Основные положения нормативно-правовой базы энергопотребления и энергосбережения
В Республики Беларусь отсутствуют значимые запасы нефти и газа. Торф, бурые угли, сланцы – не могут быть широко использованы по экологическим и экономическим причинам. Национальная политика республики диктует требования по обеспечению энергетической безопасности страны. Республика Беларусь не может находиться в топливно-энергетической зависимости от стран обладающих большими запасами ТЭР. За основу своей энергетической политики необходимо брать пример стран Европы, Японии, США, которые широко внедряют в свою экономику нетрадиционные и альтернативные источники энергии. В этих странах разработаны и выполняются программы по отказу от использования нефти и газа к 2015 – 2020 г.г. Франция предложила программу по превращению пустыни Сахары в развитую сельско-хозяйственную территорию путем установки на всей ее площади солнечных электростанций. Часть полученной энергии планируется использовать для обводнения Сахары, другая часть будет передаваться по проводам в Евросоюз. Япония планирует к 2020 г. получать электрическую энергию из космоса, используя космические станции преобразующие солнечный свет в сверх частотное излучение, которое будет направлено на приемные станции Земли. США приняло программу по отказу от нефтепродуктов и по переводу экономики на нетрадиционные и альтернативные источники энергии.
Республика Беларусь, в соответствии с программой по энергосбережению энергично вводит в свою экономику «местные» энергетические ресурсы. Современное положение в обеспечении республики топливно-энергетическими ресурсами потребовало разработку законодательных актов Республики Беларусь по вопросам энергосбережения.
Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения
1. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137 «О Республиканской программе энергосбережения на 2006 — 2010 годы».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2006 г. № 255 «О мероприятиях по выполнению в 2006 году государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г. № 1290 «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г. № 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережения» (в ред. постановлений Совмина от 17.03.2004 № 302, от 16.03.2006 № 353).
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. № 1301 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы».
8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680 «Об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года».
10. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»
11. Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 утверждена Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь
12. Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 утверждена Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года.
Стандарты в области энергосбережения
В соответствии с Республиканской программой энергосбережения на 2006–2010 гг. научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) разработаны стандарты в области энергосбережения:
- СТБ 1770 – 2007 Термины и определения;
- СТБ 1771 – 2010 Энергопотребляющее оборудование;
- СТБ 1772 – 2010 Методы подтверждения соответствия показателей энергоэффективности;
- СТБ 1773 – 2010 Показатели энергоэффективности;
- СТБ 1774 – 2010 Энергетический паспорт потребителя ТЭР;
- СТБ 1775 – 2010 Классификация показателей;
- СТБ 1776 – 2010 Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов;
- СТБ 1777 – 2010 Системы управления энергосбережением. Требования.
Стандарты предназначены организациям (СТБ 1770 – СТБ 1775) для создания системы управления энергосбережением (СТБ 1777 – 2010), а также, для энерго-аудиторов, проводящих энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов (СТБ 1776 – 2010).
Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.
Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:
- добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;
- производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.
- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;
- реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;
- информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;
- разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.
Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:
- осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
- разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
- приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
- создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР;
- вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
- повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;
- осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
- создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
- реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
- информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
- обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
- создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.
В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
- республиканского и местного бюджетов;
- республиканского фонда энергосбережения;
- юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;
- инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
- инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
- льготные кредиты;
- инвестиции по линии Всемирного банка;
- другие источники.
Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.
Подведены итоги реализации Республиканской программы энергосбережения за 2006–2010 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 г. № 137. Достижение установленных в ней показателей планируется обеспечить за счет выполнения высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий, в том числе:
- развития на предприятиях современной энергетики с реконструкцией котельных в ТЭЦ, на основе внедрения когенерационного оборудования (газопоршневых и газотурбинных установок), позволяющего обеспечить выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива 150 – 170 г/кВт•ч и заместить выработку электроэнергии на Лукомльской и Березовской ГРЭС с удельным расходом свыше 320 г/кВт•ч, при этом практически исключаются потери на транспорт электроэнергии в электрических сетях;
- внедрения новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики, позволяющих в отдельных случаях на порядок снизить удельный расход энергоресурсов на выпуск единицы продукции;
- утилизации тепловых и горючих вторичных энергоресурсов, прежде всего в организациях нефтехимической отрасли, для последующего их использования в технологических процессах и для производства тепловой энергии, что позволяет значительно снизить долю энергоресурсов в себестоимости продукции;
- оптимизации схем теплоснабжения и передачи тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ для увеличения объема выработки электрической энергии на тепловом потреблении;
- децентрализации теплоснабжения в сельской местности с ликвидацией длинных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, что позволяет исключить потери тепловой энергии в теплосетях, сопоставимые и даже превышающие объем потребления тепла у конечного потребителя;
- внедрения регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой, обеспечивающего экономию 25-40 % потребления и, следовательно, снижение выработки электроэнергии на конденсационных электростанциях, двукратную экономию денежных средств у потребителей,
- и других мероприятий.
Низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (далее – ТЭР), доминирующая доля одного вида топлива в топливно-энергетическом балансе – природного газа, импорт ТЭР преимущественно из одной страны стали дестабилизирующими факторами, ослабляющими энергетическую безопасность республики. Прирост производства валового внутреннего продукта с относительно высокой его энергоемкостью, а также уменьшение добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствовало возрастанию зависимости республики от поставок топлива из-за пределов страны. Увеличение использования местных ТЭР в определенной степени нейтрализует все перечисленные факторы.
Основной целью утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 года № 399 Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах (далее – Государственная программа) является определение конкретных мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить положительную динамику обновления основных фондов, надежное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения при соблюдении экологических требований и, в конечном итоге, обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели базируется на реализации комплекса мероприятий, включающих:
- — централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей;
- — государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на топливо;
- — сбалансированную модернизацию и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы;
- — изменение динамики возрастной структуры основных фондов Белорусской энергосистемы на первом этапе в сторону стабилизации достигнутого уровня, а на втором — постоянного их омоложения;
- — разработку и жесткий контроль реализации республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и в социальной сфере;
- — снижение затрат на производство (добычу, заготовку), транспортировку и потребление всех видов топлива, тепловой и электрической энергии;
- — постепенную диверсификацию поставщиков различных видов топлива в республику;
- — максимальное вовлечение в топливный баланс экономически оправданных объемов местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Во исполнение пятилетних республиканских программ энергосбережения ежегодно формируются региональные и отраслевые программы энергосбережения, а также программы предприятий, в результате выполнения которых в народном хозяйстве республики внедряются конкретные энергоэффективные технологии и оборудование, обеспечивающие энергосберегающий эффект.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
• Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);
• Кодексы Республики Беларусь: о земле, о недрах, водный, лесной и др.;
• Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обращении с отходами», «О животном мире», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя», «Об охране атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности населения», «О питьевом водоснабжении», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и др.;
• «Налоговый кодекс Республики Беларусь. Гл. 19. Особенная часть»;
• Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;
• Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
• Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;
• Концепция развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года,;
• Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г;
• Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь и др.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций регулируют законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О перевозке опасных грузов».
Систему экологического законодательства консолидирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды; регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы; охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
Объектами природы, подлежащими охране, являются как вовлеченные, так и неиспользуемые напрямую либо в данный промежуток времени виды природных ресурсов, к которым относятся климатические ресурсы, атмосфера (включая озоновый слой); земля и ее недра, почва; воды (поверхностные, подземные, почвенная влага); растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания; типичные и редкие ландшафты, а также иные природные объекты — как компоненты экологических систем в биосфере.
Законодательство в области охраны окружающей среды определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; лимиты на пользование природными ресурсами; платежи за пользование природными ресурсами; экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, а также ответственность при
родопользователей за нарушение природоохранного законодательства.
За нарушение законодательства об охране природы предусмотрена уголовная, административная, имущественная и дисциплинарная ответственность. К нарушителям могут применяться различные санкции: лишение свободы, штраф, возмещение причиненного вреда, прекращение права пользования природными ресурсами и др.
Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью человека.
Основным законом в области рационального использования ТЭР является Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». Настоящим законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц, в сфере энергосбережения и устанавливаются их правовые основы. В законе, кроме того, отражены основные направления энергосбережения, а также определяются мероприятия по его проведению, предусматривается экономическое стимулирование этой деятельности.
Закон устанавливает также ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.
Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» регулирует отношения, связанные с использованием возобновляемых источников энергии для получения электрической энергии, ее дальнейшим потреблением, а также с производством установок по использованию возобновляемых источников энергии.
В законе закреплен перечень полномочий государственных органов в сфере использования возобновляемых источников энергии. Определены права и обязанности производителей данного вида энергии.
Регламентирован порядок установления цен на возобновляемые источники энергии и тарифов на энергию, производимую из таких источников.
Предусмотрен ряд мер экономического стимулирования для производителей возобновляемой энергии. В частности, в сфере ценообразования — применение дифференцированных повышающих коэффициентов к тарифам на энергию, приобретаемую государственными энергоснабжающими организациями.
Кроме стимулирования мер в области повышения энергоэффективности, законодательством предусмотрены и меры административного воздействия. Например, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях определены штрафы, налагаемые на должностных лиц:
• за нарушение правил рационального использования ТЭР при проектировании, строительстве новых, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, модернизации существующих предприятий, зданий и сооружений; при создании и модернизации оборудования, транспортных средств, машин и механизмов; при внедрении в производство новых технологий, оборудования и материалов (ст. 91);
• нерациональное использование ТЭР, выразившееся в их перерасходе относительно нормативного (ст. 92).
Важным направляющим документом в области эффективного использования энергоресурсов и энергосбережения явилась Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Для реализации основных задач Директивы разработан План мероприятий, в соответствии с которым энергоемкость ВВП должна снизиться к 2010 г. на 31 %, к 2015 г. — на 50 % и к 2020 г. — на 60 %. Планируется к 2012 г. использовать 25 % местных видов топлива в общем энергетическом балансе страны.
В развитие этих основополагающих документов принимаются соответствующие постановления Совета Министров
Республики Беларусь, государственные, отраслевые программы по охране окружающей среды, энергосбережению и эффективному использованию ТЭР.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 248 от 22.02.2010 утверждены меры по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 г. Среди этих мероприятий следует отметить следующие:
— повсеместное внедрение энерготехнологических установок на энергоемких производствах страны;
— введение в эксплуатацию энергоисточников, работающих на местных видах топлива, суммарной тепловой мощностью 569,5 МВт;
— замена 2 220 км тепловых сетей в однотрубном исчислении, из них 370 км сетей горячего водоснабжения;
— замена и установка ежегодно не менее 3 000 единиц рабочего насосного оборудования, частотно-регулируемых электроприводов;
— к 2013 г. полное оснащение мест общего пользования жилищного фонда устройствами автоматического управления освещением;
— выпуск не менее 1 млн энергосберегающих ламп в год с техническими характеристиками, обеспечивающими их работоспособность не менее года.
Кроме того, основные направления охраны окружающей среды и энергосбережения регламентируются международными, межгосударственными и государственными нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами (ТИПА), утвержденными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, а также отраслевыми и локальными ТИПА.
К ТИПА в области природопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся
практики (ТКП), государственные, межгосударственные и международные стандарты, строительные нормы и правила (СНиП), строительные нормы Беларуси (СНБ), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), руководящие документы (РД), правила, инструкции и др. Например, в 2010 г. на территории республики начал действовать новый стандарт СТБ 1770-2009 «Энергосбережение. Основные термины и определения», который обеспечит применение единых терминов и их однозначное толкование. В целом в Беларуси разработано 129 ТИПА, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к ТЭР, энергопотребляющей продукции, теплоизоляции зданий и сооружений, материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства, вторичных и возобновляемых источников энергии. Более 80 из этих документов гармонизированы с международными и европейскими требованиями. 6.4. УПРАВЛЕНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В области охраны окружающей среды осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. |
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь, реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Местные исполнительные и распорядительные органы — областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты — несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий; разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их выполнение, обеспечивают их материально-техническое снабжение.
Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляется Прокуратурами Республики Беларусь. Споры, возникающие при рассмотрении дел по нарушению законодательства, разрешаются судами в установленном законодательством порядке.
Республиканским органом государственного управления и контроля является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Главные его задачи
определены Положением о министерстве, которое утверждено Советом Министров Республики Беларусь:
• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация работы в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;
• организация государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
• осуществление международного сотрудничества.
К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контроля за состоянием окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:
• Министерство по чрезвычайным ситуациям;
• Министерство лесного хозяйства;
• Министерство внутренних дел;
• Управление делами Президента Республики Беларусь;
• Государственный таможенный комитет;
• Департамент по гидрометеорологии Минприроды;
• Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
Основная роль в организации энергосбережения и энергоэффективности принадлежит государственным структурам управления.
Структура управления энергосбережением в республике включает:
• Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации;
• областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР;
• Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
• Экспертный совет при Департаменте по энергоэффективности;
• Государственные предприятия Белэнергосбережение и Белинвестэнергосбережение;
• Отделы по энергосбережению или ответственные за энергосбережение в местных исполнительных и распорядительных органах власти, министерствах и ведомствах.
Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь — это государственный орган по надзору и контролю за обеспечением соблюдения законодательства по рациональному использованию топлива, электрической и тепловой энергии. Его основными задачами являются:
• проведение государственной политики в сфере энергосбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР на предприятиях и в организациях республики;
• осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии организациями независимо от собственности и подчиненности.
В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организовывает разработку и реализацию мер по энергосбережению, участвует в реализации инвестиционной политики исходя из приоритетных направлений экономики страны. Он также разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне, принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов, осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.
Основополагающим правовым документом для реализации политики энергосбережения в стране является Закон «Об энергосбережении», который устанавливает правовые основы отношений юридических и физических лиц в этой сфере. В соответствии с этим законом источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются средства республиканского и местных бюджетов, республиканских фондов энергосбережения, юридических и физических лиц, инновационных фондов министерств и ведомств, кредиты.
6.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Правовое обеспечение энергосбережения
ТЭК включает системы добычи, транспортировки, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей (газа, нефти, продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии).
Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
Виды и характеристика топлива
Восполняемые ресурсы – это ресурсы, запасы которых либо восстанавливаются быстрее, чем используются или не зависят от того, используются они или нет.
Восполняемые и невосполняемые энергетические ресурсы
Виды возобновляемых (восполняемых) ресурсов:
Энергия Солнца | При нынешнем состоянии науки и техники, солнечная электростанция может быть рентабельна, если число солнечных часов за год составляет не менее 1900 часов. В Республике Беларусь она не рентабельна, так как количество солнечных часов в год – 1200-1300. Это наиболее материалоемкий вид производства энергии. Япония в настоящее время разрабатывает проект перекачки энергии Солнца на Землю. Предполагается, что это произойдет к 2040 году. |
Энергия воды | Источник водной энергии – это приливы и отливы, гидроэлектростанции, океанские течения. |
Энергия ветра | Применяется более в чем 30 странах. Возможна в тех местах, где средняя скорость ветра на протяжении года находится в пределах 4 м/с или 14 км/ч и более. В Республике Беларусь рентабельность относительна, так как скорость ветра 6-7 км/ч. Лидерами по развитию данного направления энергетики являются Дания и Швеция. |
Геотермальные ресурсы | Геотермальные ресурсы можно разделить на несколько видов по потенциалу использования: Ø Низкопотенциальные(от 20°С до 100°С): используются для теплотехнических нужд; Ø Среднепотенциальные(от 100°С до 150°С): используются для теплоснабжения; Ø Высокопотенциальные(более 150°С): используются для выработки электроэнергии. Лидером по развитию данного направления энергетики является Исландия. |
Возобновляемые биологические источники | К таковым относят рапс, сахарный тростник, из которых вырабатывается биотопливо. Лидер – США. |
Топливо можно подразделить на 4 группы:
Твердое топливо | Виды твердого топлива: древесина, уголь, торф, горючие сланцы. |
Жидкое топливо | Виды жидкого топлива получаются путем переработки нефти. Сырую нефть нагревают до 300-350°С, после чего полученные пары разделяют на фракции, конденсирующиеся при различной температуре. У основания остается мазут. ü Первая фракция заполняется дизельным топливом; ü Вторая фракция заполняется керосином; ü Третья фракция заполняется бензином. Глубина переработки нефти связана с тем, какое количество остается именно в верхних фракциях. |
Газообразное топливо | Природный газ. Основным компонентом природного газа является метан (CH4). |
Ядерное топливо | Получают из урана (U). |
Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами:
1.Производит 24% промышленной продукции страны;
2.Осваивает ¼ часть всех инвестиций основной промышленности;
3.В нем сосредоточено около 23% промышленных … государства, занято около 5% промышленно-производственного персонала.
В ТЭК Республики Беларусь выделяют:
Ø Топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную);
Источник https://myshanka.schools.by/pages/osnovnye-polozhenija-normativno-pravovoj-bazy-energopotreblenija-i-energosberezhenija
Источник https://poisk-ru.ru/s12860t12.html
Источник https://studopedia.ru/2_68286_pravovoe-obespechenie-energosberezheniya.html