Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

 

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

2) вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

3) энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

4) энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

5) класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

6) бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

7) энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

8) энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

9) организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

10) регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов); (В редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ)

11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, — лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;

12) застройщик — лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

5. Организация и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны Российской Федерации осуществляются с учетом положений Федерального закона «О Военном инновационном технополисе «Эра» Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Дополнение частью — Федеральный закон от 14.07.2022 № 253-ФЗ)

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

71) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)

72) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)

73) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 399-ФЗ)

121) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.04.2018 № 107-ФЗ)

13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

141) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)

142) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)

15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 255-ФЗ)

1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.07.2018 № 255-ФЗ)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)

Читайте также  Режим энергосбережения на Android-смартфонах и телефонах

Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 5)
    • Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров
    • Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
    • Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
    • Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
    • Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований
    • Статья 15. Энергетическое обследование
    • Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов
    • Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов
    • Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования
    • Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)
    • Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)
    • Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд
    • Статья 22. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
    • Статья 23. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями
    • Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности
    • Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    • Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 28. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей»
    • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»
    • Статья 32 (утратила силу)
    • Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
    • Статья 35. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
    • Статья 36. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ
    • Статья 37. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях
    • Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»
    • Статья 40. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 41. О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ
    • Статья 42. О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ
    • Статья 43 (утратила силу)
    • Статья 44 (утратила силу)
    • Статья 45 (утратила силу)
    • Статья 46 (утратила силу)
    • Статья 47. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ
    • Статья 48. Заключительные положения
    • Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 50. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
    «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    8 мая, 27 июля 2010 г., 11, 18 июля, 3, 6, 7, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 10 июля, 25 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 октября, 4 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 26, 29 июля 2017 г., 23 апреля, 19, 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 11 июня, 21 декабря 2021 г., 14 июля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    23 ноября 2009 года

    Утверждены основы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.

    Отдельные категории товаров (например, бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры) должны будут содержать информацию о классе их энергоэффективности в технической документации, маркировке, на этикетках. За ее отсутствие предусмотрен административный штраф (в некоторых случаях с конфискацией товаров).

    С 2011 г. запрещается оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. С 2013 г. может быть введен запрет на оборот электрических ламп мощностью 75 ватт и более, а с 2014 г. — 25 ватт и более.

    Здания, строения, сооружения должны быть оснащены приборами учета энергоресурсов до 2011 г., жилые дома — до 2012 г. Зданиям планируют присваивать классы энергоэффективности с обязательным информированием об этом (например, на фасаде). За нарушение указанных требований будут взиматься административные штрафы.

    Планируется перейти к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала).

    Устанавливается норматив снижения объемов энергопотребления бюджетными организациями.

    Предусматриваются стимулы для повышения энергоэффективности производств (например, ускоренная амортизация по основным средствам, имеющим высокую энергоэффективность).

    В гражданский оборот вводятся энергосервисные контракты, по которым исполнители будут повышать энергоэффективность использования энергоресурсов заказчиком.

    Вводятся плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Они будут проводиться 2 раза и более в 3 года.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений (о внесении изменений в НК РФ и КоАП РФ), для которых установлены более поздние сроки вступления в силу.

    Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 34, 36 и 37 настоящего Федерального закона

    Статьи 34 и 36 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

    Статья 37 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

    Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 27 ноября 2009 г. N 63, в «Российской газете» от 27 ноября 2009 г. N 226, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5711

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 253-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 октября 2022 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 241-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 255-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 221-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 16 января 2019 г.

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 107-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 196-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 269-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 466-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 339-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 291-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 401-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 399-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2014 г. и 1 октября 2014 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 109-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 21, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Закон Республики Беларусь № 239-З (Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 г. №239-З «Об энергосбережении.»)

    apple gplay huavei

    В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

    вторичные энергетические ресурсы – энергия побочных и промежуточных продуктов, отходов производства (потерь), получаемых в технологических агрегатах и установках, технологических процессах, функциональное назначение которых не связано с ее производством, не используемая в самих агрегатах, установках, процессах;

    местные топливно-энергетические ресурсы – существующие в природе, добытые (произведенные) на территории Республики Беларусь ископаемые виды топлива, произведенная из них энергия, а также возобновляемые источники энергии;

    норма расхода топливно-энергетических ресурсов – величина потребления топлива, тепловой, электрической энергии на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества, измеряемая в условных (натуральных) единицах. При выполнении работ, оказании услуг, не связанных с производством продукции, к нормам расхода топливно-энергетических ресурсов приравниваются предельные уровни потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимые для выполнения таких работ, оказания таких услуг;

    показатели в сфере энергосбережения – показатели, характеризующие результаты деятельности юридических лиц по реализации энергосберегающих мероприятий;

    потребители топливно-энергетических ресурсов – юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, потребляющие один или несколько видов топливно-энергетических ресурсов;

    предельный уровень потребления топливно-энергетических ресурсов – величина максимально допустимого потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимого на период до 1 года;

    прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов – убывающий ряд значений норм расхода топливно-энергетических ресурсов, формирующийся на период от 1 года до 5 лет и соответствующий обоснованным предложениям по снижению норм расхода топливно-энергетических ресурсов;

    производители топливно-энергетических ресурсов – юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие один или несколько видов топливно-энергетических ресурсов;

    рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – использование топливно-энергетических ресурсов, направленное на исключение необоснованного их расхода, с применением наиболее целесообразных их видов;

    текущие нормы расхода топливно-энергетических ресурсов – ряд значений норм расхода топливно-энергетических ресурсов, формирующийся сроком до 1 года и учитывающий минимизацию потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции (работ, услуг);

    топливно-энергетические ресурсы – совокупность всех природных и полученных в результате преобразований видов топлива и энергии;

    экономия топливно-энергетических ресурсов – сокращение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов относительно аналогичного периода предыдущего года, полученное в результате внедрения энергосберегающих мероприятий;

    экспресс-энергоаудит – энергетическое обследование (энергоаудит) по отдельным направлениям потребления топливно-энергетических ресурсов, или одного из их видов, или вторичных энергетических ресурсов либо по отдельной группе энергопотребляющего оборудования, имеющее ограниченный характер как по объему, так и по времени проведения;

    энергетическая эффективность (энергоэффективность) – характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования топливно-энергетических ресурсов к затратам топливно-энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта;

    энергетический менеджмент – деятельность по управлению потреблением топливно-энергетических ресурсов;

    энергетическое обследование (энергоаудит) – обследование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающее сбор и обработку информации об использовании топливно-энергетических ресурсов, о показателях в сфере энергосбережения, проводимое в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и выявления возможных направлений для более эффективного и рационального их использования;

    энергосберегающее мероприятие – мероприятие, результатом реализации которого является более эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

    энергосбережение – организационная, практическая, научная, информационная и другая деятельность субъектов отношений в сфере энергосбережения, направленная на более эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

    эффективное использование топливно-энергетических ресурсов – наиболее прогрессивный экономически оправданный способ использования топливно-энергетических ресурсов.

    Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере энергосбережения

    Отношения в сфере энергосбережения регулируются законодательством об энергосбережении, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

    Законодательство об энергосбережении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

    Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Субъекты и объекты отношений в сфере энергосбережения

    Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные государства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами).

    Объектами отношений в сфере энергосбережения являются топливно-энергетические ресурсы и соответствующее оборудование, их производящее и потребляющее, технологические процессы, связанные с потреблением, транспортировкой и хранением топливно-энергетических ресурсов, капитальные строения (здания, сооружения) и другие объекты отношений в сфере энергосбережения, предусмотренные настоящим Законом.

    Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении

    За нарушение законодательства об энергосбережении юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

    ГЛАВА 2
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

    Статья 5. Государственное регулирование в сфере энергосбережения

    Государственное регулирование в сфере энергосбережения осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции, определенной законодательством.

    Государственное регулирование в сфере энергосбережения основывается на принципах:

    роста энергетической безопасности, в том числе повышения энергетической независимости Республики Беларусь;

    эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

    приоритетности внедрения энергоэффективного оборудования, технологий и материалов;

    научно-технической обоснованности реализуемых мероприятий;

    системности и иерархичности управления.

    Государственное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется путем:

    формирования, утверждения и реализации государственных программ в сфере энергосбережения, принятия решений заказчиками государственных программ в сфере энергосбережения о мерах по их реализации;

    технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия техническим требованиям;

    установления показателей в сфере энергосбережения;

    нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

    проведения энергетических обследований (энергоаудитов);

    проведения государственной экспертизы энергетической эффективности;

    надзора в сфере энергосбережения.

    Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере энергосбережения

    Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере энергосбережения и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

    Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере энергосбережения

    Совет Министров Республики Беларусь в сфере энергосбережения:

    обеспечивает проведение единой государственной политики;

    устанавливает целевые показатели энергосбережения, показатели по использованию местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, а также другие показатели в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством об энергосбережении и определяет порядок их доведения;

    утверждает государственные программы в сфере энергосбережения и принимает меры по их реализации;

    определяет порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов;

    устанавливает порядок и условия проведения государственной экспертизы энергетической эффективности;

    устанавливает порядок организации и проведения энергетических обследований (энергоаудитов), а также утверждает примерную форму энергетического паспорта объекта обследования;

    осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

    Статья 8. Полномочия уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения

    Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения:

    проводит единую государственную политику;

    обеспечивает проведение государственной экспертизы энергетической эффективности;

    формирует государственные программы в сфере энергосбережения и осуществляет мониторинг их реализации;

    согласовывает заказчикам государственных программ в сфере энергосбережения перечни мероприятий, направленных на достижение целевых показателей государственных программ в сфере энергосбережения, по реализации основных направлений энергосбережения, планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц и осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг их реализации;

    разрабатывает методологию расчета показателей в сфере энергосбережения;

    организует информационное обеспечение и пропаганду энергосбережения;

    в пределах своей компетенции участвует в разработке и реализации мер по стимулированию энергосбережения;

    осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

    Статья 9. Полномочия других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере энергосбережения

    Другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в сфере энергосбережения обеспечивают:

    формирование перечней мероприятий, принятие решений о мерах по реализации государственных программ в сфере энергосбережения и осуществляют мониторинг их реализации;

    внедрение энергоэффективного оборудования, технологий и материалов, в том числе в рамках реализации международных проектов;

    выполнение установленных показателей в сфере энергосбережения, установление и соблюдение норм расхода топливно-энергетических ресурсов;

    информационное обеспечение и пропаганду энергосбережения;

    разработку и реализацию мер по стимулированию энергосбережения;

    осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

    ГЛАВА 3
    ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (ЭНЕРГОАУДИТ)

    Статья 10. Задачи проведения энергетического обследования (энергоаудита)

    Основными задачами проведения энергетического обследования (энергоаудита) являются:

    оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и определение реального потенциала энергосбережения;

    выработка обоснованных предложений по переходу на прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов;

    определение возможных направлений экономии топливно-энергетических ресурсов;

    разработка энергосберегающих мероприятий;

    разработка энергетического паспорта объекта обследования.

    Статья 11. Энергетическое обследование (энергоаудит)

    Энергетическому обследованию (энергоаудиту) в обязательном порядке подлежат юридические лица с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тысячи тонн условного топлива и более.

    Обязательное энергетическое обследование (энергоаудит) юридического лица проводится не реже одного раза в 5 лет согласно графикам, ежегодно утверждаемым соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

    Обязательное энергетическое обследование (энергоаудит) юридического лица, у которого с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, проводится в виде экспресс-энергоаудита.

    Обязательное энергетическое обследование (энергоаудит) юридического лица проводится на основании технического задания на проведение энергетического обследования (энергоаудита), составленного обследуемым юридическим лицом и согласованного с соответствующим территориальным органом уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.

    В отношении юридических лиц, не указанных в части первой настоящей статьи, и индивидуальных предпринимателей энергетическое обследование (энергоаудит) может проводиться в добровольном порядке.

    Добровольное энергетическое обследование (энергоаудит) проводится на основании технического задания на проведение энергетического обследования (энергоаудита), составленного обследуемым лицом.

    Статья 12. Оказание услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту)

    Услугу по энергетическому обследованию (энергоаудиту) вправе оказывать только юридическое лицо, соответствующее требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.

    Юридическое лицо, оказывающее услугу по энергетическому обследованию (энергоаудиту), имеет право:

    привлекать в установленном порядке к проведению энергетического обследования (энергоаудита) и рассмотрению его результатов квалифицированных специалистов других организаций, компетентных в этой области;

    вносить предложения о совершенствовании нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области энергетического обследования (энергоаудита);

    запрашивать и получать от обследуемого лица сведения, материалы и документы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.

    Статья 13. Договор на оказание услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту)

    Проведение энергетического обследования (энергоаудита) осуществляется на основании договора на оказание соответствующей услуги, заключаемого с учетом требований настоящего Закона и иных актов законодательства.

    Договор на оказание услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту) должен содержать:

    условия о сроках и стоимости оказания услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту);

    порядок приемки обследуемым лицом результатов энергетического обследования (энергоаудита);

    условие об ответственности, которая может возникнуть в результате причинения юридическим лицом, оказывающим услугу по энергетическому обследованию (энергоаудиту), вреда обследуемому лицу вследствие некачественного и (или) несвоевременного выполнения возложенных на него функций и обязанностей, за недостоверность результатов энергетического обследования (энергоаудита) в соответствии с законодательными актами;

    условие об освобождении от ответственности юридического лица, оказывающего услугу по энергетическому обследованию (энергоаудиту), в случае предоставления обследуемым лицом недостоверных данных, повлекших искажение результатов энергетического обследования (энергоаудита);

    иные обязательные условия, установленные законодательством.

    Договор на оказание услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту) может содержать:

    условие о сопровождении юридическим лицом, оказывающим услугу по энергетическому обследованию (энергоаудиту), реализации предложенных обследуемому лицу энергосберегающих мероприятий;

    иные условия, определенные соглашением сторон.

    Сроки и стоимость оказания услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту) определяются исходя из необходимого объема оказания такой услуги согласно техническому заданию на проведение энергетического обследования (энергоаудита).

    Финансирование оказания услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту) осуществляется за счет средств обследуемого лица.

    Статья 14. Использование результатов энергетического обследования (энергоаудита)

    По результатам энергетического обследования (энергоаудита) в установленном порядке разрабатываются:

    энергосберегающие мероприятия, соответствующие основным направлениям энергосбережения и способствующие увеличению использования вторичных энергетических ресурсов, местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии;

    обоснованные предложения по переходу на прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов с учетом планируемой экономии топливно-энергетических ресурсов от реализации разработанных энергосберегающих мероприятий (для юридических лиц с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тысячи тонн условного топлива и более);

    энергетический паспорт объекта обследования.

    Энергосберегающие мероприятия, разработанные по результатам энергетического обследования (энергоаудита), включаются в решения заказчиков государственных программ в сфере энергосбережения о мерах по их реализации, планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц.

    ГЛАВА 4
    ПОКАЗАТЕЛИ, НОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

    Статья 15. Показатели в сфере энергосбережения

    В сфере энергосбережения устанавливаются целевые показатели энергосбережения, показатели по использованию местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, а также другие показатели в соответствии с законодательством об энергосбережении.

    Статья 16. Цели и задачи нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов

    Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов осуществляется в целях обеспечения применения при планировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономически обоснованного расхода топливно-энергетических ресурсов.

    Нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения.

    Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов должно основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, единых методических и организационных принципах, учитывать требования по эффективному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.

    Разработку единых методических и организационных принципов нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов осуществляет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения.

    Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов должны:

    разрабатываться на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе;

    учитывать условия производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и энергосберегающих мероприятий;

    способствовать максимально возможному, с учетом экономической целесообразности, эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, усилению заинтересованности трудовых коллективов в энергосбережении;

    быть взаимоувязаны с другими показателями хозяйственной деятельности;

    систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе в сторону увеличения.

    Статья 17. Установление норм расхода топливно-энергетических ресурсов

    Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов для юридических лиц с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 300 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час и более, устанавливаются:

    республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, – для подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций;

    местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня – для подчиненных им государственных организаций;

    уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения или по его поручению соответствующими структурными подразделениями и территориальными органами по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения – для иных юридических лиц.

    Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов для государственных организаций, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, устанавливаются после их согласования с уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

    В случае, когда годовое суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов юридическим лицом, имеющим источники тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час и более, составляет менее 300 тонн условного топлива, нормы расхода топливно-энергетических ресурсов устанавливаются только для источников тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час и более.

    Разработку норм расхода топливно-энергетических ресурсов обеспечивают юридические лица, которыми предполагается их применение.

    Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов могут быть текущие и прогрессивные.

    Статья 18. Текущие и прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов

    Текущие нормы расхода топливно-энергетических ресурсов устанавливаются на период до 1 года, в том числе по результатам проведенного энергетического обследования (энергоаудита).

    Прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов устанавливаются на период от 1 года до 5 лет для юридических лиц с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тысячи тонн условного топлива и более, в том числе по результатам проведенного энергетического обследования (энергоаудита).

    Статья 19. Государственные программы в сфере энергосбережения, планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц

    Государственные программы в сфере энергосбережения формируются уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

    Источниками финансирования государственных программ в сфере энергосбережения могут являться средства республиканского и (или) местных бюджетов, собственные средства исполнителей государственных программ, кредиты банков, другие источники, не запрещенные законодательством.

    В государственные программы в сфере энергосбережения могут включаться мероприятия, в результате реализации которых достигаются экономия топливно-энергетических ресурсов, замещение импортируемых топливно-энергетических ресурсов местными топливно-энергетическими ресурсами, в том числе возобновляемыми источниками энергии, а также мероприятия, направленные на осуществление соответствующей деятельности в рамках международного сотрудничества, привлечение инвестиций, совершенствование информационного обеспечения, стимулирование и пропаганду энергосбережения.

    Государственными организациями и хозяйственными обществами, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (кроме микроорганизаций), а также участниками холдингов, управляющие компании которых являются государственными унитарными предприятиями либо хозяйственными обществами, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 300 тонн условного топлива и более, иными юридическими лицами с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 1500 тонн условного топлива и более утверждаются и выполняются планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц.

    Порядок формирования и выполнения планов мероприятий по энергосбережению юридических лиц утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

    ГЛАВА 5
    НАДЗОР, ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

    Статья 20. Надзор в сфере энергосбережения

    Уполномоченные в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности структурные подразделения и территориальные органы уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения осуществляют надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.

    Статья 21. Оценка соответствия в сфере энергосбережения

    Оценка соответствия в сфере энергосбережения проводится в соответствии с законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, а также с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

    Статья 22. Государственная экспертиза энергетической эффективности

    Целью государственной экспертизы энергетической эффективности является обеспечение соответствия проектной документации требованиям законодательства об энергосбережении, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

    Основными задачами государственной экспертизы энергетической эффективности являются:

    проведение оценки проектной документации на соответствие требованиям законодательства об энергосбережении, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

    определение достаточности и обоснованности предусматриваемых в проектной документации мер по повышению энергоэффективности.

    Государственной экспертизе энергетической эффективности подлежит проектная документация на возведение и реконструкцию жилых, административных зданий, объектов социально-культурного и производственного назначения, в том числе источников тепловой и электрической энергии.

    Проведение государственной экспертизы энергетической эффективности обеспечивается уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

    Порядок и условия проведения государственной экспертизы энергетической эффективности устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

    В целях обеспечения выполнения требований по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, повышения качества проведения государственной экспертизы энергетической эффективности застройщики, заказчики строительства источников тепловой и электрической энергии должны осуществлять согласование предпроектной (предынвестиционной) документации:

    со структурным подразделением уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения – для источников электрической энергии, источников с комбинированной выработкой энергии электрической мощностью более 3 мегаватт, источников тепловой энергии производительностью более 10 гигакалорий в час;

    с территориальными органами уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения – в остальных случаях.

    Источники тепловой и электрической энергии, предпроектная (предынвестиционная) документация для строительства которых подлежит согласованию, а также порядок такого согласования определяются Советом Министров Республики Беларусь.

    Положительное заключение государственной экспертизы энергетической эффективности является обязательным условием для утверждения проектной документации на возведение и реконструкцию жилых, административных зданий, объектов социально-культурного и производственного назначения, в том числе источников тепловой и электрической энергии.

    В Республике Беларусь не допускаются строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в том числе после реконструкции, модернизации и (или) капитального ремонта, не соответствующих требованиям законодательства об энергосбережении, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

    Статья 23. Стимулирование энергосбережения

    Стимулирование энергосбережения может осуществляться в соответствии с законодательством в виде:

    государственной финансовой поддержки производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов в случаях и порядке, определенных Президентом Республики Беларусь;

    финансирования государственных программ в сфере энергосбережения за счет средств республиканского и местных бюджетов;

    гарантированного подключения к государственным энергетическим сетям источников электрической энергии (в том числе объектов малой энергетики), использующих невозобновляемые топливно-энергетические ресурсы с более низким их расходованием за счет работы на тепловом потреблении, а также работающих на местных топливно-энергетических ресурсах или использующих вторичные энергетические ресурсы;

    приобретения производимой источниками электрической энергии (в том числе объектами малой энергетики), работающими на местных топливно-энергетических ресурсах или использующими вторичные энергетические ресурсы, электрической энергии государственными энергоснабжающими организациями на условиях, стимулирующих создание и эксплуатацию таких объектов;

    проведения гибкой тарифной политики платежей за топливно-энергетические ресурсы, стимулирующей реализацию мероприятий по их экономии;

    установления тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по временным периодам или иным критериям, отражающим эффективность использования топливно-энергетических ресурсов;

    предоставления налоговых, таможенных (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и иных льгот в отношении ввозимых на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения, а также при реализации иных энергосберегающих мероприятий;

    предоставления права на аккумулирование средств, образующихся в результате отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение года после реализации энергосберегающих мероприятий стоимости сэкономленных топливно-энергетических ресурсов относительно фактического уровня их расходования на единицу продукции (работ, услуг) за год, предшествующий внедрению энергосберегающих мероприятий, и направление их в дальнейшем на финансирование энергосберегающих мероприятий;

    проведения ежегодного соревнования за достижение наилучших показателей по экономии топливно-энергетических ресурсов среди организаций и регионов республики с занесением победителей соревнования на Республиканскую доску Почета и выплатой предусмотренных законодательством денежных премий победителям соревнования;

    создания условий для распространения идей учащихся и передового опыта учреждений образования по формированию активной социальной позиции в отношении эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, проведения ежегодного республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости с поощрением победителей;

    создания необходимых условий для функционирования системы мотивации руководителей и работников организаций к ведению работы по энергосбережению.

    В сфере энергосбережения могут применяться иные виды стимулирования энергосбережения в соответствии с законодательством.

    ГЛАВА 6
    ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

    Статья 24. Образование и подготовка кадров в сфере энергосбережения

    Учебно-программная документация образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования должна включать изучение основ энергосбережения. Изучение основ энергосбережения при получении общего среднего образования осуществляется на факультативных занятиях.

    В целях реализации государственной политики в сфере энергосбережения должны осуществляться подготовка и повышение квалификации специалистов в области применения энергоэффективных технологий и осуществления энергетического менеджмента.

    Статья 25. Информационное обеспечение в сфере энергосбережения

    Информационное обеспечение в сфере энергосбережения осуществляется постоянно республиканскими органами государственного управления, в том числе в рамках своей компетенции уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами, а также другими субъектами отношений в сфере энергосбережения.

    Информационное обеспечение в сфере энергосбережения может осуществляться путем:

    пропаганды энергосбережения через средства массовой информации;

    создания на территории отдельных административно-территориальных единиц демонстрационных территорий (демонстрационных зон высокой энергоэффективности), на которых реализованы демонстрационные проекты эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, с учетом передового зарубежного и отечественного опыта решены организационные, технические, экономические вопросы энергосбережения;

    организации выставок энергоэффективного оборудования, технологий и материалов;

    проведения конкурсов, акций, семинаров, конференций, форумов, других тематических мероприятий;

    представления потребителям и производителям топливно-энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

    информирования потребителей о классах энергоэффективности продукции, соответствии энергетической эффективности капитальных строений (зданий, сооружений) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технических регламентов Евразийского экономического союза, способах экономии тепловой и электрической энергии;

    Статья 26. Международное сотрудничество в сфере энергосбережения

    Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством.

    Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:

    взаимодействие с иными государствами в сфере энергосбережения в рамках заключаемых международных договоров Республики Беларусь;

    участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в сфере энергосбережения, международных выставках, симпозиумах, конференциях и других мероприятиях;

    взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями информацией о технологиях и инновациях в сфере энергосбережения;

    реализация проектов международной технической помощи в сфере энергосбережения;

    привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по повышению энергоэффективности.

    ГЛАВА 7
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 27. Признание утратившими силу закона и отдельных положений законов

    Признать утратившими силу:

    Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 года «Об энергосбережении» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 31–32, ст. 470);

    статью 20 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

    статью 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О внесении изменений и дополнения в законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых актов законодательства и отдельных положений актов законодательства Республики Беларусь по вопросам административной ответственности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414);

    статью 5 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения единства измерений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);

    статью 2 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной статистики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583);

    статью 15 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666).

    Статья 28. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

    Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

    обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

    принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

    Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

    статьи 1–27 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

    Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/30163

    Источник https://base.garant.ru/12171109/

    Источник https://etalonline.by/document/?regnum=h11500239&q_id=

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: