Стратегия энергосбережения: руководящие принципы cпециалистов
Можно утверждать, что современное общество все еще не осознало опасности расточительного потребления энергии, которое имеет место в настоящее время при теплоснабжении и климатизации зданий. Свидетельств тому много: в мировом масштабе продолжается строительство зданий с низкими теплозащитными показателями, в инженерии зданий слабо используются достижения современной вычислительной техники, энергетики, химии и т. д., архитекторы проектируют здание без учета энергетических возможностей наружного климата.
Несмотря на различия в методических подходах и в исходных принципах энергосбережения в различных странах, пути реализации этой проблемы имеют очевидную общность для всех стран мира. Эта общность является стимулом для специалистов объединить усилия в осознании существующей ситуации и в поиске оптимальных путей ее реализации.
Характерной особенностью настоящего этапа разработки проблемы энергосбережения, который совпадает с этапом разработки этой проблемы после мирового энергетического кризиса 1974 года, является то обстоятельство, что соответствующие организации представляют специалистам руководящие принципы (доктрины) состояния и реализации энергетической проблемы. [О Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза по энергетическим характеристикам зданий читайте в журнале «АВОК», 2003, № 1, с. 10.]
Прошедшая в Казани 27–29 мая 2003 года сессия Общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) сформулировала основополагающие принципы в документе «Ресурсо- и энергосбережение как мотивация творчества в архитектурно-строительном комплексе». С этим документом можно познакомиться на сайте www.abok.ru.
Основные задачи и приоритетные направления деятельности РААСН в области ресурсо- и энергоэффективности следующие:
— При определении приоритетных направлений ресурсо- и энергосбережения и их иерархии выбираются те направления, которые одновременно способствуют рациональному использованию природных ресурсов, включая земельные и водные, улучшению экологической ситуации в поселениях, обеспечению качества среды жизнедеятельности, в том числе за счет улучшения микроклимата в жилых, общественных и производственных помещениях.
— Перейти на новый уровень проектирования градостроительных систем – здание, энергоснабжение и климатизация, основанных на применении методов системного анализа и оптимизации системы: источник теплоснабжения – климат – город – здание.
— Разработать и обосновать систему новых нормативных и рекомендательных документов, включая нормы потребности в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, нормы холодного водоснабжения, энергетические паспорта зданий и систем теплоснабжения и водоснабжения, учетно-биллинговой системы теплоснабжения и модель программы перспективного развития энергосбережения и энергопотребления региона. На этой основе разработать общие и специальные технические регламенты.
Особое внимание в доктрине уделено строительству демонстрационных энергоэффективных зданий с последующим тиражированием выявленных эффективных технологий в массовом строительстве и формированию системы обучения архитекторов и инженеров инновационным технологиям ресурсо- и энергосбережения.
Предполагается, что реализация стратегических направлений доктрины позволит снизить энергопотребление зданий в 2–4 раза.
— Несомненный интерес для самого широкого круга специалистов в области энергоснабжения и климатизации зданий представляет доктрина Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE), которая получила название «Отношение к энергетической проблеме» и была принята на Зимнем съезде ASHRAE 30 января 2003 года. Международная значимость этой доктрины связана с тем, что ASHRAE объединяет более 50 тысяч специалистов со всех стран мира, разрабатывает основные международные нормативные документы и в значительной степени определяет стратегию развития систем теплоснабжения и климатизации зданий.
Сформулированы шесть основных принципов, относящихся к научной и инженерной деятельности специалистов по решению проблемы экономии энергии при теплоснабжении и климатизации зданий:
1. Энергетические ресурсы
Надежные энергетические ресурсы и средства их доставки в здания являются существенным фактором обеспечения и повышения качества жизни людей.
2. Гарантированность обеспечения энергией
Обеспечение бесперебойных поставок энергетических ресурсов жизненно важно для сохранения нашего стандарта жизни и для защиты национальных интересов.
3. Окружающая среда
Существуют естественные пределы использования всех энергетических ресурсов, особенно ископаемого топлива, связанные с сохранением окружающей среды. Уменьшение использования этих ресурсов повысит степень долговременного жизнеподдержания нашей среды и повысит качество жизни будущих поколений.
4. Жизнеподдержание
У человечества нет других вариантов поддержания нормальных жизненных условий как только перейти к жизнеподдерживающим энергетическим системам, и скорейшая разработка технологий применения возобновляемых ресурсов является существенным фактором этого перехода. Однако еще долгое время будут необходимы невозобновляемые ресурсы, поэтому необходима дальнейшая разработка эффективных и экологически безопасных систем, использующих такие ресурсы.
5. Эффективность потребления энергии
С использованием экономических рычагов потребление энергии в существующих и новых структурах может быть существенно сокращено. Вместе с этим могут реализовываться необходимые обществу виды обслуживания зданий, при сохранении уровня охраны здоровья, безопасности, комфорта и производительности.
6. Баланс
Использование любых энергетических ресурсов имеет как негативные, так и положительные моменты. Кроме того, все они неравнозначны по объему имеющихся запасов, степени доступности и предполагаемым срокам добычи. Поэтому необходимо, рассматривая проблему энергообеспечения, осуществить должный баланс различных ресурсов, включая ископаемое топливо, возобновляемые ресурсы, атомную энергию.
Эти заявления затрагивают многие глобальные и местные проблемы. ASHRAE констатирует наличие следующих проблем, предлагает основанные на достаточной информированности способы решения каждой из этих проблем. Члены ASHRAE считают эти проблемы весьма важными и способными оказывать существенное влияние на промышленность систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, холодильных систем, а также на качество жизни людей.
Гарантированное долговременное энергоснабжение очень важно для поддержания и улучшения качества нашей жизни. Политика правительства оказывает существенное влияние на виды и экономические показатели ресурсов, разрабатываемых и используемых в этих целях.
Обсуждение политики решения указанных проблем должно включать следующие вопросы.
1. Эффективность потребления энергии
Разработка действенной политики должна исходить из того факта, что повышение эффективности потребления энергии в новых и существующих зданиях может ограничить незащищенность инфраструктуры риском, связанным с прекращением энергоснабжения. Кроме того, оно может продлить экономически оправданную разработку существующих невозобновляемых энергетических ресурсов. Такие существенные преимущества повышения эффективности потребления энергии, положительно влияющие на экономические параметры и качество жизни, еще не всегда учитываются в существующих экономических моделях. Насколько возможно, должна быть произведена количественная оценка этих преимуществ, результаты которой должны приниматься во внимание в процессе формирования соответствующей политики.
2. Законодательное регулирование
Слишком жесткие или, наоборот, слишком свободные условия законодательного регулирования могут препятствовать разработке и созданию надежной инфраструктуры гарантированного энергоснабжения. Регулирующие предписания в энергетической промышленности, особенно в атомной энергетике, должны основываться на четких инженерных принципах, включающих оценку полного жизненного цикла системы, сочетающуюся с необходимостью надлежащего контроля всех норм и правил.
3. Разнообразие
Источники энергии отличаются по объему наличных запасов, доступности и предполагаемым срокам добычи. Для обеспечения долговременной безопасности государственная и национальная политика должна поддерживать разработку и использование полного комплекса разнообразных мер, обеспечивающих долговременное жизнеподдерживающее энергоснабжение, включая меры по увеличению поддержки разработок технологий, использующих возобновляемые энергетические ресурсы.
Влияние на окружающую среду разработки и потребления энергетических ресурсов
Разработка и потребление невозобновляемых энергетических ресурсов оказывают значительное и преимущественно отрицательное воздействие на окружающую среду. В качестве таких отрицательных факторов можно упомянуть стоимость разработки таких ресурсов, в которую, например, входит стоимость приборов обнаружения газообразных выделений, стоимость рекультивации горных выработок, затраты на установку устройств защиты от подземных вод, затраты на очистку сточных вод и захоронение отходов. Однако здесь еще не указаны другие экономические издержки, связанные, в частности, с загрязнением воздуха и воды, истощением ресурсов, возможным влиянием на глобальные изменения климата. Повышение эффективности использования таких ресурсов меньше влияет на экологию, чем многочисленные аспекты поставки этих ресурсов, а использование возобновляемых источников энергии, в основном, имеет значительно меньшее влияние на окружающую среду, чем использование ископаемых ресурсов.
Все новые решения по энергетическим ресурсам, основанные как на регулирующих предписаниях, так и на тенденциях, складывающихся на свободном рынке, должны учитывать влияние на окружающую среду, в том числе на стороне потребления новых и существующих ресурсов, включая и возобновляемые ресурсы.
Влияние зданий на инфраструктуру подачи энергии
Потребление энергии в зданиях вносит значительный вклад в летние и зимние пиковые нагрузки на систему электроснабжения. При этом надежность системы электроснабжения в большой степени зависит от пиковых потреблений мощности устройствами и оборудованием зданий. Конструкция и расположение зданий также оказывает влияние на инфраструктуру подачи природного газа. Здания могут проектироваться и обслуживаться таким образом, чтобы сглаживались эти пиковые нагрузки, но для этого часто бывает недостаточно экономических стимулов. Энергоэффективные здания, микротурбины, топливные элементы, тепловые аккумуляторы и усовершенствованные контрольные приборы – все это может быть использовано для снижения пиковых нагрузок на сеть энергоснабжения.
Усовершенствованное рыночное регулирование, включающее широкое использование стоимости коммунальных услуг в зависимости от времени суток и сезонных цен, может выявить влияние использования энергии на инфраструктуру энергообеспечения и предоставить участникам рынка стимулы для проектирования и эксплуатации зданий в соответствии с этим влиянием.
Децентрализованные системы обеспечения на уровне здания, такие как микротурбины, топливные и фотоэлектрические элементы, могут быть положены в основу эффективных методов снижения нагрузки на инфраструктуру энергообеспечения и могут предоставить возможности для возрастающего использования возобновляемых энергетических ресурсов.
Реструктуризация коммунальных служб
Изменения в коммунальных системах обеспечения природного газа и электрической энергии, включая реструктуризацию и устранение правовой неопределенности, привели к существенному сокращению программ повышения эффективности потребления энергии на коммунальном уровне. Вследствие разнообразия и сложности реализации усовершенствованных систем, направленных на повышение эффективности потребления энергии, им трудно конкурировать на общем рынке, даже если они имеют большое преимущество в стоимости. Повышение эффективности и контролирование потребления энергии в зданиях представляет собой эффективный способ сокращения потребности в традиционных энергетических ресурсах и уменьшения нагрузки на инфраструктуру энергоснабжения.
Политика реструктуризации должна способствовать экономичному потреблению и использованию возобновляемых ресурсов для сокращения общих расходов потребителей энергии и увеличения долгосрочных преимуществ.
Препятствия на пути повышения эффективности потребления энергии в зданиях
На базе существующей практики может быть значительно повышена эффективность использования энергии в существующих и новых зданиях. Однако на этом пути существует множество препятствий и требующих устранения недостатков, затрудняющих достижение наиболее экономичным образом максимальной эффективности. Некоторые из этих препятствий являются институциональными, в то время как другие имеют политическую и правовую природу.
Регулирующие органы должны учитывать рыночные влияния и способствовать рыночным преобразованиям для поддержки повышения эффективности применения энергии и внедрения систем, использующих возобновляемые энергетические ресурсы. Список, хотя и не исчерпывающий требующих преодоления характерных рыночных препятствий и трудностей, включает в себя следующие аспекты:
— Неспособность осознать и воспринять эффективность на всем жизненном цикле (например, сосредоточенность на первоначальных затратах).
— Отсутствие рекомендаций, целевых ориентиров и инструментов измерения производительности зданий в течение всего их жизненного цикла.
— Система оплаты, не стимулирующая проектирование энергоэффективных зданий.
— Наличие строительных норм и правил, не способствующих усовершенствованным разработкам.
— Страх перед возможными судебными спорами, служащими сдерживающим средством для инновационных разработок и проектных работ.
— Необходимость наличия стимулов в условиях, когда разные стороны ответственны за расходы на этапах проектирования, строительства, эксплуатации здания, а также за стоимость различных служб в здании.
Необходимые энергетические нормы для новых зданий
Существующие энергетические нормы и стандарты на оборудование являются минимальными стандартами, проектирование и строительство многих зданий могут быть выполнены со сравнительно небольшими затратами, и при этом их параметры энергопотребления могут быть существенно лучше требований существующих правил. В настоящее время большинство энергетических правил базируются, по крайней мере частично, на средних ценах на энергию, которые мало связаны с экономическими последствиями решений в области энергетической политики и которые могут устареть в течение срока действия правил. Многие энергетические правила не проводятся жестким образом вследствие недостатка опыта у следящих за соблюдением этих правил органов и ограниченности ресурсов для контроля.
Энергетические правила должны служить достаточным экономическим стимулом для владельцев и организаций, обслуживающих здания, давая возможность приведения цен на энергию в соответствии с местными условиями.
Энергетические стандарты служат базисом для создания минимальных требований энергетических правил. При этом следует учитывать, что зачастую при строительстве зданий могут быть предложены экономичные решения, превосходящие эти требования.
Минимальные энергетические правила должны внедряться для достижения необходимых целей.
Эффективность потребления энергии и качество воздуха в помещении
Повышение качества воздуха в помещении и повышение эффективности энергопотребления не могут восприниматься как противоположные цели. Традиционные методы обеспечения качества внутреннего воздуха основаны на увеличении потока вентиляционного воздуха, что требует дополнительной энергии для установки кондиционирования воздуха. Однако эффективной системой (или зданием) может считаться такая система, которая удовлетворяет всем требованиям с минимальным потреблением ресурсов, а качество воздуха внутри помещения является одним из основных требований во всех зданиях. Следовательно, эта проблема сводится к задаче обеспечения необходимого качества внутреннего воздуха с использованием метода максимально возможного повышения эффективности потребления энергии. Этого можно достичь благодаря усовершенствованной технологии, инновационным конструкторским решениям и оборудованию с улучшенными характеристиками.
Понимая всю значимость представляемых доктрин как РААСН, так и ASHRAE следует понимать, что возможность – это еще не реальность. Обществу предстоит пройти долгий и трудный путь познания общих интересов и общих целей в реализации проблемы экономного расходования энергии как проблемы будущего развития. Главное здесь, по нашему мнению, обрести новую мораль и новую нравственную основу жизни людей на планете Земля.
Энергоэффективность как приоритетное направление устойчивого развития: организационные и финансовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ENERGY RESOURCES / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / INFRASTRUCTURE PROJECTS / ТРАНЗИТНЫЕ ПРОЕКТЫ / TRANSIT PROJECTS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / GLOBAL ENERGY MARKET / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENTAL ENERGY POLICY / ЭКСПОРТ / EXPORT / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ / ENERGY POTENTIAL OF THE COUNTRY / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупикина Анастасия Алексеевна, Чернов Сергей Сергеевич
Современное состояние развития энергетической отрасли диктует необходимость реализации эффективных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности как элемента приоритетного направления энергетической политики России. В рамках статьи раскрываются организационные и финансовые аспекты государственной политики по энергосбережению и энергоэффективности экономики страны. На основании научных публикаций ученых осуществляется анализ и приводятся факторы, влияющие на уровень энергосбережения и энергоэффективности в регионах России. Обосновывается необходимость разработки долгосрочной стратегии для регионов России в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Описываются аспекты, связанные с использованием такого финансового инструмента, как страхование и применение его компонентов в процессе реализации политики энергоэффективности. Наряду с этим перечисляется спектр задач, которые необходимо решить в рамках достижения внешней энергетической политики . В заключение приводятся выводы и формулируются обобщенные сведения, отражающие суть заявленной темы научной статьи.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тупикина Анастасия Алексеевна, Чернов Сергей Сергеевич
Энергоэффективность и энергосбережение как эффективные инструменты повышения конкурентоспособности регионов России
Социально-экономический эффект от реализации инновационных проектов в малоэтажном жилищном строительстве
Оценка экономии топливно-энергетических ресурсов с учетом сопоставимых условий при реализации энергосервисного контракта
Роль и место научного журнала в формировании современного научного знания (на примере деятельности редакционной коллегии и редакционного совета журнала «Бизнес. Образование. Право»)
Energy efficiency as a priority direction for sustainable development: organizational and financial aspects
The present day state of the energy sector development necessitates implementation of effective efforts directed at increasing energy efficiency as an element of the priority direction of Russias energy program. The article reveals organizational and financial aspects of governmental policy in energy conservation and energy efficiency of the countrys economy. On the basis of scientific research publications, the article analyses and brings forth the factors that influence on the level of energy conservation and energy efficiency in Russias regions. It substantiates the necessity of developing a long-term strategy for Russias regions in the sphere of energy conservation and energy efficiency. It describes the aspects connected with use of such a financial tool as insurance and application of its components in the process of implementing the policy of energy efficiency. At the same time it lists a variety of objectives to be necessarily solved in terms of implementation of the foreign energy policy . In the end, it present conclusions and formulates generalized data that reflect the essence of the topic declared in the research paper.
Текст научной работы на тему «Энергоэффективность как приоритетное направление устойчивого развития: организационные и финансовые аспекты»
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация С. С. Чернов
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ
АННОТАЦИЯ. Современное состояние развития энергетической отрасли диктует необходимость реализации эффективных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности как элемента приоритетного направления энергетической политики России. В рамках статьи раскрываются организационные и финансовые аспекты государственной политики по энергосбережению и энергоэффективности экономики страны. На основании научных публикаций ученых осуществляется анализ и приводятся факторы, влияющие на уровень энергосбережения и энергоэффективности в регионах России. Обосновывается необходимость разработки долгосрочной стратегии для регионов России в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Описываются аспекты, связанные с использованием такого финансового инструмента, как страхование и применение его компонентов в процессе реализации политики энергоэффективности. Наряду с этим перечисляется спектр задач, которые необходимо решить в рамках достижения внешней энергетической политики. В заключение приводятся выводы и формулируются обобщенные сведения, отражающие суть заявленной темы научной статьи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Энергетические ресурсы; инфраструктурные проекты; транзитные проекты; энергетическая политика; мировой энергетический рынок; государственная энергетическая политика; экспорт; энергетический потенциал страны; мировой рынок; диверсификация.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 14 декабря 2015 г.; дата принятия к печати 25 декабря 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation S. S. Chernov
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
ENERGY EFFICIENCY AS A PRIORITY DIRECTION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL ASPECTS
ABSTRACT. The present day state of the energy sector development necessitates implementation of effective efforts directed at increasing energy efficiency as an element of the priority direction of Russia’s energy program. The article reveals organizational and financial aspects of governmental policy in energy conservation and energy efficiency of the country’s economy. On the basis of scientific research publications, the article analyses and brings forth the factors that influence on the level of energy conservation and energy efficiency in Russia’s regions. It substantiates the necessity of developing a long-term strategy for Russia’s regions in the sphere of energy conservation and energy efficiency. It describes the aspects connected with use of such a financial tool as
© А. А. Тупикина, С. С. Чернов
insurance and application of its components in the process of implementing the policy of energy efficiency. At the same time it lists a variety of objectives to be necessarily solved in terms of implementation of the foreign energy policy. In the end, it present conclusions and formulates generalized data that reflect the essence of the topic declared in the research paper.
KEYWORDS. Energy resources; infrastructure projects; transit projects; energy policy, global energy market; governmental energy policy; export; energy potential of the country; world market; diversification.
ARTICLE INFO. Received December 14, 2015; accepted December 25, 2015; available online January 29, 2015.
Усиление энергетического кризиса, в связи с переходом России к рыночным отношениям, привело к низкой эффективности топливно-энергетического комплекса, который в 2-4 раза превышает этот показатель в зарубежных странах и мире в целом. В свою очередь, это негативно отражается на экономическом положении страны и требует проведения ряда соответствующих мероприятий. В таких условиях наиболее актуальным и эффективным направлением преодоления дефицита топливно-энергетических ресурсов и повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом являются энергосбережение и энергоэффективность. В стране провозглашено проведение политики энергосбережения, но далеко не все механизмы и факторы ее реализации задействованы в полной мере, что, соответственно, отражается на их эффективности.
Научные исследования и публикации последнего времени относительно разработки и реализации мероприятий в направлении энергосбережения посвящены проблемам уменьшения энергоемкости экономики России, обеспечения промышленности энергетическими ресурсами, обоснованию уровня энергоэффективности.
Однако остаются нерешенными многие экономические и управленческие аспекты, связанные с этим экономическим явлением, поэтому главной целью исследования является определение эффективности применения энергосбережения и энергоэффективности в качестве инструментов повышения конкурентоспособности регионов России.
Современное развитие общества находит отражение в постоянном росте необходимости удовлетворения его неотложных потребностей. Большая часть из этих потребностей имеет прямую взаимосвязь с экономическим развитием страны. Весомый фактор при этом — отражение на практике ситуаций, при которых во многих случаях удобнее (дешевле) осуществить мероприятия по экономии энергии или вообще избежать ее использования, чем распространять на производство, что и является элементом энергосбережения. При его реализации финансовые ресурсы, предназначенные для увеличения объемов генерирования энергии, можно было бы направить на другие виды человеческой деятельности для повышения собственного жизненного уровня.
С. С. Чернов, оценивая состояние и перспективы повышения энергетической эффективности в России, отмечает, что Россия среди стран со схожим валовым внутренним продуктом на душу населения по паритету покупательной способности обладает самой энергоемкой экономикой [1]. Анализируя обстоятельства, влияющие на энергоэффективность, он считает, что одним из важнейших факторов является климат, и для России это, возможно, одна из причин высокой энергоемкости. Однако существуют и другие факторы, оказывающие влияние на рассматриваемый показатель. Например, имея близкие климатические условия с Россией, Канада имеет почти на треть более энергоэффективную экономику [Там же].
Ю. В. Дронова, характеризуя организационные проблемы реализации программ энергосбережения, устанавливает, что в рамках действующего законо-
дательства только предприятия муниципальной и федеральной собственности обязаны составить и в дальнейшем реализовать программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Вместе с тем для частного бизнеса надзорных функций за реализацией энергосберегающих мероприятий не предусмотрено. При этом разработка программ по энергосбережению для государственных предприятий осуществляется пообъектно и консолидируется в общую программу региона или города. Во многих региональных субъектах в настоящее время нет четкого регламента организации этого процесса, что приводит к возникновению информационных и временных разрывов [2].
Энергозатратность отечественного промышленного сектора создает проблемы для последующего развития предприятий, а в условиях дефицита внешних поставок энергоресурсов ставит предприятия на грани выживания.
По мнению Ф. Л. Быка, М. В. Васильевой, В. Г. Китушина, в отношении обеспечения надежности электроснабжения нет четкого разграничения ответственности между субъектами розничного рынка. Существующая правовая база, с одной стороны, стимулирует сетевые компании к повышению обобщенных показателей надежности, с другой, не устанавливает ответственности предприятия за ненадежность электроснабжения перед конечным потребителем [3]. Таким образом, проблема клиентоориентированности в части обеспечения надежности электроснабжения находится за рамками существующей правовой базы и может решаться субъектами розничного рынка в инициативном порядке. Анализ производства машин и оборудования, потребления ресурсов (в частности энергоносителей), промышленных технологий, как взаимоувязанных систем, обусловливает необходимость поиска методов и направлений формирования комплексной системы управления ресурсо-и энергосбережением.
С. С. Чернов, М. В. Фильченкова называют следующие свойства инфраструктурных проектов в сфере энергетики: масштабность; высокие необратимые затраты; возникновение внешних эффектов; неконкурентность и / или неисключаемость [4]. В современных условиях основным фактором снижения энергоемкости продукции в промышленности является формирование эффективного действующего организационного механизма управления сферой энергосбережения. Это позволит, в первую очередь, усовершенствовать структуру конечного потребления энергоресурсов.
По мнению С. В. Венедиктова, в настоящее время реформирование энергетики, по крайней мере, на региональном уровне, привело к раздроблению финансовых активов энергетических компаний, но не к созданию конкурентного рынка [5].
С. С. Чернов отмечает, что на показатель энергоемкости большое влияние оказывает структурный фактор. Предоставление кредитных ресурсов на цели реализации проектов повышения энергетической эффективности в Российской Федерации в основном реализуется с участием международных финансовых институтов [6].
Другим финансовым продуктом, позволяющим получить денежные средства со стороны кредитных организаций, является лизинг энергосберегающего оборудования. В России это достаточно распространенный механизм, различные варианты предлагают крупные российские банки (ВТБ, Альфабанк, Уралсиб и др.). Как показывает практика, с использованием схемы лизинга срок окупаемости меньше, чем при приобретении оборудования за счет собственных средств.
Результаты исследований организационных и финансовых аспектов энергоэффективности позволяют сформулировать приоритетные направления энергосбережения с целью повышения уровня энергоэффективности в России путем внедрения следующих мероприятий:
— целевая финансовая поддержка проектов разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;
— предоставления финансово-кредитной поддержки потребителям ресурсоэко-номных технологий (включая возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, имущественная финансовая порука при получении кредита без наличия (частичного наличия) закладной и т. д.);
— целевое финансирование (частичное финансирование) инновационных проектов в сфере разработки и внедрения энергосберегающих технологий в промышленности, жилищно-коммунальной сфере и бытовом секторе.
Для реализации энергетической стратегии России особое значение имеет использование такого финансового инструмента, как страхование. В частности, В. И. Ды-рдов отмечает, что страхование выступает важнейшим элементом системы управления имущественными рисками энергопредприятий [7]. В связи с постоянными рисками повреждения или полного уничтожения имущества проблемы, связанные с его страхованием, приобретают все большую актуальность для любого предприятия, в том числе и энергопредприятий.
Управляя рисками посредством их страхования, предприятие может в короткие сроки и без серьезных финансовых вложений ликвидировать последствия непредвиденного лишения имущества или его поломки, а также имеет возможность не прерывать производства на длительный срок и, следовательно, избежать больших потерь в прибыли [7]. По мнению С. С. Чернова, в решении проблем финансирования энергосберегающих проектов особую роль играет наличие государственной поддержки, которая, как правило, предоставляется по приоритетным направлениям, сформулированным в нормах федерального законодательства [8].
А. В. Кравченко считает, что решение актуальных проблем финансирования проектов по повышению энергоэффективности в отдельных отраслях, в частности в машиностроении, учитывая ограниченность финансовых ресурсов, нуждается в их концентрации на наиболее актуальных направлениях. При использовании прогнозов в качестве фильтров можно сократить время внедрения мероприятий по повышению уровня эффективности использования ресурсов и отсекать неперспективные и малоэффективные для внедрения [9].
Для достижения стратегической цели внешней энергетической политики, по мнению И. А. Курковой, необходимо решение следующих задач:
— отражение национальных интересов России в системе мировых энергетических рынков;
— диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
— обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая га-рантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;
— укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом [10].
Кроме того, перед государством, по мнению автора, стоит цель довести к 2020 г. долю производства и потребления электрической энергии, вырабатываемой на основе использования технологий возобновляемых источников энергии, до 4,5 % от общего объема. Указанные политические сигналы сформировали весьма позитивные ожидания у потенциальных инвесторов в сфере возобновляемых источников энергии и международного сообщества, которое обеспокоено проблемой изменения климата.
Устойчивое развитие российского государства должно обеспечиваться за счет использования значительно меньшего количества энергии, чем в настоящее время. В связи с этим первостепенное значение имеет совокупность организационных, научно-практических и финансовых мер, реализуемых государственными органами,
юридическими и физическими лицами, которая должна быть направлена на снижение расходов и потерь топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, использования и утилизации.
Список использованной литературы
1. Чернов С. С. Оценка состояния и перспектив повышения энергетической эффективности в России / С. С. Чернов, Е. С. Бельчикова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 2 (27). — С. 76-80.
2. Дронова Ю. В. Проблемы организации и реализации программ энергосбережения для предприятий муниципальной и федеральной собственности / Ю. В. Дронова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — № 3 (20). — С. 92-96.
3. Бык Ф. Л. Надежность электроснабжения клиентов электросетевых предприятий / Ф. Л. Бык, М. В. Васильева, В. Г. Китушин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — № 3 (20). — С. 73-76.
4. Чернов С. С. Специфика целевых инвестиции в энергетике / С. С. Чернов, М. В. Филь-ченкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — № 3 (32). — С. 105-108.
5. Венедиктов С. В. Концепция технического развития региональной энергетики на среднесрочную перспективу / С. В. Венедиктов, З. А. Андреева, А. А. Богомолов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института. — 2012. — № 4 (21). — С. 152-154.
6. Чернов С. С. Оценка влияния структуры источников финансирования на интегральные показатели проектов энергосбережения / С. С. Чернов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 3 (28). — С. 178-182.
7. Дырдов В. И. Страхование как элемент системы управления имущественными рисками энергопредприятия / В. И. Дырдов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — № 3 (20). — С. 276-278.
8. Чернов С. С. Обзор практики финансирования проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России / С. С. Чернов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 2 (27). — С. 86-90.
9. Кравченко А. В. Повышение доступности энергетической инфраструктуры России / А. В. Кравченко // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 3 (28). — С. 98-100.
10. Куркова И. А. Интеграция России в мировую энергетическую систему / И. А. Кур-кова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2013. — № 1 (22). — С. 233-236.
1. Chernov S. S., Belikova E. S. Assessment of the status and prospects of energy efficiency in Russia. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 2 (27), pp. 76-80. (In Russian).
2. Dronova Yu. V. Issues of arrangement and implementation of the power saving programs for the companies of municipal and federal ownership. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgo-gradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2012, no. 3 (20), pp. 92-96. (In Russian).
3. Byk F. L., Vasilyeva M. V., Kitushin V. G. Reliability of electric power supply of consumers of electric networking companies. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2012, no. 3 (20), pp.73-76. (In Russian).
4. Chernov S. S. Filchenkova M. V. Specifics of target investments in power engineering. Bi-znes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2015, no. 3 (32), pp. 105-108. (In Russian).
5. Venediktov S. V., Andreyeva Z. A., Bogomolov A. A. Concept of the regional power engineering middle-term technical development. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2012, no. 4 (21), pp. 152-154. (In Russian).
6. Chernov S. S. Estimation of influence of structure of sources of financing for integrated indicators of energy saving projects. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo in-stituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 3 (28), pp. 178-182. (In Russian).
7. Dyrdov V. I. Insurance as an element of the property risk management system of the power-engineering company. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2012, no. 3 (20), pp. 276-278. (In Russian).
8. Chernov S. C. Review funding practices for energy saving and energy efficiency increase in Russia. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 2 (27), pp. 86-90. (In Russian).
9. Kravchenko A. V. Improving access to energy infrastructure. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 3 (28), pp. 98-100. (In Russian).
10. Kurkova I. A. Integration of Russia in the global power system. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2013, no. 1 (22), pp. 233-236. (In Russian).
Информация об авторах
Тупикина Анастасия Алексеевна — аспирант, ассистент, кафедра производственного менеджмента и экономики энергетики, Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20, е-mail: tupikina.aa@mail.ru.
Чернов Сергей Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой производственного менеджмента и экономика энергетики, Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20, е-mail: chernov@corp.nstu.ru.
Anastasiya A. Tupikina — PhD Student, Teaching Assistant, Chair of Production Management and Energy Economy, Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Ave., 630073, Novosibirsk; e-mail: tupikina.aa@mail.ru.
Sergey S. Chernov — PhD in Economics, Assistant Professor, ,Head of Chair of Production Management and Energy Economy Economics, Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Ave., 630073, Novosibirsk, e-mail: chernov@corp.nstu.ru.
Библиографическое описание статьи
Тупикина А. А. Энергоэффективность как приоритетное направление устойчивого развития: организационные и финансовые аспекты / А. А. Тупикина, С. С. Чернов // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 1. — DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(1).8.
Reference to article
Tupikina А. А., Chernov S. S. Energy efficiency as a priority direction for sustainable development: organizational and financial aspects. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).8. (In Russian).
Утверждена Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы
24 февраля 2021 г. Правительством Республики Беларусь утверждена (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2021 №103) Государственная программа «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы (далее – Госпрограмма).
Госпрограмма разработана с целью обеспечения сдерживания роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), сближения энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь со среднемировым значением этого показателя, а также максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
В рамках Госпрограммы будет осуществлена работа по снижению энергоемкости ВВП и увеличению объема производства энергии из возобновляемых источников энергии, что в полной мере соответствует показателям Целей устойчивого развития (далее – ЦУР), а именно ЦУР 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».
Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 г. будут являться:
– снижение энергоемкости (ВВП) к 2026 г. не менее чем на 7 % к уровню 2020 г. при темпах роста ВВП в период 2021 – 2025 годы 121,5 %;
– достижение к 2026 г. доли местных ТЭР к валовому потреблению ТЭР не менее 16,5 %, что способствует наряду с использованием атомной энергии достижению нормативного уровня энергетической самостоятельности страны.
В соответствии с поставленными целями Госпрограмма содержит две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии», основными задачами которых определены получение экономии ТЭР в объеме 2,5 – 3 млн тонн условного топлива и достижение доли ВИЭ не менее 8 % в 2025 г.
Основными мерами по достижению поставленных целей и задач Госпрограммы является реализация комплекса мероприятий по энергосбережению органами госуправления и регионами, в том числе в рамках международных проектов, строительству энергоисточников на местных видах топлива, включая ВИЭ, внедрение системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.
Дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться в первую очередь за счет реализации следующих основных направлений энергосбережения:
– осуществление дальнейшей модернизации и технического перевооружения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в том числе повышение эффективности технологических процессов с углублением автоматизации и электрификации промышленного производства;
– внедрение организационных и технических энергосберегающих мероприятий, направленных на увеличение потребления электрической энергии с уменьшением потребления первичного углеводородного топлива;
– максимальное увеличение использования низкопотенциальных вторичных энергетических ресурсов, в том числе за счет внедрения абсорбционных бромисто-литиевых тепловых насосов в промышленном и энергетическом секторах, компрессионных электрических для нужд отопления и горячего водоснабжения;
– повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей на основе использования инновационных энергоэффективных технологий с выводом из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования с обязательным внедрением, с учетом технической и экономической целесообразности, систем утилизации теплоты уходящих дымовых газов;
– повышение эффективности теплоснабжения путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов с ликвидацией неэффективных теплоисточников или децентрализацией теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных паро – и теплотрасс, возможного внедрения, с учетом технической и экономической целесообразности, локальных современных автоматизированных электрических источников тепловой энергии, в том числе тепловых насосов, для нужд отопления и горячего водоснабжения;
– оптимизация потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда с привлечением средств собственников жилья;
– развитие производства электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него;
– развитие сегмента электромобилей, гибридных автомобилей и зарядной сети, электрификация городского пассажирского транспорта с целью замещения использования углеводородного топлива;
– активное информационное обеспечение реализации Государственной программы и пропаганды энергосбережения;
– максимально возможное вовлечение в топливно-энергетический баланс страны собственных ТЭР, включая возобновляемые источники энергии и др..
В 2021 – 2025 годах в рамках реализации Госпрограммы предусматривается ввод в эксплуатацию порядка 650 МВт энергомощностей на древесном топливе, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на порядка 180,3 тыс. тонн условного топлива и, соответсвенно, снизить потребление импортируемого природного газа на 156,8 млн куб м.
Источник https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2115
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/energoeffektivnost-kak-prioritetnoe-napravlenie-ustoychivogo-razvitiya-organizatsionnye-i-finansovye-aspekty
Источник https://gosstandart.gov.by/approved-state-program-energy-saving-for-2021-2025-years