Экспертиза промышленной безопасности газопроводов

 

Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза промышленной безопасности на сетях газопотребления (оценка соответствия)

«Наша организация эксплуатирует сеть газопотребления давлением 0,6 и 2,5 МПа. При отсутствии в проекте и в паспорте на стальной надземный газопровод данных о сроке службы, с какой периодичностью необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности и техническое диагностирование данного газопровода?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:

Разъясняем, что «сеть газопотребления» это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием, где «техническое устройство» это составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте и если фактический срок его службы превышает двадцать лет, в случае если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, данное техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения.

Вопрос от 01.03.2018:

Технический регламент п.76 — требования: продолжительноcть эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств. Проект 2000г., сроки не указаны, в » новых правилах сетей газораспределения и газопотребления сроки эксплуатации отсутствуют, чем необходимо руководствоваться?

Ответ:

В случае если срок эксплуатации технического (технологического) устройства (ТУ) не установлен проектной документацией, такое ТУ подлежит экспертизе промышленной безопасности, если фактический срок его службы превышает двадцать лет (» п. 6 ФНиП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538). По результатам ЭПБ устанавливается срок эксплуатации ТУ.

В случае если проектной документацией не установлен срок эксплуатации сооружения на ОПО – наружного газопровода, то в соответствии с п. 7 указанных ФНиП такой газопровод подлежит ЭПБ. Конкретный срок проведения ЭПБ не установлен, решение о проведении ЭПБ должно приниматься эксплуатирующей организацией, исходя из фактического состояния газопровода. По результатам ЭПБ устанавливается срок эксплуатации газопровода.

Примечание: Не забываем про письма:

Вопрос от 21.08.2018:

В каких формах осуществляется оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления?

Экспертиза промышленной безопасности газопроводов

Картинка Экспертиза промышленной безопасности газопроводов

В соответствии с 116-ФЗ проведение экспертизы промышленной безопасности газопроводов является обязательным мероприятием для большинства объектов. Это условие не распространяется на сети, которые предназначены для распределения природного или сжиженного газа давлением до 0,005 МПа.

Читайте также  Ремонт промышленного холодильного оборудования

В соответствии с 116-ФЗ проведение экспертизы промышленной безопасности газопроводов является обязательным мероприятием для большинства объектов. Это условие не распространяется на сети, которые предназначены для распределения природного или сжиженного газа давлением до 0,005 МПа. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ.

Основная часть газопроводов относится к одному из следующих классов опасности:

  • II класс – объекты, работающие с природным газом под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженным углеводородом под давлением свыше 1,6 МПа;
  • III класс – объекты, работающие с природным газом при давлении в границах 0,005-1,2 МПа или со сжиженным углеводородом при давлении в пределах 0,005-1,6 МПа. Приведенные границы при классификации объектов учитываются включительно.

Нормативная база экспертизы

Вплоть до 2013 года экспертиза промышленной безопасности газоснабжения осуществлялась в специальном порядке. Он был определен положениями постановления Госгортехнадзора от 5 июня 2003 года N 67. Однако с 1 января 2014 года его действие было отменено в связи с вступлением в силу приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года N 538. Он устанавливает общий порядок реализации работ в области промбезопасности для всех типов технологического оборудования и сетей, включая сети газопотребления. Для установления некоторых нормативов используется также национальный стандарт ГОСТ Р 54983-2012.

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности газопроводов

Указанные документы устанавливают, что проведение экспертизы промбезопасности наружных газопроводов осуществляется в следующих случаях:

  • окончание нормативного срока эксплуатации, предусмотренного проектной документацией;
  • утеря проектной документации либо отсутствие в ней информации о нормативном сроке эксплуатации;
  • восстановление после ремонта, необходимость которого была вызвана аварией на наземном или подземном газопроводе;
  • существенное изменение уровня давления газа в системе;
  • землетрясения силой, превышаюшей 6 баллов, или серьезные деформации грунта для подземного газопровода;
  • инициатива владельца объекта.

Нормативные сроки проведения экспертизы промышленной безопасности газопроводов

В случае отсутствия в имеющейся проектной документации сведений о нормативном сроке эксплуатации объекта собственнику следует руководствоваться п. 6.2.11 ГОСТ 54983. Указанный национальный стандарт определяет, что эксплуатирующая организация должна обеспечить соблюдение следующих сроков проведения проверки оборудования:

  • подземные газопроводы, изготовленные из стали, – первая оценка после ввода в эксплуатацию проводится через 30 лет, последующие периодические проверки – раз в пять лет или чаще;
  • надземные трубопроводы, изготовленные из полиэтилена или стали, – первая оценка после ввода в эксплуатацию проводится через 40 лет, последующие периодические проверки раз в десять лет или чаще.

Результат экспертизы

Основной задачей экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения является проверка соблюдения требований действующего законодательства. В ходе выполнения работ по экспертизе устанавливается соответствие условиям 116-ФЗ и ГОСТ Р 54983-2012. Наличие или отсутствие такого соответствия отражается в заключении экспертизы. Документ предоставляется в территориальный орган Ростехнадзора для внесения в информационный реестр заключений экспертиз промбезопасности.

Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза до регистрации ОПО, выводы в заключении (мероприятия или условия), ввод в эксплуатацию ОРПД, установки СУГ

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ) заключение экспертизы промышленной безопасности (в том числе на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте) подлежит внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном » Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 № 260 (далее — Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Читайте также  Строительное оборудование. Купить с доставкой!

Учитывая вышеизложенное, и исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком экспертизы может являться не только лицо, уже эксплуатирующее опасный производственный объект (далее — ОПО), но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (в том числе оборудования, работающего под избыточным давлением) допускается вносить в государственный реестр до ввода их в эксплуатацию и постановки на учет, а также до регистрации опасного производственного объекта, на котором планируется использование данного оборудования.

Согласно пункту 214 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД, Правила) не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу ОРПД (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 ФНП ОРПД) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, в числе которой:

  • реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Закона № 116-ФЗ;
  • сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы.

В соответствии с пунктом 27 » федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», (далее — ФНП ЭПБ), заключение экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ) содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении экспертизы промышленной безопасности.

Следует отметить, если в упомянутой Вами ЭПБ указано только два замечания, касающихся регистрации и лицензирования ОПО, то вывод заключения ЭПБ, сделанный экспертом, от том, что «объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» некорректен (прим. — эксперт сделал вывод, что объект не в полной мере соответствует по причине отсутствия регистрации ОПО и лицензии) . При проведении ЭПБ устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы (техническому устройству) документов, а также оценивается фактическое состояние технических устройств.

Исходя из смысла Закона 116-ФЗ и ФНП ЭПБ в «мероприятиях», после выполнения которых устройство будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, следует указывать «мероприятия» по устранению конкретных дефектов (повреждений), влияющих на безопасность работы ОРПД, неисправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защитыи т.п. В свою очередь, вопросы, касающиеся регистрации и лицензирования ОПО, относятся к «условиям» эксплуатации.

Читайте также  Вентиляция производственных помещений

Обращаем внимание на то, что согласно пункту 5 статьи 13 Закона № 116-ФЗ заключение ЭПБ может быть использовано в целях, установленных Законом № 116-ФЗ, исключительно с даты его внесения в реестр заключений ЭПБ федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

Согласно статье 8 Закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

В свою очередь, уполномоченные представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов пределах своей компетенции участвуют в работе комиссий по приемке оборудования, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Например, обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре более 115°С; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа, установлены ФНП ОРПД, которыми в разделе IV, V регламентированы требования к порядку ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета ОРПД в соответствии с областью распространения ФНП ОРПД, определенной пунктами 3 и 4 указанного нормативного правового акта.

Согласно пункту 3 ФНП СУГ, Правила в числе прочего распространяются на резервуарные установки, включая наружные и внутренние газопроводы и технические устройства объектов, использующих СУГ в качестве топлива, т.е. котельные, использующие в качестве топлива СУГ, попадают в область распространения данных ФНП.

В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ ОПО (предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону, которые по классификации приложения 2 Закону № 116-ФЗ подразделяются на четыре класса опасности) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В настоящее время данный порядок установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее — Правила регистрации ОПО), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом № 116-ФЗ, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект, для регистрации ОПО в государственном реестре.

Пунктом 6 » Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 в соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил регистрации ОПО, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации (пункт 8 данных Требований), в ходе которой необходимо выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А. Климова

Источник https://ivprom.ru/news/1501049783

Источник https://www.centrattek.ru/info/jekspertiza-promyshlennoj-bezopasnosti-gazoprovodov/

Источник https://tk-servis.ru/news/1556522674

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: