ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО
Энергосбережение– деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.
Энергосбережение в школе и в других зданиях – наиболее дешевый и чистый экологически «источник» энергии. Это экономия электроэнергии, которая основана на применении энергосберегающих технологий, призванных сократить потери электроэнергии.
Если рассматривать энергию с точки зрения философии, то энергия является общей количественной мерой взаимодействия и движения всех видов материи. Энергия не образуется из ничего и никуда не исчезает, она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Значит, энергия подчиняется закону сохранения, и сберечь ее нельзя.
Тем не мене, термин «энергосбережения» активно применяется в мировой практике – «Energy Conservation», «Energy Saving», «Energieeinsparen». В данное понятие вкладывается общий смысл. Например, сокращение удельного расхода топлива в твердом виде на единицу выработанного 1 кВт в час в общем виде приводит к экономии топлива, содержащегося в недрах земли, которое в дальнейшем будет израсходование с той же целью, тем самым этот энергоресурс сохраняется на определенное время. Именно в данном понимании применяется термин «энергосбережение».
Рассмотрим на примере как можно организовать мероприятия по энергосбережению в средней школе.
- Ключевой целью энергосбережения в школеявляется увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.
Энергосбережение в школе – это совокупность трех видов мероприятии:
— мониторинг потребления энергетических ресурсов;
— регулирование расхода носителя тепла;
— повышение мотивации участников.
Рынок переполнен современными системами вентиляции и регулирования, утеплителями. Но до сих пор нет системы, которая, не дожидаясь увеличения тарифов, способствовала бы снижению потребления энергетических ресурсов. Все потому, что не задействован основной элемент системы энергосбережения – мотивация! Только одновременное действие всех трех элементов дает положительный результат. Внедрение этих мероприятий часто оказывается дорогим и трудоемким, а срок окупаемости составляет больше срока службы самого здания, где установлено это оборудование.
Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся школы беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.
Энергосбережение в школе
Во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Старые деревянные окна меняют на пластиковые. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год, температура воздуха в кабинетах в зимнее время составляет +9 +11°С, что не соответствует СанПин.
По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Старые деревянные двери заменяют в некоторых школах на пластиковые и металлические утепленные двери.
В школах, где установлены приборы учета, постоянно отслеживается расходование энергоресурсов.
Экономия электроэнергии: замена обычных ламп на энергосберегающие лампы
Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы других видов, не теряя при этом установленной светопередачи.
Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство.
КЛЛ (компактная люминесцентная лампа) характеризуется высокой степенью светопередачи, достигающей 87 Rа, что соответствует нормативам, которые действуют на территории РФ. Частота мерцания энергосберегающей лампы равняется примерно 20000 Герц. Эти лампы рекомендованы для применения в больницах, учебных заведениях, на промышленных и производственных предприятиях.
Значительную часть затрат организации в области жилищно-коммунальных услуг составляют расходы на электроэнергию.
Уровень и качество энергоэффективности освещения внутри здания и прилегающих территорий часто не соответствует современным требованиям.
Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школ даст возможность реализовать потенциал энергосбережения.
Мероприятия, нацеленные на энергосбережение в школе в системе электроснабжения, внутреннем и наружном освещении:
— замена не достаточно эффективных источников света в целях освещения прилегающих территорий и помещений на энергоэкономичные;
— оборудование здания приборами учета;
— использование современного энергоэффективного оборудования;
— установка систем автоматического контроля и регулирования работы оборудования.
Мероприятия в области энергосбережения в водоснабжении:
— внедрение приборов учета воды;
— установка в перспективе смесителя с фотоэлементом, т.к. энергосбережение является не только экономией тепла, но и воды, для доставки которой требуется много электроэнергии (до 70% стоимости). Мытье рук с применением бесконтактного смесителя требует 1 л воды, а не 6, которые необходимы для традиционного крана.
Экономия тепла
Одним из главных приемов по оптимизации платежей за обеспечение теплом является установка узлов учета носителей энергии (теплосчетика) с использованием систем автоматического регулирования. В школах на узлах управления устанавливаются ультразвуковые СПТ 943, например, с автоматическим устройством. На тепловой счетчик возлагается не только расчет получаемого тепла и теплоносителя, но также и регистратора режима потребления тепла. Это возможно благодаря наличию архива среднесуточных, среднечасовых значений затрат тепловой энергии, температуры обратной и прямой воды, теплоносителя. Фиксация данных параметров позволяет поставщикам и абонентам тепловой энергии контролировать свойства теплоносителя и соответствие их договорным значениям.
Даже хорошо отрегулированный учет потребления горячей воды и тепла не полностью использует возможности снижения затрат на потребление тепла. Дело в том, что в школе люди находится только в рабочее время. Именно в этом время необходим нормальный отопительный режим. В остальное время (выходные дни, ночное время) не обязательно поддерживать температуру в помещениях около 18-20 градусов, достаточно 10-14, что поможет значительно сэкономить тепло и сократить затраты. Но в холодные дни зимнего периода здание остывает очень быстро, а греется медленнее, поэтому снижать температуру в ночное время не всегда рационально. Но добиться энергосбережения в школе на 10-22% можно, например, в межсезонье (завершение и начало отопительного сезона).
Выводы
Школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в школах имеет большое значение.
Мы видим, что без установки учитывающих приборов невозможно использовать эффективно мероприятия по экономии тепла. Какие бы ни проводились мероприятия, без приборов учета организация по снабжению энергией будет предъявлять по-прежнему к оплате те же счета, т.е. «по расчету». С установкой тепловых счетчиков в школах наблюдается экономия финансовых средств в 30%. Также необходима замена счетчиков электроэнергии и воды.
Важно предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению в школе:
— система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;
— организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;
— организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;
— разработка и осуществление акций по энергосбережению в школе.
И необходимо помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.
Таким образом, не только школа, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.
Назначение ответственных за энергосбережение (энергоменеджеров)
Основная задача энергетического менеджера заключается в организации системы таким образом, чтобы приведенный выше циклический процесс повторялся снова и снова, то есть правильно наладить планирование, определить, какие мероприятия необходимо внедрять, в какие сроки, затем реализовать их, провести сбор данных по энергосбережению и проанализировать. Причем энергоменеджер должен уметь не только проводить технические мероприятия, но и наладить мотивацию всего коллектива к энергосбережению. И только в этом случае, любые изменения производства, внедрение новых технологий, запуск нового продукта не будет влиять на энергетическую эффективность учреждения.
Основные обязанности энергоменеджера:
· Составлять таблицы потребления энергии в учреждении в целом, по подразделениям и оборудованию;
· Составлять топливно-энергетический баланс учреждения;
· Проводить анализ потребления энергии с учетом оценки мероприятий по экономии энергопотребления;
· Подготовить предложения по усовершенствованию производственного процесса, оборудования, технического обслуживания и функционирования оборудования;
· Определять эффективность работы потребителей энергии;
· Осуществлять контроль за инвестированием в мероприятия по экономии энергии, сравнивая его с другими расходами;
· Предоставлять консультационные услуги по вопросам экономии энергии для всего учреждения;
· Организовывать проведение внутреннего энергетического аудита;
· Знать методику оценки энергетического менеджмента на предприятии и подготовки работников в этой области;
· Знать методику поощрения работников предприятия, экономящих энергию;
· Предоставлять консультации по использованию нового оборудования и тарифной политике;
· Проверять и оценивать счета на оплату за потребленную энергию и связанные с энергопотреблением договоры;
· Уметь руководить группой по рациональному использованию энергии, а также проектами в области энергосбережения;
· Создать систему учета энергопотребления и при необходимости автоматизировать ее;
· Уметь подробно анализировать потоки энергии;
· Определять и постоянно контролировать удельные нормы энергопотребления;
· Вносить предложения, касающиеся организации и технологии, а также новой инвестиционной политики на рассмотрение в администрацию;
· Проводить расчеты капиталовложений и эксплуатационных расходов;
· Разрабатывать предложения с целью заинтересовать персонал в экономии энергии;
· Проанализировать возможности субсидий и их практическое использование;
· Уметь руководить персоналом.
Основные направления энергоменеджмента
Энергетический менеджмент начинается с назначения руководством компании ответственного за внедрение системы энергоменеджмента лица – энергетического менеджера. Одновременно с этим, ставятся основные цели и ожидаемые результаты на ближайшие несколько лет. Для того, чтобы система энергоменеджмента была эффективной, она должна задействовать три основные области:
Первым шагом в определении областей для потенциальной экономии энергии является установление количества и стоимости используемой на предприятии энергоресурсов. К энергоресурсам относятся не только мазут, уголь, газ и электроэнергия, но и вода, а на некоторых предприятиях, также топливо, используемое автотранспортом. После завершения такого анализа необходимо проверить, являются ли тарифы на энергоресурсы для предприятия конкурентными и соответствующими рынку. Не имеет смысла инвестировать в инженерные проекты по энергосбережению, если энергоресурсы приобретаются по завышенным тарифам.
Важным элементом любой программы сокращения расходов является контроль руководства. Помимо необходимости контроля и учета сбережений от закупочных и инженерных проектов, часто имеется экономия за счет более эффективного управления ресурсами при применении стандартных приемов контроля и таргетинга.
После первоначальной проверки и аудита основные показатели должны быть проверены и проанализированы. Затем, на основе этого анализа, должны быть определены краткосрочные меры для улучшения эффективности использования энергии. После осуществления краткосрочных мер, ключевые показатели (достигнутых результатов) должны быть проверены и проанализированы, и на основании этого анализа должны быть запланированы среднесрочные мероприятия, и так далее.
Энергосервисные договоры
Энергосервис– это внедрение мер по достижению большей энергоэффективности, прописанных в энергопаспорте (в соответствии с 182 приказом Минэнерго РФ). Энергосервисная компания (ЭСКО), с помощью финансовых организаций или за счет предприятия инвестирует в снижение энергозатрат данного предприятия. Источником возврата инвестиций является часть средств от энергосбережения, т.е. никаких дополнительных затрат (кроме консалтингового гонорара) данное предприятие не несет.
Энергосервисный контракт подразумевает долгосрочные взаимоотношения между энергосервисной компанией и заказчиком для более эффективного использования недвижимости в смысле экономии энергоресурсов. Целю таких взаимоотношений является уменьшение операционных расходов с одновременным улучшением внутреннего климата с помощью практического использования простых решений. Работа в таком случае состоит из следующих шагов:
· Составление плана мероприятий по энергосбережению;
· Внедрение энергосберегающих мероприятий;
· Дальнейшее техническое обслуживание.
Для того, чтобы определить эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, энергосервисная компания совместно с клиентом согласуют затраты на энергопотребление в Базовом Году. В дальнейшем Базовый Год используется для вычисления ежемесячного энергосбережения, принимая во внимание изменение таких факторов, как погода, тарифы и налоги, реконструкция, выпуск продукции или смену целевого использования объекта и т.д. На этом этапе работы включают в себя:
· Обследование объекта и разработка предложений по дальнейшему улучшению энергоэффективности;
· Регулярный контроль использования энергоресурсов;
· Внедрение дополнительных мероприятий по энергоэффективности;
· Особое внимание уделяется тому, как пользователи здания относятся к функционированию систем регуляции климатических параметров внутри здания.
МОНИТОРИНГ
Мониторинг – это анализ хронологии использования энергоресурсов за какой-то определенный период времени и обоснованное прогнозирование их потребления на будущий период.
В данном разделе рассматриваются следующие вопросы:
· Внедрение системы АСУЭ;
· Структура системы индикаторов мониторинга;
· Структура системы показателей мониторинга.
Понятие мониторинга
Мониторинг можно определить как анализ хронологии использования энергоресурсов за какой-то определенный период времени и обоснованное прогнозирование их потребления на будущий период.
Системы энергетического мониторинга являются основой для учета потребления энергоресурсов и создания механизмов стимулирования энергосбережения на объектах бюджетной сферы. Основные принципы организации системы мониторинга — это непрерывность пообъектного контроля и учет поступающей информации для дальнейшего планирования затрат на потребляемые энергоресурсы.
При создании системы мониторинга особое внимание должно уделяться таким важным составляющим, как: организация регулярных потоков информации и документооборота о потребляемых энергоресурсах отдельных учреждений, ее анализ и оценки. Должны учитываться как натуральные показатели потребления, так и денежные. Анализ собранных данных послужит основой для проведения оценки, в результате которой формируется оценка ОУ по эффективности использования энергоресурсов и расходования средств на оплату их потребления.
Основными целями мониторинга являются:
· Качественная оценка текущего состояния процессов реализации энергосберегающих проектов,
· Количественная оценка текущего состояния процессов реализации энергосберегающих проектов;
· Прогнозирование динамики реализации проектов.
Названные оценки формируются в следующих информационных разрезах:
· Оценка соответствия запланированных мероприятий фактически осуществленным (оценка хода реализации);
· Оценка соответствия фактических результатов поставленным целям (анализ результативности);
· Оценка соотношения затрат, направленных на реализацию проектов, с полученным эффектом (анализ эффективности).
Этапы мониторинга
В процессе реализации мониторинга эффективности использования энергоресурсов выполняются следующие действия:
· Формируются индикаторы энергоэффективности: заполняются единые формы (таблицы) потребления ТЭР и воды в натуральном и стоимостном выражении по каждому зданию (сооружению, объекту), с указанием его назначения. В таблицах представляются данные за 3 года: прошедший (отчет), текущий (ожидаемое) и прогнозируемый (заявка) на следующий год.
· Формируются показатели энергоэффективности на основе установленных индикаторов (фактических и планируемых годовых расходов энергоресурсов).
· Производится сверка потребленных и заявляемых объемов ТЭР и воды в натуральном и стоимостном выражении с установленными индикаторами и показателями.
· Формируются рекомендации по проведению энергосберегающих мероприятий.
· Осуществляется ежеквартально и ежегодно контроль достигнутых показателей согласно установленным индикаторам энергоэффективности.
Внедрение системы АСУЭ
С целью оптимизации процесса мониторинга создается и принимается Автоматизированная Система Управлением Энергосбережения (АСУЭ).
АСУЭ обеспечивает возможность мониторинга как хода выполнения мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, так и целевых показателей и индикаторов энергоэффективности на основе фактических данных. Мониторинг осуществляется за счет организации структуры вертикального сбора данных (от объектов энергохозяйства и энергопотребления до центров сбора и консолидации информации), их визуализации и предоставления инструментов мониторинга, анализа и прогнозирования.
Основным назначением АСУЭ является:
· Осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценка их эффективности, сигнализирование об отклонении от запланированного хода реализации Программы;
· Осуществление формирования регламентированной отчётности и контроля за предоставлением данной отчётности;
· Ведение структуры энергохозяйства и энергопотребления, ведение энергопрофилей;
· Автоматизация сбора данных о потреблении ТЭР, анализ данных и прогнозирование потребления ТЭР.
Критерием достижения целей создания АСУЭ является предоставление следующих возможностей:
· автоматизация процесса формирования и ведения энергопрофиля образовательного учреждения;
· ручной и автоматизированный вертикальный сбор данных об энергопотреблении в системе с последующим анализом и прогнозированием потребления;
· мониторинг исполнения программ энергосбережения и контроль выполнения мероприятий в области энергетической эффективности;
· визуализация показателей и индикаторов энергоэффективности образовательного учреждения;
· формирование оперативных и аналитических отчетов об энергопотреблении образовательного учреждения;
· информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Назначение ответственного за энергосбережение
Сотрудник, назначенный ответственным за энергосбережение, должен понимать “о чем речь”, то есть что такое энергосбережение и быть в состоянии реализовывать энергосберегающие мероприятия.
Оптимально для этого подходят:
- энергетик,
- главный инженер,
- руководитель производства,
- начальник цеха,
- завхоз (на небольших предприятиях и в учреждениях).
Энергоаудит • Энергетический паспорт • Программа энергосбережения
- Генеральный директор,
- Директор,
- Руководитель
должен сам назначить себя ответственным за энергосбережение.
Главные задачи ответственного за энергосбережение:
- реализация энергосберегающих мероприятий, указанных в энергопаспорте организации,
- реализация программы энергосбережения (если она есть в наличии),
- реализация любых других мероприятий, которые помогут сократить и оптимизировать энергопотребление на предприятии или в организации.
Перечень сотрудников, ответственных за выполнение мероприятий по повышению энергетической эффективности, указывается в приложении 23 к энергетическому паспорту организации.
Форма приложения 23 энергопаспорта содержит
- ФИО и должность сотрудника, назначенного ответственным за энергосбережение,
- контактную информацию (телефон, электронная почта),
- основные функции и обязанности по обеспечению энергосберегающих мероприятий,
- а также реквизиты нормативных актов, в соответствии с которыми данный человек приступил к выполнению новых обязанностей.
№ п/п | Ф.И.О. | Наимено-вание должности | Контактная информация (номера телефонов, факсов, адрес электронной почты) | Основные функции и обязанности по обеспечению мероприятий | Сведения о нормативных актах, определяющих обязанности по обеспечению мероприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | наимено-вание | номер | дата утверж-дения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Петров Александр Сергеевич | 8(499)490-60-60 | Ответственный за внедрение энерго-сберегающих мероприятий | 1 | Приказ | №47 | 30.04.2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
n |
Ответственный за реализацию энергосберегающих мероприятий должен пройти обучение по программе энергосбережения.
Институтов, курсов, программ по повышению квалификации – полно.
Особенно в Москве.
Пройти курс по энергосбережению можно как очно так и дистанционно.
Сведения о программе обучения, которую прошел ответственный за энергосбережение, необходимо указать в приложении 24 энергопаспорта.
Если сотрудник не прошел программу повышения квалификации по энергосбережению, тогда это необходимо запланировать как одну из мер по энергосбережению и указать в энергопаспорте в приложениях 21 и 22 и в программе по энергосбережению.
Другие важные организационные мероприятия
Помимо прочего, в ходе реализации программы по энергосбережению
- проводятся совещания о порядке выполнения мер программы,
- разрабатываются положения о поощрении работников, внесших вклад в экономию топливно-энергетических ресурсов.
Это необходимо для того, чтобы выработать единый механизм контроля за реализацией программы энергосбережения, а также с целью мотивировать персонал компании, задействованный в выполнении мероприятий по энергосбережению топливно-энергетических ресурсов.
Следует иметь в виду, что назначение ответственного за энергосбережение – это важная часть организационных мероприятий по энергосбережению, способствующая планомерной и качественной реализации намеченного плана.
Поэтому следует тщательно продумать как количество ответственных людей, так и область, за которую они отвечают.
Успешное внедрение энергосберегающих мероприятий невозможно без повышения общего уровня культуры работников в области энергосбережения – для этих целей осуществляется агитационная работа среди персонала, используются информационные таблички, системы поощрения, награждения за высокие результаты в энергетическом сбережении.
Важной организационной мерой является оптимизация освещения, исключение случаев нерационального использования электроэнергии (в нерабочее время свет должен быть выключен, не следует освещать зоны, где нет людей).
К стандартным организационным мероприятиям можно отнести также периодические энергетические обследования с внесением изменений в энергетический паспорт, а также корректировкой мероприятий энергосбережения.
Это нужно для оценки достигнутой экономии.
Для компаний с государственной или муниципальной долями актуален постоянный контроль за закупкой энергоресурсов – она должна соответствовать правилам энергетической эффективности по ФЗ 261.
Однако в любом случае назначение ответственного за энергосбережение – самая первая мера к обеспечению эффективного энергопотребления на любом предприятии, поскольку только так можно своевременно контролировать и корректировать реализуемые мероприятия в области энергосбережения.
Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • 8(499)490-60-60
У нас огромный опыт проведения энергетических обследований и подготовки энергопаспортов для предприятий всех сфер деятельности.
Вас может заинтересовать по темам энергосбережение и энергетический паспорт:
Источник https://bk1.schools.by/pages/chto-takoe-energosberezhenie-i-dlja-chego-ono-nuzhno
Источник https://zdamsam.ru/a71809.html
Источник https://energo-audit.com/naznachenie-otvetstvennogo-za-energosberezhenie