от 02.12.2011) «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7102) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 44, 31.10.2005.).
В подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.05.2002, N 20, ст. 1870. дано определение газотранспортной системы РФ, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.
Таким образом, сферой деятельности субъектов естественных монополий является именно транспортировка газа по трубопроводам. Другие виды доставки газа также могут регулироваться государством (например, в части установления цен на сжиженный газ для бытового использования), но сферой деятельности субъектов естественной монополии данные виды деятельности не являются. Бакшинскас В.Ю. Основы правового регулирования отношений в газовой отрасли РФ // Законодательство. — М.: Гарант, 2010, № 3. — С. 66-73.
Транспортировка газа по трубопроводам естественная монополия
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 4
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
абзац исключен. — Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги по передаче электрической энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по передаче тепловой энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
захоронение радиоактивных отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.
Источник https://kazedu.com/referat/118897/6
Источник https://studwood.net/515853/pravo/transportirovka_gaza_truboprovodam
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/1606466bcd6bf42f15f92b2c89667dfbafb53f36/